Основные теории происхождения государства.

 

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Естественно-правовая (договорная)├───┤ Государство возникло в результате │

└─────────────────────────────────┘ │ общественного договора │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│ Руссо │

└───────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Материалистическая (классовая) ├───┤ Государство есть продукт и проявление │

└─────────────────────────────────┘ │ непримиримости классовых противоречий │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│ Маркс, Энгельс, Ленин │

└───────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Органическая ├───┤ Общество и государство представляют │

└─────────────────────────────────┘ │собой общественный организм, состоящий │

│ из людей, подобно тому, как живой │

│человеческий организм состоит из клеток│

└────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│ Спенсер │

└───────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Психологическая ├───┤ Государство возникло в результате │

└─────────────────────────────────┘ │ психологических потребностей людей │

│жить в рамках организованного общества,│

│ коллективного взаимодействия │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│ Петражицкий │

└───────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Теория насилия ├───┤ Государство возникает в результате │

└─────────────────────────────────┘ │ насилия внутреннего (экономического и │

│ политического) и внешнего │

│ (завоевания одним народом другого) │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│ Дюринг, Гумплович, Каутский │

└───────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Патриархальная ├───┤ Государство - результат исторического │

└─────────────────────────────────┘ │ развития семьи │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.│

└───────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────┐

│Теологическая ├───┤ Право и государство созданы богом │

└─────────────────────────────────┘ └────────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴──────────────────┐

│ Аквинский │

└───────────────────────────────────────┘

 

1.Теологическая (Божественная). Возникла раньше всех. Согласно ей, Бог сотворил все сущее и государство в том числе. Данную теорию поддерживал: Аврелий Августин, Фома Аквинский.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

 

2.Патриархальная теория. Исходя из сути этой теории, можно понять, что государство произошло из разросшейся семьи, т.е. власть отца трансформируется во власть монарха. Зародилась в Др. Греции, основателями считается Платон и Аристотель.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

 

3.Договорная теория. Получила распространение в более позднее время в 17-18вв в Голландии, Липши и Франции. Согласно ей, государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, т.е. государство сознательное творчество народа. Представители - Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс, Россия - Радищев.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

 

4.Теория насилия. Согласно ей, государство возникает в результате завоевания одного народа другим. Завоеватели создают государство, что бы эксплуатировать завоеванных. Представитель - Карл Каутский.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

 

5.Психологическая теория. Объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами (желание властвовать, подчиняться). Представитель - Зигмунд Фрейд.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

6.Органическая теория. Согласно ей, государство результат органической эволюции - социальной эволюции. Подобно, как и в живой природе, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе, в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор. Основатели - Герберт Спенсер.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

7.Социально-экономическая или Марксистская. Объясняет возникновение государства как результат появления частной собственности и раскола общества на атогонические классы (рабы - рабовладельцы). Господствующий класс создает государство для защиты своих интересов и привилегий. Авторы Энгельс, Ульянов-Ленин.

Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

8.Ирригационная теория. Согласно ей, государство возникло в связи с необходимым строительством ирригационных сооружений (каналов, пластин). Основатель –Фогель.

Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые.