рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методы Культурологии

Методы Культурологии - раздел Философия, Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» - Совокупность Аналитических Приемов, Операций И Процедур, Используемых В Ана...

- совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. Поскольку культурология - интегративная область знания, вбирающая в себя рез-т исследования ряда дисциплинарных областей (социальной и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса познават. методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра "культура и ее аспекты", что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин. В процессе культурологич. анализа конкр. методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитич. проблемы общекультурологич. плана; нередко они применяются не в качестве формальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об опр. трансформации дисциплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологич. познания в целом. Подобная констатация не отменяет самой необходимости выделять в особую группу и специально исследовать методы культурологич. анализа. Так, к М.к. приложимо распространенное в других социальных и гуманитарных науках деление на способствующие разработке фундаментального знания, и те, к-рые связаны с получением эмпирич. знания. В особую группу можно также выделить методы, позволяющие разрабатывать прикладную область культурологич. знания. В последние десятилетия в рамках прикладного знания рождались методы и технологии таких новейших отраслей культурологии, как урбанистич. и экологич. антропология, социокультурное проектирование, организация межинституциональных отношений и связей (в том числе адаптационное консультирование, public relations) и др. Другая группировка М.к. восходит к исторически традиц. разделению наук на науки о природе и науки о духе. В 20 в. исследователи стали говорить еще и об использовании в анализе об-ва и культуры двух важнейших групп методов - идиографических и номотетических (как они определены в общей социологии в работах Виндельбанда, Риккерта, М.Вебера) или методов гуманитарного культуроведения и социального культуроведения по терминологии отеч. научной мысли. Говоря о гуманитарных дисциплинах, имеют в виду комплекс методов лит-ведч. и филол. наук, истории и теории культуры, религиоведения, иск-ведения, этнографии, культурной антропологии, философии, этики и др. Когда речь идет о социальных науках, то в эту группу включают методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. В первой группе наук осн. задача связана с изучением индивидуального характера культур, их сравнением, описанием исходного культурного материала; обобщение же в этом случае выступает как вторичная задача. При этом используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутр. смысл ее явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы истор. наук, в частности, сравнительно-истор. метод, анализ текстов в рамках герменевтич. парадигмы и др. Во второй группе наук, напротив, осн. задача - отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отд. факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитич. смысл явлениям и объединяющие их со множеством других. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познават. выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критич, осмысление духовных явлений в культурной жизни. При этом методы, принципы и категории познания тяготеют к идеалу ествественнонаучной парадигмы анализа и инструментально-проектному способу их использования. В этом направлении широко применяются методол. установки и конкр. приемы анализа экон., полит., социол. исследования - структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математич. анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др. Т.о., первая группа методов в большей степени способна отображать пространственно-предметный и конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудно выразимое, уникальное; подобные методы могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью сложно определять форму самой изменчивости и целостности. Вторая группа методов, напротив, опираясь на силу объективированных абстракций, лучше справляется с классом задач по выявлению всеобщего, функционально связанного, по анализу иерархически упорядоченных структур. Эти методы лучше оперируют с усредненными культурными качествами и позволяют изучить то, что дифференцировано, разъединено, имеет отчетливую форму выражения, но с их помощью сложно наделить эту форму столь важным в культуре индивидуально-своеобразным, человеч. содержанием. Вместе с тем в использовании тех или других методов невозможно провести четкую грань между субъектом анализа, с одной стороны, и изучаемым объектом - с другой. Это свойство объединяет методы гуманитарного и социального анализа, отличая их от методов естеств., математич., инженерно-прикладных наук, использование к-рых прочно базируется на процедуре объяснения и почти не актуализирует процедуру понимания. М. Вебер одним из первых привлек внимание к указанной особенности наук об об-ве и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, к-рая соединила бы их воедино, М. Вебер называл "объясняющим пониманием". С тех пор признание об-ва и культуры специфич. объектами научного анализа, требующими особых методов синтезирующего плана, не раз высказывалось за рубежом в рамках таких научных направлений, как понимающая социология (Ф.Знанецкий, У.Томас и др.), феноменология (А.Шюц и др.), социология культуры (Ф.-Х. Тенбрук, П.Бурдье и др.), и др.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию... Кафедра философии биоэтики и культурологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методы Культурологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тематический план лекций.
  №№ П / п Тема Объем в часах Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав

Тематический план семинаров.
  №№ П / п Тема Объем в часах Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции к

Планы семинарских занятий по курсу культурологии.
Тема 1. Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры. 1. Понятие и сущность культуры. Структура и состав современного культурологического зн

Доклад 2. Психоаналитическая концепция культуры. З.Фрейда и К-Г. Юнга.
План доклада: Привести краткие сведения о З. Фрейде как учёном. После этого следует подробно осветить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом нужно

Доклад 3. Игровая концепция культуры И. Хейзинги
План доклада: 1. Почему Й. Хейзинга считает, что человеческая культура не может существовать без определенного игрового содержания? 2. Что такое игра в его поним

Доклад 4. Ценности как основополагющий принцип культуры. Концепция П.А. Сорокина.
План доклада: Привести краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем следует раскрыть его теорию социокультурной динамики. При этом необходимо последовательно объяснить, что и

Доклад 5. Концепция осевого времеии в развитии мировой культуры К.C.Ясперса: происхождение личности, философии и религии.
План доклада: Привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса. Раскрыть его теорию «осевого времени».Развитие культуры, по мнению философа, не цикличн

Тотемизм как характерная черта мифа. Образы животных в мифах
План доклада: определение тотемизма, социо-культурная функция тотемизма,мифы о животных-первопредках, образы животных в религиях, зооморфизм богов как пережиток тотемизма, пережи

Доклад 4. Античная мифология
(мифы Древней Греции и Древнего Рима) План доклада: переход от хаоса к космосу, пантеон олимпийских богов; Аполонновское и дионисийское в античной культ

Доклад 6. Особенности современного мифотворчества
План доклада: мифы массового сознания, мифы политические, научные; гендерная мифология; мифы о лекарствах и способах лечения в обыденном массовом сознании; новые мифологические г

Роль науки и техники в развитии человечества
План доклада: становление и развитие науки и техники в разные культурно-исторические эпохи; научные революции как смена парадигм научного мышления; особенности современной науки

Доклад 1. Крещение Руси и язычество. Ситуация «двоеверия», ее отражение в культуре. Анимистическая концепция болезни.
  План доклада: 1. Краткая характеристика верований древних славян. Основные божества и культы.Определение термина «язычество». 2. Какова была истор

Доклад 4. Русский национальный характер и русская культура
План доклада: определение национального характера; Н. А. Бердяев о противоречивости русского характера; отражение черт национального характера в фольклоре, художественном творчес

Доклад 6. Советская цивилизация и советский человек
План доклада: основные черты и общие характеристики культуры советской эпохи; герои советской эпохи; менталитет советского человека;теория и практика культурной революции; советс

Доклад 1. Культура постмодернизма.
План доклада: 1. Что такое «постмодерн» и почему он возник в ХХ веке 2. Что критикует и на что ориентируется постмодерн 3. Определите главные цен

Доклад 3. Кино - искусство XX века.
План доклада: Основатели кино и основатели стилей: линия Люмьеров и линия Мельеса; возникновение первых киностудий. Голливуд – «фабрика звезд»; си

Доклад 2. Взаимосвязь этики и культуры поведения
План доклада: позиции соблюдения этических норм: честность и порядочность, бесконфликтность общения, справедливость и т.д. Литература к докладу: 1. Аасамаа

Доклад 4. Современный этикет
План доклада: (этические основания современного этикета; принципы общегражданского и делового этикета; требования национального, дипломатического, повседневного и застольного эт

Доклад 1. Понятие контркультуры и субкультуры. Молодежные субкультуры: поиск идентичности.
План доклада: 1. Понятие «субкультуры», «контркультуры» 2. Влияние западных молодежных субкультурных феноменов 3. Российская специфика молодежных

Доклад 2. Массовая культура как феномен культуры ХХ века.
План доклада: 1. Понятие «элитарной культуры, понятие «массовой культуры», «массовое общество» 2. Основные отличия массовой и немассовой культуры

Доклад 1. Мировая культура как результат диалога национальных культур. Национальные менталитеты.
План доклада: 1. Дать краткое определение понятий «менталитет», «национальная культура», «этническая культура». 2. Рассказ об особенностях одной национальной куль

Доклад 2. Восток как культурологическое понятие.
План доклада: 1. Неоднозначное толкование понятия Восток в культурологии. Приметы типов восточных культур: арабо-мусульманский тип культуры, конфуциано-даосистский тип культуры,

Доклад 3. Запад как культурологическое понятие.
План доклада: 1. Понятие «западной» культуры. 2. Исторические особенности развития западной (европейской культуры) a. Античная культуры. кратко её

Обязательный понятийный минимум
Адаптация культурная – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) ус

История культурологи как научной дисциплины
Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под ро­дительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпириче­ских доноров”. Сре

Културология и история культуры
И. к.есть неотъемлемая часть системы культурологических знаний. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фунда­ментальным законам; однако история культу

Культурология и культурная антропология
Культурантропология — одно из направле­ний в западной антропологии как науки гуманитар­ной. Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антрополо­гию, палеоа

Культурология теоретическая и прикладная
Как теоретическая дисциплина К. изу­чает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических фор­мообразований и принципов современного функцио­нирования. И

Культура.
Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинско­му термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “куль­том”, верой

Функции культуры
Основной, фундаментальной функцией культуры является человекотворческая, гуманитарная функция. Она коррелирует со сверхзадачей культуры – расширенное воспроизводство человек

Динамика и статика культуры
противо­речивое единство сохранения, воспроизводства и об­новления, развития её элементов, свойств и отноше­ний. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые

Цивилизация
(от лат. civis — гражданин, что ука­зывает на принадлежность к городской жизни). Сло­во и понятие Ц. столь же многозначны, как и “куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культу­ра” толкуются

Архетип
Мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной

Трансцендентный
(лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). Философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретичес

Четыре благородные истины Будды
 Существует страдание.  Существует причина страдания.  Существует возможность освобождения от страдания.  Существует путь, ведущий к освоб

Сансара
Санскр., прохождение через что-либо, перерождение - одна из основных концепций индийской философии и религии. Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода

Новый Завет
Вторая часть христианской Библии — Новый завет, — собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова), написанных в I в. н. э. и дошедш

Столпы ислама
Пророк Мухаммад говорил, что ислам покоится на пяти столпах: Шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаhу) и Мух

Реализм.
лат.Rеalis - действительный . Реализм - в широком смысле - свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.

Мультимедиа
Multimedia- совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококаче

Постмодернизм.
(англ. postmodernism), постмодерн — термин, обозначающий сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд художественных

Футуризм
(лат. futurum - будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х гг. ХХ в., характеризуется отрицанием традиций в культуре, устремлённостью в будущее, в котором якобы будут прео

Культуры субъект
(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный инди­вид (или социальная группа), созидающий культур­ные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, соци­альные стандарты и т.д.,

Культура и личность
— проблема взаимоотно­шения К. и Л., определяющая, как и почему К. и Л. неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспек­та: 1) в К. 'формируется определенный тип Л. Общее историческое прошлое, ко

Межкультурная коммуникация
Общение, осуществляемое представителями различных культур, в котором происходит активный обмен информацией Межкультурное общение – процесс взаимной связи представителей различных культур.

Эмпатия
(от греч. empatheia — сопереживание) — категория, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уро

C, 2b,3a); 14.4.
Некоторые вопросы из Интернет-тестирования: 1. Культурология своим появлением в современной системе наук: а) завершила «большую тройку» наук об антропо-соц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги