рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - раздел Философия, Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика Наибольшим Распространением В Русской Поэзии Пользу­ются Ямбические Стихи....

Наибольшим распространением в русской поэзии пользу­ются ямбические стихи.15 Среди ямбических стихов — четырех­стопный ямб.

В середине XVIII в. четырехстопный ямб употреблялся глав­ным образом в оде (оды Ломоносова, Сумарокова, Державина).

Оды писались по строфической системе, чаще всего десяти-стишиями с рифмовкой AbAbCCdEEd. Так написано большинст­во ломоносовских од и подавляющее количество од позднейших поэтов. В XIX в. строфа эта встречается значительно реже. Пуш­кин использовал ее в подражаниях Корану:

О, жены чистые пророка1 От всех вы жен отличены: Страшна для вас и тень порока Под сладкой тенью тишины Живете скромно; вам пристало Безбрачной девы покрывало; Храните верные сердца Для нег законных и стыдливых — Да взор лукавый нечестивых Не узрит вашего лица.

Ч< і І

В данном примере мы видим свободное обращение со строфой. В строгом стиле XVIII в. строфа синтаксически делилась по форму­ле 4+3+Ї (т.е. главные остановки были после 4-го й 7-го стиха).

Ломоносов' раанообразйл строфу; тІеретівА^ГшеСтиеі'ишие' й четверостишие, варьируя рифмы"'шестистиІІгйЙ; '¥.fe. упот{Іе6лЙЙ периоды с рифмовкой AftAbCCdËflE, AbAbCCdÜEE, AAbCCUDeDe и т.п. Одной из разновидностей Десятистиший (аВаВссВеЇ>е) вос­пользовался Пушкин в «Бородинской годовщине*1:

; '

Великий день Бородина •

Мы братской тризной поминая,

Твердили' «шли же племена,

«Бедой России угрожая;

«Не вся ль Европа тут была?

«А чья звезда ее вела!..

«Но стали ж мы пятою твердой

«И грудью приняли напор

«Племен послушных воле гордой»

«И равен был неравный спор».


Встречались и другеє формы одической строфы.

К концу XVIII в. и особенно в начале XIX в. четырехстопный ямб стал применяться в иных жанрах, главным образом в элегии. В этих стихотворениях пользовались короткими строфами, глав­ным образом четверостишиями. В качестве комического стиха он употреблялся в сатирических и пародических поэмах («Энеида» Осипова, «Бахариана» Хераскова).

В эпоху Жуковского и Батюшкова (до 20-х годов XIX в.) раз­мер этот с вольной рифмовкой стал применяться в посланиях и анакреонтических поэмах. Завершением этой свободной строфи­ческой формы четырехстопного ямба являются «Руслан и Людми­ла» и дальнейшие поэмы Пушкина и его современников.

Второе место по употребительности занимает шестистопный ямб. Ломоносов употреблял его в качестве эпического и драмати­ческого стиха. В этих жанрах употреблялся цезурованный (сил­лабическая цезура после шестого слога) шестистопный ямб пар­ной рифмовки (александрийский стих). Ср пушкинское посла­ние цензору:

Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой1

Сегодня рассуждать задумал я с тобой

Не бойся не хочу, прельщенный мыслью ложной,

Цензуру поносить хулой неосторожной

Что нужно Лондону, то рано для Москвы.

У нас писатели, я знаю, каковы...

На протяжении всего XVIII в. и до 20-х годов XIX в. александ­рийский стих исключительно употреблялся в поэмах и трагедиях («Россиада» Хераскова, комические поэмы В. Майкова, «Опасный сосед» В. Пушкина, дидактические поэмы Воейкова, трагедии Сумарокова, Княжнина, Озерова и др.). В 20-х годах'начал ось го­нение на александрийский стих. В поэмах его заменил четырех­стопный ямб, в драме — пятистопный.

Александрийский стих — шестистопный ямб — стал приме­няться главным образом в мелких лирических жанрах; допуска­лась свободная рифмовка (ср. «Анджело» Пушкина) или канони­ческая строфа (Пушкин писал александрийским стихом октавы и сонеты), но преобладала и парная рифмовка в мелких жанрах. Стих этот усиленно применялся в антологических стихотворениях, ими­тировавших античную лирику, например, у Майкова:

Онрано уж умел перебирать искусно Свирели скважины; то весело, то грустно


Звучала трель его; он пел про плеск ручья, Помоной щедрою убранные поля, Про ласки юных дев и сумрачные гроты И возраста любви тревожные заботы.

Вот другое стихотворение Майкова, где применена вольная рифмовка:

Не вам, о юные наперсники любви, Не вам я укажу души моей царицу: Смутят сны праха, взор и помыслы твои Селений ангельских младую голубицу. Взгляните на нее, вы, духи гор, лесов, Вы, нимфы легкие дубравы тихогласной, — Но чур! не повторять названия прекрасной Ни хитрому ловцу, ни пастырю дубров, Ни этой ветреной жилице гротов темных, Изменнице всех слов и скромных и нескромных.

Бесцезурный шестистопный ямб применялся чрезвычайно ред­ко. Вот стихи Блока, где шестистопный бесцезурный ямб смешан с семистопным.

Глухая полночь медленный кладет покров. Зима ревущим снегом гасит фонари.

Вчера высокий, статный, белый, подходил te окну, И ты зажгла лицо, мечтой распалена.

Один, я жду, я жду, я жду, — тебя, тебя.
У черных стен — твой профиль, стан и смех.
' > (.'(•),

И я живу, ,живу, живу — сомненьем о тебе, Приди, приди, приди — душа истомлена.

Горящий факел к снегу, к небу вознесла Моя душа, — тобой, тобой распалена.

Я трижды звал, — и трижды подходил к окну Высокий, статный, белый — и смеялся мне.

Один — я жду, я жду — тебя, тебя — одну.)

Большим распространением в XIX в. пользовался пятистоп­ный ямб. В XVIII в. он применялся исключительно редко (у Княж­нина «Послание трем грациям», Карабанов «Чувствования бран-ноносного 1795 года», несколько мадригалов и надписей у разных поэтов). В начале XIX в. его применяли Жуковский, Крылов и др.


До 20-х годов применялся преимущественно цезурованный пяти­стопный ямб с силлабической цезурой после 4-го слога (соответ­ствующей цезуре французского декасиллаба), например:

Встречаюсь я с осьмнадцатой весной; В последний раз, быть может, я с тобой, Задумчиво внимая шум дубравный, Над озером иду рука с рукой. Где вы, лета беспечности недавней...

(А П у ш к и н.)

Цезурованным стихом писали Пушкин до 1830 г., Катенин, Баратынский, Языков и др.

Под влиянием германской и английской поэзии в русскую поэ­зию проник бесцезурный пятистопный ямб. Нерифмованным бе­лым пятистопным ямбом писались трагедии («Борис Годунов» с цезурой, остальные трагедии Пушкина без цезуры, трагедии Ку­кольника, хроники Островского и А. Толстого и пр.).

К Коринфянам послание, я вижу, Не долго шло. Явились вы на зов И так же терпеливо ждете снова, Как десять лет назад, когда корабль Впервые стал на якорь в этих водах. (И. Аксенов. «Коринфяне».)

Применялся пятистопный ямб в передаче итальянских 'стро­фических форм: октавы — строфа из 8 стихов рифмовки АЬАЬАЬ-СС (Шевырев, Пушкин и раньше их Жуковский), терцины — бес­конечная цепь стихов, рифмуемых по формуле: аВа, ВсВ, cDc, DcD и т.д.: каждый: средний стих трехстишия рифмует с крайними стихами следующего трехстишия (Катенин, Пушкин и др.), и пр. Сюда относится и сонет — форма из 14 стихов, причем первые 8 стихов имеют две рифмы, т.е. стихи в них рифмуют между собой по четыре. Например:

СФИНКСЫ НАД НЕВОЙ

Волшба ли ночи белой приманила Вас маревом в полон полярных див, Два зверя-дива из стовратных Фив? Вас бледная ль Изида полонила?

Какая тайна вам окаменила Жестоких уст смеющийся извив? Полночных волн немеркнущий разлив Вам радостней ли звезд святого Нила?


Так в час, когда-томят нас две зари ' И шепчутся, лучами дея чары, И в небесах меняют янтари, —

Как два серпа, подъемля две тиары, Друг другу а очи **- девы иль цари — Глядите вы, улыбчивы и яры.

(Вячеслав Ивано'в.)


l


Комическая поэзия в октавах пользовалась преимущественно пятистопным ямбом («Домик в Коломне» Пушкина, «Сон стат­ского советника Попова» А. Толстого). Например"

Начну слегка на пушкинский манер:

Наскучила мне нестерпимо проза.

И отчего в Дни наши, например,

Не написать хоть просто для курьёза

Роман стихами? Выберем размер

Прельстительный «Orlando Furioso»

И «Дон Жуана» и пойдем сейчас

Октавы набирать, благословясь.

Вы думаете, может быть, спасую

Я перед рифмами? Да я могу

Не тольксгчто роман — «передовую»

Стихами сочинить, ей-ей — не лгу!

Угодно доказательства? Любую

Давайте тему; я не убегу,.

Я не почувствую ни страха, ни смущенья ,,

И обработаю ее в одно мгновенье...

(В. M о н уй е H^i'ç в, псевдоним
и Бурята, r <$-jx,n»a*,)

Впрочем, строгие строфические формы иногда) пользовались й шестистопным ямбом (см. у Пушкина термины *И дале мы по­шли...», октавы «Октябрь уж наступил...», сонет «ПоЗт, не доро­жи...»).

В начале XIX в. в шутливых посланиях и анакреонтических стихотворениях употреблялся трехстопный ямб. Например:

. м І

Подруга думы праздной,
Чернильница моя. ' '

Мой век однообразный > '
Тобой украсил я. .

(А. П у щ к и н.)


Более короткие размеры — двухстопный ямб — встречались реже. Например:

Играй, Адель, Не знай печали. Харигы, Лель Тебя венчали.

(А. П у ш к и н.)

Сочетались ямбические стихи с разным числом стоп самым разнообразным способом. Типичны строфические построения, где правильно чередуются стихи е разным числом стоп. Так, распро­странены четверостишия 6+4+6+6 (французские «Ямбы» Жиль-бера, А. Шенье и О. Барбье), например:

На холмах Грузии лежит ночная мгла.

Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

(А. П у ш к и н.)

Сравнительно часто встречаются строфы 4+3+4+3. Например:

Барашков буря шлет своих, Барашков белых в море, Рядами ветер гонит их

, Ji хлещет на просторе. (

( Малютка, хоть твоя б одна '

Ладья спастись успела, Пока всей хляби глубина, Чернея, не вскипела!

(Ф е т.)

На сочетаниях четверостишия 4+3+4+3 с четверостишием 4+4+3+3 построена восьмистишная строфа «Жениха» Пушкина:

Три дня купеческая дочь

Наташа Пропадала; Она на Двор на третью ночь

Без памяти вбежала.


С вопросами отец и мать К Наташе стали приступать.

Наташа их не слышит,

Дрожит и еле дышит.

Строфа эта заимствована у Бюргера, который написал ею свою известную балладу «Lenore»: r

Lenore fuhr ums Morgenrot Empor aus schweren Träumen: «Bist untreu, Wilhelm, oder tot? Wie lange willst du säumen?» — Er war mit König Friedrichs Macht Gezogen in die Prager Schlacht, Und hatte nicht geschrieben, Ob er gesund geblieben.

При сочетаниях разностопных стихов обычно более длинные имеют мужское окончание, а более короткие — женское (правило, далеко не обязательное). Короткие стихи обычно замыкают стро­фу, длинные — открывают ее. Впрочем, и здесь возможны исклю­чения, например, строфа, составленная из стихов 5+6+5+6:

Ночь Аль-Кадра... Сошлись, слились вершины, И выше к небесам воздвиглись их чалмы.

Пел муэззин... Еще алеют льдины, Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.

(И. Б у н и н.)

Ср. стихотворение Лермонтова «Ребенка милого рожденье», написанное по формуле 4+5+4+5.

Кроме таких строфических форм, следует отметить вольное сочетание разностопных ямбов. Сочетание цезурных пяти- и шес­тистопных стихов не производит впечатления резкой разномер-ности стихов и поэтому встречается в нормальной лирической композиции (например, «Кргда волнуется желтеющая нива»).

При сочетании в вольном порядке трех и более ямбических размеров мы получаем вольные стихи басен, комедий и элегий. Примеры:

басни:

Какой-то птицелов Весною наловил по рощам соловьев. Певцы рассажены по клеткам и запели,


Хоть лучше б по лесам гулять они хотели: Когда сидишь в тюрьме, до песен ли уж тут? Но делать нечего: поют

Кто с горя, кто со скуки. Из них один бедняжка соловей

Терпел всех боле муки: Он разлучен с подружкой был своей,

Ему тошнее всех в неволе. Сквозь слез из клетки он посматривает в поле,

Тоскуя день и ночь. Однакож думает: «Злу грустью не помочь»...

(И. К p ы л о в.)

комедии:

Ну, что ваш батюшка? все Английского ююба Старинный верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и гостиных. А трое из бульварных лиц, Которые с полвека молодятся? Родных мильон у них, и с помощью сестриц Со всей Европой породнятся.

(А. Г p и б о е д о в.)

И в том и в другом роде вольных стихов преобладающими раз­мерами являются шестистопный и четырехстопный.

После ямба наиболее распространен хорей. Многие русские народные песни при литературной скандовке их текстов дают хо­реическую схему. Этим объясняется то, что к хорею часто обраща­ются при разработке фольклорных мотивов.

Наиболее распространенной формой хорея является четырех­стопный хорей. Размер этот употреблялся в самый ранний период поэтического стихосложения.. Под влиянием пропаганды хорея Тредиаковским первая ода Ломоносова, несколько од Сумарокова написаны были четырехстопным хореем. К размеру этому приме­нялась обычная для одической строфы рифмовка. Вот пример оды Сумарокова этого размера:

Умножаются доходы, Торги начали цвести, Тщатся разных стран народы Разны вещи к нам нести.


Земледелец не ленится Рукомесленник трудится, Богатеет мещанин, Больше дворянин не тужит, Что отечеству он служит: Он его дражайший сын.

Вытесненный ямбом хорей применялся главным образом в низших жанрах — в песенках, сказочках и т.п. Этому способство­вала и литературная традиция, связывавшая этот размер с фольк­лором. Например:

Стонет сизый голубочек, Стонет он и день и ночь: Миленький его дружочек Отлетел далеко прочь.

(Дмитриев.)

В смежной рифмовке четырехстопный хорей употреблялся Жуковским и Пушкиным в сказке. Например:

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица», Говорит одна девица, «То сама на весь бы мир «Приготовила я пир».

Из сочетаний четырех- и трехстопного хорея Жуковским со­ставлена «балладная» строфа «Светланы», вызывавшая подража­ния (14 строк рифмовки aBaBcDcDeeFggF):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали; Снег пололи, под окном

Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.


Белым четырехстопным хореем пользовались как подражани­ем испанскому романсному стиху (восьмисложный стих женского окончания). Вот стих оригинала:

j Abenämar, Abenâmar того de la morer/a el dia фае tu naciste grandes senates hab/a! Estaba la таг en calma la luna estaba crecida: того que en tal signo nace, no debe decir mentira. —

Имитация этого размера (сквозь германские подражания) имела следующий вид:

На Испанию родную Призвал Мавра Юлиан: Граф за личную обиду Мстить решился королю. Дочь его Родриг похитил, Обесчестил древний род; Вот за что отчизну предал Раздраженный Юлиан.

(А. П у ш к и н.)

Менее четырехстопного хорея распространен пятистопный, который представлен в двух формах:

1) Имитация сербского десятисложного стиха. Сербский стих представляет собой силлабический (восходящий к песенному хо­реическому) стих с цезурой после четвертого слога. Вот пример такого стиха:

Кад то вид'ла млада Павловица, Завидила cbojoj заовици, Па дозива льубу Радулову: «Іетрвице, по богу сестрица! «Не знат кака бильа од омразе? «Да отразим брата и сестрицу». Ал говори льуба Радулова: «OJ бога мне, Maja ]етрвице. «Ja не знадем бильа од омразе, «А и да знам, не би ти казала...»*

* При счете слогов не следует забывать, что в сербском языке имеется «р» слоговое, например, слово фтрвице» имеет 4 слога: je-тр-ви-це. Перед гласным «р» не имеет слогового значения


В русском языке стиху этому подражали пятистопным хореем женского окончания без рифм. Например:

Идут письма из земли Московской Через грады многие и земли, Идут, идут и в Стамбул приходят; И везут их в золотых каретах К самому турецкому султану...

(A. M a й к о в.)

2) Главным образом под немецким влиянием у нас довольно часто употребляется лирический пятистопный хорей с рифмой, например:

Ночевала тучка золотая На груди утеса великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

(М. Лермонтов.)

Жар свалил. Повеяла прохлада. Длинный день покончил ряд забот: По дворам давно загнали стадо, И косцы вернулися с работ.

(И. Аксаков.)

Популярности этого размера много способствовало стихотво­рение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Хорей — размер весьма гибкий и применяется во всех формах в лирике. Например — шестистопный хорей с цезурой после 6-го слога:

Лебедь белогрудый, лебедь белокрылый, Как же нелюдимо ты, отшельник хилый, Здесь сидишь на лоне вод уединенных; — Спутников давнишних, -прежней современных Жизни, переживши, сетуя глубоко, Их ты поминаешь думой одинокой...

(Жуковский.)

В эпоху символизма к хорею часто прибегали в длинных (на­пример семистопных) размерах. Например:

Улица была — как буря. Толпы проходили, 160


Словно их преследовал неотвратимый Рок. Мчались омнибусы, кэбы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток. Вывески, вертясь, сверкали переменным оком, С неба, с страшной высоты тридцатых этажей; В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком Выкрики газетчиков и щелканье бичей.

(В. Брюсов. «Конь бледный».)

Вообще, к хорею очень часто обращалась романсная поэзия XIX в. (Фет, Ал. Толстой, Полонский, Плещеев, Фофанов и др.), подготовившая метр символизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика

ISBN Х... Предлагаемая книга переиздание известного учебника вышедше го последний раз в г По мнению специалистов данный...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЭТИКА» Б. В. ТОМАШЕВСКОГО И ЕЕ СУДЬБА
Борис Викторович Томашевский (1890—1957 гг.) — один из самых талантливых и наиболее известных русских литературоведов XX века. Его считают основателем нашей текстологии, крупнейшим стихове­дом, выд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭТИКИ
Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литерату­ры) является изучение способов построения литературных произ­ведений1. Объектом изучения в поэтике является художественная литера

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И РЕЧЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ
В обиходе слово обычно играет роль средства передачи сооб­щений, т.е. имеет коммуникативную функцию. Целью говорения является внушение собеседнику наїпей мысли. Имея обычно воз­можность проверять,

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Наша речь представляет собой расчлененный звуковой поток. Звуки объединяются в некоторые единства, сочетающиеся в свою очередь между собою. Наименьшие звуковые единства, ощущае­мые нами как отдельн

ВАРВАРИЗМЫ
Варваризмом именуется внедрение в связную речь слов чужого языка. Наиболее простым случаем является внедрение иностран­ного слова в неизмененной форме. Вот несколько примеров из «Евгения Онегина».

ДИАЛЕКТИЗМЫ
Диалектизмами именуются заимствования слов из говоров того же языка. Являясь по природе теми же варваризмами (поскольку границы между диалектами и языками не могут быть установлены точно), они отли

АРХАИЗМЫ
Архаизмами называются слова устаревшие, вышедшие из упот­ребления. Примером накопления архаизмов, заимствованных из лексики XVIII в., может служить следующее стилизованное под XVIII в. пис

НЕОЛОГИЗМЫ
Неологизмами называются вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Пользуясь законами русского словооб­разования, мы можем по аналогии с существующими словами со­здавать новые слова

ПРОЗАИЗМЫ
Прозаизмом именуется слово, относящееся к прозаической лексике, употребленное в поэтическом контексте9. В поэзии весьма силен закон лексической традиции. В стихах живут слова, д

ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА (ПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА. ТРОПЫ)
Слово получает точный смысл во фразе. В значительной части фраз слова так крепко спаяны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразы отдельные слова без того, что­бы фраз

МЕТАФОРА
В этом случае предмет или явление, означаемое прямым, ос­новным значением, не имеет никакого отношения к переносному, но вторичные признаки в некоторой их части могут быть перене­сены на выражаемое

ЭПИТЕТЫ
При строгом осмыслении слова в его каком-нибудь одном ос­новном значении мы видим, что оно обозначает какое-нибудь яв­ление из целой группы ему однородных. Освобождая слово от всех ассоциаций, связ

АЛЛЕГОРИЯ
Метафора должна быть нова и неожиданна. По мере ее употребления она «стирается», т.е. в слове развивается новое ос­новное значение, соответствующее первоначальному «переносно­му» значению. Слово «о

МЕТОНИМИЯ
Второй обширный класс тропов составляет метонимия. Она отличается от метафоры тем, что между прямым и переносным значением тропа существует какая-нибудь вещественная зависи­мость, т.е. са

ПЕРИФРАЗ
В метафоре и метонимии присутствует общий момент — избе­гание назвать понятие свойственным ему словом. Однако того же можно достичь без изменения значения употребленных слов. Типичный способ избегн

ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
Подобно тому, как соответствующим подбором слов можно сде­лать выражение ощутимым, того же можно достичь и путем соот­ветствующего подбора синтаксических конструкций, т.е. способов сочетания слов в

НЕОБЫЧНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ
Если согласование слов между собой и целых частей предло­жения уклоняется от привычных норм, мы получаем анаколуф. Под анаколуфом подразумевается предложение, так сказать, не сведен­ное воед

НЕОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ
Нарушение обычного порядка слов именуется инверсией. Сле­дует различать два случая инверсии: 1) Два смежных слова меняются местами. Например, опреде­ляемое ставится впереди прилагат

ИЗМЕНЕНИЕ УЗУАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ
В поэтической речи очень часто синтаксические конструкции, имеющие вполне определенное узуальное значение, употребляют­ся не в собственном своем значении. Так, весьма употребителен риторический

КАЧЕСТВЕННАЯ ЭВФОНИЯ
Подбор фонем языка (впрочем, как и выбор того или иного ритма) может преследовать двойную задачу: 1) благозвучие речи, 2) выразительность. Под благозвучием речи понимается, с одной стороны

ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА
Так как в литературе применяется письменная речь, то некото­рую роль в восприятии играют графические представления. Обыч­но графикой, т.е. расположением печатного текста, пренебрегают. Однако графи

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Метрическая система была принята в античных литературах: греческой и латинской. В основе метрической системы лежит пение. Античные стихи или пелись, или произносились музыкальным речитатив

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В эпоху средних веков, когда латинский язык перестал быть живым языком, будучи вытеснен из народного обращения роман­скими диалектами, из которых развились современные южно-ев­ропейские языки, и, с

СЛОГе. И В ТОМ, И В ДРУГОМ Случае МЫ ВИДИМ ЯВНОе ОТКЛОНеНИе ОІГ
польской традиции. г > Вот образцы стихов Кантемира: , Тот в сей жизни лишь блажей, | кто малым доволен В тишине знает прожить, | от суетных волен

ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В силлабическом стихосложении мы замечаем, особенно в южно-романских стихах, -тяготение к правильному, периодичес­кому распределению ударений. Под влиянием этой тенденции выравнивания инте

СТИХОСЛОЖЕНИЕ В РОССИИ
Тоническое стихосложение8 проникло в Россию в 30-е годы XVIII в, и с тех пор является господствующим в литературе. .Новая эпоха русского стихосложения начинается со времени деят

СТИХОСЛОЖЕНИЕ В РОССИИ
Тоническое стихосложение8 проникло в Россию в 30-е годы XVIII в, и с тех пор является господствующим в литературе. .Новая эпоха русского стихосложения начинается со времени деят

АНАКРУЗА
Слоги, предшествующие первому ритмическому ударению, называются анакрузой. Так, в ямбе анакруза односложна, равно как и в амфибрахии, в анапесте — двусложна. Хорей и дактиль анакрузы не.имеют.*

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Значительно реже в классическом стихосложении встречают­ся трехсложные размеры17. Правда, образцы этого стихосложения дал еще Тредиаковский. Но на протяжении XVIII в. они являются исключ

ВЫБОР ТЕМЫ
В художественном выражении отдельные предложения, соче­таясь между собой по их значению, дают в результате некоторую конструкцию, объединенную общностью мысли или темы2. Тема (о чем гово

ФАБУЛА И СЮЖЕТ
Тема есть некоторое единство. Слагается оно из мелких тема­тических элементов, расположенных в известной связи. В расположении этих тематических элементов наблюдаются два важнейших типа: 1

МОТИВИРОВКА КОМПОЗИЦИОННАЯ
Принцип ее заключается в экономии и целесообразности мо­тивов. Отдельные мотивы могут характеризовать предметы, вво­димые в поле зрения читателя (аксессуары), или поступки персо­нажей («эпизоды»).

МОТИВИРОВКА РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
От каждого произведения мы требуем элементарной «иллю­зии», т.е. как бы ни было условно и искусственно произведение, восприятие его должно сопровождаться чувством действительнос­ти происходящего. У

МОТИВИРОВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Как я сказал, ввод мотивов является в результате компромисса реалистической иллюзии с требованиями художественного постро­ения. Не все, заимствованное из действительности, годится в ху-

ЖИЗНЬ СЮЖЕТНЫХ ПРИЕМОВ
Хотя общие приемы сюжетосложения всех стран и народов отличаются значительным сходством и можно говорить о своеоб­разной логике сюжетного построения, тем не менее отдельные конкретные приемы, их ко

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
В живой литературе мы замечаем постоянную группировку приемов, причем приемы эти сочетаются в некоторые системы, живущие одновременно, но применяемые в разных произведени­ях. Происходит некоторая б

ПРОЗАИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествовательные прозаические произведения делятся на две категории: малая форма — новелла ( в русской терминологии — «рассказ»33) и большая форма — роман. Граница между м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги