рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эпические повторения как хронологический момент

Эпические повторения как хронологический момент - раздел Философия, Историческая поэтика Впервые: Жмнп. 1897. № 4. Ч. 310. Отд. 2. С. 271-305. Последующие Публикации:...

Впервые: ЖМНП. 1897. № 4. Ч. 310. Отд. 2. С. 271-305. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 86-129;ИП. С. 9 3-124. Печатается по: ИП- с незначительными сокращениями.

С. 76

1 Наличие повторов в эпической поэзии побуждало ученых подыскивать различные мотивировки этого явления, связываемого ими с проблемой генезиса героического эпоса. Среди выдвинутых гипотез конца XVIII — начала XIX в. особую известность приобрела так называемая теория Вольфа — Лахманна, согласно которой эпопея складывается из отдельных песен, принадлежащих анонимным авторам. Если Ф.А. Вольф строил свою теорию на материале поэм Гомера (см. примеч. 21 к ст. 1), то К. Лахманн (1793-1851), продолжив эту работу, распространил данную точку зрения на “Песнь о Нибелунгах”, а Г. Парис — на французский эпос (см. примеч. 7 к ст. 1). По мнению Г. Париса, большие эпические поэмы являются соединением малых лиро-эпических песен, или кантилен. Отсюда еще одно наименование гипотезы Вольфа—Лахманна: “теория малых песен”; гипотезы Г. Париса и его школы: “теория кантилен”, или иначе — “традиционалистская теория” (в этом определении акцентируется учет национальной традиции в создании кантилен и литературной традиции в процессе складывания эпопеи). “Неотрадиционалистскую” интерпретацию происхождения эпоса представляет авторитетный филолог XX в. Рамон Менендес Пидаль (см.: Менендес

- 326 -


Пидаль Р. Избранные произведения. М , 1961). Для А.Н. Веселовского была прежде всего важна фольклорная традиция, прослеживаемая в эпике, что сближает его как с подходом Менендеса Пидаля, так и с теорией Парри-Лорда (признававших, впрочем, наличие фольклорных корней исключительно для эпоса, но не для письменной литературы). Последние, исходя из устной формы бытования эпоса с присущей ей техникой поэтической импровизации, разработали концепцию повторяющихся эпических “формул” (см.: Parry M. Les formules et la metrique d'Homere. Paris, 1928; Lord A.B. The singer of tales. Cambrige, 1968). “Традиционалистской теории” была противопоставлена “индивидуалистическая”, принадлежащая Ж. Бедье (см.: Bйdier J. Les lйgendes йpiques. Paris, 1907-1913. V. 1-4) и отстаивающая наличие индивидуального авторства эпопей, которые, таким образом,, создавались сознательно и единовременно, минуя стадию анонимных кантилен. См. также: Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

2 Здесь содержится отклик А.Н. Веселовского, в частности, на работу П. Раина о
происхождении французского эпоса (Raina P. Le origini dell' epopea francese. Firenze, 1884),
итальянского ученого, первым выступившего с опровержением “теории кантилен”.
Веселовский признает существование “кантиленного этапа” в процессе складывания эпопеи,
однако отказывается видеть в последней механическое соединение кантилен. — Ср.:
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические
памятники. М., 1963; Жирмунский В.М. Германский героический эпос в трудах Андреаса
Хойслера // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. С. 281-313.

С. 78

3 Жонглеры (фр. jongleur от лат. joculator — шутник, забавник) — бродячие певцы X-XIII
вв. во Франции, аналог шпильманов в Германии и скоморохов на Руси, носители народной
традиции, способствовавшие развитию героической эпики.

4 Интерполяция (лат. interpolatio — искажение) — произвольные словесные вставки в
текст при редактировании или переписке.

5 Фарейские (фарерские, фэрейские) песни — средневековые эпические баллады с
припевом, исполнявшиеся хором. Они возникли на Фарерских островах (Дания), записаны
значительно позднее своего возникновения. — Ср.: Мелетинский Е.М. Введение в
историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 7.

С. 80

6 Грёбер Макс Густав — немецкий филолог-романист, основатель “Zeitschrift fьr
romanische Philologie”, автор трудов по латинской литературе средневековья. Грёбер и
другой немецкий филолог Пакшер, также сотрудничавший с этим журналом, выступили на
его страницах с интерпретацией повторения как результата отсутствия более сложных форм.

Диттология (от гр. διττός — удвоенный, двойной; ср. лат. dito — развивать, усложнять, расширять, обогащать) — синтаксическое нанизывание, соединение; полагалось этими учеными более примитивным, чем иерархическое подчинение, и отражающим более упрощенное мышление автора.

С. 81

7 Первоначальная нерасчлененность, единое существование разных видов искусства —
так называемый первобытный синкретизм — объясняет, по мнению Веселовского,
художественные особенности эпики. Песенную форму героического эпоса современные
исследователи также склонны возводить к “первобытной обрядово-лирической песне”
(Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства.
М., 1972. С. 158). — См. также примеч. 2 к ст. 6.

- 327 -


8 Дифирамб (гр. διθύραμβος — хвала, восхваление) — в древнегреческой литературе
песнопение в честь бога Диониса, исполнявшееся хором и ставшее впоследствии основой
трагедии. “Как и комедия, возникши первоначально из импровизаций -трагедия от запевал
дифирамба <...> разрослась понемногу” (Аристотель. Поэтика. 1449а9 // Аристотель и
античная литература. С. 117-118). — См.: Радциг СИ. История древнегреческой литературы.
С. 162-165.

9 Как указывает В.М. Жирмунский, этот пример вызывал сомнения ученых: латинский
перевод “народной” кантилены о святом Фароне (VII в.) включен в житие этого святого,
написанное епископом Хильдегардием. На эту кантилену неоднократно ссылались ученые, в
числе которых был и Веселовский, как на пример народной эпической песни,
представляющей первую ступень в развитии героической эпопеи. Однако существуют
сомнения в ее подлинности, и некоторые исследователи (Ф.А. Беккер) склонны считать ее
подделкой самого Хильдегардия, датируемой 869 г. — См.: ИП. С. 622-623.

10 Rondels (фр. мн. ч. от rondel; rond — круг) — твердая стихотворная форма,
популярная в ХIV-ХV вв. во Франции. Первые две строки 13-строчного стихотворения

повторяются в конце второй строфы (АВва + авАВ), завершает последнюю, третью строфу опять начальная строка (авваА).

11 Viser (дат.; мн. ч. от vise) — виса, песня, народная баллада в скальдической поэзии, как
и другие термины, относящиеся к ней, не переводится, но транскрибируется на других
языках; таким образом, в русской литературоведческой традиции viser называются висами.
— См.: Скандинавская баллада / Изд. подгот. Г.В. Воронкова, Игн. Ивановский, М.И.
Стеблин-Каменский. М., 1978. (ЛП).

12 О календарных обрядах см. труд ученика А.Н. Веселовского: Аничков Е.В. Весенняя
обрядовая песня на Западе и у славян. Спб., 1903. Ч. 1 — 2; см. также: Календарные обычаи и
обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973; Календарные обычаи и
обряды в странах зарубежной Европы: Весенние праздники. М., 1977; Календарные обычаи и
обряды в странах зарубежной Европы: Летне-осенние праздники. М., 1978; Пропп В. Русские
аграрные праздники. Л., 1963.

13 Сапфо (Сафо; VH-VIBB. до н. э.) — древнегреческая поэтесса, в ее поэзии отражен, в
частности, свадебный обряд. — См.: Античная лирика / Вступ. ст. С- Шервинского; Сост. и
примеч. С- Апта, Ю. Шульца. M., 1968. (БВЛ). С. 55-70. Ср.: Фрейденберг ОМ. Поэтика
сюжета и жанра. С. 284 — 285; ее же. Происхождение греческой лирики // Вопр.
литературы. 1973. № 11. С. 103-123.

14 Катулл Гай Валерий (ок. 87 — ок. 54 до н. э.) — римский поэт, сознательно
обращавшийся к греческой традиции, в частности к поэзии Сапфо.

Гименей (или эпиталама) — стихотворное произведение в честь свадьбы, развившееся из народных обрядовых песен. Упоминаемое А.Н. Веселовским произведение Катулла, относящееся к этому жанру, построено на материале греческого обряда в форме диалога двух хоров — юношей и девушек. — См.: Катулл. Книга стихотворений / Изд. подгот. СВ. Шервинский, М.Л. Гаспаров. М., 1986. (ЛП). С. 43-46.

С. 82

15 Древнеаттическая комедия (по Аттике — области Греции с центром в Афинах) —
драматический жанр, развивавшийся в Древней Греции в 486 — 404 гг. до н. э. Один из
наиболее видных представителей — Аристофан (ок.445 — ок. 385 до н. э.). -См.: Аристофан.
Комедии / Вступ. ст. В.Н. Ярхо. М., 1954. Т. 1-2; Ярхо В.Н. У истоков

- 328 -


европейской комедии. М., 1979; Фрейденберг ОМ. О древней комедии // Фрейденберг ОМ. Миф и литература древности. С. 282-300.

16 О погребальном обряде см., например: Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый
фольклор. Л., 1974; Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и
образами. Л., 1977; Иванов Вяч. Вс, Гамкрелидзе Т.В. Индоевропейский язык и
индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. 2. С. 822 — 831.

17 См. об этом: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы:
Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.

С. 83

18 “Фламенко” — старопровансальский роман в стихах XIII в., плод куртуазной культуры.
В его тексте приводятся описания народных обычаев, связанных с приходом весны,
цитируется куплет, “что в календы мая звучит”, т.е. поется девушками во время весеннего
праздника, восходящего к языческим временам. — См.: Фламенка / Изд. подгот. А.Г.
Найман. М., 1983. (ЛП). С. 103- Об отголосках этого произведения в русской литературе см.:
Жирмунский ВМ. Драма Александра Блока “Роза и Крест”: Литературные источники. Л.,
1964.

19 Как указывает В.М. Жирмунский, песня об “апрельской королеве” неоднократно
цитировалась сторонниками теории происхождения средневековой лирики из весенней
обрядовой поэзии (А. Жанруа, Г. Парис, Е.В. Аничков), однако А.Н. Веселовский первым
указал на значение этой песни. — См.: ИЛ. С. 623: Примеч. к с. 102.

С. 84

20 Амебейное пение (от гр. αμοιβατος — попеременный, поочередный, следующий один за
другим) — попеременное пение двух певцов или двух хоров. К ранней амебейности А.Н.
Веселовский и возводил позднейшие повторы в эпике. Современные исследователи не
склонны целиком сводить стереотипичность в литературе к фольклорному генезису, полагая,
что “она вообще в высшей степени присуща поэтике средневековья” (Мелетинский ЕМ.
Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 13).

21 Антифоническое пение (от гр. αντυρωνία — разногласие, несогласие) — разновидность
исполнения молитв, псалмов в христианской литургии попеременно двумя хорами или
певцом и хором.

22 Феценнины (или фесценнины; от названия этрусского города Фесцения) -в древнем
Риме жанр шуточных песен, сопровождавших различные обрядовые праздники,
послуживших одним из источников римской комедии.

23 Квинт Гораций Флакк (65-8 до н.э.) — римский поэт, автор од, сатир, посланий. — См.:
Гораций. Поли. собр. соч. / Ред. и примеч. Ф.А. Петровского. М.; Л., 1936; его же. Оды,
эподы, сатиры, послания / Ред., пер., вступ. ст., коммент. МЛ. Гаспарова. М., 1970.

24 Аттические сколии (от гр. σκολιός — кривой, лукавый) — импровизированные песни,
исполнявшиеся в Древней Греции ок. II в. до н. э. поочередно участниками пира.

25 Пастурель (или пасторель; прованс. pastourelle — пастушка) — жанр трубадурской
лирики, использующий форму диалога между рыцарем и пастушкой.

26 Тенцона (или тенсона; прованс. tenzone от лат. tensio — прение, спор) — с XII в. жанр
провансальской лирики, разновидность поэтического турнира, на котором два участника
вступают в словесный поединок на заданную тему. В отличие от

- 329 -


жанра средневековых “диспутов” (см., например, примеч. 70, 76 к ст. 6) в тенцоне в диалог вступают не персонифицированные предметы, явления, а поэты. Общее строение тенцоны близко к амебейной композиции.

27 Рождественская мистерия — религиозный театральный жанр XIV-XVI вв., выросший
из литургического действа.

28 Буколики (от гр. βουκολικος — пастушеский) — жанр античной поэзии III в. до н. э. — V
в. н. э., часто использовавший диалогическую форму, фольклорные мотивы. “Буколики” (41-
39 до н. э.) римского поэта Марона Публия Вергилия (70-19 до н. э.) наполовину состоят из
диалогических эклог.

С. 87

29 Гномический (от гр. 7^М1? — мысль, воззрение) — поучительно-философский; гнома

— жанр афористики, часто стихотворный, заключающий в себе краткое философское
суждение, близкое к пословице.

С. 88

30 Stef (исл.) — вставные предложения в средней части скальдической хвалебной песни Х-
ХШ вв., разделяющие ее на отдельные части. Возможности применения этого припева были
многообразны: stef мог иметь разную форму, не связанное с основным текстом песни
содержание, мог завершать каждое четверостишие, но мог и не повторяться вообще. — См.:
Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 109.

31 Драпа — основная форма скальдической хвалебной песни, лишенная сюжета, прямой
речи, вымысла, повествующая, как правило, о подвигах живущего современника. — См.:
Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия. С. 108-119.

32 Laisse, лесса — строфа в старофранцузском эпосе неустанавливаемого объема с
ассонансам! (лессами написана “Песнь о Роланде”) .

С. 89

33 Косовская битва — решающее сражение между сербско-боснийскими войсками под
предводительством князя Лазаря и армией турецкого султана Мурада I, окончившееся
победой турок (1 389) и приведшее к подчинению Сербии Османской империей, в состав
которой она вошла в 1459 г. Косовская битва, подвиги сербских воинов стали ведущей темой
сербского героического эпоса.

34 Потом в саду сел под сосной в тени

И звать баронов на совет велит.

— Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о
Сиде. Романсеро. С. 32: Пер. Ю. Корнеева.

35 Карл-император под сосной воссел.

Сошлись к нему бароны на совет.

— Песнь о Роланде. С. 32: Пер. Ю. Корнеева.
С. 90

36 Псевдо-Турпин — автор “Истории Карла Великого и Роланда” (ок. 1165), именуемой
“хроникой Псевдо-Турпина”. Здесь пересказаны сюжеты романских сказаний о Карле
Великом.

С. 92

37 Анафора (гр. αναφορά— ссылка, сноска, сообщение) — повтор слова или группы слов в
начале нескольких стихов, строф.

38 Климакс (гр. κλιμαξ — лестница) — стилистическая фигура, основанная на
расположении слов в порядке возрастания их значения.

39 Палилогия (гр. πάλι снова, опять, λογος— слово) — одна из риторических фигур,
повторение последнего слова фразы в начале следующей как способ развития дальнейшего
повествования. Другие наименования — анадиплозис, редупликация.

- 330 -


40 См.: Про Саловья Будимеровича // Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е изд. / Изд. подгот. А.П. Евгеньева, Б.Н. Путилов. М., 1977. (ЛП).С. 9-15.

С. 93

41Доде Альфонс (1840-1897) — французский писатель. — См.: Доде А. Собр. соч. М., 1965. Т. 1-7.

Д'Аннунцио Габриеле (1863-1938) — итальянский писатель. — См.: Д'Аннун-цио Г. Собр. соч. Спб., б.г. Т. 1-12.

42 Сита — в индуистской мифологии родившаяся из борозды и удочеренная царем Видехи
Джанакой супруга Рамы, седьмого земного воплощения бога Вишну. Заподозренная мужем
в измене Сита со своими сыновьями Кушей я Лавой скрывается у аскета Вальмики,
именуемого в индийской традиции “первым поэтом”, легендарным автором эпической
поэмы “Рамаяна”, изобретателем эпического стихотворного размера — шлоки. Вальмика
воспитывал Кушу и Лаву до их возвращения к отцу. Ситу же в этот момент по ее просьбе
поглощает ее мать — Земля. — См.: Рамаяна / Лит. изложение В.Г. Эрмана, Э.Н. Темкина.
М., 1965; Гринцер П.А. “Махабхарата” и “Рамаяна”. М., 1970; его же. Древнеиндийский
эпос: Генезис и типология. М., 1974.

С. 94

43 Финские руны — эпические песни, народные песни, включенные Э. Лённротом в
“Калевалу” (см. примеч. 24 к ст. 1). — См.: Евсеев В.Я. Исторические основы карело-
финского эпоса. М.; Л., 1957-1960. Кн. 1-2.

С. 95 44 См. русский перевод А.И. Корсуна в: Старшая Эдда. С. 41-45. С. 96

45 Экзарх (тр. εξαρχος — глава жрецов при храме) — здесь в значении: зачинатель,
ведущий, глава.

46 Сатура (лат. satura — смесь, всякая всячина) — римский литературный жанр II в. до н.
э., следующий эллинистическому принципу пестроты, в частности чередующий стихи и
прозу. Позже становится исключительно стихотворным жанром, приобретает
обличительный оттенок.

47 Lais (фр., мн. ч. от lai) — лэ, старофранцузский поэтический жанр, распространенный
главным образом в Бретани. Лирическая песня с любовной тематикой, исполняемая под
аккомпанемент музыкального инструмента. Первая и последняя строфы лэ обладали
идентичной системой версификации, остальные различались между собой. Иногда
тематикой лэ становились эпизоды Артуровского цикла.

С. 97

48 “Aucassins et Nicolette”, “Окассен и Николетт” — французская повесть первой половины
XIII в., в которой совмещаются прозаические и стихотворные части, именуемая “песней-
сказкой”. На ее сюжет оказал влияние средневековый французский роман середины XII в.
“Флуар и Бланшефлор”. — См.: Две старофранцузские повести / Вступ. ст. и коммент. А.
Смирнова; Пер. М. Ливеровской. М., 1956; Флуар и Бланшефлор / Предисл. А.Д. Михайлова;
Пер. А. Наймана. М., 1985.

49 Кувада (от фр. couvade — высиживание яиц) — обряд, описанный этнографами у
многих народов на этапе перехода от матриархата к патриархату и заключающийся в
имитации родовой деятельности отцом рождающегося ребенка. А.Н. Веселовский подробнее
останавливается на проблемах, связанных с этим обрядом в своей рукописи “Поэтика
сюжетов” [гл. 3 (“Бытовые основы сюжетности. Доисторический быт и отражающие его
мотивы и сюжеты”), ч. 3 (“Матриархат и патриархат и их отражение в представлениях о
партеногенезисе и в куваде”)] — см.; ИП. С. 538 — 539). См. также: Tylor E.B. Primitive
culture. London, 1871, Vol. 1-2 (рус. пер.: Тэйлор Э. Первобытная культура. Спб., 1886; М.,
1939).

- 331 -


С. 99

50 “Энеиде” (20-19 до н. э.) — героическая поэма Вергилия (см. примеч. 28), являющаяся римской параллелью греческого эпоса. — См.: Вергилий. Буколики. Георгяки. Энеида / Вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 1979. С. 137-402.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая поэтика

http www i u ru biblio search aspx book id... А Н Веселовский Историческая поэтика...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эпические повторения как хронологический момент

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I . Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических
родов* Попытка построить генетическое определение поэзии с точки зрения ее содержания и стиля на эволюции языка-мифа1 будет по необходимости не полна, если не с

II. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии
Мы видели, как из хорового синкретизма выделились при условиях, которые мы пытались уследить, формы эпики, лирики и драмы; как из связи хора вышли певцы, продолжавшие его песенное предание; как, с

III. Язык поэзии и язык прозы
Никто не задумается ответить на вопрос, предполагаемый этим заглавием, и ответит фразой, выражающей огульное впечатление, в котором личные вкусы, как бы они ни были разнообразны, сошлись в единстве

Из введения в историческую поэтику
Впервые: ЖМНП. 1893. Май. Ч. 293. С. 1-22. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 30-57; ИП. С. 53-72; Поэтика. С. 35-48. Печатается по: ИП. С. 42 1 См. об этом, н

Из истории эпитета
Впервые: ЖМНП. 1895. Дек. Ч. 302. С. 179-199. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 58-85; ИП. С. 73-92. Печатается по: ИП — с сокращениями. С. 59 1 Выдвинутое А.

Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля
Впервые: ЖМНП. 1898. № 3. Ч. 216. Отд. 2. С. 1-80. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 130-225; ИП. С. 125-199; Поэтика. С. 603-622. Печатается по: ИП — с сокращениями. Как указыва

Три главы из исторической поэтики
Впервые: ЖМНП. 1898. Март. № 4-5. Ч. 312. Отд. II. С. 62-131; Там же. Апрель. С. 223-289. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 226-481; ИЛ. С. 200-380; частично (извлеченияия из I и III глав

Lt;II.> Поэтика сюжетов
Впервые: Собр. соч. Т. 2. Вып. 1. С. 13-148: Последующие публикации: ИП. С. 493-596; Поэтика. С. 623-629 (Введение и глава 1). Печатается по: ИП. С. 493-501: Введение и глава 1. Незавершен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги