рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ - раздел Философия, ПОЛИТОЛОГИЯ   Никто Из Нас Не Видит Мир Таким, Какой Он Есть На Самом Деле....

 

Никто из нас не видит мир таким, какой он есть на самом деле. Мы смотрим на него через призму уже сформировавшихся представлений, предположений и теорий. Нечто аналогичное происходит и с политикой - у разных людей могут быть изначально различные аксиомы восприятия политики. Это связано с традициями, которые принято называть политическими идеологиями.

Политические идеологии - это безбрежный мир, где можно встретить либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм, фашизм и так далее. Все они предлагают свою картину действительности, своё мировоззрение. Существует множество определений того, что такое идеология, и какую роль она играет в обществе, но очевидно одно - все попытки исключить её из общественной жизни потерпели в истории крах.

Слово «идеология» впервые употребил французский философ ХVIII века - Дестют де Траси в работе «Элементы идеологии». Д. де Траси сконструировал слово «идеология» (буквально: идея-логия) для обозначения новой науки – науки об идеях, которая должна была изучать происхождение наших мыслей. Сам философ надеялся, что со временем идеология станет такой же признанной наукой как биология или зоология. На практике же идеология приобрела совсем другой смысл и превратилась в неотъемлемую часть общественной жизни.

Сегодня идеология понимается как система взглядов и убеждений, в которых отражаются и осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, содержатся цели общественного развития. С научной точки зрения – это целостный и внутренне связанный набор идей, служащий основой для организованных действий.

Все идеологии предлагают свой взгляд на устройство общества, выдвигают собственную модель будущего и устанавливают пути продвижения к нему. По характеру воздействия на общество идеология более всего походит на миф – «великолепный миф», как утверждал ведущий сотрудник корпорации РЭНД, американский социолог А.Винер. По механизму функционирования в обществе идеология является идеальной побудительной силой, направляющей социальное действие: идеальной – потому, что связана с определением идеалов, целей и ценностей; побудительной - так как влечет за собой реальные изменения и действия; силой - потому, что оказывает активное воздействие на развитие общества.

На глубинном уровне идеологии напоминают политические философии, а на уровне функционирования неразрывно связаны с политическими интересами и движениями. Сущность идеологии как идеальной побудительной силы проявляется через многообразие её форм. Для лучшего понимания проанализируем современные политические идеологии.

Либерализм.Любое изучение форм политической идеологии должно начинаться с либерализма. Либерализм охватывает самый широкий круг противоречивых ценностей и взглядов.

Либерализм утвердился как политическая доктрина промышленного Запада в начале XIX века. Он был продуктом распада феодализма и становления рыночного, или капиталистического, общества. С тех пор, либерализм и капитализм неразрывно связаны друг с другом. У истоков либерализма стояли такие великие мыслители, как А.Смит, Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Бентам, Ш.Л.Монтескье, Г.Спенсер, Дж.Милль.

Принципы либерализма:

· Свобода личности – это основополагающая ценность либерализма, имеющая большее значение, чем равенство, справедливость и власть. Приверженность свободе вытекает из естественного стремления человека действовать по собственному усмотрению. Однако либералы предпочитают говорить о «свободе в рамках закона» и предоставлении индивиду того максимума свободы, который не угрожал бы свободе других людей.

· Индивидуализм – это святая святых либеральной идеологии. За ним стоит убеждение, что человек не измеримо важнее социальной группы или общества в целом. Люди рассматриваются как индивиды: они уникальны и обладают равным моральным достоинством. Либерализм стремится создать такое общество, в котором индивиду будет обеспечено развитие и благополучие, и каждый человек получит шанс полностью реализовать свои способности.

· Равенство. Индивидуализм предполагает, что люди «рождаются равными». Отсюда приверженность либерализма принципу равенства в сфере права (равенство перед Законом) и в сфере политики (один человек – один избирательный голос: все поданные голоса равноценны»). Но либерализм не принимает идею социального равенства – равенство результатов, предпочитая говорить о равенстве возможностей. Распределение благ в обществе должно основываться только на реальных заслугах человека.

· Толерантность. Либералы убеждены в том, что толерантность, то есть терпимость, и есть гарантия личной свободы. Толерантность признает за человеком право думать, говорить и поступать так, как он считает нужным. В этом смысле безошибочным показателем общественного здоровья является плюрализм (множественность), то есть культурное и политическое разнообразие в рамках свободного рынка идей. Либерализм верит в то, что даже между противоположными взглядами есть «предустановленная гармония», а потому в обществе не может быть борьбы с инакомыслием.

· Отношение к власти. Согласно философии либерализма властные отношения должны основываться на общественном согласии и носить сугубо добровольный характер; всякое управление должно основываться на согласии со стороны тех, кем управляют. Именно поэтому либерализм привержен доктрине демократии и политического представительства. Власть в этой идеологии всегда исходит снизу и поэтому обладает заведомой легитимностью.

· Роль государства. Для либеральной идеологии отношение к государству является краеугольным камнем и критерием либеральности той или иной теории. Либерализм признает необходимость государства как гаранта безопасности и порядка в обществе, но вместе с тем видит в государстве реальную угрозу свободе человека. Сужая или расширяя рамки государственного вмешательства, либерализм стоит на страже своей главной ценности – свободы личности.

· Неприкосновенность частной собственности. Либерализм утверждает, что частная собственность является необходимым условием свободы человека. Индивид, лишенный права собственности, неминуемо превращается в раба. Свобода и частная собственность также не отделимы друг от друга, как либерализм и частное предпринимательство.

Эти основополагающие ценности либерализма, оставаясь непоколебимыми, меняли свое звучание на протяжении истории. В политической науке принято выделять классический либерализм ХIХ века, современный либерализм и возникающие тенденции неолиберализма.

Классический либерализм, возникнув в ХIХ веке в борьбе с абсолютизмом и феодальными привилегиями, был привержен крайним формам индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались существами, которые преследуют лишь свои собственные цели и надеются лишь на самих себя. Это в полном смысле слова - хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям. Согласно такому атомистическому воззрению на общество, состоящему из абсолютно разобщенных индивидов, свобода трактовалась в «негативном» смысле, как неприятие индивидом любого вмешательства в его жизнь.

К государству классический либерализм относился крайне враждебно. По выражению английского мыслителя Томаса Пейна (1737-1809), проповедовавшего идеалы свободы и народного суверенитета, сражавшегося в войне за независимость Америки, «государство – это необходимое зло». Необходимое, так как обеспечивает в обществе порядок, безопасность и соблюдение законов. Зло, потому что навязывает всем некую коллективную волю, ограничивая тем самым свободу человека. Поэтому идеалом классического либерализма стало «предельно малое государство» с минимальными полномочиями. Неслучайно, государство в это время сравнивается с «ночным сторожем», который, выполняя свою работу, остается практически невидимым. Эта позиция сопровождалось безграничной верой в механизмы свободного рынка, а именно в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда государство в неё не вмешивается. Предполагалось, что свободный капитализм сам собой приведёт общество к процветанию и свободе.

Современный либерализм, либерализм XX века характеризуется куда более примирительным отношением к государству. Радикальная перемена объясняется широким осознанием того, что свободный капитализм, оставив людей на произвол рынка, в конце концов, породил новые проблемы.

Так называемые, новые либералы – Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхаус и Дж. А. Гобсон – выступили с концепцией «позитивной свободы». Критикуя классическую теорию «негативной свободы», которая попросту оставляет человека в покое (а это может означать и свободу умереть от голода), они призывают к свободе, которая предполагает достойное существование.

Главной идеей либерализма в это время становится то, что государственное вмешательство в виде социальных пособий не противоречит свободе, а наоборот, расширяет её пределы тем, что предохраняет человека от неизбежных злоключений судьбы.

Обратимся к истории. В 1929 году сумма федеральных расходов на пособия в США составляла всего 25 центов на душу населения. Потребовались годы Великой депрессии и 12 миллионов безработных, чтобы США покинули мир свободного, ничем неограниченного рынка и стали разрабатывать схемы, в рамках которых затраты на пособия стали финансироваться из налогов. Позднее в 1942 году, в Великобритании один из правительственных докладов указывал на то, что только государство может справиться с «пятью социальными монстрам», такими как: нужда, невежество, безработица, расточительство и болезнь.

В этой ситуации решающую роль сыграла экономическая теория Дж. Кейнса, доказывающая, что рост и процветание достигаются лишь в рамках регулируемого капитализма, когда основные экономические задачи берет на себя государство.

На смену теории «малого государства» пришла теория «большого государства», стоящего на принципах широкого вмешательства в общественную жизнь. Образ «государства – ночного сторожа» трансформируется в образ «государства – судьи на футбольном поле», от которого, практически зависит вся игра.

Однако, современные либералы, пытаясь сохранить приверженность главным либеральным ценностям, говорят о правительственном вмешательстве только с целью поддержания наиболее слабых и уязвимых слоев населения, которые действительно беспомощны: инвалиды, больные люди, безработные, дети. Причем, цель государственного вмешательства - помочь этим людям подняться до того уровня, когда они вновь смогут самостоятельно устраивать свою судьбу и располагать в жизни свободным выбором. Наиболее влиятельным теоретиком современного либерализма, который предпринял попытку примирить принципы либерализма с практикой перераспределения общественных средств в пользу неимущих слоев, является американский экономист и политический философ Джон Роулс.

На этом трансформация либерализма не закончилась. В 60-70 годы ХХ века появилось мощное идеологическое течение, которое стало называть себя неолиберализмом. Неолибералы пытались ответить на главный вопрос: «Что значит быть либеральным в современную эпоху?»

Неолиберализм, по сути, является обновленным «изданием» классического либерализма. Неолиберализм вновь возвращается к идеям свободного рынка и индивидуальной свободы в работах экономистов и политологов Л.Мизеса, Ф.Хайека, М.Фридмана и Р.Нозика.

Главной целью неолибералов стало «отодвинуть границы государства». «Мертвая рука» государства, по их мнению, душит личную инициативу и предпринимательство, а правительство, не смотря на лучшие намерения, неизбежно вредит человеку и обществу.

Особое беспокойство у них вызывает ситуация с собственностью. Они категорически против национализации отдельных отраслей производства, выдвинув лозунг: «Всё частное – хорошо, всё общественное – плохо!» Как во времена становления либерализма, такие идеи получили название «закоренелого индивидуализма».

Неолибералы прошлись и по государству. Они, опираясь на цифры и факты, утверждают, что сложившееся «государство-нянька», взявшее на себя широкие социальные обязательства и программы, в конечном счете, породило общество зависимых, слабых, безынициативных людей, живущих на пособия и подачки. В таком обществе нет места той единственной свободе, которую следует понимать как свободу выбора и действия. Поэтому неолиберализм в очередной раз, с новой силой, как в старые добрые времена, взывает к самодостаточности индивида, его чувству ответственности и предприимчивости.

Консерватизм. Консервативная идеология сформировалась в конце ХVIII века. Это был период ускоряющегося экономического и политического развития, символом которого стала Великая Французская революция 1789 года.

Основоположником консерватизма считается английский государственный деятель и политический мыслитель Э. Бёрк (1729-1797), который в своей книге «Размышления о Французской революции», содержащей резкую критику событий во Франции, воплотил идею приверженности «старому порядку», а по сути впервые целенаправленно выступил с позиций консерватизма, встав на защиту ветшающего традиционного общественного порядка.

Однако консервативная мысль с самого начала не была однородной: от позиции аристократического или реакционного консерватизма, с порога отвергающего любые перемены, до более гибкой и жизнеспособной формы под лозунгом «Измениться, чтобы сохранить!» Такое разнообразие идей позволило консерватизму просуществовать не одно столетие и добиться важных результатов.

Принципы консерватизма:

· Традиция. Главной ценностью консерватизма является традиция. Традиция здесь – это накопленная мудрость прошлого, которую нужно сохранять для блага живущих и будущих поколений. Традиция укрепляет в обществе отношения стабильности и безопасности, давая людям ощущение общественной и исторической связи времен. Консерватизм делает акцент на традициях, воплощенных в религии, семье, морали.

· Прагматизм. Консерватизм всегда указывал на ограниченность человеческого разума по сравнению с бесконечной сложностью мира. Отсюда вытекает установка на опыт, практические обстоятельства, на все то, что уже проверено на практике, а также инстинктивное недоверие к абстрактным непроверенным принципам. Консервативный человек – это прагматичный человек, который предпочитает известное – неизвестному, ограниченное – безграничному, сегодняшнее веселье – обещанному блаженству в будущем.

· Органицизм. Общество в зеркале консерватизма предстает не как результат деятельности людей, а как некое органическое целое – почти живое существо. Любая попытка что-либо изменить в «живой ткани общества» чревата нарушением важных традиционных связей и может быть губительна для всего организма. Вот почему изначально консерваторы всегда были противниками любых радикальных изменений во всех сферах жизни общества.

· Иерархия и неравенство. По убеждению консерваторов, социальные различия между людьми естественны и неизбежны. У людей разные роли и обязанности, будь то работодатели и работники, учителя и ученики, родители и дети. Но это неравенство не несет в себе конфликта, ибо общество скреплено внутренними связями – сетью взаимных обязательств. При этом особая ответственность ложится на высшие слои общества, моральным долгом которых является думать о тех, кому в жизни повезло меньше.

· Авторитет власти. Консерваторы всегда исходили из того, что власть исходит не снизу, а сверху; только подлинный авторитет власти дает обществу направление движения и обеспечивает поддержку тем, кто в ней нуждается. Консерваторы очень любят проводить аналогию с властью родителей над детьми. Общество, не признающее авторитет власти, то же самое, что дети, не признающие авторитет своих родителей. Такое общество не осознает самого себя и теряет то, что связывает его изнутри.

· Собственность. Наиважнейшее значение консерватизм придает собственности, которая приносит человеку безопасность, независимость, заставляет уважать закон и других людей. Кроме того, индивид всегда отражается в том, чем он владеет – в своем доме, машине и т.д. По большому счету – люди лишь опекуны собственности, которую они унаследовали от предков и должны передать потомкам.

В конце ХIХ века, когда социальное разделение общества на бедных и богатых стало принимать угрожающий характер, наиболее ярко проявило себя патерналистское течение консервативной мысли.

Патерналистский консерватизм – это политический курс, в основе которого находилась забота о тех, кто не способен помочь себе сам, как в отношениях между отцом и сыном. Английский политический деятель консервативного толка Б.Дизраэли, почувствовав угрозу социальной революции, обратился к правящим классам с призывом к благоразумию, дабы те осознали, что реформы сверху лучше, чем революция снизу. Благоразумие заключалось в том, что люди, имеющие власть и собственность, обязаны заботиться о тех, кто менее благополучен. Так в рамках консерватизма появился очень важный принцип «единой нации», оправдывающий готовность консерватизма заниматься социальными реформами, сохраняя приверженность своим главным ценностям.

В 1950-х годах британские консерваторы Г.Макмиллан, Р.А.Батлер и И.Маклеод выдвинули лозунг «Частное предпринимательство без эгоизма!», который позволил, сохранить частную собственность и одновременно внедрять в жизнь социальные программы поддержки малоимущих слоев населения, мотивируя это укреплением единства нации.

К аналогичному подходу пришли и консерваторы Западной Германии, разработавшие в рамках авторитетного консервативного объединения - Христианско-демократического союза - теорию «социального рынка». Теория «социального рынка» основана на сочетании идей свободного рынка, конкуренции и частного предпринимательства с идеями социального государства и социальной поддержки населения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

ГОСУДаРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... Московский государственный институт радиотехники электроники и автоматики... ПРЕДИСЛОВИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ     Москва 2008   ББК – 66.0 П – 50 УДК – 32.001 Рецензенты: кандидат исторических наук

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
Политология возникла не с появлением Платона, Т.Гоббса или Ж-Ж. Руссо - священных столпов политической философии. Политология является учением XX века, последней из всех крупных общественных наук.

В исследовании своего предмета политоло­гия опирается на разнообразные методы, позволяющие глубоко и всесторонне познавать политические явления.
Наиболее важные и часто используемые методы можно разделить на три группы: общие методы исследования политических объектов; общенаучные методы; и методы эмпирических исследований. К важней

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
В данном разделе речь пойдет о становлении социально-политического знания - от древности до первой половины XIX века, то есть, до возникновения социальных наук. Прежде чем приступить к изложению те

Политика как искусство уподобления Космосу.
На самых ранних этапах общественного развития понимание проблем власти, господства, подчинения, управления осуществлялась в мифологических и религиозных формах. Лишь в результате длительной

От теоцентризма к секуляризации.
Появление христианства, ставшего в эпоху Средневековья господствующей мировоззренческой системой, резко изменило интеллектуальную картину античного мира. Христианская догматика, конечно, мно

Особенности развития политической мысли в России XIX - начала ХХ века.
Осмысление политической жизни началось в России фактически с возникновения Древнерусского государства. Те или иные идеи о правильном политическом устройстве, о природе власти, о роли государства мо

Политическая система общества
Общество представляет собой совокупность экономической, социальной, идеологической, политической, культурной и других систем. Политическая система охватывает сферу политической деятельности, все су

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
  Одной из центральных и наиболее сложных для изучения проблем в политической науке является государство. Термин "государство" введен в научный обиход в Новое врем

Гражданское общество и правовое государство
  Одной из важнейших проблем политической науки является отношение государства и гражданского общества. В любом обществе реально существуют объединения людей на национальных, религиоз

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Одной из важнейших характеристик государства является политический режим. Под политическим режимом понимается комплекс приемов и методов осуществления власти в государстве. Само по

ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
  Несмотря на сравнительно недавнее происхождение, а история политических партий насчитывает 3-4 века, политическая партия, несомненно, является одним из важнейших дост

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, невозможно без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Известно, что в сов

Избирательный процесс – это мероприятия государства по организации и проведению выборов или «избирательный закон в действии».
Избирательный процесс включает в себя: 1. назначение выборов; 2.создание избирательных органов, ответственных за их проведение; 3. организацию избирательных округов, учас

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
  Тема политического лидерства на первый взгляд может показаться устаревшей, ведь четкое разделение общества на вождей и их последователей было присуще весьма давней политической куль

Проблемы современного лидерства.
Первая проблема, с которой сталкиваются современные лидеры, состоит в том, что само общество стало более сложным, из общественного сознания уходят ясные и понятные традиционные представления, «прид

Функции политического лидера.
1.Научно-практический анализ и оценка ситуации, сложившейся в регионе, стране, мире. 2.Инициирование обновления, генерирование новых идей, определение целей и задач развития. 3.Ин

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
  Теория элит изначально была направлена против идей демократии и социализма, утверждающих социальное равенство людей как основной принцип общественной жизни. Представители теории эли

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на произ­водстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатическ

География есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому, что он наиболее постоянен.
«Министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются неколебимыми.» Не случайно межгосударственные конфликты, обусловленные пространственно-территориальными причинами, наиболее

Р.Челлен писал, что геополитика – это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.
Дальнейшее развитие геополитика получила в трудах Хэлфорда Маккиндера, Карла Хаусхофера, Альфреда Мэхэна, Николаса Спайкмена и других исследователей начала XX века. Итак, геополитика как н

СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  Современная история будет зависеть во многом от того, каким путем пойдет дальнейшее развитие мирового политического процесса, как будут складываться межгосударственные отношения: бу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги