Марксистско-ленинское учение о государстве. Его конструктивно-критический анализ.

Оно объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права. Это учение преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием.

Длительное время в отечественной ТГП происхождение государства и права определялось в соответствии с взглядами Ф.Энгельса(Происхождение семьи, частной собственности и государства) и В.И.Ленина(лекция «О государстве»).Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности-на появление и развитие государства. Примерно в таком же духе В.И.Ленин в своей работе говорит о его происхождении.

Но лекцию он читал в 1919 году, когда шла гражданская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упора на принудительные, насильные стороны государства. Он называл государство аппаратом для систематического применения насилия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство-это машина для поддержания господства одного класса над другим, что первое государство-рабовладельческое-это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами. Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами.

Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, объединяет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности.