Реферат Курсовая Конспект
МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - раздел Философия, Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика Метрическая Система Была Принята В Античных Литературах: Греческой И Латинско...
|
Метрическая система была принята в античных литературах: греческой и латинской.
В основе метрической системы лежит пение. Античные стихи или пелись, или произносились музыкальным речитативом, допускавшим сопровождение музыкальными инструментами. Законы ритма античного стиха совпадают с законами ритма вокальных музыкальных произведений.
Кратчайшей единицей, из которой слагаются ритмические ряды, является «мора» — время, затрачиваемое на произнесение (или пение) самого короткого слога. Несколько мор, сочетающихся вместе, образуют ритмико-мелодическую единицу — такт, называемый в античном стихосложении «стопой». На одной из мор стопы делается ритмический акцент. Несколько стоп, представляющих вместе законченную ритмико-мелодическую фразу, образуют ритмическую единицу — стих. Несколько стихов, объединенных между собой в цикл, повторяющийся в песне, образуют строфу или куплет. На следующем примере ясна функция моры, стопы, стиха и строфы:
г г M i i t i r r
Вста ваи про кля тьем за клей мен ныи
Г Г P F Г P P Г
весь мир го лод ных и ра бов
Г Г P P Г t t Г P
ки пит наш pa зум воз му щеп ный
t t t r t f t г
и в смерт ный бой ве сти го тов
Знак P обозначает одну мору, f — две моры, f — три моры; v — ритмический акцент.*
* Чтобы ритмически прочесть эти знаки, надо условиться в длительности моры За длину моры можно принять, например, два тиканья карманных часов (т е 2/3 секунды) и в чтении отстукивать пальцами в размер число мор, соответствующих каждой ноте
Стопа (моры, заключенные между двумя вертикальными чертами) состоит из четырех мор. В пределах песни она изменяется от формы 3+1 до формы 1 + 1 + 1 + 1, т.е. содержит то 2, то 4 слога. Ритмический акцент приходится на первом слоге стопы. Стих состоит из трех стоп, из которых последняя может быть неполной, и из «затакта» (вста... весь... ки... и в смертный...), т.е. слогов, предшествующих первому ритмическому ударению стиха.
Четыре стиха образуют строфу, которая представляет собой законченную мелодию.
Но в то время как в русском пении любой слог можно протянуть и одну, и две, и три моры (и даже более), в античных языках длительность слогов была свойством самого языка, и некоторые слоги нельзя было петь кратко, некоторые же нельзя петь долго.
Слоги античных языков разделялись на долгие и краткие. Долгий слог изображался знаком «—», краткий «^».
Краткий слог длился в музыкальном исполнении время одной моры, долгий слог длился две моры.
Таким образом, античные стопы (такты) представляли собой соединение слогов долгих и кратких. Краткая форма стопы имела свое название. Так как античная терминология распространена и в наше время, то привожу здесь таблицу основных античных стоп.
Стопа в две моры:
^^ (päter) пиррихий
Стопы в три моры.
—w (förtfs) хорей или трохей ^— (rëgunt) ямб www (dömfnus) трибрахий
Стопы в четыре моры:
—ww (tcmpörä) дактиль
W —w (përitûs) амфибрахий
ww— (bonïtâs) анапест
----- (vöbis) спондей
wwww (stngilïbus) дипиррихий или прокелевсмагик
Стопы в пять мор:
—WWW (vïrgïnëus) пеон первый 106
(poetïcus) пеон второй
(mämfestüs) « третий или дидимей
(mîsërîcôrs) « четвертый
(dölöres) бакхий
(fecërânt) кретик или амфимакр
(pëccâtâ) антибакхий или палимбакхий
Стопы в шесть мор:
(clamöres) молосс или тримакр
(rëdêuntës) малый или восходящий ионик
(sëvërïtâs) диямб
(ïnârdëscït) антиспаст
(dëstïtuï) хориямб
(princïpâfis) дихорей или дитрохей
(ënormïtër) большой или нисходящий ионик
Стопы в семь мор:
^ --- (sälütäntes) эпитрит первый
— ^ -- (cömpröbäbänt) « второй
-- <j— (consëntîëns) « третий
--- w (örnämentä) « четвертый
Стопа в восемь мор:
---- (ïntërrumpëns) диспондей
Так как античные стопы не могли содержать менее двух или более четырех слогов, то этими 28-ю стопами исчерпываются все возможные комбинации из долгих и кратких слогов, образующие стопы.
В стихах границы стопы и границы слов (словоразделы) могли и не совпадать. Но конец стиха, после которого должна была быть пауза, обязательно совпадал с концом слова.
Последняя стопа могла быть не равна метрически с остальными стопами стиха. Если она была короче остальных, стих именовался каталектическим, если она равнялась остальным, — акаталектичес-ким, и если она была длиннее остальных, — гиперкаталектическим.
На каждую стопу падало ритмическое ударение, называемое
актом. Слог, на который падал икт, назывался арсисом в отличие от неударной части стопы (тезис). Обычно икт падал на первый долгий слог стопы. Замечу, что и в современной музыке ударение падает преимущественно (хотя и не обязательно) на долгие ноты. См. в приведенном примере стопы (вста)ваи иро(клятьем), (весь) мир го(лодных), (ки)лшя наш, бой ве-сти го(тов).
Таким образом главными характеристиками стопы были два признака: длина стопы в морах и положение икта. Стих определялся числом и характером стоп.
Наиболее распространенным стихом был гекзаметр, состоявший из шести четырехмерных стоп с иктом на первом слоге. Из всех четырехмерных стоп начинаются на долгий слог (который может принять на себя ритмическое ударение) две: спондей и дактиль. Гекзаметр и состоял из спондеев и дактилей, причем обычно пятая стопа была дактилем, что же касается шестой, то она обязательно была двусложна и могла быть равна остальным (спондей) или короче их (хорей). Вот пример латинского гекзаметра (размечаю в первой строке долгие и краткие, в остальных только икты).
At rëgïna grävTjämdüdum sâucîa «ira Vûlnus al/'t vem's; et câeco cârpiter z'gni Mûlta vin virtMS animé, multtisque recwrsat Géntis honôs; haerént infi'xi péctore viiltus, Vérbaque: née placidâm membn's dat cura quiétem.*
* Транскрибируемые русскими буквами эти стихи звучат так (при условии пеиуче равномерного произношения каждой гласной):
Аат рээгиина гравии яамдуудуум саавциа куураа вуульнус алийт вёэниис; ээт цеэкоо каарпитер ййгнии муульта вирии вииртуус анимоо муультуускве рекуурсаат геэнтис хоноос хээрээнт иинфииксии пеэкторэ вуультус веэрбакве нээк плацидаам мээмбриис даат куура квиээтем.
Для правильности чтения удобно сопровождать чтение отбиванием в такт рукою мор, ударяя особенно сильно 1-ю, 5-ю, 9-ю и т.д. через четыре моры каждого стиха. Весь стих состоит иі 36 мор.
«Сольфеджируя», т.с произнося па слог «та» схему гекзаметра, получим:
тіі-а та-та, та-а та-та, та-а та-та, та-а та-та. та-а та-та, та-а та.
При этом каждая группа «та-та» может быть заменена одной неударной группой — «та-а», например:
та-а та-а, та-а та-а, та-а та-та, та-а та-а, та-а та-та, та-а та.
Общая схема гекзаметра такова:
В латинском стихе соблюдались следующие правила. Запрещалось столкновение двух гласных, которое именовалось «гиатусом» (зияние). Если за словом, оканчивающимся на гласный звук или на «m» (которое с предшествующей гласной образовывало один носовой гласный звук), следовало слово, начинающееся с гласной или с «h» (придыхание), то встречающиеся гласные сливались в один сложный гласный звук. Это явление именуется элизией.
Например:
/
Cônticuére omnés, inténtique ora tenébant
Aût pelago Danaum insidiâs suspectaque dôna
Séd quid ego haec autém nequ/quam ingrata revolvo.
В гекзаметре обычно было деление стиха на два периода. Это деление соответствовало как бы перехвату ритмико-мелодической линии (гекзаметр по своей длине — от 13 до 17 слогов — представлял обычно два, а иногда и три речевых колона). Это деление называлось цезурой. Цезура совпадала со словоразделом. Могла она приходиться в разных местах. Преимущественно она попадала после арсиса третьей стопы:
Hâctenus ârvomm / culttis et sz'dera côeli:
nmpc te, Bâcche, canâm, / née non sylvestria, técum
V/rgultâ, et prolém / tardé crescéntis ol/vae.
Или после первого краткого слога третьей стопы, когда эта стопа была дактилем:
Fôrmosâm rasonâre / docés Amaryllida sylvas.
Или после арсиса четвертой стопы. Но в этом случае необходима была дополнительная цезура после арсиса второй стопы:
Quid refért / , morbo an furtis //, pereâmne rep/nis... Et si quid / cessare potes, // rcquicsce sub umbra...
Гекзаметр не был строфическим размером. Но в соединении с «пентаметром» он образовывал двустишие (элегический дистих).
Пентаметром именуется стих такой схемы:
Parve пес jnvideô, sine me, liber, /bis in wrbem Heu mihil quo domino || non licet ('re tuô.
Difficilis, facilis, jucundus, acerbus es idem: Née tectirn possum || v/vere, née sin té.
В лирике античные поэты употребляли строфы, состоявшие иногда из различных стихов, которые, в свою очередь, собирались из различных стоп в определенной последовательности. Такие стихи именовались логаэдами. Вот пример сапфической строфы (из Горация).
Схема:
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ISBN Х... Предлагаемая книга переиздание известного учебника вышедше го последний раз в г По мнению специалистов данный...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов