рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Н И И, В кпшфртнпм_п ррржннянии------------------- _

Н И И, В кпшфртнпм_п ррржннянии------------------- _ - раздел Философия, Тимофеев Л. И. основы ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 2. Субъективированность Этого Изображения, То, Что Оно Дается Не Как В...

2. Субъективированность этого изображения, то,
что оно дается не как внешнее событие по отношению к пове-,
ствователю (что мы наблюдаем в эпосе), а как его непосред­
ственное переживание.

3!И н д и в и.jTyja лизированность этого переживания, осуществляющаяся^ отвечающем ему стр6ё~~рё~чи (типизирую-"" щей особенности эмоциональной речи) и превращающая его з непосредственно воспринимаемый жизненный факт, в пережи­вание лирического героя (см главу V).

Говоря о том, что лирика отражает жизнь, рисуя конкрет­ные человеческие переживания, ею вызванные, мы должны по­мнить, что понятие «переживания» не следует понимать узко: в него входит любая эмоция, вызванная любыми обстоятель­ствами жизни. И философская мысль, и любовное увлечение, и политическое высказывание — все это переживания, имеющие лишь различный характер по своему содержанию в том случае, если они показаны как конкретные человеческие чувства и мьь ели, имеющие субъективную эмоциональную окраску. Это поло­жение было глубоко развито Белинским. «Что такое мысль в поэзии? — писал он.— Для удовлетворительного ответа на

12 Л. И. Тимофеев • 353


ввфос должйо рещить сперва, что такое чувство. Чувство, * показывает самое этимологич«ское значение этого слофа^ принадлежность нашего организма, нашей плоти, нашей крови Чувство и чувственность разнятся между собой тем, что последняя есть телесное ощущение, произведенное в орга­низме каким-либо материальным предметом, а первое весь тоже телесное ощущение, но только произведенное мыслию. И вот отчего человек, занимающийся какими-нибудь вычисле­ниями или сухими мыслями, подносит руку ко лбу, потрясен­ный, взволнованный чувством, подносит руку к груди или к сердцу, ибо в этой груди у него замирает дыхание, ибо эта грудь у него сжимается или расширяется, и в ней делается или тепло, или холодно, ибо это сердце у него и млеет, и трепещет, и порывисто бьется; и вот почему он отступает, и дрожит, и под­нимает руки, ибо по всему его организму, от головы до ног, проходит огненный холод, и волосы становятся дыбом. Итак, очень понятно, что сочинение может быть с мыслию, но без чувства; и в таком случае есть ли в нем поэзия? И, наоборот, очень понятно, что сочинение, в котором есть чувство, не может быть без мысли. И естественно, что чем глубже чувство, тем глубже и мысль, и наоборот... мысль, родившись в голове поэта* дала, так сказать, толчок его организму, взволновала Ч зажгла его кровь и зашевелилась в груди. Таков «Демон* "Пушкина... я не говорю о его «Онегине», этом создании, вели­ком и бессмертном, где что стих, то мысль, потому что в нем что стих, то чувство... одно без другого быть не может, если только данное произведение художественно» '.

Может возникнуть сомнение относительно того, что в каче­стве основного признака лирики как жанра мы указываем на то, что в ней рисуются переживания, поскольку в эпическом произведении перед нами точно так же могут быть изображены переживания. Однако там они даны во взаимодействии с осталь­ными элементами повествования, переплетены с ними и лишь в связи с ними становятся понятны, а в лирике переживание самостоятельно, внутренне законченно, не требует для своего раскрытия каких-либо условий, воспринимается нами как опре­деленный жизненный факт, в котором мы находим все «слагае­мые» образного отражения жизни. Перед нами стихотворение Некрасова, состоящее всего из шести строк:

,: .> ^ t1*

Стихи мои!1 Свидетели живые

За мир пролитых слез1! Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроч И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес

'В Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. I, изд АН СССР, 1953, стр 365-366.


Это прежде всего картина внутренней жизни человека, ин­дивидуальное человеческое переживание. Она самостоятельна и законченна, не требует для своего раскрытия какой-либо сю­жетной мотивировки, бытовой обстановки и т. п.

Нарисована она конкретно благодаря тому, что дана в форме стихотворной речи, заставляющей нас своим напря­женным эмоциональным строем ощутить душевное состояние того, от чьего лица идет данное переживание. В то же время она дает нам обобщенное представление о сущности поэтиче­ского творчества — это мысль о поэзии, являющаяся одновре­менно и чувством. И наконец, в ней выражено и определенное эстетическое представление о том, как должен относиться к жиз­ни подлинный поэт, в ней дано идеальное представление о сущ­ности поэтического творчества.

v Анализируя лирическое стихотворение, мы должны прежде всего исходить из представления о целостности его структуры. В основе его лежит образ — переживание. Понятно, что это переживание может быть вызвано теми или иными жизненными явлениями, связано с теми или иными конкретными предме­тами жизненной обстановки, о которых точно так же говорится в стихотворении Но все дело в том, что эти явления и пред­меты уже не имеют самостоятельного образного значения. Они представляют собой, так сказать, отдельные и необходимые элементы для создания целостного образа-переживания. Д. Д. Благой справедливо замечает, что «песня Земфиры в «Цыганах» раскрывает перед нами образ самой Земфиры, песня Мери раскрывает образ «задумчивой» Мери... Вместе с тем песня Мери содержит в себе и гораздо более широкое обобщение. Песня Мери — это чистейшая эманация безгранично преданной женской души, перед лицом смерти забывающей о себе, исполненной одним чувством всепоглощающей нежности»1

В самом деле, в песне Земфиры раскрывается ее образ, хотя в песне и упоминается «старый муж, грозный муж». Было бы, естественно, ошибкой искать в этой песне особенности са­мостоятельного образа «грозного мужа» Однако такая ошибка встречается весьма часто Характерны в этом отношении на­блюдения М. Я Матвеевой над стихотворением Маяковского «Товарищу Нетте...». Автор говорит, что в этом стихотворении «строчки и слова размещаются так, что создают запоминаю­щийся зрительный образ огромного парохода, медленно входя­щего в гавань. Строки-лесенки позволяют Маяковскому осо­бенно живописно запечатлеть как образ парохода, таки инди­видуальные черты человека, именем которого назван пароход»2.

1 Д Благой, Мастерство Пушкина, Гослитиздат, М, 1955, стр 172.

s Сб. статей «Из опыта работы учителей русского языка и литературы»,
Учпедгиз, 1958, стр. 58.

12* 355


Таким образом, упоминание о пароходе, вызывающем у Маяковского определенный круг переживаний, имеющих шн* рокое обобщающее значение, здесь иекусственно отрывается от целого, трактуется как нечто самостоятельное и даже связы­вается определенными сторонами с художественной формой сти­хотворения. Ступенчатая разбивка строк, характерная для Мая­ковского, здесь, оказывается, выполняет особую художествен-' ную функцию: строки-лесенки должны, по мнению автора, непосредственно изображать пароходный трап. Очевидна вся натянутость этого построения, поскольку строки такого типа мы встречаем почти во всех стихотворениях Маяковского без вся-^ кой связи с изображением парохода. Здесь перед нами яркий пример отрыва детали от целого, превращение ее в некий са­мостоятельный образ и тем самым неверной трактовки произ­ведения.

Мы понимаем образ как живую картину человеческой жи-1 зни. В эпосе перед нами — образ-характер. Соответственно с этим мы имеем право говорить и об образе-переживании (как об определенном состоянии характера лирического героя). Ана­лиз целостного переживания, раскрытого в лирическом стихо­творении, с одной стороны, приведет нас к постановке вопроса о том идейном и жизненном содержании, которое стоит за этим иереживанием, т. е. о жизненной обстановке, которая его обус--ловила, о том типе человеческого отношения к действительно­сти, которое в нем проявилось. Это позволяет нам осмыслить идейное обобщающее значение лирического стихотворения, по­нять раскрытое в нем переживание как переживание типиче­ское, т. е. обобщающее определенные общественные настроения, обусловленные определенной общественной исторической обста­новкой. С этой точки зрения мы должны определить, какой эстетический идеал выразился в данном переживании, какой тип человека с ним связан. С другой стороны, идя от этого пе­реживания, мы должны представить себе ту художественную логику, которая подсказывала поэту выразительные средства конкретизации этого переживания, благодаря которым оно и воспринимается нами как живая картина человеческой духов­ной жизни. Это позволит нам понять лексические особенности стихотворения, его эмоциональную окраску, своеобразие ритма и звуковой организации стихотворения. Остановимся с этой точки зрения на стихотворении «Анчар» Пушкина. Стихотворе­ние это написано в 1828 году. Идейный смысл его очевиден. В своей работе, посвященной этому стихотворению, Д. Д. Бла­гой дает глубокое и точное его понимание: «В стихотворении «Арион», написанном в июне 1827 года, т. е. в явной связи с первой годовщиной казни декабристов, Пушкин выразительно писал «Я гимны прежние пою...». Самым могучим из этих .«прежних гимнов» — выражением непреклонности свободолю-


бия поэта, ненависти его к рабству и тирании — и является на­писанный через год с небольшим великолепный пушкинский «Анчар»1. Перед нами в стихотворении эстетический идеал, не­посредственно связанный с идеологией декабризма и находя­щий свое выражение в определенном состоянии характера лирического героя — носителя переживания, раскрытого в сти­хотворении, выражающем пафос страстного негодования и про­теста против общественного устройства, в котором люди де­лятся на владык и рабов (лишь по цензурным соображениям Пушкин должен был заменить царя князем в 1832 году); чрез­вычайно характерен вариант последней строчки восьмой строфы в рукописи Пушкина: не «непобедимого владыки», а «самодер­жавного владыки»2.

Для понимания идейной направленности стихотворения сле­дует иметь в виду отмеченное В. В. Виноградовым3 соответ­ствие между «Анчаром» и стихотворением П. Катенина «Старая быль». В этом стихотворении Катенин в несколько завуалиро­ванной форме осуждал известные «Стансы» Пушкина («В на­дежде славы и добра...»), усматривая в них похвалу «царю-са-модержителю». Поэтическим ответом на упреки Катенина и был пушкинский «Анчар», свидетельствовавший о верности Пушкина свободолюбивым идеям декабризма. Не случайно генерал Бен­кендорф сразу же запросил Пушкина, почему он напечатал свое стихотворение «без предварительного испрошения на напечата-ние... высочайшего дозволения».

Таким образом, исторически обусловленное идейно-эстетиче­ское содержание, лежащее в основе «Анчара», очевидно. Для того чтобы получить художественное выражение, оно должно было облечься в форму конкретного человеческого пережива­ния, передающего противоречие между общественным строем самодержавной России и противостоящим ей эстетическим иде­алом свободы и гуманизма. В конце XVIII и в первой четверти XIX века в европейской и русской печати и художественной ли­тературе появлялся ряд сведений о смертоносном дереве (ла­тинское название анчара Antiaris toxicaria; см. об этом в ука­занной работе Д. Д. Благого, а также в сборнике «Пушкин. Исследования и материалы», т. 2, 1958, ст. В. Боголюбовой «Еще раз об источниках «Анчара», стр. 310—323) и о том, что его ядом намазывают оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. В этом страшном контрасте- добывание смертонос­ного яда ценой человеческой жизни — Пушкин и нашел мате­риал для раскрытия своего отношения к действительности —.

1 Сборник, посвященный В В. Виноградову, изд. АН СССР, М., 1957,
(Д. Д. Благой, «Анчар» Пушкина, стр. 116)

2 А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. 3, ч. 2, изд. АН
СССР, 1949, стр. 698.

3В. Виноградов, Стиль Пушкина, M.t 1941, стр, 422—426.


>*- y ,*• ' ** -' t ^ -. - > À ^".^

предельно острую форму протеста против угнетения человека, бесчеловечной властью. В стихотворении говорятся об анчар^ о владыке, о рабе, но было бы неверно трактовать их как es-' мостоятельные образы. Образом здесь является то целостное переживание, которое вызвано соотношением и осмыслением тех жизненных явлений, о которых говорится в стихотворении и которые сами по себе не имеют самостоятельного художе­ственного значения Сохранившиеся варианты позволяют шаг за шагом проследить самый процесс создания художественного образа в стихотворении «Анчар» (они опубликованы во 2-й ча­сти III тома Полного собрания сочинений Пушкина, изд. Акаде­мии наук СССР). Прежде всего Пушкин стремится дать наибо­лее острое и драматическое изображение анчара, посвящая ему пять, а в черновом варианте шесть строф. Опущенная строфа:

И тигр, в пустыню забежав,

В мученьях быстрых издыхает,

Паря над ней, орел стремглав,

Кружась, безжизненный спадает

Пушкин находит, отбрасывает, отыскивает все более резкие и напряженные детали, рисуя страшную картину смерти и ги­бели, которые окружают ядовитое дерево: «На почве мертвой, раскаленной», «могучий яд», «прах отравленный клубится», «пустыня смерти», «тигр ярый бьется». Но картина эта важна ему не сама по себе. Значение ее в том, что к страшному де­реву идет человек. Возникает первый набросок:

Но человек

ко древу яда, и далее:

Но человек

к анчару страшному подходит,

и сейчас же возникает следующая запись, та, в которой содер­жится весь идейный смысл стихотворения:

Но человека человек В пустыню посылает.

Но почему мог человека человек послать к анчару? Начинаются поиски следующей строки: «Послал к анчару властным сло­вом», «Послал к анчару самовластно», «Послал к анчару равно­душно» И уже под конец находятся самые точные слова: «По­слал в пустыню властным взглядом», и строка приобретает окончательную форму. «Послал к анчару властным взглядом». Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точ­ностью. В характеристике раба у Пушкина были различные оттенки. Путь к анчару — это подвиг. В черновиках находим1 эпитет «смелый», строку «И тот безумно в путь потек». Появ­ляется определение «верный раб». Но все это отбрасывается — дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послуш-


ности, т. е. в предельном подчинении его чужой воле, «власт­ному взгляду» {даже не «властному слову*). Стихотворение по­строено на контрастах, прежде всего в композиционном от­ношении. Дерево смерти — й идущий к нему человек (раб и владыка). В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки

Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый и еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его — хотя бы и подневольный — подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Смерть раба была нужна лишь для того, чтобы владыка

t гибель разослал К соседам в чуждые пределы

Если анчар губителен для тех, кто идет к н,ему, то владыка рассылает эту гибель Гуманистический пафос стихотворения здесь достигает особенной силы Таким образом, композиция стихотворения основана на резких, непримиримых контрастах и противоречиях. Они передают, с одной стороны, накал обще­ственной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 года, и в то же время в этих кон­трастах и выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту общественных проти­воречий. Эта контрастность, поиски предельно острых и драма­тических выразительных средств определяют и лексику стихо­творения. Чрезвычайно характерна в этом отношении строка «И зелень мертвую ветвей», где соединены, казалось бы, не­примиримые понятия. Характерны и варианты:

Яд каплет сквозь его кору Благоуханною смолою .

или:

Случайно ль туча оросит

Его листы дождем медвяным .

Уж он стекает ядовит

Анчар «стоит — один во всей вселенной». Эпитеты и опреде­ления подчинены той же цели передачи драматичности и напря­женности как самой ситуации, так и речи говорящего о ней лирического героя: «грозный часовой», «жаждущие степи», «день гнева», «вихорь черный», «лист дремучий». Контрастна сама организация повествования Контраст этот выражается в том, что повествователь, с одной стороны, говорит о предельно трагической ситуации: владыка посылает на смерть раба, чтобы


L

t

І ''


ценой его гибели нести смерть другим людям, и в то же время сам повествователь не дает этому оценки, он только рассказы­вает о той трагедии, которая произошла около анчара. Его отношение к ней прорывается только в упоминании о бедном рабе, в горьком сопоставлении: «человека человек», да еще, по­жалуй, в подчеркнуто простом и в то же время скорбном рас­сказе о том, как умирал бедный раб. По латинской пословице: «Молчание — кричит» в этой суровой сдержанности "лириче­ского героя, контрастирующей с тем, о чем он рассказывает, с особенной силой и обнаруживается его отношение к происхо­дящему. Таким образом, и композиция стихотворения, и его лексика, и входящие в него описательные элементы (анчар, владыка, раб)—все это единая и целостная форма раскрытия состояния характера лирического героя, его конкретизирующая, превращающая его в индивидуальное переживание, в конкрет­ную картину духовной человеческой жизни, созданную сред-1 ствами речи. Большую роль в этой конкретизации играет рит­мическая и звуковая организация стиха Сама по себе ритмика не имеет непосредственного изобразительного значения, она только усиливает общую эмоциональную окраску речи. Однако благодаря различию стихотворных строк по количеству и месту ударений, по соотношению их с интонационно-синтаксической .структурой строфы, по звуковой их организации и т. д. возни­кает возможность выделения строк, имеющих наибольшую вы­разительную смысловую и интонационную окраску. В этом слу­чае строка, особо значимая в смысловом отношении, приобре­тает наибольшую силу, заметность, выразительность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, его ритми­ческое своеобразие связано прежде всего с тем, как расположены ударения в строке. Рассмотрим их распределение в «Анчаре>.

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре
части. Первые пять строф дают описание анчара. Первая поло­
вина второй строфы, т. е. первая и вторая строки, вводит новое
в течение стихотворения — приказ владыки, далее — вторая по­
ловина шестой строфы и седьмая и восьмая строфы дают опи­
сание судьбы раба, последняя, девятая строфа говорит о царе.
Первая часть почти полностью выдержана на однородных рит­
мических строках: идет как бы перечисление свойств анчара,
строфы однородны в интонационном отношении и не требуют
поэтому каких-либо существенных отступлений в движении
ритма: „

г В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила.


Как видим, здесь все строки (за одним исключением)' дают однородное расположение ударений: в каждой строке три уда­рения; ударение на 6-м слоге опущено. Это создает однород­ность ритмического движения, отвечающего интонационной однородности текста: перечислению, так сказать, качеств анчара. Так же строятся следующие три строфы Всего на 20 строк здесь приходятся лишь три четырехударные строки и одна двухударная.

Одна четырехударная строка заканчивает первую строфу («Стоит — один во всей вселенной», поддерживая завершающую интонацию), другая — в четвертой строфе (она связана с пере­носом: «И тигр нейдет — лишь вихрь черный»), и третья заканчи­вает все описание анчара («Стекает дождь в песок горючий»).

Все они, таким образом, интонационно мотивированы, при­дают строкам, с которыми связаны, индивидуальное своеобра­зие, но в то же время, поскольку все окружающие строки не­сут по три ударения, они не выступают с особенной подчеркну-Іостью, что и не требуется ходом повествования, поскольку все оно строится в одном плане •— описание анчара. Что касается одной двухударной строки внутри третьей строфы («И засты­вает ввечеру»), то она не связана с существенными смысловыми и интонационными оттенками фразы и поэтому не попадает, так сказать, в ритмическое поле зрения.

Звучание стиха резко меняется при переходе ко второй ком­позиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин перехо­дит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь резкий интонационный подъем. Дважды повторяется слово «че­ловек», но с совершенно различным вкладываемым в него смыс­лом. Здесь — центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны здесь все сред­ства звуковой выразительности. Повторение слов, естественно, является и повторением звуков, оно поддержано в следующей строке повторением во всех словах звука «а» («Послал к ан­чару властным взглядом»), такого подчеркнутого звукового по­втора нет ни в одной другой строке стихотворения. Наконец, эта смысловая, интонационная, звуковая выпуклость первых двух строк шестой строфы поддержана и ритмически.

Пятая строфа, как мы помним, оканчивается завершающей четырехударной строкой. А шестая строфа начинается двух­ударной строкой, после которой снова следует четырехударная, причем все ударения приходятся на звук «а». Все это придает им особенно своеобразный, индивидуальный характер, благо­даря чему эти — самые важные в смысловом и эмоциональном отношении — строки звучат исключительно выразительно, опи­раются и на ритм, и на звук. Все это придает интонации этих строк максимально драматический характер, отвечающий сущ­ности самого переживания, в них облеченного, точнее — в них



p


только й существующего Характерно в этом отношении дае Д. Д Благого, считающего, что строка «Послал к анчару властным взглядом» является «единственной полноударной стро-кой во всем стихотворении». Мы уже говорили, что таких строк шесть (в первой, четвертой, пятой, шестой и восьмой строфах), но указанная строка действительно звучит с особой выразитель­ностью благодаря сочетанию в ней всех звучащих элементов стиха, это и определяет (а не только полноударность) ее иск­лючительный по силе выразительный характер Поэтому она дак заметна

Третья часть — это история раба, и она имеет свою интона­ционную и ритмическую концовку. Рассказ о нем снова идет на трехударных строчках (седьмая и восьмая строфы и первое по­лустишие восьмой строфы), затем идет интонационный подъем, и ему отвечает четырехударная строка («И умер бедный раб у ног»), за которой идет двухударная («Непобедимого вла­дыки»), завершающая строфу.

Перед нами опять-таки индивидуально звучащее ритмиче­ское построение, снова возникающее именно тогда, когда со­здается эмоциональная и интонационная основа для особенно значительного и выразительного произнесения строк. Единство всех этих элементов и определяет художественную силу и убе-! дительность речи лирического героя — носителя переживания,

Отметим попутно, что здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что сам по себе тот или иной ритмический строй строки не имеет самостоятельного изобразительного значения, все дело здесь в отношении строк друг к другу, в их нарастании, контра­стах, переходах и т. п., что и заставляет нас ощутить движение ритма, его своеобразие. Так, в шестой строфе это своеобразие возникает благодаря переходу от двухударной строки к четы-рехударной, а в восьмой, наоборот, от четырехударной к двух­ударной; эти резкие переходы и осуществляют движение ритма, усиливающее движение смысла и эмоции стиха

Такое же значение имеет расположение звуковых повторов. • Сами по себе однородные звуки acte время повторяются в речи, поскольку в русском языке всего 39 фонем и они в тех или иных сочетаниях образуют значительно более 200 тыс. слов. Но в том случае, когда слово в силу тех или иных смысловых, эмоцио­нальных, интонационных условий произносится с особенной зна­чительностью, становится особенно заметным и звуковой состав слова и однородность звукового состава нескольких слов позво­ляет это ощутить с особенной силой Тем самым звуковые по­вторы становятся мощной опорой для интонации, помогают про­изнести слово с особенной выразительностью, как мы это видели на примере строки «Послал к анчару властным взглядом»; здесь все время повторяются однородные звуки, и это позволяет про­изнести связанные ими слова с особенной значительностью. Сами



же по себе те или шдае звуки (как и ритмы) не имеют самостоя­тельного художественного» изобразительного значения, важны опять их отношения, связь их с ритмом, интонацией и т. п.

Поэтому вряд ли можно согласиться с Д. Благим, видящим в повторении звука «а» передачу «ударов палкой или кнутом» (да и откуда эти удары, когда речь идет о «властном взгляде»—> даже не слове, которого, однако, достаточно, чтобы послать человека на мучительную смерть), а в звуке «п» («послушно в путь потек») — изображение «тяжелого и трудного пути по пустыне». Так же трудно говорить и о «звукообразе», о том, что повторяющееся «ч» вызывает у нас представление об анчаре. Количество «ч» в стихотворении не превышает обычной его встречаемости в языке (около 2%). В стихотворении Пушкина «Признание» мы находим строфу с «ч» в каждой строке:

И ваши слезы в одиночку, И речи в уголку вдвоем, И путешествия в Опочку, И фортепьяно вечерком,

хотя оснований для возникновения звукообраза, связанного, с «ч», там вовсе нет

Значение звуковых повторов в том, что они создают опору для интонационного выделения наиболее эмоционально окра­шенных слов, а самое качество звуков уже не имеет существен­ного значения

" Принес, и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки

перед нами тог же звуковой повтор (л), что и в строке «Послал к анчару»; интонационные функции этих повторов однородны, смысловая окраска слов совсем иная.

Все эти наблюдения над построением стихотворения «Анчар» позволяют сделать некоторые общие выводы о структуре лири­ческого стихотворения Как видим, мы воспринимаем его пре­жде всего как определенного ^гипа. речь, ярко, эмоционально окрашенную Это выражено в том, что в ней на первый план выдвинуты именно те элементы речи, которые передают субъ-

ej<THBH(>OnFHn4HOpl ИНЛИВИЛу^-TiKHQP -отнпітірщр ГОВОрЯЩЄГО К ИН-ТереСуЮЩИМ его сторонам жизни

Отсюда, во-первых, та роль, которую играют в этой речи звук, ритм, интонация, придающие лексике стихотворения по­вышенно эмоциональную окраску, и, во-вторых, то, что все эти элементы речи внутренне связаны, образуют целостную выра­зительную систему.

Эта система речи обусловлена стоящим за ней пережива^ нием, состоянием характера лирического героя, создает его це­лостный образ, т е живое изображение определенного момента духовной человеческой жизни. Отдельные явления и предметы,


е которыми связано это переживание, не являются самостоя­тельными художественными образами, они подчинены задаче раскрытия переживания (как в данном случае — анчар, раб, вла­дыка и др.).

В свою очередь это переживание не является самоцелью художественного изображения, оно отражает и обобщает опре-деленные^бщественные настроения, возникающие в определен­ной общественной обстановке (в данном случае выражают идеи свободы и гуманизма после поражения декабризма). При этом конкретный материал, на котором развертывается данное переживание, может либо непосредственно воспроизводить черты окружающей поэта жизненной обстановки, либо рисовать условные или исторически отдаленные картины жизни. ч^В^центре анялизд лирического стихотворения должно нахо­диться определение его непосредственного содержания, т. е. того переживания лирического героя, которое дано в стихотво­рении. Это переживание должно быть понято в его конкретно­сти, т. е. в его живой словесной форме, передающей все оттенки переживания и тем самым превращающей его в образ. И, с дру­гой стороны, именно осмысление этого непосредственного со­держания необходимо должно привести нас к пониманию его обобщенного значения, т. е. к определению его как явления идеологической жизни своего времени и, шире, как обобщения, освещающего человеческие отношения и за пределами данного исторического периода. Так «Анчар» вырастает в протест про­тив угнетения и деспотизма в любом историческом периоде, хотя подсказан он Пушкину общественной борьбой его времени и раскрыт им на относительно условном материале полулеген­дарного, полуисторического порядка.

Эти черты лирики имеют устойчивый, общий характер. Легко убедиться в том, что, скажем, в лирике Маяковского мы найдем те же отношения, хотя конкретные слагаемые ее (т. е. идейная направленность, реальный материал, лежащий в основе пере­живаний лирического героя, наконец, своеобразие стихотворной речи) обусловлены уже новой исторической обстановкой.

То обстоятельство, что в лирике (как и вообще в литера­туре) изображаются прежде всего характеры, объясняет ее историческую стойкость. Лирик в своих социально-исторических условиях берет материал для изображаемых им переживаний, но в то же время он может раскрыть свое историческое содер­жание и как общее, поставить на своем жизненном материале вопросы, существенные и для других поколений и классов. Отно­шение к природе, к смерти, к любви, к женщине, к детям и т. д.— это общие вопросы, находящие всегда свое историческое разре­шение, но в ряде случаев это историческое разрешение получает общее значение. В этом объяснение того, почему, например, ли­рика Пушкина, как и других мировых поэтов, столь суще-


 


ственна и для нас, так как он сумел изобразить в своих стихо­творениях переживания в такой мере полноценного, мужествен­ного и благородного характера, который и в наши дни сохраняет

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тимофеев Л. И. основы ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

ОТ АВТОРА... Настоящая работа представляет собой систематическое изложение понятий теории литературы применительно к изу чению ее в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Н И И, В кпшфртнпм_п ррржннянии------------------- _

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ.
  Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. При оформлении на работу все рабочие, служащие и инженерно-технические работники должны пройти первичный п

ВОЗМОЖНОСТЬ СУДИТЬ И О ЛЮДЯХ И О ЖИЗНеННОЙ Обстановке ТОГО
времени. От фидиевского Зевса до врубелевского Демона стремление создать облик неземного существа не выходило, да и не могло выйти за пределы видоизмененных, преображенных, но тем не менее

ВОЗМОЖНОСТЬ СУДИТЬ И О ЛЮДЯХ И О ЖИЗНеННОЙ Обстановке ТОГО
времени. От фидиевского Зевса до врубелевского Демона стремление создать облик неземного существа не выходило, да и не могло выйти за пределы видоизмененных, преображенных, но тем не менее

Л. И. Тимофеев
Власовых представлена тремя характерами (отец, мать, сын), за каждым из которых мы видим определенные общественные закономерности. Отец Власова — рабочий старого поколения, до конца ра

КОНКреТНУЮ СИСТеМУ СОбЫТИИ В ІШиИзВеДеНИИ. КОТОрая ряркпынярт
данные ^дряктрры r дуг взаимоотношениях и взаимодействии. Английскому писателю І енри Джемсу принадлежит форму-лировка, очень ясно показывающая художественный смысл сю­жета: «События — это п

Л. И. Тимофеев
введения в сюжет рассказа характеров иного типа, которые «уравновесили бы» Челкаша, дали бы читателю правильную перспективу для понимания сущности капиталистического строя. Отсюда — вв

Л. И. Тимофеев 193
  включается в систему авторской речи. Авторская речь вбирает в себя речь персонажа, комментирует ее, усиливает или ослаб­ляет, поддерживает или отвергает и т. д. Речь персо

СЛОВа В прронпрцрм.. аняирни^, т, Є. ВЬІДЄЛЄНИЄ JBTOpHHHblX ЄГО
признаков для характеристики какого-либо явления. При этом слово, признак которого переносится на другое слово, теряет свое самостоятельное значение, интересует нас лишь своей вто­ричной чертой, ка

Жребий.
еатель прибегает к повествованию от собственного лица (так называемое Icherzählung — термин немецкой поэтики) типа за­писей, дневников, писем и других развернутых форм, сохраняю­щ

Л, ИІ Тимофееп
грехов литературоведения — описательства, изолированных на­блюдении над отдельными элементами произведения. Литературное произведение есть органическое целое, воз­действующее

Pound;~ СНОМ
і и покоем скован. і Но .. * не спит > мадам Кускова. 1 Таким образом, ритмические определители тонического стиха, 1| точно так же как и в сил

ИНТереС, ЖИЗНеННОСТЬ, ВОСПИТатеЛЬНОе И ЭСТеТИЧеСКОе ЗНачеНИе.1
В зависимости от своего исторического содержания, от кан чества характеров, типичных для данного исторического пе­риода, меняется и сама лирика, сохраняя вместе с тем свою функциональную однороднос

N ПСН.9ВР. рюжртя — конфликты
определенных периодов социалистического строительства, и его подход к языку отличается стремлением к демократичности. Но эти же принципы были еще ранее осуществлены Макси­мом Горьким, с ни

Л. И. Тимофеев
Великая Октябрьская революция, выводившая па авансцену истории в качестве решающей исторической силы освобожден­ный народ, ставила перед писателями новые исторические за­дачи, решить к

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Авантюрный роман—см роман аван­тюрный Авторская речь —87, 156, 188, 194, 196, 204, 225, 241, 244, 246, 284, 382 Акмеизм — 162 Акцентное стихосложение — 300, 3

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Глав n первая. Образность........................ ,................................................. 171 Предмет художественного изображения............................

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги