рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личностные коммуникационные потребности

Личностные коммуникационные потребности - раздел Философия, ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Личностные Потребности Отличаются Тем, Что Их Но­ситель — Индивид Является Пр...

Личностные потребности отличаются тем, что их но­ситель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делят­ся на биогенные (витальные, органические), принадлежа­щие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИвесьма многочисленны; перечислим важнейшие из них:

АИ1.Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потреб­ность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.

АИ2.Физиологические предпосылки духовной дея­тельности:

АИ2.1.Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.

АИ2.2.Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над от­рицательными.

АИ2.3.Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.

АИ2.4.Волевая потребность — потребность преодо­левать препятствия и страх.

Таблица 8.1

Общее сопоставление потребностей

разного происхождения

 

Типологические признаки А. Абсолютные Потребности В. Вторичные потребности С. Спонтанные потребности
  Типы рассогласований   Рассогласование между наличными и необходимыми условиями стабильности (гомеостаза) субъекта-носителя Рассогласование наличных и требуемых инструментов целенаправленной деятельности; неполнота структуры деятельности Субъективно переживаемое рассогласование между наличным и желаемым состоянием дел
Осмысленность субъектом-носителем Необязательна Обязательна Необязательна
Эмоциональная окраска Всегда имеется   Нейтральная   Ярко выраженная  
Происхождение   Естественны. Диктуются внешней средой (генетической программой или программой социогенеза) Зависят от исторически обусловленной структуры деятельности   Возникают и изменяются непредсказуемым образом
Условия возникновения и удовлетворения   Действуют постоянно в коле­бательном режи­ме; дезактивируются при насыщении Возникают эпизодически и исчезают при до­полнении струк­туры деятельно­сти до нормального состояния Возникают спонтанно, не дезакти­вируются, а напро­тив, усиливаются в результате удовлетворения
Следствия не­удовлетворения   Нарушение цело­стности или даже гибель субъекта; компенсация одних потребно­стей за счет удовлетворения других недопус­тима   Неудовлетворение ведет к компенсации недос­тающих инстру­ментов другими, либо к изменению вида дея­тельности     Неудовлетворение переживается болезненно, но не представляет угро­зы для существова­ния субъекта; не­возможна замена одних предметов потребности другими
Количество Конечно, исчислимо Не менее числа видов деятельности Бесконечно  

 

Таблица 8.2

Типизация коммуникационных потребностей

 

Субъекты   Происхождение Индивидуальная личность (И) Целевая социальная группа (Г) Общество в целом (М)
А-потребности   АИ. Абсолютные, индивидуальные АГ. Абсолютные групповые AM. Абсолютные общественные
В-потребности   ВИ. Вторичные индивидуальные ВГ. Вторичные групповые ВМ. Вторичные общественные
С-потребности   СИ. Спонтанные индивидуальные СГ. Спонтанные групповые СМ. Спонтанные общественные

 

АИ2.5.Потребность в игре.

АИ2.6.Мнемическая потребность — потребность в памяти.

АИ2.7.Контактная потребность — потребность в обще­нии с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — по­требность говорить и понимать услышанную речь.

АИ3.Другие биогенные абсолютные личностные потребности.

Среди биогенных потребностей обнаруживаются та­кие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллек­туальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социаль­ной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать.

Социогенные АИ-потребности — результат обще­ственного образа жизни хомо сапиенс и культурной транс­формации биогенных потребностей. Они столь же есте­ственны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные.

АИ4. Материальные социогенные потребности:

АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразова­нии окружающей среды; потребность в творческом физи­ческом труде и изготовлении орудий.

АИ4.2. Потребность в организации социальной жиз­ни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безо­пасности рода (семьи).

АИ4.3. Другие социогенные материальные потребно­сти личности.

АИ5. Духовные социогенные потребности:

АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверж­дении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.

АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиноче­ства, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.

АИ5.3. Познавательная потребность.

АИ5.4. Этическая потребность.

АИ5.5. Эстетическая потребность.

АИ5.6.Коммуникационная потребность.

В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (по­давление контактной потребности АИ2.7),необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3согласуется с потребностью в самореали­зации АИ5.1,но она может войти в конфликт с потребно­стью в социализации АИ5.2,который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жиз­ненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать.

В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6),которая раз­вивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6и АИ2.7).Эта потребность побуж­дает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как комму­никации ради коммуникации не бывает, АИ5.6удовлет­воряется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими соци­огенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физичес­ком труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2)коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения (см. раздел 2.4), т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6образует с ними единство. Пока­жем это.

Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульс к самореализации(самоутверждению) («человеческая воля к жизни» А. Шопенгауэра, «воля к власти» Ф. Ниц­ше, «стремление к превосходству» А. Адлера, «притяза­ние» К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1).Когда советуют человеку «найти себя», «стать самим собой», идет речь о нахождении такой области, где данный инди­вид мог бы воплотить свой импульс самореализации наи­более полным образом. Различаются внешняя и внутрен­няя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовер­шенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутрен­няя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство АИ5.1и АИ5.6.

Социализацияпредставляет собой не что иное как ос­воение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2иАИ5.6совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента.

Познавательная потребность (АИ5.3)основана на био­генной интеллектуальной потребности (АИ2.1) и удовлет­воряться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем комму­никационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершает­ся созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3становится АИ5.6.Во втором случае познание тождественно с воспри­ятием сообщения, и единство АИ5.3и АИ5.6очевидно.

Этическая потребность (АИ5.4)заключается в целе­сообразном управлении свободной самодеятельностью ин­дивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной по­требностью в свободе (АИ2.3),являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание лю­дей осуществляется путем коммуникационного управле­ния, а не физического воздействия, потребности АИ5.4иАИ5.6сливаются друг с другом.

Эстетическая потребность (АИ5.5)как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, оче­видно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2и удовлетворяется в единстве с коммуникацион­ной потребностью АИ5.6.Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуника­ционном канале искусства, если он довольствуется чис­тым созерцанием, «бескорыстным наслаждением гармо­нией» (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя).

К числу абсолютных, врожденных духовных потреб­ностей богословами и многими учеными относится рели­гиозная потребность,имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предме­том спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторич­ной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы.

О жизненной важности коммуникационной деятельно­сти для нормального существования хомо сапиенс свиде­тельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века од­ним из самых страшных кар было отлучение— excommunicatio — от церкви[120]. Отлученный еретик ставился вне рели­гии и вне земных законов, он как бы переставал существо­вать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение.

Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ,есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминирует­ся общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вто­ричных и спонтанных потребностей личности, конкрети­зирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождает­ся с набором абсолютных потребностей в виде неразви­тых форм и потенциальных структур. В процессе жизне­деятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.

Вторичные индивидуальные потребности (ВИ)обус­ловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены испол­нителей потребности не меняются. Поэтому профессио­нальные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать апри­ори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф).

Непрофессиональные коммуникационные потребнос­ти — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмо­циях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, кото­рым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлече­ния не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ.

Спонтанные коммуникационные потребности изучают­ся социологией культуры, где они именуются «культурны­ми потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном простран­ством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты[121]. Таким образом тождество коммуникацион­ных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия.

Накоплен большой эмпирический материал, характе­ризующий зависимость индивидуальных культурных по­требностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических ха­рактеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ-потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно ху­дожественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуни­кационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»:

СИ1.Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании;

СИ2.Потребность в самостоятельном духовном твор­честве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочини­тельстве и т. д.;

СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экст­расенсорной диагностики и лечения.

История показывает, что прогресс человеческой куль­туры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностя­ми; отсюда его замысловатость, противоречивость, непред­сказуемость.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ... КОММУНИКАЦИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личностные коммуникационные потребности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Соколов А. В.
С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с. ISBN 5-8016-0091-4   В учебном пособии излагается обобщ

Эволюции культуры
Культуравсякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие,т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), к

Как предмет исследования
История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-ло­госом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужи­ло то, что политическая жи

Контуры метатеории социальной коммуникации
Независимо от прикладных приложений и корыстных расчетов бизнесменов и политических лидеров зарубеж­ные ученые оценили фундаментальную значимость соци­альной коммуникации для человеческой ци

Обыденное и научное понимание коммуникации
Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке, легко проследить по справочной литера­туре. В первом словаре иностранных слов «Лексикон во­кабулам новым по алфавиту», правленн

Проблема смысла
Смысл (значение), по словам С. Лема, «сущее бед­ствие» лингвистов, логиков, психологов, философов[9]. Проблема смысла — бурный эпицентр многовековых спо­ров идеалистов и материалистов, поскольку «с

Проблема понимания
До сих пор мы акцентировали внимание на смысло­вых процессах в сознании коммуниканта, теперь обратим­ся к реципиенту, поскольку именно он является конеч­ной инстанцией, определяющей эффективность с

Социальное пространство и время
Как уже отмечалось, существуют разные хронотопы (пространственно-временные координаты), и нужно по­яснить, почему для социальной коммуникации нами выб­ран социальный хронотоп, а не материальное тре

Коммуникационные действия и их формы
Коммуникационную деятельность мы определили как движение смыслов в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) соответствует ком­муникационной деятельности, точнее — не деят

Деятельности
В качестве коммуникантов и реципиентов могут вы­ступать три субъекта, относящиеся к разным уровням со­циальной структуры: индивидуальная личность (И), со­циальная группа (Г

Микрокоммуникация
В таблице 2.1 представлены 7 форм микрокоммуни­кации, где индивидуальная личность выступает в каче­стве активного реципиента (подражание) или активно­го коммуниканта (диалог, управление); в качеств

Мидикоммуникация
Пять форм мидикоммуникации включают такие соци­ально-коммуникационные явления, как мода — основан­ная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, обр

Макрокоммуникация
Макрокоммуникационные формы коммуникационно­го взаимодействия, которые в табл. 2.1 названы заимство­вание достижений (МпМ), взаимодействие культур (М

В коммуникационной деятельности
Коммуникационная трагедия: две параллельные прямые полюбили друг друга. Увы!   В таблице 2.1 представлены формы коммуникацион­ной деятельности в зависимости от участ

И коммуникационная категория
Категория «общение» часто отождествляется с кате­горией «коммуникация». Это отождествление происходит само собой в англоязычных текстах, где кроме communica­tion нет другого слова для перевода русс

Действие
Игра представляет собой общение между людьми, ко­торое может происходить в трех вариантах: • Игра в рамках несловесной (невербальной) комму­никации, например, спортивные игры.

Коммуникационное действие
Псевдоигра— это игра, утратившая творческую со­ставляющую, но сохранившая коммуникационную состав­ляющую, заключенную в игровой форме. Псевдоигра не обладает непринужденностью, доб

Правда и ложь в коммуникационной деятельности
Смыслы (знания, умения, эмоции, стимулы), которые коммуниканты сообщают реципиентам, не всегда бывают правдивыми, искренними, достоверными. Ложь, обман, иллюзия, коварство — это коммуникационные

Межличностная коммуникация
Правда и ложь во благопроявляется в повседневном этикете, в стереотипной вежливости, о которой Н. Ман­дельштам писала как об «обычной лжи нашей эпохи». Прославленное женское кокетс

Групповая коммуникация
Правда и ложь во благотворится людьми верующи­ми, и рассадниками их являются миссионеры и проповед­ники, маги, гадалки, астрологи. Утопии, сочиненные бла­городными мечтателями (Т.

Массовая коммуникация
Массовые аудитории всегда рассматривались често­любивыми и властолюбивыми индивидами и активны­ми социальными группами как объект коммуникацион­ного управления. Мало кто заботился о благе народа и

И мнемические действия
В разделе 1 мы определили социальную память, или мнемическую деятельность, как движение смыслов в со­циальном времени. Для раскрытия сущности и специфи­ческих особенностей социальной памяти полезно

Информационная модель индивидуальной памяти
Структурно-функциональная блок-схема памяти, пред­ложенная Р. Аткинсоном, приведена на рис. 3.2. Система памяти включает следующие функциональные блоки: Сенсорный регистр(

Групповая социальная память
Структура и содержание групповой памяти зависит от субъекта-носителя, т.е. социальной группы, которой при­надлежит эта память. В социологии различают малые соци­альные группы, большие социальные гр

Структура социальной памяти общества
Содержание памяти стабильных массовых совокупно­стей типа общества (социума) образуют социальные смыс­лы — знания, умения, стимулы, эмоции, полезные для жизни данного общества (бесполезные смыслы и

Противоречия общественного познания
Социальная память — хранилище всевозможных смыс­лов: знаний, умений, стимулов, эмоций. Легко заметить, что общественные настроения, выражающие желания, симпатии, антипатии большинства членов общест

Коммуникационных каналов
Коммуникационный канал— это реальная или вооб­ражаемая линия связи (контакта), по которой сообще­ния движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всяк

Социально-языковые функции
1а. Национально-культурная функция вытекает из сущностной функции социальной памяти, свойственной язы­ку. Подчеркнем, что национальный язык — это духовный генофонд народа, подобный генетичес

Индивидуально-языковые функции
Всякий человек рождается и, как правило, проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятель­ство неизбежно накладывает свой отпеч

Социально-речевые функции
За. Регулятивная функция — управляющая сила сло­ва. В. Маяковский провозглашал: Я знаю силу слов, я знаю слов набат... В. Шефнер написал более сдержанно:

Индивидуально-речевые функции
4а. Функция развития интеллекта. Использование внутренней речи для осмысления внешних впечатлений и самоопределения способствует развитию рационально­го мышления, т. е. интеллекта личности.

Коммуникационные барьеры
Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры д

Языка эсперанто
Идея искусственного международного языка очень соблазнительна для благородно и прогрессивно мыслящих энтузиастов. Единый, общепонятный и общепринятый язык мог бы стать платформой для преодоления на

Система документной коммуникации в XX веке
Документная коммуникация соответствует элементар­ной схеме коммуникационной деятельности (рис.1.1) только в случае непосредственной переписки между ком­муникантом и реципиентом. Появление почты озн

Функции документов
Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Сущностные функции, на­помним, это те свойства предмета, которые неотъемлемо ему присущи, обусловлены его природой, а для

Коммуникационные барьеры
Ни один из родов коммуникации не обходится без ба­рьеров, препятствующих движению смыслов. В пункте 4.2.3 мы определили четыре барьера, свойственных устной ком­муникации: технический, межъязыковой,

Цензура как орудие коммуникационного насилия
В общем смысле цензурапонимается как контроль и ог­раничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний (фактов, концепций), стимулов (призы­вов, волевых воздейс

Электронной коммуникации
Маршалл Маклюэн (М. McLuhan) (1911―1980), ка­надский профессор, первоначально специализировавший­ся в области английской литературы, а с 50-х годов по­святивший себя фило

Функции электронной коммуникации
В наши дни существуют три вида коммуникации: уст­ная, документная, электронная. Суждено ли им мирное сосуществование в дальнейшем? М. Маклюэн и многие его единомышленники давно уже пророчат крах «Г

Коммуникационные барьеры
1.Технический барьерв телевизионно-компьютерных системах, надо надеяться, не будет угрожать качеству ком­муникации, ибо надежность и качество электронной тех­ники XXI века достигну

Глобальная коммуникационная система Интернет
История возникновения Интернет такова. В конце 60-x ― начале 70-х годов Агентство перспективных разра­боток Министерства обороны США создало компьютер­ную сеть, охватываю

Древо коммуникационных каналов
В разделе 4.1, открывавшем настоящую главу, произведен обзор эволюции коммуникационных каналов (рис. 4.1), начиная стадией пракультуры и заканчивая нынешней электронной коммуникацией. Поскольку нов

Коммуникационных систем
Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникац

Археокультурная словесность
Археокультурная словесность соответствует общин­ной ОКС (см. табл. 5.1). Общинная коммуникационная система— это первобытнообщинная коммуникационная система, в которой все члены общ

Палеокультурная книжность
Письменность, сформировавшаяся на основе археокультурных символьно-иконических документов, явилась исключительно важным культурным достижением. Сре­ди историков письма нет единства в объяснении его

Мануфактурная неокультурная книжность
Палеокультурная рукописная книга — представитель первого поколения книжности, когда в роли книги высту­пали папирусные свитки, а со II в. до н. э. — пергамен (нем. «пергамент»); мануфактурна

Социальной коммуникации
Стандартные словарные дефиниции сообщают, что семиотика(семиология) — научная дисциплина, изуча­ющая природу, виды и функции знаков, знаковые систе­мы и знаковую деятельность челов

Семиотика текстов
Принятое большинством ученых стандартное толкова­ние определения Ч. Пирса, согласно которому знаком яв­ляется тот предмет, который репрезентирует (представля­ет, замещает) другой объект, нуждается

Семантика, синтактика, прагматика
Среди методологических приемов, успешно применяе­мых во всех случаях обращения к арсеналу семиотики, нельзя не назвать введенное еще Ч. Пирсом и развитое Ч. Морри­сом разделение семиотики на три ча

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  В научной литературе часто встречается толкование социальной коммуникации как обмена (передачи) инфор­мации между людьми. При этом значение термина «ин­формация» не считают нужным п

Концепции информации в современной науке
Еще в прошлом веке в Европе термин «информация» производился от предлога «in» — в и слова «forme» и трак­товался как нечто упорядочивающее, оформляющее. Тог­да «информатором» называли домашнего учи

Информация — абстрактная фикция
Единственное определение информации, которое не вызвало открытых возражений в научном сообществе, при­надлежит «отцу кибернетики», математику Норберту Винеру (1894—1964), который в

Информация — физический феномен
Отражение в материалистической философии пони­мается как атрибут материи (отсюда — название концеп­ции «атрибутивная»). В. И. Ленин писал: «вся материя обладает свойством, по существу родственным с

Информация — функция самоуправляющейся системы
Функциональная концепцияинформации представ­лена двумя разновидностями: кибернетической, утверж­дающей, что информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых

Концепции социальных информатик
Информационный подход играет в науке две роли: • роль одного из научно-исследовательских инстру­ментов в арсенале какой-либо конкретной науки, на­пример, генетики или психологии, лингвисти

Социальная информатика I (70-е гг.)
Впервые в советской научной литературе термин «ин­форматика» был употреблен в 1963 г. для обозначения «интегральной научной дисциплины», представляющей собой «важный теоретический стержень автомати

Социальная информатика II (80-е гг.)
В 80-х годах во всех промышленно развитых странах происходила информатизация материального производства, под которой понималось внедрение роботов, гибких ав­томатизированных линий, заводов-а

Социальная информатика III (90-е гг.)
И социальная информатика I, и социальная информа­тика II объективируют социальную информацию, т. е. при­держиваются некорректного информационного подхода, рассматривая социально-коммуникацио

Коммуникационных потребностей
Существует причинно-следственная связь между по­требностью (П) и деятельностью (Д), выражаемая зави­симостью П→Д. Потребнос

Формальная структура профессиональных
информационных потребностей   Характеристика информации и запросов широкотематические (ознакомительные запросы) узкоте

Общественные коммуникационные потребности
Общество представляет собой самовоспроизводящу­юся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искус­ственно созданный механизм и не результат соглаше

Коммуникационные потребности
дописьменной общины:→ Общинная ОКС:   А — потребности → Сущностные функции В — потребности → Прикладные функции

Социально-коммуникационных явлений
В предыдущем параграфе было показано наращивание сущностных и прикладных функций ОКС по мере пере­хода от археокультуры к неокультуре. Функциональный подход наглядно демонстрирует динамику развития

Социально-коммуникационные права и свободы
Либерально-демократическая схема управления соци­ально-коммуникационными институтами свойственна пра­вовому государству. Правовым государством,в отличие от деспотии (тирании, охлок

Ленинский принцип партийности
Анализ трудов В.И. Ленина показывает, что он обра­щался к принципу партийности в двух случаях: во-первых, для разоблачения претензий того или иного деятеля на над­классовую объективность; во-вторых

Тотальная цензура. Опыт Советского Союза
Одним из существенных признаков тоталитаризма, как уже отмечалось, является тотальный (всеобъемлю­щий) контроль всех сторон общественной и личной жиз­ни. В области социальной коммуникации этот конт

Система социально-коммуникационных наук
Методология научного познания предписывает разли­чать объекты и предметы науки. Определив социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном про­странстве и времени, что мы определили: объек

Социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной ком­муникации занимает центральное место (служит ядром) си­стемы социально-коммуникационных наук. Это ее положе­ние в сфере научного знания обусловл

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метатеория социальной коммуникации, обобщающая закономерности развития социально-коммуникационных явлений, обладает прогностическим потенциалом. Этот потенциал образуется благодаря раскрытию

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги