рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Археокультурная словесность

Археокультурная словесность - раздел Философия, ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Археокультурная Словесность Соответствует Общин­ной Окс (См. Табл. 5.1). ...

Археокультурная словесность соответствует общин­ной ОКС (см. табл. 5.1). Общинная коммуникационная система— это первобытнообщинная коммуникационная система, в которой все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов, используя для переда­чи смысловых сообщений четыре исходных канала. Разу­меется, никаких коммуникационных служб нет.

Господство устного слова установилось не сразу, по­тому что оно требует достаточно развитого и абстрактно­го мышления. Палеолитическим охотникам и собирате­лям были ближе и понятнее изображения, чем словесные образцы. Отсюда — замечательный расцвет первобытного изобразительного искусства 35―15 тыс. лет назад. Изображе­ния, сперва примитивные, затем реалистические, наконец схематические служили ступенями для развития интел­лекта первобытного человека. Без опоры на наглядные образы, представляемые изобразительным искусством, интеллектуальный прогресс палеолитических общин был бы весьма затруднен, а значит, было бы невозможно гос­подство устного слова, т. е. становление археокультурной словесности в эпоху мезолита и неолита. Этот факт — еще одно свидетельство взаимозависимости различных коммуникационных каналов, в данном случае — каналов уст­ной и документной коммуникации.

Терминологической ясности ради следует уточнить, что под словесностьюмы понимаем не совокупность уст­ных и письменных текстов на естественных языках (в от­личие от В. И. Даля, мы не включаем в понятие «словес­ность» письменность и литературу[70]), а такое состояние культуры, когда коммуникационная деятельность проис­ходит в формах устного управления или устного диалога, а социальная память представлена в виде неовеществленных ее разделов и символьно-иконических каналов. При этом большую роль в передаче культурных смыслов играет под­ражание, распространённейшая форма коммуникационной деятельности в общинных ОКС. Перечислим некоторые особенности археокультурной словесности:

1. Общинная коммуникационная система отличалась первобытным равенством, и социальная однородность (бесклассовость) первобытных общин сопровождалась синкретичностью(слитностью) вербальных, музыкаль­ных, иконических каналов в языческих ритуальных священнодействиях. Впоследствии из этой синкретичности выросли изобразительное искусство (первобытная живо­пись, графика, орнамент, скульптура), исполнительское искусство (музыка, танец), наконец, поэзия и фольклор как искусство слова. Творцами первобытных культурных смыслов, образовавших содержание общинной коммуни­кации, были неведомые нам гениальные художники, му­зыканты, артисты, поэты.

2.Обожествление слова,которое нашло отражение в мировых религиях. Господь, как известно, творил мир не действиями, а словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть» (Иоан. 1:1―3); «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:3). В Коране написано: «Его приказ, когда он желает чего-нибудь, — только сказать ему: «Будь!» и оно бывает» (36, 81―82). В одном из гимнов Ригведы, об­ращенном к богу Агни, говорится: «Он укрепил небо истинными священными словами» (Ригведа. Мандалы I―IV. М., 1989. с. 85).

Кстати, буддизм — это культура размышления, кото­рая пошла дальше знаков и отказалась и от слов, и от чи­сел. Нирвана достигается путем самоуглубления, медита­ции, а не заклинаний.

3. Священные словеса передавались из уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажения при устной передаче; этому спо­собствовали ритмический размер, повторяющиеся стан­дартные фразы, музыкальное сопровождение многих гим­нов. Даже позже, когда стала известна письменность, божественные откровения запрещалось фиксировать; они доверялись лишь слуху посвященных.

Причем нельзя считать, что недокументированная со­циальная память не надежна. Древнейший из памятников словесного искусства — собрание гимнов Ригведа датиру­ется XVIII ― XII вв. до н. э., а запись (кодификация) Ригведы состоялась только в XII ― XV вв. н. э. Очевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохранить­ся более трех тысяч лет в народной памяти, если бы в арий­ских племенах Индии не было бы тысячелетних традиций устного творчества, восходящих к неолитической эпохе.

4. Талантливый поэт, сказитель в дописьменных об­ществах выполнял роль летописца, служителя не текущих забот и интересов, а социальной памяти, воплощенной в мифах, легендах, преданиях. Эстетические потребности удовлетворяли лирики, способные выразить в слове и музыке эмоциональные переживания. Представление о поэте как пророке, любимце богов несомненно восходит к археокультурной словесности.

Обобщая сказанное, можно сказать, что археокультурная словесность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функциониро­вание неовеществленной социальной памяти, заключаю­щейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практичес­кого опыта, наконец, священного мифологического созна­ния и самосознания.

Археокультурная словесность, несмотря на свое гос­подствующее положение в ОКС, никогда не вытесняла иконическое искусство. Правда, последнее трансформи­ровалось из сюжетно-образного в абстрактно-орнамен­тальное. Орнаментализация документального канала имела два немаловажных следствия:

• вместо охотничьих эмоций гармонично сплетенный орнамент исподволь внедряя в первобытную психику ощущения красоты формы, цвета, пропорции, создавая тем самым предпосылки для появления эстетического сознания и, следовательно, возникновения собственно искусства, а не утилитарных изображений;

• орнамент и схематизированный рисунок — прямые предшественники пиктограмм и иероглифов. В древнейших памятниках египетского и шумерского письма нельзя опре­делить, где кончается графика и начинаются письмена.

Таким образом, в недрах господствующей устной сло­весности вызревал реваншдокументных каналов за утра­ченное первенство. Реванш состоял в открытии нового документного канала — письменности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ... КОММУНИКАЦИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Археокультурная словесность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Соколов А. В.
С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с. ISBN 5-8016-0091-4   В учебном пособии излагается обобщ

Эволюции культуры
Культуравсякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие,т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), к

Как предмет исследования
История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-ло­госом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужи­ло то, что политическая жи

Контуры метатеории социальной коммуникации
Независимо от прикладных приложений и корыстных расчетов бизнесменов и политических лидеров зарубеж­ные ученые оценили фундаментальную значимость соци­альной коммуникации для человеческой ци

Обыденное и научное понимание коммуникации
Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке, легко проследить по справочной литера­туре. В первом словаре иностранных слов «Лексикон во­кабулам новым по алфавиту», правленн

Проблема смысла
Смысл (значение), по словам С. Лема, «сущее бед­ствие» лингвистов, логиков, психологов, философов[9]. Проблема смысла — бурный эпицентр многовековых спо­ров идеалистов и материалистов, поскольку «с

Проблема понимания
До сих пор мы акцентировали внимание на смысло­вых процессах в сознании коммуниканта, теперь обратим­ся к реципиенту, поскольку именно он является конеч­ной инстанцией, определяющей эффективность с

Социальное пространство и время
Как уже отмечалось, существуют разные хронотопы (пространственно-временные координаты), и нужно по­яснить, почему для социальной коммуникации нами выб­ран социальный хронотоп, а не материальное тре

Коммуникационные действия и их формы
Коммуникационную деятельность мы определили как движение смыслов в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) соответствует ком­муникационной деятельности, точнее — не деят

Деятельности
В качестве коммуникантов и реципиентов могут вы­ступать три субъекта, относящиеся к разным уровням со­циальной структуры: индивидуальная личность (И), со­циальная группа (Г

Микрокоммуникация
В таблице 2.1 представлены 7 форм микрокоммуни­кации, где индивидуальная личность выступает в каче­стве активного реципиента (подражание) или активно­го коммуниканта (диалог, управление); в качеств

Мидикоммуникация
Пять форм мидикоммуникации включают такие соци­ально-коммуникационные явления, как мода — основан­ная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, обр

Макрокоммуникация
Макрокоммуникационные формы коммуникационно­го взаимодействия, которые в табл. 2.1 названы заимство­вание достижений (МпМ), взаимодействие культур (М

В коммуникационной деятельности
Коммуникационная трагедия: две параллельные прямые полюбили друг друга. Увы!   В таблице 2.1 представлены формы коммуникацион­ной деятельности в зависимости от участ

И коммуникационная категория
Категория «общение» часто отождествляется с кате­горией «коммуникация». Это отождествление происходит само собой в англоязычных текстах, где кроме communica­tion нет другого слова для перевода русс

Действие
Игра представляет собой общение между людьми, ко­торое может происходить в трех вариантах: • Игра в рамках несловесной (невербальной) комму­никации, например, спортивные игры.

Коммуникационное действие
Псевдоигра— это игра, утратившая творческую со­ставляющую, но сохранившая коммуникационную состав­ляющую, заключенную в игровой форме. Псевдоигра не обладает непринужденностью, доб

Правда и ложь в коммуникационной деятельности
Смыслы (знания, умения, эмоции, стимулы), которые коммуниканты сообщают реципиентам, не всегда бывают правдивыми, искренними, достоверными. Ложь, обман, иллюзия, коварство — это коммуникационные

Межличностная коммуникация
Правда и ложь во благопроявляется в повседневном этикете, в стереотипной вежливости, о которой Н. Ман­дельштам писала как об «обычной лжи нашей эпохи». Прославленное женское кокетс

Групповая коммуникация
Правда и ложь во благотворится людьми верующи­ми, и рассадниками их являются миссионеры и проповед­ники, маги, гадалки, астрологи. Утопии, сочиненные бла­городными мечтателями (Т.

Массовая коммуникация
Массовые аудитории всегда рассматривались често­любивыми и властолюбивыми индивидами и активны­ми социальными группами как объект коммуникацион­ного управления. Мало кто заботился о благе народа и

И мнемические действия
В разделе 1 мы определили социальную память, или мнемическую деятельность, как движение смыслов в со­циальном времени. Для раскрытия сущности и специфи­ческих особенностей социальной памяти полезно

Информационная модель индивидуальной памяти
Структурно-функциональная блок-схема памяти, пред­ложенная Р. Аткинсоном, приведена на рис. 3.2. Система памяти включает следующие функциональные блоки: Сенсорный регистр(

Групповая социальная память
Структура и содержание групповой памяти зависит от субъекта-носителя, т.е. социальной группы, которой при­надлежит эта память. В социологии различают малые соци­альные группы, большие социальные гр

Структура социальной памяти общества
Содержание памяти стабильных массовых совокупно­стей типа общества (социума) образуют социальные смыс­лы — знания, умения, стимулы, эмоции, полезные для жизни данного общества (бесполезные смыслы и

Противоречия общественного познания
Социальная память — хранилище всевозможных смыс­лов: знаний, умений, стимулов, эмоций. Легко заметить, что общественные настроения, выражающие желания, симпатии, антипатии большинства членов общест

Коммуникационных каналов
Коммуникационный канал— это реальная или вооб­ражаемая линия связи (контакта), по которой сообще­ния движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всяк

Социально-языковые функции
1а. Национально-культурная функция вытекает из сущностной функции социальной памяти, свойственной язы­ку. Подчеркнем, что национальный язык — это духовный генофонд народа, подобный генетичес

Индивидуально-языковые функции
Всякий человек рождается и, как правило, проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятель­ство неизбежно накладывает свой отпеч

Социально-речевые функции
За. Регулятивная функция — управляющая сила сло­ва. В. Маяковский провозглашал: Я знаю силу слов, я знаю слов набат... В. Шефнер написал более сдержанно:

Индивидуально-речевые функции
4а. Функция развития интеллекта. Использование внутренней речи для осмысления внешних впечатлений и самоопределения способствует развитию рационально­го мышления, т. е. интеллекта личности.

Коммуникационные барьеры
Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры д

Языка эсперанто
Идея искусственного международного языка очень соблазнительна для благородно и прогрессивно мыслящих энтузиастов. Единый, общепонятный и общепринятый язык мог бы стать платформой для преодоления на

Система документной коммуникации в XX веке
Документная коммуникация соответствует элементар­ной схеме коммуникационной деятельности (рис.1.1) только в случае непосредственной переписки между ком­муникантом и реципиентом. Появление почты озн

Функции документов
Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Сущностные функции, на­помним, это те свойства предмета, которые неотъемлемо ему присущи, обусловлены его природой, а для

Коммуникационные барьеры
Ни один из родов коммуникации не обходится без ба­рьеров, препятствующих движению смыслов. В пункте 4.2.3 мы определили четыре барьера, свойственных устной ком­муникации: технический, межъязыковой,

Цензура как орудие коммуникационного насилия
В общем смысле цензурапонимается как контроль и ог­раничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний (фактов, концепций), стимулов (призы­вов, волевых воздейс

Электронной коммуникации
Маршалл Маклюэн (М. McLuhan) (1911―1980), ка­надский профессор, первоначально специализировавший­ся в области английской литературы, а с 50-х годов по­святивший себя фило

Функции электронной коммуникации
В наши дни существуют три вида коммуникации: уст­ная, документная, электронная. Суждено ли им мирное сосуществование в дальнейшем? М. Маклюэн и многие его единомышленники давно уже пророчат крах «Г

Коммуникационные барьеры
1.Технический барьерв телевизионно-компьютерных системах, надо надеяться, не будет угрожать качеству ком­муникации, ибо надежность и качество электронной тех­ники XXI века достигну

Глобальная коммуникационная система Интернет
История возникновения Интернет такова. В конце 60-x ― начале 70-х годов Агентство перспективных разра­боток Министерства обороны США создало компьютер­ную сеть, охватываю

Древо коммуникационных каналов
В разделе 4.1, открывавшем настоящую главу, произведен обзор эволюции коммуникационных каналов (рис. 4.1), начиная стадией пракультуры и заканчивая нынешней электронной коммуникацией. Поскольку нов

Коммуникационных систем
Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникац

Палеокультурная книжность
Письменность, сформировавшаяся на основе археокультурных символьно-иконических документов, явилась исключительно важным культурным достижением. Сре­ди историков письма нет единства в объяснении его

Мануфактурная неокультурная книжность
Палеокультурная рукописная книга — представитель первого поколения книжности, когда в роли книги высту­пали папирусные свитки, а со II в. до н. э. — пергамен (нем. «пергамент»); мануфактурна

Социальной коммуникации
Стандартные словарные дефиниции сообщают, что семиотика(семиология) — научная дисциплина, изуча­ющая природу, виды и функции знаков, знаковые систе­мы и знаковую деятельность челов

Семиотика текстов
Принятое большинством ученых стандартное толкова­ние определения Ч. Пирса, согласно которому знаком яв­ляется тот предмет, который репрезентирует (представля­ет, замещает) другой объект, нуждается

Семантика, синтактика, прагматика
Среди методологических приемов, успешно применяе­мых во всех случаях обращения к арсеналу семиотики, нельзя не назвать введенное еще Ч. Пирсом и развитое Ч. Морри­сом разделение семиотики на три ча

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  В научной литературе часто встречается толкование социальной коммуникации как обмена (передачи) инфор­мации между людьми. При этом значение термина «ин­формация» не считают нужным п

Концепции информации в современной науке
Еще в прошлом веке в Европе термин «информация» производился от предлога «in» — в и слова «forme» и трак­товался как нечто упорядочивающее, оформляющее. Тог­да «информатором» называли домашнего учи

Информация — абстрактная фикция
Единственное определение информации, которое не вызвало открытых возражений в научном сообществе, при­надлежит «отцу кибернетики», математику Норберту Винеру (1894—1964), который в

Информация — физический феномен
Отражение в материалистической философии пони­мается как атрибут материи (отсюда — название концеп­ции «атрибутивная»). В. И. Ленин писал: «вся материя обладает свойством, по существу родственным с

Информация — функция самоуправляющейся системы
Функциональная концепцияинформации представ­лена двумя разновидностями: кибернетической, утверж­дающей, что информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых

Концепции социальных информатик
Информационный подход играет в науке две роли: • роль одного из научно-исследовательских инстру­ментов в арсенале какой-либо конкретной науки, на­пример, генетики или психологии, лингвисти

Социальная информатика I (70-е гг.)
Впервые в советской научной литературе термин «ин­форматика» был употреблен в 1963 г. для обозначения «интегральной научной дисциплины», представляющей собой «важный теоретический стержень автомати

Социальная информатика II (80-е гг.)
В 80-х годах во всех промышленно развитых странах происходила информатизация материального производства, под которой понималось внедрение роботов, гибких ав­томатизированных линий, заводов-а

Социальная информатика III (90-е гг.)
И социальная информатика I, и социальная информа­тика II объективируют социальную информацию, т. е. при­держиваются некорректного информационного подхода, рассматривая социально-коммуникацио

Коммуникационных потребностей
Существует причинно-следственная связь между по­требностью (П) и деятельностью (Д), выражаемая зави­симостью П→Д. Потребнос

Личностные коммуникационные потребности
Личностные потребности отличаются тем, что их но­ситель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребно

Формальная структура профессиональных
информационных потребностей   Характеристика информации и запросов широкотематические (ознакомительные запросы) узкоте

Общественные коммуникационные потребности
Общество представляет собой самовоспроизводящу­юся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искус­ственно созданный механизм и не результат соглаше

Коммуникационные потребности
дописьменной общины:→ Общинная ОКС:   А — потребности → Сущностные функции В — потребности → Прикладные функции

Социально-коммуникационных явлений
В предыдущем параграфе было показано наращивание сущностных и прикладных функций ОКС по мере пере­хода от археокультуры к неокультуре. Функциональный подход наглядно демонстрирует динамику развития

Социально-коммуникационные права и свободы
Либерально-демократическая схема управления соци­ально-коммуникационными институтами свойственна пра­вовому государству. Правовым государством,в отличие от деспотии (тирании, охлок

Ленинский принцип партийности
Анализ трудов В.И. Ленина показывает, что он обра­щался к принципу партийности в двух случаях: во-первых, для разоблачения претензий того или иного деятеля на над­классовую объективность; во-вторых

Тотальная цензура. Опыт Советского Союза
Одним из существенных признаков тоталитаризма, как уже отмечалось, является тотальный (всеобъемлю­щий) контроль всех сторон общественной и личной жиз­ни. В области социальной коммуникации этот конт

Система социально-коммуникационных наук
Методология научного познания предписывает разли­чать объекты и предметы науки. Определив социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном про­странстве и времени, что мы определили: объек

Социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной ком­муникации занимает центральное место (служит ядром) си­стемы социально-коммуникационных наук. Это ее положе­ние в сфере научного знания обусловл

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метатеория социальной коммуникации, обобщающая закономерности развития социально-коммуникационных явлений, обладает прогностическим потенциалом. Этот потенциал образуется благодаря раскрытию

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги