рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» - раздел Философия, Гоу Впо «Уральская Государственная Медицинская Академия...

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра философии, биоэтики и культурологии

 

 

Культурология

Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студентов УГМА

 

Екатеринбург 2010


Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

Студентов УГМА

 

Издание первое - Екатеринбург.

Изд-во УГМА, 2010 – 100 с.

 

 

В Учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки к ним. Также

в Приложении № 1 предложены темы рефератов;

в Приложении № 2 содержится обязательный понятийный минимум дисциплины и основной понятийный фонд (словари) к каждой теме семинарского занятия;

в Приложении № 3 вопросы к зачету по культурологии и тестовые задания для самоподготовки студентов к тестированию.

 

Составители: старший преподаватель Е.В.Белоусова

ассистент, С.А.Горшкова

Рецензент: доктор философских наук, профессор Князев В.М.

 

 

Уральская государственная

медицинская академия, 2010.

 


Введение

 

Предмет «культурология» является важной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования РФ (ГОС ВПО, март 2000г., раздел Ф.04), и определена как одна из 4 обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Данное пособие рассчитано на студентов первого курса и предполагает путем изучения курса культурологии расширить круг концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволит полнее реализовать цели социально – гуманитарного образования

Главная задача курса формулируется в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это воспитание специалиста, обладающего широкой культурой, эрудицией и навыками творческой работы.

Предложенный для изучения курс содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 36 часов (18 часов - лекций и 18 часов - семинарских занятий). Предусмотрена и самостоятельная подготовка студентов. Курс разработан в соответствие с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Культурология», предложенной Всероссийским учебно–научно–методологическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве РФ (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий также проведена в соответствии с нормами, утвержденными Учебно-методическим управлением УГМА. Изучение курса завершается зачетом, поэтому в пособии предусмотрены соответствующие виды отчетности.

Данное Учебно-методическое пособие включает тематический план лекций и семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, основной понятийный фонд к каждой теме и обязательный понятийный минимум по дисциплине, перечень тем докладов и рефератов, вопросы и тестовые задания для подготовки к зачету.

 

Тематический план лекций.

 

Тематический план семинаров.

Планы семинарских занятий по курсу культурологии.

1. Понятие и сущность культуры. Структура и состав современного культурологического знания. Множественность определений культуры и ее причины. 2. Морфология культуры: структура и функции культуры. Материальная и духовная… 3. Историческая типология культуры. Философия и проблемы типологии культуры. Основополагающие теоретические концепции…

Доклад 1. Концепция локальньгх культур как альтернатива универсализма линейно-исторической модели культуры. О. Шпенглер: цивилизация как закат культуры.

План доклада:

· кратко рассказать о О. Шпенглере как учёном

· раскрыть его взгляды на культуру и цивилизацию. При этом необходимо уделить внимание следующим вопросам:

• Существует ли, по мысли философа, общечеловеческая культура?

• Что такое «душа культуры»?

• В чём состоит своеобразие фаустовского типа культуры?

•Каким образом развивается каждая из культур, как они сосуществуют?

• Что О. Шпенглер понимал под цивилизацией?

 

Литература к докладу:

1.Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М.. 2000.

2.Введение в кулыурологию под редакцией Е.В.Попова. М.. 1996. Гл.1. С. 29-39.

3.Гуревич П.С. Культурология. Курск. 1996. Гл 5. С. 83-92.

4.Культурология 20 век. Энциклопедия в 2 т-х. СПб. 1998. Ст. Тойнби А.К., Шпенглер О..

5.Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М.. 2003. Гл.2. С.22-49

6. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология С.Пб. 2008 .Гл. 14 С. 376-382

7. Шпенглер О. Закат Европты Т. 1 . М. l 993.

Доклад 2. Психоаналитическая концепция культуры. З.Фрейда и К-Г. Юнга.

Привести краткие сведения о З. Фрейде как учёном. После этого следует подробно осветить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При… Затем необходимо привести краткие сведения о К. Юнге как исследователе, после… В заключение следует определить роль рассмотренных теорий в культуре ХХ века.

Доклад 3. Игровая концепция культуры И. Хейзинги

1. Почему Й. Хейзинга считает, что человеческая культура не может существовать без определенного игрового содержания? 2. Что такое игра в его понимании? 3. Как аргументирует Хейзинга тезис, что игра старше культуры?

Доклад 4. Ценности как основополагющий принцип культуры. Концепция П.А. Сорокина.

Привести краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем следует раскрыть его теорию социокультурной динамики. При этом необходимо последовательно… Литература к докладу: 1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М. 2000./ Сорокин П.А. Кризис нашего времени.

Доклад 5. Концепция осевого времеии в развитии мировой культуры К.C.Ясперса: происхождение личности, философии и религии.

Привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса. Раскрыть его теорию «осевого времени».Развитие культуры, по мнению философа,… Литература к докладу:

Доклад 1. Пережитки первобытной культуры

План доклада:

Э. Б. Тайлор о пережитках культуры; примеры пережитков в различных культурах; суеверия в современной культуре.

Литература к докладу:

1. Белов А.В. Улыбка дракона: очерки о суевериях. М. 1979.

2. Дмитриев Ю.Д. Тринадцать черных кошек. М. 1988.

3. Мизинцев В.А. О суевериях всерьез. М. 1989.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989. Гл.3, 4.

5. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. Л. 1989.

Доклад 2. Миф и магия.

Лечебная магия и анимистическая концепция болезни.

План доклада:

Дж. Фрэзер как основоположник научного исследования магии; определение магии, законы магии, ее виды; лечебная магия в древних культурах;

Анимистическая концепция болезни.

Литература к докладу:

1. Григоренко А.Ю. Колдовство под маской науки: магия в прошлом и настоящем. М. 1988.

2. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М. 1987.

3. К. Леви-Строс. Колдун и его магия/ К. Леви-Строс. Структурная антропология. М. 2001. С.182-191.

З. Найдыш А.А. Адвокат дьявола //Человек. №5. 2004. С. 15-25.

4. Никольский Н. М. История русской православной церкви. М. 1986. С.47- 50.

5. Парнов Е.И. Трон Люцифера: Критические очерки магии и оккультизма. М. 1989.

6. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. Гл.4. М. 1989.

7.Токарев С.А. Что такое магия/ Ранние формы религии. М. 1987.

8.Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1987. С. 19-54.

 

Доклад 3.

Тотемизм как характерная черта мифа. Образы животных в мифах

определение тотемизма, социо-культурная функция тотемизма,мифы о животных-первопредках, образы животных в религиях, зооморфизм богов как пережиток… Литература к докладу: 1. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М. 1996. гл. 3. с.95-100

Доклад 4. Античная мифология

План доклада: переход от хаоса к космосу, пантеон олимпийских богов; Аполонновское и… Литература к докладу:

Доклад 5. Мифология древних славян

План доклада:

высшие и низшие персонажи славянской мифологии, реконструкция космологического мифа, культ мертвых, пережитки славянской мифологии в современной культуре.

Литература к докладу:

1. Алексеева Л.М. Полярное сияние в мифологии славян: тема змея и змееборца М. 2001.

2. Мифология славян (Загробный мир по древнерусским представления). СПб. 1999.

3. Мордовцева В. Культ мертвых Древней Руси // Человек №1. 2004. С. 130-140.

4. Энциклопедия для детей Т.6. Религии мира. М.: Аванта+ 2000. С.185-206.

 

Доклад 6. Особенности современного мифотворчества

мифы массового сознания, мифы политические, научные; гендерная мифология; мифы о лекарствах и способах лечения в обыденном массовом сознании; новые… Литература к докладу: 1.Кондратов A.M., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX века. Л. 1988.

Доклад 2. Мировые религии как религии личностного спасения. Личность в истории религии (Будда, Христос, Мухаммед).

План (на примере личности Сиддхартхи Гаутамы)

1. Характеристика времени и места возникновения буддизма.

2. Предание о жизни и деятельности Гаутамы:

2.1. Легенда о чудесном рождении принца.

2. 2. Детство, юность. Прекрасная жизнь во дворце.

2.3. Роковая встреча. Уход из дворца. Годы отшельничества.

2.4. Пробуждение. Начало проповеди.

2.5. Отношение современников к Будде, его кончина.

2.6. Суть учения Будды. Благородные истины буддизма.

План (на примере личности Иисуса Христа)

1. Характеристика времени и места возникновения христианства

2. Священные книги христианства. Отличие Ветхого завета и Нового Завета.

3. Евангельская история жизни Иисуса Христа:

3.1 Благовещение и непорочное зачатие.

3.2 Рождение, исход в Египет.

3.3 Крещение в реке Иордан. Значение.

3.4. Начало проповедей.

3.5. Отношение современников к Пророку. Распятие

3.6. Суть учения Иисуса Христа.

План доклада об исламе

1. Характеристики времени и места возникновения мусульманской религии.

2. Предание о жизни и деятельности пророка Муххамеда

2.1 Происхождение.

2.2 Начало проповедей. Изгнание.

3. Священная книга ислама.

4. Суть столпов ислама

5. Значение личности пророка.

Литература к докладам:

1. Васильев Л. С. История религии Востока. М. 2000.

2. Гусейнов А.А. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Моисей, Христос, Мухаммед и др. М. 1986.

3. Донини А. У истоков христианства. М. 1989.

4. Классическая Буддийская Философия. С.Пб. 1999.

5. Колосницын В. И., Медведев А.. Личность в истории религии. Св. 1991. (О Будде, Иисусе, Муххамаде и др.)

6. Медведев А.В., Пивоваров. История и философия религии. Ек-г. 2003.

7. Панова В.Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Муххамеда. В 2 кн. М. , 1997.

8. Религиозные традиции мира. М. 1996. Т.2. ч. 8.

9. Свенцицская И. С. Раннее христиансто: Страницы истории. М. 1987.

10. Энциклопедия для детей. Т. 6. ч.1. Религии мира. М. : Аванта + 2000.

11. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2002.

 

Доклад 3. Библия как памятник мировой культуры

План доклада:

история создания Библии, структура и содержание; библейские образы и заповеди; сравнение этического смысла заповедей Моисеевых и Нагорной проповеди Иисуса.

Литература к докладу:

1. Библия Книги Ветхого и Нового завета. Любые издания.Бытие 1-9,22.Исход 1-2. Евангелие от Матфея. Гл.5.

2. Большой путеводитель по Библии. М. 1993.

3. Колосницын В.И.,Медведев А.В. Личность в истории религии.

4. Джон Янг. Христианство. М. 1996. Гл.4

5. Энциклопедия для детей Т.6.Ч.1. Религии мира.М.: Аванта+ 2000.

 

Доклад 4. Религия как социальный институт. Функции религии. Религия сегодня

План доклада:

новые религиозные движения, секты и молодежь; религиозная ситуация в Екатеринбурге. Жизнь в тоталитарной секте (на выбор: муниты, Свидетели Иеговы, секта Виссариона, Белые братья, сатанисты, церковь Христа, саентологи и т.д.

Новые религиозные движения. Нью эйдж и религия технологии.

 

Литература к докладу:

1. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990.

2. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. Екатеринбург, 2008. С. 357-403.

3. Рыжов Ю.В. Медиарелигиозность: основа будущей религии?// Человек. 2006. №4.

4. Яковлева Ю.А. Способы самоопределения нетрадиционных религий// Человек. 2008. №6.

 

 

Тема 4. Искусство как зеркало культуры. Роль науки и техники в развитии культуры.

 

1. Природа искусства, ранние формы искусства, специфика искусства.

2. Понятие о видах и жанрах искусства.

3. Роль науки и техники в развитии культуры. Этапы развития науки и техники.

4. Медицина как наука и искусство. Духовное развитие врача.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какова природа искусства как сферы духовно-практической жизни общества?

3. Какие концепции происхождения искусства вы знаете?

4. Какие есть виды и жанры искусства?Современные направления в искусстве?

5. Связь искусства с другими формамим культуры (религия, наука, мораль и нравственность).

6. Подумайте, как может соотноситься искусство с вашей бужущей профессией (терапевтический эффект)?

 

Основные понятия:

Барокко, гуманизм, жанр, икона, импрессионизм, искусство, классицизм, модерн, наука, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, Новое время, Просвещение, Ренессанс, реализм, рококо, романтизм, символ, стиль, техносфера.

 

Основная литература:

1. Введение в культурологию /под редакцией Е.В.Попова. М. 1996.

2. История мировой культуры /под.ред. проф. Драча Г.В. Феникс Ростов н/Д. 1999.

3. Кравченко А.И. Культурология.. М. 2007

4. Культурология. /Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003.

5. Культурология. История мировой культуры/Под ред. Марковой А.Н. М. 2001

6. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. Раздел 2.3, 2.4.

Доклад 1. Происхождение и ранние формы искусства

План доклада:

определение искусства, различные концепции происхождения искусства

Этапы развития первобытного искусства.

Литература к докладу:

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. (любое изд.)

2. Древние цивилизации. М. 1989.

3. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М. 1970.

4. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. М. 1980.

5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М. Издательство МГУ. 1982.

6. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М. Искусство. 1985.

7. Угринович Д.М. Искусство и религия. М. 1982.

8. Яковлев Е.Г. Искусство в его историческом развитии//Философские науки. 1980. № 5.

 

Доклад 2. Искусство в системе культуры. Виды и жанры искусства

План доклада:

место и роль искусства в культуре; виды и жанры искусства/кино, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр, хореография и т.д.

Литература к докладу:

1. Борев Ю. Эстетика. М. 1988.

2. Эстетика: словарь/ под общей редакцией А.А. Беляева. М. 1989.

3. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры //Социально-политический журнал 1994. № 7-8.

 

Доклад 3. Искусство эпохи Возрождения

План доклада:

особенности культуры Ренессанса; искусство как центральный феномен этой культуры, новый идеал человека; титаны эпохи Возрождени).

Литература к докладу:

1. Античное наследие в культуре Возрождения. М. 1984.

2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления» М. 1978.

3. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М. 1990

4. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. М. 1976.

5. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. М. 1997. С. 53-75.

6. Шайтанов И. О., Афанасьева О. В. Зарубежная литература. М. 1996.

С. 327-412.

 

 

Доклад 5. Наука как феномен культуры.

Роль науки и техники в развитии человечества

становление и развитие науки и техники в разные культурно-исторические эпохи; научные революции как смена парадигм научного мышления; особенности… Литература к докладу: 1.Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии. 1989. №3.

Доклад 1. Крещение Руси и язычество. Ситуация «двоеверия», ее отражение в культуре. Анимистическая концепция болезни.

План доклада: 1. Краткая характеристика верований древних славян. Основные божества и… 2. Какова была историческая обстановка в Древнерусском государстве в XI веке (потребность в единой вере, культурная и…

Доклад 2.Искусство Древней Руси

План доклада:

религиозно-символический характер древнерусского искусства, символика образов иконы и православного храма; сохранение элементов языческого мировоззрения в эстетической картине мира; важнейшие достижения древнерусского искусств).

Литература к докладу:

1. Демина Н.A. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1972.

2. Древнерусское искусство. М. 1988.

3. Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. М. 1991.

4. Литература и культура Древией Руси. Словарь - справочник. М. l 994.

5. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974.

6. Философия русского религиозного искусства. М. 1993.

 

Доклад 3. Реформы Петра и культура России в XVIII веке.

План доклада:

1. Краткая характеристика исторической обстановки в Московской Руси начала XVIII века. Понятие церковного раскола

2. Суть рефррматорской деятельности Петра I

2.1 Развитие науки и техники

2.2 Реформы в бытовом устройстве

3. Понятие и особенности русского Просвещения

4. Основные достижения культуры XVIII века и их значение

Литература к докладу:

1. Буганов В.И. Петp Великий и его время. М. 1989.

2. Ключеский В. Историческис портреты. М. 1990. Стр. 151-227.

3. Культурология. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Г.В. Драча. Ростовн /Д. 1999.

4. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М. 1984.

 

Доклад 4. Русский национальный характер и русская культура

определение национального характера; Н. А. Бердяев о противоречивости русского характера; отражение черт национального характера в фольклоре,… Литература к докладу: 1. Бердяев Н.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990. Введение. Гл. 1.

Доклад 6. Советская цивилизация и советский человек

основные черты и общие характеристики культуры советской эпохи; герои советской эпохи; менталитет советского человека;теория и практика культурной… Литература к докладу: 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990.

Доклад 1. Культура постмодернизма.

1. Что такое «постмодерн» и почему он возник в ХХ веке 2. Что критикует и на что ориентируется постмодерн 3. Определите главные ценности постмодерна

Доклад 3. Кино - искусство XX века.

Основатели кино и основатели стилей: линия Люмьеров и линия Мельеса; возникновение первых киностудий. Голливуд – «фабрика звезд»; синефилия; «мертвые» и «живые» фильмы, поэтика жанра,

Доклад 1. Великие моралисты, их личности и идеи

План доклада:

Историческая эволюция понятий «этика», «мораль», «нравственность»;жизнь и личность, новизна идей великих моралистов, их вклад в гуманизацию культуры

Литература к докладу:

1. Гуссейнов А.А. Античная этика. М. 2004

2. Гусейнов А.А. Введение в этику. М. 1985.

3. Гусейнов А.А. Великие моралисты (Будда. Сократ, Сенека и т.д.)М. 1995.

4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М. 1987.

5. Кропоткин П.А. Этика. М. 1991.

6. Мур Дж. Э. Принципы этики. М. 1984.

7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М. 1987.

8. Очерк истории этики/ Под редакцией Б.А. Чагииа / М. 1969.

 

Доклад 2. Взаимосвязь этики и культуры поведения

позиции соблюдения этических норм: честность и порядочность, бесконфликтность общения, справедливость и т.д. Литература к докладу: 1. Аасамаа И. Как себя вести. Таллин. 1974.

Доклад 4. Современный этикет

(этические основания современного этикета; принципы общегражданского и делового этикета; требования национального, дипломатического, повседневного и… Литература к докладу: 1. Настольная книга для девочек. Путеводитель по этикету /Авт.-сост.М.Ю.Муллаева, М.Н.Пьяница, Е.А.Цукалова.-М. 2008 …

Доклад 1. Понятие контркультуры и субкультуры. Молодежные субкультуры: поиск идентичности.

1. Понятие «субкультуры», «контркультуры» 2. Влияние западных молодежных субкультурных феноменов 3. Российская специфика молодежных субкультур

Доклад 2. Массовая культура как феномен культуры ХХ века.

1. Понятие «элитарной культуры, понятие «массовой культуры», «массовое общество» 2. Основные отличия массовой и немассовой культуры 3. Причины распространения массовой культуры как культурная проблема.

Доклад 1. Мировая культура как результат диалога национальных культур. Национальные менталитеты.

1. Дать краткое определение понятий «менталитет», «национальная культура», «этническая культура». 2. Рассказ об особенностях одной национальной культуры (на выбор студента) 2.1 Географические особенности, соседние культуры

Доклад 2. Восток как культурологическое понятие.

1. Неоднозначное толкование понятия Восток в культурологии. Приметы типов восточных культур: арабо-мусульманский тип культуры,… 2. Особенности типов культуры (на выбор студента) 2.1. Арабо-мусульманский тип культуры. Исторические особенности. Локализация. Вера. Основные этические нормы

Доклад 3. Запад как культурологическое понятие.

1. Понятие «западной» культуры. 2. Исторические особенности развития западной (европейской культуры) a. Античная культуры. кратко её противоречия

Обязательный понятийный минимум

отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и…   Аккультурация (англ. - образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, в результате которых культура одного…

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 1.

Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры:

История культурологи как научной дисциплины

Современное культурологическое знание складыва­лось как осознание кризиса культуры, невозможнос­ти гармонии человека и природы. Происходит отказ от… Все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее трагедии,…

Културология и история культуры

Мировая культура зарождалась и развивалась в ряде очагов. Европейская культура многими сущностными сторонами обязана античности, потому…

Культурология и культурная антропология

Культурология и социология культуры— одно из направлений в современной гумани­тарной науке, развивающееся на стыке культуроло­гического и… Культурология и философия культуры -взаимосвязанные научные дисциплины,…

Культурология теоретическая и прикладная

Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генети­чески связывают с философией истории и философи­ей… Во многом это зависит от решения вопроса о соот­ношении К. как науки… включаюттеорию культуры; историю культуры (ис­торическая культурология); прикладную культуроло­гию, непосредственно…

Культура.

Культурная картина мира - это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Можно сказать, что содержательной… Ядром культурной картины мира является менталитет(от латинского –мышление,…

Морфология культуры

раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, со­ставляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культу­ры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: зна­ние, ценностность, проект и художественная предмет­ность, несущая в себе художественные образы. По дру­гой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура со­циальной организации и регуляции, культура позна­ния мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хра­нения и трансляции информации; культура физичес­кой и психической репродукции, реабилитации и рек­реации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (куль­турных объектов) во времени и пространстве.

Функции культуры

Выполнение этого обеспечивают следующие функции культуры. Функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта… Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт…

Динамика и статика культуры

Культуры символ(от др.-греч. sumbolon — ус­ловный знак, признак, знамение) — чувственно вос­принимаемый предмет, представляющий некоторый другой…

Цивилизация

  Язык культуры– это совокупность культурных объектов, обладающих внутренней…  

Методы Культурологии

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО СЕМИНАРУ № 2.

Генезис культуры. Миф как ядро первобытной культуры:

Анимизм

(от лат. дух, душа) верование в душу и духов и их влияние на

жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, характерная черта первобытного мышления по мнению Э.Б. Тайлора.

 

Архетип

Архетипы культурные – это архаические культурные первообразы, нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Концепция…  

Вера

Особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий,идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.

Инициации

(от лат. initiatio - совершение таинств, посвящение), распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. И. имели целью подготовку молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов и др.), посвящением в тайны и мифы племени. Некоторые из обрядов И. впоследствии, после утраты первоначального значения, были передвинуты на более раннее время жизни. Пережитками И. являются: сохранившийся в исламе и иудаизме обычай обрезания, христианское крещение, возложение священного шнура у индуистов.

Культ-

религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами

Магия

совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры.

Миф

(от греч. mytos — сказание) — появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире

Обряд

Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются определенные религиозные представления, бытовые традиции.

Религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

Политеизм

(греч.- многобожие), почитание многих богов, самая распространенная форма религий у древних и современных первобытных народов; различают различные виды П.: анимизм, фетишизм, тератеизм, тотемизм, сабеизм и др. Основа П. состоит в поклонении таинственным силам и явлениям природы (небесные светила, море, реки, ветер, горы, растения и животные, плодородие земли и пр.), которые олицетворяются в живые существа и изображаются в форме идолов, статуй и пр.

Ритуал

[от латин. ritualis - обрядовый] (книжн.).

Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Р. погребения. Р. свадьбы.

Сакральное

(от лат. sacer - посвященный богу и sacrum - священное) - 1) наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие "С." выражает представление о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакральный (священный, трансцендентный). Соотношение этих двух миров характеризуется некоторыми особенностями: во-первых, сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; во-вторых, общение с сакральным требует особой церемонии, придающей человеческому действию священный смысл.

Символ

(от греческого «знак, опознавательная примета») — это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека, так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

 

Синкретизм

качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу́

— термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

Тотемизм

древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Фетишизм

одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Шаманизм

- религия (разнообразные верования), несущей конструкцией которых выступает богоподобный авторитет шамана - харизматической личности (медиума), способной впадать в транс, исцелять больных и убогих, а также находящаяся в контакте с загробными мирами.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 3.

Религия как феномен культуры и социальный институт:

 

Бог (нем. Gott; порт. Deus)

 «в религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития - представления первобытных народов о силах, действие которых по разному локализуется на панораме мирового целого»

 По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения»

 Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания»

 

Верапризнание чего-либо истинным (убеждение), в том числе признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения (чистая вера), которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. В этом смысле вера противопоставляется уму и знанию

Монотеи́зм (от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог» — «единобожие») — религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего.

Рели́гия(от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Теоцентризм – подход к осмыслению мира с признанием главенства Бога и Божественного начала. Универсальная картина мира, в которой все строится вокруг Высшего начала – Бога.

Толерантность – (лат. – tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям.

Трансцендентный

  Политеи́зм(от греч. πολύς, «многочисленный,… Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов.Сакральное…

Четыре благородные истины Будды

 Существует причина страдания.  Существует возможность освобождения от страдания.  Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Дхарма

Санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа.

Одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле - частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.).

Нирвана (санскр. «угасание, прекращение») — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны:

Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.

Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.

Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.

 

 

Сансара

Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе… ХРИСТИАНСТВО

Ветхий Завет

Первая, по времени создания, часть Библии в иудаизме называется Танах, в христианстве она получила название Ветхий завет, в отличие от «Нового». Используется также название — «еврейская Библия». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на еврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями. Эта часть Библии является общим Священным Писанием, как для иудаизма, так и для христианства.

Новый Завет

Ева́нгелие(греч. εὐαγγέλιον — «благая весть»; араб.… Евангелия разделены на четыре книги и составляют часть Нового Завета Эти… Икона (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч.…

Столпы ислама

Шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаhу) и Мухаммад посланник Его… Салят (намаз, молитва); Саум — пост в месяц Рамадан;

Гуманизм

от лат. humanus — человеческий) — идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (14 — первая половина 17 в.) и ставшее идеологией Возрождения. В центре гуманизма стоит человек, востребованность идей гуманизма связана с внутренними потребностями развития европейского общества. Растущая секуляризация жизни Европы способствовала признанию ценности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования

Жанр

Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками

Икона

(от греч. eikon — изображение, образ) — живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.

Импреесионизм

(фр. impressionnisme, от impression - впечатление) — направление в искусстве конца 1860-х — начала 1880-х годов, главной целью которого была передача мимолетных, изменчивых впечатлений. Импрессионизм основывался на последних открытиях оптики и теории цвета; в этом он созвучен духу научного анализа, характерному для конца 19 в. Наиболее ярко импрессионизм проявился в живописи, где особое внимание уделялось передаче цвета и света.

Искусство,

Отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.

Неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты;

Канон.

греч.Kanon - правило

В изобразительном искусстве - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задает совокупность художественных приемов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Классицизм

одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Художественный образ

– это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен

Реализм.

  Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и…

Романтизм

(Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился в философии и поэзии в Германии, а позднее распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный

Стиль

От греч. stilos — остроконечная палочка для письма, манера письма, почерк), выбор определенного ряда речевых норм, характерных средств художественной выразительности, выявляющих авторское видение и понимание действительности в произведении; предельное обобщение сходных формальных и содержательных особенностей, характерных черт в различных произведениях одного периода или эпохи («стиль эпохи»: Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, модернизм).

Техногенная цивилизация

общество, для которого характерны:
- стремление преобразовать природу в своих интересах;
- свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам;

- свобода определяется развитием технических средств (ПК, сотовая связь);

- развитие техники становится определяющим фактором и самоцелью развития цивилизации

 

Виртуальная реальность.

Высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Информационная технология

Information technology фр.Technologie d'information -совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Мультимедиа

Научно-технический прогресс (НТП) - единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники,… Научно-техническая революция,

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 5.

Русская культура. Место и роль России в мировой культуре.

Понятия, относящиеся к древнерусской культуре:

Житие

описание жизни святых и лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича…»).

Икона

(от греческого eikon – изображение, образ) У православных и католиков: предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых; образ.

Кремль

крепость в старых русских городах, например: Московский кремль.

Крестово-купольный храм

– тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему, связанных друг с другом пространств - ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Крещение Руси

Введение христианства в греко-православной форме как государственной религии (конец X в.) и его распространение (XI—XII вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси начато принявшим православие Владимиром I Святославичем в 988—89. Вначале были крещены киевляне, затем новгородцы. В XI в. христианство распространялось в городах и пригородах, к XIII в. было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, консолидации славянских, балтских, угро-финских и других племён, развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры.

Летопись

1) вид русской повествовательной литературы 11-17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи.

2) перен.- то же, что история. Летопись боевой славы.

Поучение

наставление, назидательный совет.

Демократическая сатира

– литературный жанр 2-ой пол. 17 в. В сатирических произведениях, напр., обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие.

Московское барокко

архитектурный стиль 2-ой пол. 17 в. Его характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх.

Скоморохи –

В Древней Руси: певец – музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат.

Строгановская школа –

условное название стиля русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычеготска, где находилось их имение.

Фреска

1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке, напр.: древнерусские фрески;

2) вид живописи – настенная роспись.

Фольклор

– (англ.) народная мудрость. Произведения устного народного творчества(былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и др.)

Язычество

(от церковно-славянского “языцы” — народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще употребляют термин “политеизм” (“многобожие”). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун — громовержец, Дажбог — бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны — лешие, домовые. После принятия в X в. христианства (Крещение Руси) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Перун — Илья пророк, Велес, покровитель скота,— Власий и т.д.), Язычество было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, с другой стороны — в число христианских праздников были включены главные языческие праздники (Масленица и др.).

Понятия истории русской культуры XVII-XIX вв

Дворянская культура

культура построенная на утончённых манерах и светском (дворянском) этикете, основы культуры – образованность и воспитанность, это было необходимо для вхождения в общеевропейское сообщество.

Парсуна

(искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца 16-17 вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон Ушаков. В 80 - 90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны, для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

Просвещение

идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки Эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789гг.

Западники

(середина 19 в.) – представители философии и общественной мысли в России, требовали воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей её полноте: П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Л.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.

Славянофилы

- (середина 19 в.) – представители идейно-политического течения в России, которые требовали более внимательного отношения к национальным корням и традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.). Они усматривали самобытность России в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве.

Передвижники

«Товарищество передвижных художественных выставок» основано в 1870 г. по инициативе М.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова.

Понятия истории русской культуры к. XIX – XX вв

«Серебряный век»

в русском искусстве – 90-е годы 19 века – 20-е годы 20 в.

Акмеизм

(греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской литературе 20 в., провозгласившее освобождение от символизма. Представители: С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.А. Мандельштам.

«Мир искусства»

- (1898 – 1924 г.) творческое объединение поэтов-символистов и художников, созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым.

Социалистический реализм

В СССР - творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Концепцией социалистического реализма считалось правдивое отображение действительности в ее революционном развитии.

Тоталитарная культура

– ( от латинского totus –весь, целый, совокупный) – культура, характеризуемая открытым преследованием инакомыслия.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 6.

Проблемы и особенности развития современной культуры. Культура постмодернизма.

Авангардизм

(от фр. avant-garde — впереди идущий) — компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции.

А. постулирует: 1) отказ "современного" (modern) общества от традиционной интенции культуры на поиски стабильной основы того, что феноменологически предстает в качестве хаоса социальной процессуальности и 2) переориентацию на рассмотрение хаоса как такового в качестве основы социального движения. В соответствии с этими концептуальными основаниями характерной особенностью А. является его программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) воздействие на толпу ради пробуждения последней от сна здравого смысла.

Декадентство

(от фр. dekadens, от позднелат. – dekadens - упадок) – общее наименование кризисных явлений европ. культуры второй пол. XIX – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами Д. являются мотивы небытия и смерти, тоски по духовным ценностям, отказа от гражданских идеалов, веры в разум, любования красотой увядания жизни. Д. получило широкое распространение в России, особенно после революций 1905 –1907, 1917 гг. в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза». (К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.).

Инновация

Появление и распространение объекта или черты, ранее не имеющейся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.

Модерн

(от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau) — художественное направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Модерн - стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д

Модернизм

-направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
-разрывом с историческим опытом художественного творчества;
-стремлением утвердить новые начала искусства;
-условностью стиля;
-непрерывным обновлением художественных форм.

Информационное общество

- понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии: 1) аграрное (доиндустриальное, традиционное); 2) современное (индустриальное); 3) постсовременное (постиндустриальное, информационное). И.О. рассматривается как качественно новый период в развитии цивилизации.

И.О. характеризуется определяющей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Главным фактором общественных изменений становится производство и использование информации; теоретическое знание, как высшая ценность и основной товар, становится фактором формирования новой социальной структуры общества, новых моделей управления.

Постиндустриальное общество

- термин, применяемый для обозначения современного общества.В основе концепции П.О. лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное индустриальное и постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными институтами общества; в индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе; в постиндустриальном обществе - теоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения.

 

Конструктивизм.

Направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, сущность которого состоит в конструировании материальной среды, окружающей человека, на основе использования новой техники с целью создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Постмодернизм.

В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных…

Импрессионизм

возникшее во второй половине XIX в. направление в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления (impression), которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (plein air) и комнатным освещением, импрессионисты стали исключительно стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов Главное значение И. в освобождении живописи от условностей колорита, в развитии технич. средств. Некоторые И. доходили до крайностей в стремлении к исключительному закреплению мимолетных световых ощущений. Отсюда эксцентричность многих картин

Постимпрессионизм

– (от лат. post – после и импрессионизм) – общее название течений в живописи конца 19 – начала 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, П. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приёмам. К П. относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Де Тулуз-Лотрека.

Сюрреализм

(фр. surrealisme, букв. — сверхреализм) — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С. Доли, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

Символизм

направление в искусстве конца XIX начала ХХ в., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщения, особой ассоциативности. Творцы с-зма (Г. Иблен, Сологуб, Белый, Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и жизнедеятельности людей.

Натурализм

(от лат. natura - природа) – направление в литературе, искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе, США и стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом Н. был человеческий характер в его обусловленности физиологич. природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение. (Э. Золя, Э. И Н. Гонкуры, Г. Гауптман, и др.). Натурализм – поверхностное копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы.

Прагматизм

(гр. pragma – дело, действие): 1) субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии (приимущ. американской), которое отрицает объективность истины. Истинным считает не то, что соответствует объективной действительности, а то, что даёт практически полезные результаты; 2) в истории – направление, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.

Позитивизм

(фр. pjsitivisme; лат. positivis - положительный) – идеалистическое направление современной философии, пытающееся возвысится над материализмом и идеализмом; позитивизм исходит из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением; позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования.

Футуризм

    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 7. Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 8.

Культура, личность, общество.

Культуры субъект

Культура и личность

Без Л. невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов К. Началом подлинной истории…

Инкультурация

Означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.

Социализация

Процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

Серединная (традиционная) культура

Устойчивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающая единство и ценность его жизни. Такое ядро культуры не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, преодолевает опасность раскола общества на субкультуры, возникновения контркультуры. Срединная культура формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу социального опыта, необходимого для выживания и развития данной культуры

Субкультура

Особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, традиционной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование. Социальной базой формирования субкультур могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, неформальные образования. Важно отметить, что субкультура как бы изолирует свои специфические признаки, ценности от остальной срединной культуры, не ставит задачи изменения этой культуры, довольствуясь автономным положением (примером субкультур являются профессиональные, спортивные, молодежные, музыкальные и другие групповые культуры).

Контркультура

Имеет место, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в «ядро» срединной, доминирующей культуры. В этом случае специфическая культура старается занять место доминирующей, заменить ее фундаментальные ценности своими.

Массовая культура

- вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех; и
- распространяемых средствами массовой информации

Элитарная культура.

Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 9.

Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия .

Гражданское общество –

это такой строй общественных отношений, который возникает в ходе самоорганизации членов общества, осознающих себя не «подданными», а свободными гражданами, соглашающихся при этом с определенными формами организации своей совместной жизни и деятельности. Эпитет «гражданское» означает высшее в истории проявление экономической, политической и правовой культуры. Таким образом, гражданское общество по самому его определению есть плод совместного творчества общества и культуры

Глобализа́ция

— процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

Идеология

[от греч. idea — идея и logos — учение]. Система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых

- осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также

- содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Межкультурная коммуникация

Межкультурное общение – процесс взаимной связи представителей различных культур. Межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни… Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития многих стран и регионов, революционных…

Менталитет

– термин разрабатывается французской гуманитаристикой. М.- это выражение привычек, пристрастий, коллективных эмоциональных шаблонов, глубинные уровни коллективного или индивидуального сознания индивида или определенной общности. М. восходит к бессознательным глубинам психики, ее носители не всегда могут выразить ее словесно. Чаще всего М. реконструируется исследовательским путем сопоставления ее с другой ментальностью (Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: УИЦ «Гардарика», 1999. – 288с.).

(Фр – mentalitete лат - mens (mentis) – ум, мышление, образ мыслей). Образ, способ мышления и мировосприятия личности, национальной или социальной группы. Своеобразие русского менталитета. У него менталитет иждивенца.

Ментальность

– (от лат. mentalis – умственный, духовный, психический) – духовность; 1) характерный для личности или общественной группы способ мышления; склад ума; 2) образ мышления, общая духовная настроенность человека , группы.

Нация

лат., совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.

Этническая культура

Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые и антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения пищи и форм досуга, ориентации на определенные виды хозяйственной деятельности и др. Но самым главным является чувство этнической идентичности - общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них». Этнической является культура, носители которой прежде всего связаны единством «крови и почвы», четко осознают свою принадлежность к родной культуре (причем, что очень важно, независимо от места проживания), имеют самоназвание и гордятся им, обладают особым психическим складом, групповым менталитетом.

Национальная культура

Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых всеми населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой стороны, национальная культура накладывает свой отпечаток на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные - культуры логоса, государства, политики, экономики.

 

Патриотизм

любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждою к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм

 

Толерантность.

лат.Tolerantia – терпение. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Эмпатия

    Приложение № 3.

C, 2b,3a); 14.4.

1. Культурология своим появлением в современной системе наук: а) завершила «большую тройку» наук об антропо-социо-культурной системе* б) подняла на высокий теоретический уровень искусствоведческие знания

Содержание

 

Введение…..С. 3-4

Планы семинарских занятий по курсу культурологии…..С. 5-34

Приложение № 1. Темы рефератов…..С. 35-36

Приложение № 2. Обязательный понятийный минимум.

Словари: Понятийный фонд к каждой теме…..С. 36-90

Приложение № 3.

Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»

Демонстрационный вариант теста по культурологии

Некоторые вопросы из Интернет-тестирования…..С. 90-99

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Культурология, Учебно-методическое, пособие, курсу, Культурология0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учебно-методическое пособие КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по физике Учебно-методическое пособие
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Ростовский государственный строительный университет...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По курсу Химии
Кафедра общей и биоорганической химии... УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ... Для самостоятельной работы студентов...

Учебно-методическое пособие по курсу «Математика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский федеральный университет...

Лекція 1. Вступ до курсу історії України 1. Курс історії України в системі гуманітарних наук. Предмет, мета та завдання курсу. 2. Періодизація історії України
Лекція Вступ до курсу історії України План...

Организационный этап выполнения курсовой работы 2.1 Примерная тематика курсовой работы . 3 Основной этап выполнения курсовой работы 3.1.1 Назначение и место ученого предмета дисциплины
стр Введение... Введение Реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора...

Михайлова М.Е. Учебно-методическое пособие по курсу История Отечества для студентов медицинских вузов. В 2-х частях
ББК... М... Михайлова М Е Учебно методическое пособие по курсу История Отечества для студентов медицинских вузов В х...

Курс лекций по предмету Физиологические основы физической культуры и спорта ; учебно-методическое пособие
Ровный Вадим Анатольевич Ровная Ольга Александровна... Курс лекций по предмету Физиологические основы физической культуры и спорта учебно методическое пособие ХГАФК Харьков...

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Казанский государственный технологический университет...

Учебно-методическое пособие по курсу Философия
План... Предфилософия Культурно исторические предпосылки возникновения... Понятие мировоззрения его основные исторические типы мифологическое религиозное философское...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам