рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Критерии периодизации государства и права

Критерии периодизации государства и права - раздел Философия, Билеты по теории государства и права Формационные Критерии. - Цивилизационные Критерии. Необходимость Пер...

Формационные критерии. - Цивилизационные критерии.

Необходимость периодизации государства и права возникает прежде всего в историческом исследовании. Для ТГиП периодизация государства и права имеет смысл в том, что позволяет оценивать эти общественные институты в развитии, делать теоретические выводы об их возникновении и путях развития, а также прогнозы. Среди критериев периодизации можно выделить два основных, используемых в современной науке: формационный и цивилизационный.

Формационный критерий является традиционным для российской науки. На его основе выделяют пять типов производственных отношений (общественно-экономических формаций): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, и, соответственно, четыре типа государств и систем права - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства. При этом полагается, что каждое из государств проходит все указанные ступени. Однако, во-первых, реально есть государства, которые в процессе своего развития пропускали отдельные ступени (например, Россия не знала рабовладельческого строя как того, где труд раба как “говорящего орудия” был основным производственным фактором); во-вторых, социалистическая формация, хотя и была достигнута некоторыми государствами, всё же не показала преимуществ перед предыдущей (что являлось бы признаком эволюции общественного строя) и в целом является гипотетической; и в-третьих, некоторые государства вовсе не подпадают в эту систему. Это - государства восточного типа (традиционные государства). Они не являются ни рабовладельческими (рабы не являются основной производительной силой и имеют отличный от “говорящего орудия” статус, если вообще присутствуют), ни феодальными (нет отношений вассалитета - сюзеренитета), ни, тем более, буржуазными (нет ни свободного рынка, ни частной собственности на средства производства). <Точка зрения А.Б. Венгерова: социалистическое государство 30-х - 50-х гг. XX в. очень напоминает восточную деспотию> Недостатки этого подхода обусловлены, прежде всего, идеологической вульгаризацией идей формационного подхода К. Маркса. Реально в первоначальном формационном подходе основу научной периодизации истории и соответственно государственно-правовой жизни человеческого общества составляет иное членение мировой истории, а именно на три макроформации: первичную (архаическую), вторичную (экономическую) и теоретичную (коммунистическую). Эти макроформации получили название общественных (а не общественно-экономических) формаций. Основными критериями выделения названных формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. При их отсутствии перед нами архаическая или коммунистическая общественная формация, т. е. безгосударственные (по Марксу) эпохи человеческой истории. Азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначать как “прогрессивные эпохи экономической общественной формации”.

Для понимания типологии государств с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации на на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, бирманскую, японскую и др. цивилизации. Огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство — более чем государство, т. к. оно связано с духовным производством. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества. Иное место занимает государство во вторичных цивилизациях: западноевропейской, североамериканской, восточно-европейской, латиноамериканской, буддийской и др. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненным культурно-религиозной системе. Во вторичных цивилизациях положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой - он сам не вправе нарушать эти запреты, иначе его власть незаконна. Его власть - служение, должное соответствовать идеалу, и поэтому вторична.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Билеты по теории государства и права

Главная цель не допустить узурпации незаконный захват монополизации власти в рамках одного органа или ведомства Законодательные... Каждой ветви власти соответствует своя система государственных органов... Законодательная власть парламент региональные и местные представительные органы Задача сформировать...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критерии периодизации государства и права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Билеты по теории государства и права
1. Предмет науки “Теория государства и права” Цель науки – сбор, обработка, анализ и систематизация объективной информации. Научные знания – упорядоченные, органи

Теория государства и права и отраслевые юридические науки.
Структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Ст

Признаки государства
Государство - суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все населения в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, нацио

Функции государства, внутренние и внешние
Внутренние – основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества: Политическая – формирование легитимной (соответствующей загону) системы управления жизнью общества

Сущность права, признаки, функции, предпосылки.
Право – система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой. Признаки пра

Социальные нормы
Социальная норма – правило общего характера, регулирующее типичные общественные отношения. Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, обычаи. Право – только одна из систем социальн

Структура правоотношений.
Структура правоотношения включает такие элементы, как субъекты, объекты, содержание, юридические факты. Субъекты и объекты правоотношений: Субъект (участник) правоотношения – прав

Понятие источника права
Источник права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Посредством его государственная воля приобретает материальное выражение, документально фиксируется. Н

Правонарушение
Правонарушение – вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность. Признаки правонарушения: Вредность – правонарушение пр

Юридическая ответственность
Юридическая ответственность – охранительные правоотношения между государством и правонарушителем, где у государства – право налагать взыскания, а у нарушителя – обязанность претерпевать взыскание.

Романо-германская, англосаксонская, мусульманская правовая семья
Правовая семья – группировка правовых систем ряда государств, объединяемая общностью происхождения права, сходством правовых источников, юридической техники. Романо-германская правовая сем

Особенности российской правовой системы
Российское право относится к романо-германской правовой семье. Последние 10 лет в правовой системе РФ происходят революционные изменения, реформирование всех ее институтов. Пересмотр базов

Понятие и принципы правового государства
Правовое - так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства

Особенности российского правосознания
Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Вместе с тем, уже имеющие данные показывают следующую <практически безнадежную> картину. Со

Гражданское общество и правовое государство
Правовое - так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги