Теория государства права в системе общественных и юридических наук.

Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической тео­рией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т. д.

Так, с помощью философиивырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя воору­жается общей методологией познания государственно-правовой действи­тельности. Научное познание государства и права требует использова­ния философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы - метафизику и диалектику, категории и понятия философии - сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и от­ветственность т. д.

В свою очередь, теория государства и права дает конкретный мате­риал о государстве и праве для широких философских обобщений. Даже социальная философия в деталях не исследует данные институты, а за­имствует информацию об их природе и специфических особенностях у теории государства и права.

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-право­вые явления в контексте политической среды.Например, анализируя го­сударство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объеди­нениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность этого государ­ства, его место и роль в политической организации данного общества.

С другой стороны, политология подчас использует теоретические вы­воды и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т. п.).

Между теорией государства и права и экономической теорией, социо­логией, психологией и иными гуманитарными науками тоже существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, соб­ственность, действие, поведение, отношение и т. д., так и сугубо специаль­ные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведе­ние, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

 

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место.

Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельно­сти. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, то есть применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государ­ства и права, закономерности их функционирования и т.п., то есть при­меняет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государ­ства и права выступает как обобщающая.

Во-первых, она изучает наибо­лее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определен­ной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей от­расли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т. д.).

В-треть­их, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического матери­ала, содержащегося в них и обобщает «отраслевую» научную информа­цию.

Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

во-первых, гуманитарной,