рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Три главы из исторической поэтики

Три главы из исторической поэтики - раздел Философия, Историческая поэтика Впервые: Жмнп. 1898. Март. № 4-5. Ч. 312. Отд. Ii. С. 62-131; Там Же. Апрель....

Впервые: ЖМНП. 1898. Март. № 4-5. Ч. 312. Отд. II. С. 62-131; Там же. Апрель. С. 223-289. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 226-481; ИЛ. С. 200-380; частично (извлеченияия из I и III глав) — в: Поэтика. С. 263-272; 467-508, Печатается с сокращениями по: ИП.

Это большая работа, посвященная происхождению поэзии, ее внутренней и внешней дифференциации, формированию особого поэтического языка, фактически и хронологически завершает опубликованные исследования А.Н. Веселовского в области исторической поэтики, начало которым было положено в его университетских курсах 80-х годов, а последующее развитие отражено в публикациях 90-х годов.

С. 155

1 A.H. Веселовский в согласии со многими учеными второй половины XIX в. считал, что
древние истоки поэзии можно искать на ранних этапах развития языка, тесно еще связанного
с мифологией. Позднейшее развитие сходных мыслей привело в XX в. к выделению особой
“мифопоэтической” эпохи в истории культуры. — См.: Франкфорт Г., Франкфорт Г.А.,
Уилсон Дж., Якобсен Т.
В преддверии философии. Духовные искания древнего человека /
Пер. Т.Н. Толстой. М., 1984. С. 24-44.

2 Понятие синкретизма, т.е. первоначальной нерасчлененности различных видов
искусства, относится к центральным в учении А.Н. Веселовского (ср.: Энгельгардт Б.М.
Александр Николаевич Веселовский. С. 88,134; Шишмарев В.Ф. Александр Николаевич
Веселовский Ц Шишмарев В.Ф. Избранные статьи. Л., 1972. С. 320-330). О значении для
современной науки этой теории Веселовского, а также об оценке ученого как одного из
предшественников современной семиотической этнологии и поэтики см.: Иванов Вяч. Вс.
Очерки по истории семиотики в СССР. С. 6-10.

Теория первобытного синкретизма Веселовского в дальнейшем корректировалась учеными. Так, О.М. Фрейденберг указывала, что элементы синкретического праобрядового действа (пляска, пение и т. д.) “в том виде, в каком Веселовский принимал их за эмбрион литературы, — на самом деле имеют за собой долгие раздельные пути собственного развития, где они не были еще ни пляской, ни песней, ни культовым действом; данными такого псевдосинкретизма можно пользоваться при изучении позднейших стадий родового строя, но нельзя в них видеть генезиса литературы ни фактически, ни по методу” (Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, С. 17-18, 134; ср.: ее же. Миф и литература древности. С. 73-80). Как подчеркивает Н.В. Бра-

- 344 -


гинская, “для О.М. Фрейденберг не из синкретического обрядово-словесного комплекса по внешним “историческим” причинам выделяется тот или иной литературный жанр, но мышление тождеством, семантически приравнивающее речь, действие и вещь, создает возможность их “симбиоза”. Этот симбиоз и выглядит как нечто “синкретическое” там, где его наблюдает этнография” (Брагинская Н .В. От составителя // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 570-571: Примеч. 6). Абсолютизацию формального синкретизма родов поэзии и видов искусства, а вместе с тем недооценку идеологического синкретизма первобытной культуры, доминантой в которой был миф, усматривает в теории Веселовского и Е.М. Мелетинский. По его мнению, Веселовский недооценивал семантическое единство обряда и мифа, которое не нарушалось даже в тех случаях, когда мифы и обряды бытовали независимо друг от друга (См.: Мелетинский ЕМ. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. С. 6; ср.: его же: Поэтика мифа. С. 138). Вообще проблема мифа в теории Веселовского, где акцент делается “не на идеологическом, содержательном, а на художественном синкретизме видов искусств и родов поэзии”, остается в тени, и это прежде всего нуждается в коррективах, ибо формальный синкретизм (родов поэзии), на котором в первую очередь сосредоточено внимание Веселовского, соблюдался нестрого и не всегда распространим на эпос, в то время как идеологический и семантический синкретизм изначально был обязателен и его средоточием являлось мифическое повествование (см.: Мелетинский ЕМ. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор: Поэтическая система. С. 25-27). Однако Е.М. Мелетинский признает; что “в общем и целом теория первобытного синкретизма и сегодня должна быть признана правильной”, хотя в ней недооценивается “первобытный идеологический синкретизм, обнимающий в нерасчлененном единстве зачатки религии, искусства, положительных знаний. И не религиозная идеология как таковая, а именно этот синкретический комплекс является идейным источником формирующегося искусства” (Мелетинский Е.М. “Историческая поэтика” А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы. С. 30 — 31). Ср. отличный от Веселовского подход к этой проблематике у А.А, Потебни (см.: Потебня А,А. Эстетика и поэтика. С. 418, 426). В свете этнологических теорий XX в. развитие знаковых систем, используемых в человеческом обществе, и других систем обмена (включая экономические и социальные) осуществляется путем их дифференциации из первоначально единой синкретической знаковой системы. Таким образом, А.Н. Веселовский — на своем материале — выступил предшественником идеи “этнологического синкретизма”. См.: Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. С. 54-55.

3 Орхестических (от гр. ορχεισθαι — танцевать) — танцевальных.

4 Незначительность, случайность текстового элемента в первобытном синкретизме в
трактовке А.Н. Веселовского сегодня признается преувеличенной (см.: Мелетинский ЕМ.
“Историческая поэтика” А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной
литературы. С. 33-34).

С. 156

5 Понятие катарсиса (гр. κάθαρσις), т.е. очищения посредством сострадания и страха,
Аристотель формулирует в связи с трагедией (Аристотель. Поэтика. 1449 b 24 — 28 //
Аристотель и античная литература. С. 120). Традиционным пониманием этого места у
Аристотеля, читаемого как παθηματων κάθαρσιν — “очищение страстей”, является трактовка
катарсиса в психофизиологическом ключе, т.е. как облегчения, разрядки, связанных с
удовольствием, удовлетворением, снятием напря-

- 345 -


жения. Однако это традиционное понимание не является единственным — ему противостоят трактовки, основанные на ином прочтении соответствующих мест у Аристотеля (в частности, предполагается, что в оригинальном тексте “Поэтики” читалось μαθηματων κάθαρσιν “прояснение знаний”, так как у слова “катарсис” есть и значение уяснения, объяснения). — См. об этом: Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Сост. Л.Ш. Рожанский. М., 1988. С. 318-323, 328-329.

В.М. Жирмунский считает, что А.Н. Веселовский, говоря о “психофизическом катарсисе”, опирается на выдвинутую Г. Спенсером теорию первобытного искусства как игры, служащей освобождению от избытка сил (см.: ИП. С. 625). Стремлением вскрыть психофизиологические начала, лежащие в основе искусства, указать на его биологическое значение (“Искусство, видимо, разрешает и перерабатывает какие-то в высшей степени сложные стремления организма”) отмечены работы Л.С. Выготского (см., например: Выготский Л.С. Психология искусства. С. 310).

6 Maoris, маори — туземное население Новой Зеландии.

7 См.: Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. С. 6; Богатырев П.Г.,
Якобсон P.O.
Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории
народного искусства. С. 369-383; Типологические исследования по фольклору: Сборник
статей памяти В.Я. Проппа. М., 1975.

С. 157

8Лабиринт — согласно легенде, греческий герой Тесей сумел (благодаря нити Ариадны — см. примеч. 55) найти выход из Лабиринта и победить чудовище — Минотавра; по преданию эти блуждания Тезея увековечены в играх, позднее введенных им на эгейском острове Дело с.

9 См. примеч. 20 к ст. 4.

10 Сицилийская буколика — один из лирических жанров итальянской литературы XIII в.,
тематической доминантой которого было воспевание красоты природы. Упоминаемая
гипотеза о культовом происхождении жанра содержится в: Reitzenstein R. Epigram und
Scholion. Ein Beitrag zur Geschichte der alexandrinischen Dichtung. Giessen, 1893.

11 О рунах см. примеч. 43 к ст. 4. Сохранились произведения этого жанра, повествующие о
волшебной мельнице Сампо (нечто вроде рога изобилия или скатерти-самобранки),
выкованной мифическим кузнецом Ильмариненом в качестве выкупа за невесту (например,
X руна “Калевалы”). — См.: Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. С. 125-
130.

12 См. примеч. 32 к ст. 5.

13 Кафры — условное название части племен экваториальной Африки (главным образом,
банту), широко применявшееся в европейской науке последней четверти XIX в.

14 Дамары — устарелое название двух различных народов — гереро и готтентатов
(койкоин) на территории Намибии (Южная Африка).

С. 158

15 Бамбуковые трости, бамбуковые трубы или флейты — функции таких музыкальных
инструментов в ритуально-мифологическом комплексе рассмотрены в монографии: Путилов
Б.Н.
Миф — обряд — песня Новой Гвинеи. М., 1980. С. 244-273.

16 Минкопии — устарелое название андаманцев, жителей Андаманских островов.

- 346 -


17 Ирокезы — американское индейское племя в США, по языку входит в семью хока-сиу.

18 Камчадалы — старое название, одновременно прилагавшееся и к ительменам —
коренным обитателям Камчатки — и к старожильческому русскому населению полуострова.

С. 159

19 Лопарский — саамский,, принадлежащий народу саами или лапландцам (финно-
угорского происхождения), обитающему в Мурманской области, на севере Финляндии и в
Норвегии.

20 Миклошич Франц (1813-1891) — филолог-славист, академик Венской Академии наук,
автор “Сравнительной грамматики славянских языков” (1852-1874), многих других трудов
по славянской филологии, этнографии и фольклору; в работе “Изобразительные средства
славянского эпоса” (см. примеч. 23 к ст. 3) описал основной набор приемов славянской
народной поэтики. См. также: Богатырев П.Г. Некоторые задачи сравнительного изучения
эпоса славянских народов. М., 1958.

С. 161

21 См. примеч. 5.

22 Йоруба — один из основных народов Нигерии.
С. 162

23 Тупи — тупи-гуарани, группа индейских племен на территории Бразилии.

24 Фракийцы и мизийцы — древнебалканские народности.

25 Ксенофонт (ок. 430 — ок. 355 до н. э.) — древнегреческий писатель, ученик Сократа.
А.Н. Веселовский здесь имел в виду его сочинение “Анабасис” (“Поход”) См.: Историки
Греции / Сост. и предисл. Т.Миллер; Примеч. М. Гаспарова, Т. Миллер; Пер. С. Ошерова. М.,
1976. С. 341-342.

С. 163

26 Sioux — сиу, американское индейское племя в США.
С. 164

27 Обсценный — от лат. obscoena — половые органы, задняя часть тела, извержения;
obscenus — непристойный, неприличный.

28 См.: Eliade M. The Myth of the Eternal Return, or Cosmos and History. N.Y., 1971; об
анимистическом миросозерцании см. примеч. 2 к ст. 5.

29 По теме “символ-миф-ритуал” ср., например: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930; его
же.
Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; Леви-Строс К. Структура
мифов // Вопр. философии. 1970. № 7; его же. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1974. № 8;
Мелетинский ЕМ, Мифологические теории XX века на Западе // Вопр. философии. 1971. №
7; Лошак Ю.М., Успенский Б.А. Миф — имя -культура // Труды по знаковым системам.
Тарту, 1973. Т. 6; Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Со
ст. Л.Ш. Рожанский. М., 1988.

30 См. примеч. 45 к ст. 2; об африканской религиозной драме см.: Тэрнер В. Символ и
ритуал. М., 1983. С. 32-46; относительно песен о родовых преданиях ср.: Топоров В.Н. О
космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам.
Т. 6. С. 106 — 150.

31 Ср.: Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Белецкая Н.Н. Языческая
символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

32 Роль рабочей песни в генезисе поэзии впервые была освещена в исследовании: Bьcher К.
Arbeit und Rhytmus. Leipzig, 1896 (рус. пер.: Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923), откуда
заимствуются приводимые ниже примеры.

33 “Яесня о мельнице Гротти” входит в состав прозаической “Эдды”. Фенья и Менья —
мифические персонажи этой песни, великанши, мелющие на волшебной мельнице золото. —
Младшая Эдда. С. 79-81.

- 347 -


34 См. примеч. 29 к ст. 4.

35 См. примеч. 11 к ст. 2.

36 С. 166 Лин — в греческой мифологии сын Аполлона, “божественный пастух”,
растерзанный псами, по другой версии — музыкант и певец, подобный Орфею, убитый
Аполлоном, по третьей — убитый Гераклом его учитель. Первоначально Лином называлась
скорбная песнь об умершем; песни о страданиях Лина распространились по всему миру,
выйдя за пределы Греции. — См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 55-56.

37 Афиней (А.Н. Веселовский употребляет старую форму написания этого имени —
Атеней) из Навкратиса (11-Ш вв.) — греческий писатель, представитель так называемой
второй софистики, литературного направления H-IV вв., ориентированного прежде всего на
риторику. Здесь и далее А.Н. Веселовский ссылается на его сочинение в 15 книгах
“Пирующие софисты” (или “Пир мудрецов”), важный источник для изучения истории
греческой литературы, культуры, театра. — Рус. пер. см. в: Поздняя греческая проза / Сост.,
вступ. ст., примеч. С. Поляковой; №д. пер. М. Грабарь-Пассек. М., 1960. С. 449-470: Пер. С.
Ошерова; см. также: Тройский ИМ, История античной литературы. 5-е изд., испр. и доп. М.,
1988. С. 233.

38 См. примеч. 37 к ст. 5.

39 См. примеч. 3.

40 Гипорхема — в Древней Греции народная плясовая песня, жанр, отчетливо отражающий
синкретизм пения, танца и поэтического текста.

41См. примеч. 8 к ст. 4.

42 Пэан (или пеан, пэон; гр. παιών, παιάν) — жанр древнегреческой хоровой лирики, гимн в
честь Аполлона, благодарственная песнь богам за спасение или победная песнь.
Стихотворный размер этого жанра носит то же название.

43 Вакхилид (или Бакхилид) — древнегреческий поэт V в. до н. э., представитель хоровой
лирики. В течение многих веков были известны лишь отрывки из произведений Вакхилида,
пока в 1896 г. не был найден сборник его стихотворений. А.Н. Веселовский имеет в виду его
дифирамб “Тезей”, где отец героя, афинский царь Эгей, отвечает на вопрошания хора. —
См.: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1980. С. 269-271.

С. 167

45 46

44 Латона (или Лето, Лета) — в греческой мифологии богиня, родившая от Зевса
Аполлона и Артемиду.

Артемида — в греческой мифологии вечно девственная богиня-охотница. 6Имеется в виду следующее место из гимна “К Аполлону Делосскому”:

После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду

Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах,

В древности живших, и племя людей в восхищенье приводят.

Дивно умеют они подражать голосам и напевам

Всяких людей; и сказал бы, услышав их, каждый, что это

Голос его, — до того хорошо их налажены песни.

Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С. 44.

47Лукиан (ок. 120 — ок. 190) — древнегреческий писатель-сатирик, значительную часть жизни посвятивший занятиям риторикой и философией. Его диалог

- 348 -


“О пляске” см.: Лукиан, Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. и коммент. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 49-80: Пер. Н.П. Баранова.

48 Диоскуры — в греческой мифологии сыновья Зевса Кастор и Полидевк (в римской
мифологии — Кастор и Поллукс), близнецы, прославившиеся многочисленными
приключениями (возвращение похищенной Елены, участие в походе аргонавтов, похищение
невест у соперников и др.).

49 Имеется в виду Аякс Теламонид, или “большой Аякс”, участник Троянской войны,
второй по силе после Ахиллеса, смерть которого стала косвенной причиной безумия Аякса.
Проиграв спор с Одиссеем за оружие погибшего Ахиллеса, Аякс впал в бешенство и решил
перебить ахейских вождей. Оберегающая их Афина насылает на Аякса безумие, и он
уничтожает скот ахейцев. Придя в себя, Аякс кончает жизнь самоубийством.

50 В греческой мифологии троянский царевич, разрешивший спор между тремя богинями
(Герой, Афиной и Афродитой) об их красоте в пользу Афродиты. При ее помощи Парис
похищает Елену, что стало причиной Троянской войны.

51 Гектор — в греческой мифологии главный защитник Трои, пользовавшийся
покровительством Аполлона. Убит в поединке с Ахиллесом, который провозит труп Гектора
вокруг Трои, привязав его к своей колеснице.

52 Геракл — в греческой мифологии герой, сын Зевса. Согласно мифу, богиня Гера, ревнуя
Зевса к матери Геракла Алкмене, насылает на Геракла безумие, в котором он убивает
собственных детей. Служа Эврисфею, Геракл совершает 12 подвигов добывает шкуру
немейского льва, убивает лернейскую гидру, ловит золоторогую лань, эриманфского вепря и
др.

53 См. примеч. 25; см. также: Ксенофонт, Полн. собр. соч. 4-е изд. М., 1887. Ч. 1-5.

54 Дионис — в греческой мифологии бог плодородия, виноделия; связанный со
стихийными силами земли, он всегда противопоставляется аристократическому богу
Аполлону. — См.: Лосев А.Ф. Дионис // Мифы народов мира. Т. 1. С. 380-382; см. также
примеч. 32 к ст. 1.

55 Ариадна — в греческой мифологии внучка солнца Гелиоса, дочь критского царя
Миноса, спасшая Тесея из Лабиринта (см. примеч. 8). Однако Тесей покинул спящую
Ариадну на острове Наксос по велению богов, ибо ей суждено было стать супругой бога
Диониса. Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и вступил с нею в брак.

56 Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ и писатель,
ученик Сократа. В диалоге “Государство” Платон говорит о мимезисе подражании — в
связи с музыкой, которую он понимает как мусическое искусство, непременно включающее
в себя танец. — См.: Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.
Асмуса. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 130-199: Пер. А.Н. Егунова.

57 Аристотель указывал: “...только ритмом без гармонии совершается подражание в
искусстве плясунов, ибо они изобразительными ритмами достигают подражания и
характерам, и страстям, и действиям” (Аристотель. Поэтика. 1447 а 26 — 28 // Аристотель и
античная литература. С. 112).

58 Лесбонакс из Митилены — греческий ритор и филолог, живший в Митиленах (о.
Лесбос) во времена римского императора Августа (27-14 до н. э.).

- 349 -


59 “...Пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их
воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего <...>, являя
прекрасное единство душевной и телесной красоты” (Лукиан, О пляске. С. 52: Пер. Н.П.
Баранова). Общим местом в античности было понимание пляски как “философии без слов”.
Ср.: “...у танцоров руки их в непрерывном движении передают самую сущность явлений и
тем самым являют взгляду подлинную философию без слов” (Жизнеописание Эзопа // Басни
Эзопа / Пер., ст. и коммент. М.Л. Гаспарова. М., 1968. (ЛП).С. 16).

60 См. примеч. 28 к ст. 3. Здесь имеется в виду сохранившийся отрывок (480 стихов)
произведения, известного под названием “Щит Геракла”, отличающийся от других
произведений Гесиода (“Труды и дни”, “Теогония”), хотя иногда и приписываемый ему, —
См.: Радциг СМ. История древнегреческой литературы. С. 106.

61 См. примеч. 13 к ст. 4.

62 Плутарх, (ок. 46 — ок. 127) — древнегреческий писатель, историк, философ. Имеется в
виду глава из его основного сочинения “Сравнительные жизнеописания”, где даны
параллельные биографии знаменитых греков и римлян, — См.: Плутарх. Сравнительные
жизнеописания: В 3 т. / Изд. подгот. С.П. Маркиш, С.И. Соболевский. М., 1961. Т. I. С. 69-70:
Пер. С.П. Маркиша. Ср. также: Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

63 Дихория (гр. σύο— два, χορός — хор) — двоехорие, перекличка двух хоров.

64 Ср. работу об обрядовой песне ученика А.Н. Веселовского Е.В. Аничкова (см. примеч.
12 к ст. 4). Освещая связь календарного обряда и народного творчества, Аничков
выстраивает схему исторического развития поэзии от обряда к песне и от песни к поэзии.

С. 168

65 Безразлично — в смысле: полагая отсутствие различия; высказанная здесь идея
первичности обряда подтверждается последующими выводами представителей ритуальной
школы. — См. об этом подробнее: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. С. 97-98.

66 См.: Чичеров В.И. Зимний период русского народного календаря XVI-XIX вв.: Очерки
по истории народных верований. М., 1956; Соколова В.К. Весенне-летние календарные
обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979; см. также примеч. 31.

67 См.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни
и развитие обычаев. М., 1983; см. примеч. 12 к ст. 4.

С. 169

68 Сакс Ганс (1494-1576) — немецкий поэт-мейстерзингер и драматург, видный
представитель “неученой” бюргерской литературы. — См.: Пастернак Б.Л. Избранные
переводы. М., 1940.

69 Нэш (Нэсш) Томас (1567-ок. 1601) — английский писатель, публицист, драматург.
Упоминаемая А.Н. Веселовским комедия — единственная из сохранившихся его пьес (1592:
опубл. в 1600). — См.: Nash T. The works. London, 1966. V. 1-5.

70 Упоминаемый диалог начинается песней Весны (“Когда фиалка голубая // И желтый
дрок, и львиный зев, // И маргаритка полевая // Цветут, луга ковром одев...”), которой
отвечает Зима (“Когда свисают с крыши льдинки, // И дует Дик-пастух в кулак, // И леденеют
сливки в крынке, // И разжигает Том очаг...”). — См.: Шекспир. У. Бесплодные усилия любви
// Шекспир У. Поли. собр. соч.: В 8 т. / Под общ. ред. А. Смирнова, А. Аникста. М., 1958. Т.
2. С. 511: Пер. Ю. Корнеева.

- 350 -


Речь идет об очень древнем жанре, имеющемся во всех традициях, в частности, в виде “диспутов” времен года.

71 Висенте Жиль (ок. 1470 — ок. 1536) — родоначальник португальского театра, автор
около 40 комедий, фарсов, использовавших народную традицию.

72 Каролингская пора — время правления династии Каролингов, названной по имени
франкского короля (с 768) и императора (с 800) Карла Великого (742-814). Часто говорят о
“каролингском возрождении” — кулкгурном подъеме VIII-IX вв. в империи Карла и
королевствах династии Каролингов, центром которого стал привлеченный к королевскому
двору круг образованных людей эпохи — “Академия” под руководством Алкуина.

73 Имеется в виду “Словопрение Весны с Зимой” англосаксонского ученого Флакка
Альбина Алкуина (ок. 735-804), центральной фигуры каролингского возрождения, советника
Карла Великого. Алкуин способствовал сохранению и распространению античного наследия,
его собственные стихотворения отражают его начитанность, влияние творчества Вергилия.
— См.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970. С. 262-264:
Пер. Б.И. Ярхо.

74 А.Н. Веселовский полагал, что Алкуин подражает здесь диалогической IIIэклоге
Вергилия из книги его “Буколик”. — См.: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. С. 44-49:
Пер. С. Шервинского.

75 См. примеч. 26 к ст. 4.
С. 170

76 Обнаруженные и исследованные за последнее время многочисленные тексты восточных
(в том числе древнейшей письменной шумерской традиции Месопотамии II тыс. до н. э. и
позднейших — сирийской, пехлевийской среднеперсидской и т. п.) и западных (особенно
латинской средневековой) литератур, относящиеся к жанру прений, позволяют
предположить, что наряду с предполагаемыми А.Н. Веселовским обрядовыми истоками
нужно учитывать и очень раннюю память этого жанра как собственно литературного. — См.:
Иванов Вяч. Вс. О некоторых принципах современной науки и их приложении к семиотике
малых (коротких) текстов // Этнолингвистика текста. I. С. 5 — 6,

77 См.: Эзоп. Зима и Весна // Басни Эзопа. С. 141 (№ 272).

78 Семик ~ реликт анимистических религиозных языческих представлений, народный
праздник поклонения душам умерших, справлявшийся в четверг на 7-й неделе после Пасхи и
сопровождавшийся плетением венков, гаданиями и проч.

79 О мифологии умирающего и воскресающего бога см.: Мелетинский Е.М. Мифы
древнего мира в сравнительном освещении // Типология и взаимосвязи литератур древнего
мира. М., 1971. С. 68-133; его же. Поэтика мифа. М., 1976; Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н.
Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Гринцер П.А. Умирающий и
воскресающий бог / Мифы народов мира. Т. 2. С. 547 — 548; ср.: Тан-Богораз В.Г. Миф об
умирающем и воскресающем звере // Художественный фольклор. М., 1929. Т. 1.

80 Миф о греческом боге Дионисе (см. примеч. 54) воплощает древние представления об
исчезающем и возвращающемся божестве плодородия, что можно связать с зимним
умиранием и весенним пробуждением природы. Это сближает его с религией египетского
Озириса или финикийского Адониса (см. примеч. 90). Посвященные этому богу весенние
(март — апрель) праздники — Дионисии, религиозно-культовые обряды послужили
источником драмы. — См.: Ярхо В.Н. Греческая ли-

- 351 -


тература классического периода (VIV вв. до н. э.) : Поэзия // ИВЛ. Т. 1. С. 345-350; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 142-182; см. также примеч. 32 к ст. 1; Иванов Вяч. Вс. Возникновение трагедии // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. С. 237-293; Топоров В.Н. К происхождению древнегреческой драмы: вопрос об индоевропейских истоках // Balkano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. М., 1979; его же. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы // Текст: Семантика и структура. М., 1983.

81 Триэтерии (от гр. τριετια— трехлетие) — праздники, отмечавшиеся раз в три года.

82 Эсхатологический миф — миф, повествующий о предстоящем конце мира.

В отличие от большинства мифов, повествующих о прошлом, данный миф пророчествует о будущем, он известен многим народам и культурам. — См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 670-671.

83Бальдр — в скандинавской мифологии прекрасный юный бог, убитый слепым богом Хедом, о чем повествуется в “Старшей” и “Младшей Эдде”. Смерть Бальдра — начало скандинавского эсхатологического мифа, предвестие гибели мира в целом, за которой следует возрождение. — См.: Мелетинский ЕМ. “Эдда” и ранние формы эпоса. М., 1968; Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. С. 151.

84 Маны — в римской мифологии боги загробного мира, позже — обожествленные души
умерших предков. С ними связана подземная богиня Мания, насылавшая на людей безумие.

85 Керы — в греческой мифологии демонические существа, дети Ночи. Иногда их
сближают с эринниями, иногда — со славянскими карами.

86 Русалки — в славянской мифологии вредоносные существа, связанные с миром
мертвых. — См. подробнее: Иванов Вяч. Вс. Русалки // Мифы народов мира. Т. 2. С. 390.

87 Дикая охота — в германской мифологии призраки и духи, носящиеся по небу во время
зимних бурь во главе с Диким охотником (он восходит к древне-германскому Одину,
предводительствовавшему воинством мертвецов, проносящемуся по небу). — См.:
Веселовский А.Н. Легенды о диком охотнике: Опыт генетического объяснения. J-H // ЖМНП.
1887. Июль. Ч. 251. С. 294-307.

88 Русалии — обряды, совершавшиеся в рождественско-новогодний период (см.:
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. С. 259,
276-277; здесь же библиография трудов, посвященных происхождению обряда. — С.283) и в
одну летнюю неделю (см.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы:
Летне-осенние праздники. С. 146-199, 256), относящиеся к кругу солярных верований (см.:
Иванов Вяч. Вс. Солярные мифы // Мифы народов мира. Т. 2. С. 461-462).

89 С. 171 Иродиада — жена галилейского правителя Ирода Антипы, бывшая ранее женой
его брата Филиппа и отнятая у него Иродом. Иоанн Креститель обвинил Ирода за такое
нарушение закона, был за это посажен в темницу, а позже, по наущению Иродиады,
обезглавлен. — См.: Евангелие от Матфея, 14: 3-11.

90 См. примеч. 36; Адонис — в греческой мифологии божество с растительными
функциями, рожденное из миртового дерева. Часть года он проводит с Персефоной,
воспитавшей его, в царстве мертвых, другую часть — с Афродитой, чьим возлюб-

- 352 -


ленным он становится. После смерти Адонис обращается в цветок. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается символика круговорота и единства жизни и смерти в природе. — См.: Тахо-Годи А.А. Адонис // Мифы народов мира. Т. 2. С. 46-48; Цивьян Т.В. ΑΔΩΝΙΔΟΣ ΚΗΠΟΙ: Комментарий к ритуалу // Структура текста-81. М., 1981. С. 67-68. См. также примеч. 80.

91 Ярила (или Ярило) — в славянской мифологии божество весеннего плодородия, возникшее, вероятно, из совокупности весенних обрядов. — См.: Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М-, 1974. С- 180-216; Мифы народов мира. Т. 2. С. 686-687; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. С. 87-91,133-92 Обряд похорон Кострубоньки (украинский вариант имени, рус. — Кострома) знаменовал переход к весне. В восточнославянских ритуалах этого цикла центральный персонаж изображался в виде куклы, чучела, которое хоронили, сжигали, разрывали. — См.: Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. С. 86-89, 133; об этом обряде писал уже Фрэзер: Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. С. 300-302.

93 Лазарь — библейский персонаж, воскрешенный Иисусом Христом на четвертый день
после погребения, брат Марии и Марфы. — См.: Евангелие от Иоанна, 11. Связанные с
образом Лазаря обряды относятся к весеннему циклу земледельческих праздников, в них
ярко выражена идея плодородия, возрождения через умирание (триада: жизнь — смерть —
жизнь). Это обряды уничтожения антропоморфного или зооморфного персонажа в виде
чучела, куклы или маски, олицетворяющих изобилие, плодородие и вместе с тем зиму,
смерть. — См.: Покровская Л.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и
обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. С. 78-79.

94 Кузьма и Демьян — древнерусские святые, игравшие роль пары древних близнечных
мифологических персонажей и участвовавшие в ряде архаических мотивов
ранневосточнославянской религии (Кузьма и Демьян — укротители змея, на котором они
пашут землю и который проложил Змиев вал — русло Днепра; они — божественные
кузнецы). — См.: Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. С. 90.

С. 172

95 Приапический культ — в античной мифологии культ Приапа, бога производительных
сил природы, символом которого является фаллос. Весенне-летние праздники в честь Приапа
отличались сексуальной свободой.

96 Купала — в восточнославянской мифологии главный персонаж праздника летнего
солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу — народное прозвище Иоанна Крестителя — с 23 на
24 июня по старому стилю — см. примеч. 8 к ст. 2), кукла или чучело, которых топят в воде.
— См.: Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Купала // Мифы народов мира. Т. 2. С. 29; их же.
Исследования в области славянских древностей. С. 217-242.

97 См. примеч. 54 и 90.

98 Феокрит (кон. IV — 1-я пол. III в. до н. э.) — древнегреческий поэт, крупнейший
представитель буколической поэзии, создатель идиллий. Имеется в виду его XV идиллия
“Сиракузянки, или Женщины на празднике Адониса”. — См.: Феокрит. Стихотворения /
Пер. Н.И. Гнедича. Л., 1956; Александрийская поэзия / Сост. и предисл. М. Грабарь-Пассек.
М., 1972. С. 65-71: Пер. М. Грабарь-Пассек.

99 Афродита — в греческой мифологии богиня любви и красоты. — См.: Лосев А.Ф.
Афродита // Мифы народов мира. Т. 1. С. 132-135.

- 353 -


100 Арей (или Арес) — в греческой мифологии бог войны, сын Зевса, возлюбленный
Афродиты, убивший Адониса из ревности.

101 Аполлон — в греческой мифологии бог светлого начала, гармонии, музыкант,
прорицатель, обладатель множества различных функций. По одной версии Адонис был убит
им из мести Афродите за ослепление ею сына Аполлона Эриманфа. -См.: Лосев А.Ф.
Аполлон // Мифы народов мира. Т. 1. С. 92-95.

102 Персефона-Кора — в греческой мифологии дочь Зевса и Деметры, богини плодородия,
похищенная Плутоном-Аидом, богом царства мертвых. Треть года Персефона правит
подземным царством, остальное время проводит с матерью, которая от радости дарит земле
плодородие. — См.: Лосев А.Ф. Персефона // Мифы народов мира. Т. 2. С. 305-306.

103 Адонии — праздники в честь Адониса (см. примеч. 90), отмечавшиеся в Малой Азии,
Египте (особенно в Александрии в эпоху Птолемеев), в Греции и Риме, продолжавшиеся от 2
до 8 дней. В первые дни оплакивалась смерть Адониса, в последующие праздновалось его
возрождение и возвращение на землю. Адониазмы — песнопения в честь Адониса. — См.:
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. С. 316-327.

104 Аполлодор Афинский (ок. 180 — 109 до н. э.) — древнегреческий историк, автор
“Хроники”, “О богах”, “Описания земли”. Существует и так называемая “Библиотека
Аполлодора” — приписываемое ему краткое изложение греческой мифологии.

105 Лукиан. О сирийской богине // Лукиан. Собр. соч. Т. 2. С. 262: Пер. С.С. Лукьянова.

106 Бион (конец IV — сер. II в. до н. э.) — древнегреческий поэт, автор буколик, поэмы
“Плач об Адонисе”, непосредственный продолжатель Феокрита, влияние “Сиракузянок”
которого заметно в указанной поэме Биона. — См.: Бион. Плач об Адонисе //
Александрийская поэзия. С. 93-96: Пер. М. Грабарь-Пассек.

С. 173

107 Киприда (рожденная у Кипра), Киферея (почитаемая на о. Кифера) — имена Афродиты
(см. примеч. 99).

108Августин Блаженный (354-430) — христианский богослов и писатель, крестившийся в зрелом возрасте, в юности отдавший дань мирским увлечениям. -См.: Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1880-1908. Ч. 1-2.

109 Петров день — праздник летнего солнцеворота. В результате принятия христианства
были переосмыслены многие обряды, в том числе и солярные, таким образом, в прошлом
языческий праздник был приурочен ко дню святых Петра и Павла (29 июня).

С. 174

110 Иванов день — см. примеч. 8 к ст. 2; относительно ритуальной роли славянских
фигурок из теста см. подробно в описании каравайных обрядов: Иванов Вяч. Вс., Топоров
В.Н.
Исследования в области славянских древностей. С. 243-258.

111 Reverdies (от фр. reverdir — вновь стать зеленым, зазеленеть) — букв.: зазеленевшие.
Этот термин, как указывает В.М. Жирмунский, принадлежит Г. Парису, исследовавшему
вопрос о любовной тематике весенней обрядовой песни (см.: Pans G. Les origines de la poйsie
lyrique en France au moyen вge // Journal des Savants. 1891 — 1892). Однако А.Н. Веселовский
говорит о связи поэзии с народным обрядом уже в своих лекциях 1882-1883 гг., т.е. задолго
до публикации этой статьи Г. Париса. — См.: Жирмунский В.М. Историческая поэтика А.Н.
Веселовского // ИП. С. 28.

- 354 -


112 “Carmina Burana” — “Буранский сборник”, самая большая антология латинской
светской лирики (более 200 произведений), включающая главным образом стихи вагантов
(см. примеч. 36 к ст. 5). Эта антология, именуемая “царицей вагантских рукописей” была
составлена в XIII в., обнаружена лишь в 1803 г., а опубликована в 1847 г. (см.: “Carmina
Burana”: Lateinische und deutsche Lieder und Gedichte einer Handschrift des XIII Jahrhunderts aus
Benedictbeuern aus der k. Bibliothek zu Mьnchen / Hrsg. von J.A. Schmeller. Stuttgart, 1847). С
этого времени сборник многократно переиздавался (как полностью, так и в извлечениях),
переводился на многие языки (рус. пер. см., в частности, в указанном издании: Поэзия
вагантов).

С. 176

113 См.: Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л., 1978; Лирика
русской свадьбы / Изд. подгот. Н.П. Колпакова. Л., 1973. (ЛП). С. 135. Ср. у М. Цветаевой —
“мстить мостами” (Цветаева М. Пражский рыцарь // Цветаева М, Соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 1.
С. 264.

С. 177

114 Имеется в виду X новелла пятого дня “Декамерона” итальянского писателя-гуманиста
раннего Возрождения Джованни Боккаччо (1313-1375), чье творчество было предметом
глубокого интереса А.Н. Веселовского. Ученый не только перевел знаменитую книгу новелл
“Декамерон” на русский язык (1891-1892; см.: Боккаччо Д. Декамерон / Пер. А.Н.
Веселовского. М., 1955), но и написал целый ряд статей, посвященных ей и ее автору (см. об
этом подробнее: Алексеев М.П. Комментарии // Веселовский А.Н. Избранные статьи. С. 547-
548), а также фундаментальный труд “Боккаччьо, его среда и сверстники” (Спб., 1893-1894.
Т. 1-2; переиздание в: Собр. соч. Спб., 1915. Т. 5; 1919. Т. 6; Vi глава этого труда
опубликована в: Веселовский А.Н. Избранные статьи. С. 284-358). Однако “роковая
репутация безнравственности”, которую имел Боккаччо в русском обществе конца прошлого
века, воспрепятствовала должной оценке со стороны большинства современников как
мастерского перевода А.Н. Веселовского, так и его замечательного труда об итальянском
писателе и его окружении, явившегося для своего времени образцом описания культурной
среды. Из новейших работ, в известной мере продолжающих традицию такого рода
исследований, см.: Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления.
М., 1978.

С. 178

115 См.: Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и
белорусов. М., 1979; Этнография восточных славян. М., 1987; см. об отдельных символах
животных: Топоров В.Н. Козел // Мифы народов мира. Т. 1. С. 663-664; Иванов Вяч. Вс. Конь
// Там же. С. 666; Топоров В.Н. Лось // Там же. Т. 2. С. 69-70; ср. также: Иванов Вяч. Вс.,
Гамкрелидзе Т.В.
Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. С. 518, 544-558, 585-586.
А.Н. Веселовский касается вопросов аграрных хоровых игр и в своих лекциях по истории
лирики, драмы и эпоса (ИП. С. 435, 460-462).

С. 179

116 Здесь А.Н. Веселовский пользуется данными, приведенными в: Du Mйril E. Histoire de
la comedie. Paris, 1864. V. 1.

C. 180

117Лонг (II — III вв.) — греческий писатель, автор буколического романа “Дафнис и Хлоя”, эротический сюжет которого разворачивается на фоне картин из пастушеской жизни. — См. упоминаемую здесь сцену: Лонг. Дафнис и Хлоя / Пер. С. Кондратьева. М., 1964. С. 171.

118 Соответствующий земледельческий обряд “ритуальной запашки” известен многим народам Европы и совершается в рамках как зимнего, так и весеннего цикла

- 355 -


(см.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. С. 75). Новейшую мифологическую интерпретацию относящихся к нему текстов см.: Цивьян Т.В, К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста “Плугушор” // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 96-116. С. 181

119 Новогодний обряд обсыпания дома и его хозяев зерном описан еще в античных
источниках. Возводимый часто к “посеванию” (по аналогии с действиями при посеве), по
своим генетическим истокам он мог иметь и другое значение, о чем свидетельствует его
наличие в свадебном, погребальном обрядовых циклах, в знахарской практике, в гаданиях.
— См.: Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М.,
1982. С. 221-223.

120 Выдвигая народно-обрядовые игры в качестве колыбели различных видов искусства и
родов поэзии, А.Н. Веселовский предвосхитил одно из самых популярных течений в истории
культуры XX в. — ритуализм, представленный в работах “кембриджской школы”. В рамках
этого научного течения (его представляют такие английские ученые, как В. Кер, К.М. и М.К.
Чадвики, К.М. Баура, Э.Т. Хатто и др.) ритуал, обряд рассматриваются как источник и мифа,
и фольклорно-эпических форм, и литературы, и философии. В столь полном подчинении
мифологического и эпического сюжета, содержательной стороны искусства, обряду
сказывается односторонность ритуализма, как показывает в своих работах Е.М.
Мелетинский. “Ритуал не может считаться тотальной доминантой в генезисе не только
героического эпоса, но и мифа. Вопрос о соотношении мифа и ритуала в плане временного
предшествования — это вопрос о соотношении курицы и яйца: имеются мифы, восходящие к
ритуалу, и ритуалы, представляющие инсценировки мифов, имеются мифы с ритуальными
эквивалентами и без них. Миф и ритуал можно с известной долей схематизма трактовать как
словесный и действенный аспект того же самого феномена. Но в принципе внутреннее
единство мифа и ритуала создается во всяком случае не формальным сродством обрядовых
действий, а тождеством семантической структуры, теми символическими парадигмами,
которые прежде всего не отделимы от мифологических “представлений” (Мелетинский Е.М.
Миф и историческая поэтика фольклора. С. 26) . — См.: Мелетинский Е.М. “Историческая
поэтика” А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы. С.
30-33; его же: Первобытные истоки словесного искусства. С. 154-156; её же. Введение в
историческую поэтику эпоса и романа. С. 10-11. Традиция А.Н. Веселовского в изучении
проблематики ритуала высоко оценивается в новейших исследованиях, тяготеющих к
пониманию исходного, в частности и генетического, единства ритуала и мифа. — См.:
Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и
раннелитературных памятниках. С. 7-60.

121 Люстралъный (от лат. lustratio — очищение путем жертвоприношения) -имеются в
виду религиозные обряды, связанные с представлением об очистительной силе магических
действий. См. также: Веселовский А.Н. Генварские русалии и готские игры в Византии //
ЖМНП. 1885. Сент. Ч. 241. С. 1-18.

122 В.Н. Топоров подчеркивает, что заговоры не только “фольклорные и j “ритуальны”, но
они в то же время очень существенно отличаются как от других | фольклорных жанров, так и
от других видов ритуала. От первых — свободой от рамок календарного или жизненного
циклов, от вторых — свободой от запрограмммрован-

- 356 -


ности, возникающей из структуры всего корпуса ритуалов данного коллектива. См.: Топрров ВМ. О статусе и природе заговора (теоретический аспект) // Этнолингвистика текста. I. С. 22,

123 А.Н. Веселовский противопоставляет здесь жанр средневекового религиозного действа,
мистерии, — драме, поскольку в первой фабула состояла из свободно соединяемых эпизодов
и сцен, отображающих различные фрагменты библейского повествования, перемежающихся
фарсовыми интермедиями. К особенностям мистерии относились одновременность действия,
равноправие и переменчивость сцен.

С. 182

124 См. примеч. 20 к ст. 4. В современных исследованиях представления о соотношении
обряда и эпоса углубляются и уточняются: в частности, обряд предстает как
“сюжетообразующее начало, и соответственно этому все его составные части и элементы
приобретают характерный для эпоса смысл — в них открывается или обнажается их
конфликтность, и поведение участников обряда получает характер не обрядовый, а
эпический. Вернее сказать, многое остается все, как в обряде, но внутренне преобразуется”
(Путилов Б.Н. Эпос и обряд // Фольклор и этнография: обряды и обрядовый фольклор. С.
79).

125 См. примеч. 32 к ст. 5.

126 См. примеч. 19 к ст. 2.

127 Некоторые современные исследователи склонны полагать, что классический эпос
вырастает не из обряда, а создается в результате трансформации старших эпических форм. В
свою очередь, вопрос о зависимости или независимости этой старшей эпики от обряда и
обрядового фольклора остается открытым и подлежит специальному изучению. Отмечается
при этом, что обряд в эпосе никогда не выступает в своем чистом и подлинном виде, но
преломляется сквозь призму эпической эстетики. Если мы хотим восстановить с помощью
данных эпоса его реальные этнографические очертания, то должны проделать как бы
обратную работу и попытаться представить, как шел процесс такого преломления. — См.:
Путилов Б.Н. Эпос и обряд // Фольклор и этнография. С. 76, 81.

С. 183

128 См.; Добрыня Никитич и Алеша Попович / Изд. подгот. Ю.И.Смирнов, В.Г.
Смолицкий. М., 1974. (ЛП); Пропп В.Я. Русский героический эпос. С. 277-286; Левинтон Г.А,
Славянские эпические формулы и былинные имена. Добрыня // Структура текста-81. С. 89-
92; Топоров ВМ. О диахронической связи “богатырских” триад русского эпоса //
Этнолингвистика текста. Ii С. 5 -6.

129 Современные исследования погребального обряда тяготеют к синтезирующему
подходу к предмету, учитывающему данные археологии, этнографии, этнолингвистики,
фольклора и др. — См.: Балто-славянские этнокультурные и археологические древности:
Погребальный обряд. М., 1985. См. также примеч. 16 к ст. 4.

130 Ахилл (или Ахиллес) — герой Троянской войны, сын морской богини Фетиды,
сделавшей его тело неуязвимым, за исключением пятки (откуда пошло выражение
“ахиллесова пята”); это обстоятельство стало причиной гибели Ахилла от стрелы Париса,
направленной Аполлоном. В течение 17 дней Фетида с нереидами и музы оплакивали
Ахилла — его гибель и погребение описаны в “Одиссее” (XXIV, 37-84) См.: Ярхо В.Н.
Ахилл // Мифы народов мира. Т. 1. С. 137-140.

131 Патрокл — в греческой мифологии герой, соратник Ахилла в Троянской войне,
погибший в ней от руки Гектора (Гомер. Илиада. XVI, 818-828). Погребальный обряд в честь
Патрокла описан в “Илиаде” (XXIII).

- 357 -


132 Веспасшн (9-79) — римский император (с 69), основатель династии Флавиев.
С. 185

133 “Стоглав” — сборник постановлений из 100 глав церковного Собора в Москве (1551),
именуемо го Стоглавым.

134 Козьма Пражский (ок. 1045-1125) — автор первой чешской хроники “Chronica
Bohemiae”, ставшей ярким образцом латинской хроники, популярной в средневековой
Европе. Она обладает не только исторической, но и художественной ценностью, включает
также изложение легенд, народных преданий. — Козьма Пражский. Чешская хроника Вступ.
ст., пер., коммент. Г.Э. Санчука. М., 1962.

135 Беовульф — легендарный герой англосаксонского эпоса VIIVIII вв. (сохранилась
рукопись Х в.), храбрый и великодушный витязь, позже — король скандинавского племени
геатов (гаутов), победитель чудовищ, дракона. — См.: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о
Нибелунгах. М., 1975; Мелетинский Е.М. “Эдда” и ранние формы эпоса. М., 1968.

136 Иордан (VI в.) — знатный гот, переработавший историю готского народа, написанную
Кассиодором (ок.487 — ок. 578) и включавшую события до 551 г. — Иордан, О
происхождении и деяниях готов / Вступ. ст., пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. М., 1962.

137 Приск (VI в.) — византийский ритор, ездивший в 587 г. с посольством к гуннам и
оставивший описание этой поездки.

138 Атилла (? — 453) — предводитель гуннов (с 434); при нем гуннский союз племен
достиг наивысшего могущества.

139 Трены (или френы; гр. θρηνος — вопль, рыдание, плач) — один из жанров
древнегреческой погребальной поэзии, скорбная песнь, выражающая печаль по поводу чьей-
либо смерти, содержащая описание его мыслей и поступков, похвалы его добродетелям и
заслугам. Авторами тренов были, в частности, Симонид Кеосский, Пиндар; нэнии (лат. nenia
— погребальная песнь) — аналогичный жанр в латинской народной поэзии, оказавший
влияние на жанры эпитафий, элегии; приводимые далее термины обозначают сходные жанры
в средневековой латинской и французской литературах.

С. 186

140 Теодорах (ок. 454-526) — король остготов с 493 г., когда было основано их
королевство. При Теодорихе остготы завоевали Италию.

141 Имеется в виду анонимная поэма — плач о маркграфе Фриульском Эрихе, победителе
аваров, — отразившая борьбу каролингской империи с аварским нашествием (VIII в.).

142 “Плач о Карле Великом” — надгробная песнь, созданная в VIII или IX в. в Италии,
написанная так называемыми “каролингскими ритмами”, относящимися к низовой поэзии.
Традиция античной хоровой лирики сплетается здесь с особенностями народной поэзии. —
См. рус. пер. Б.И. Ярхо в: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. С.
404-405.

143 Фулькон Реймский (840-900) — архиепископ реймский, советник короля Карла III
Простоватого, правившего Францией с 898 по 923 г. Архиепископы Реймса традиционно
владели правом коронования французских королей.

144 Вильгельм Longue-Йpйe (Гилъом I Длинная Шпага) — герцог Нормандский с 927 по 942
г. Некоторые исследователи не исключают его из списка возможных или частичных
прототипов образа эпического героя “Жесты Гильома”. — См.: Михайлов АД. Жеста
Гильома // Песни о Гильоме Оранжском. С. 493-495.

- 358 -


145 Рютбёф (ок. 1230-1285) — французский поэт и драматург, творивший почти во всех
жанрах своего времени. Его миракль “Чудо о Теофиле” (“Действо о Теофиле”) перевел на
русский язык А. Блок. — См.: Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т, М., Л., 1961. Т. 4. С. 267-191.

146 “Песнь о Роланде”. CLXVI. С. 94: Пер. Ю. Корнеева.
С. 187

147 См.: Одиссея, XXIV, 60-63

Музы — все девять — сменяйся, голосом сладостным пели Гимн похоронный; никто из аргивян с сухими глазами Слушать не мог сладкопения Муз, врачевательниц сердца.

— Гомер. Одиссея / Вступ. ст. А. Тахо-Годи; Примеч. С. Ошерова. М., 1981. С. 350: Пер. В.
Жуковского.

148 Вопленицы (или причетницы, плакальщицы, плачеи) — исполнительницы причитаний,
особого жанра народнопоэтического творчества, относящегося к древнейшим. — См.,
например: Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. М., 1872-1875. Ч. 1-4;
Причитания / Вступ. ст. К.В.Чистова. 2-е изд. Л., I960; Русская народно-бытовая лирика.
Причитания Севера в записях В.Г. Базанова и А.П. Разумовой. М.; Л., 1962; Чистов К.В.
Народная поэтесса И.А. Федосова. Петрозаводск, 1955.

149 Ср.; Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Балто-славянские
этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. С. 5-9.

150...Цветущие юноши, в легкой искусные пляске,

Топали в меру ногами под песню они; с наслажденьем Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился. Лирой гремя сладкозвучною, пел Демодок вдохновенный Песнь о прекраснокудрявой Киприде и боге Арее...

— Гомер. Одиссея. С. 129: Пер. В.А, Жуковского.

151 О фарейских островах см. примеч. 5 к ст. 4; Нифлунги — скандинавская транскрипция
имени Нибелунги, этимология которого спорна. По одной из версий -“подземные хранители
клада”. — См.: Песнь о Нибелунгах / Изд. подгот. В.Г. Адмони. Л., 1972. (ЛП).

152 Вильгельм 1 Завоеватель (ок. 1027-1087) — герцог Нормандии (с 1035), завоевавший
Англию и ставший ее королем (с 1066).

153 См. примеч. 9 к ст. 4.
С. 188

154 Юдифь — героиня апокрифической легенды, иудейская красавица, спасшая свой город,
осажденный ассирийцами: очаровав их полководца Олоферна, она провела с ним ночь в
шатре, а под утро отрубила ему голову.

С. 189

155 Элегия (гр. ελεγεία от ελεγος жалобная песня) — лирический жанр, возникший в
Греции в VII в. до н. э. А.Н. Веселовский здесь придерживается взгляда на происхождение
элегии из похоронного обряда. В науке существует и иное мнение: отличительным
признаком этого жанра служили не его характер, содержание, а форма -элегический дистих,
или двустишие, соединяющее гекзаметр и пентаметр. — См.: Радциг С.И. История
древнегреческой литературы. С. 112 — 113; Распаров М.Л. Элегия // Литературный
энциклопедический словарь. М., 1987. С. 508.

См. примеч. 46 к ст. 4.

- 359 -


157 См. примеч. 63.

158 Ателланы — итальянские народные комедии (название происходит от названия города
Ателла), одноактные пьесы с устойчивым набором персонажей, с заимствуемой из
повседневной жизни фабулой, В конце II в. до н. э. ателланы получили литературную
обработку, игрались после трагедий или отдельно. Их отголоски можно видеть в
итальянской комедии дель арте (см. примеч. 215). В последнее время высказывается
предположение об этрусском происхождении ателлан, как и (Некоторых других римских
театральных форм (особенно комических). В свете новых исследований о значении
этрусского театра для римского возникает два решения проблемы: одно намечено А.Н.
Веселовским, другое же предполагает первичность книжного этрусского, а не устно-
народного источника. — См.: Иванов Вяч. Вс. О возможности реконструкции литературы как
совокупности текстов // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 72-76.

159 Относительно греческой трагедии и культа см.: Фрейденберг О.М. Миф и литература
древности. С. 403-440; соотношение же культовой драмы средневековой Европы —
мистерии — с народной обрядностью понимается в настоящее время в свете исследований
М.М. Бахтина и ряда других ученых о взаимодействии народной карнавальной и церковной
культур.

С. 190

160 Это положение нуждается в уточнении: драму и сам Веселовский выводил не из
хоровой поэзии, а из “культа”, из культовых мистерий (эта точка зрения является в науке
общепринятой); что же касается эпоса, то ряд современных ученых (О.М. Фрейденберг, Е.М.
Мелетинский) видит его источник в архаической повествовательной (прозаической)
традиции, сказании, предании.

161 А.Н. Веселовский здесь критически излагает “философию литературы” Г.В.Ф. Гегеля
(1770-1831), содержащуюся в его “Лекциях по эстетике” (См.: Гегель. Соч. М., 1938-1958. Т.
12-14; Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968-1973. Т. 1-4), где прослеживалась смена форм
(символическая — классическая — романтическая) в мировом искусстве и соотношение
литературных родов — эпоса, лирики и драмы. Возражения Веселовского вызывает
распространение эстетических норм, сформированных античностью, на литературное
развитие вообще. Следует отметить неоднозначность отношения русского ученого к Гегелю:
склоняясь к его диалектике, вынашивая замысел создания “исторической эстетики” в
процессе размышлений над концепцией ученика Гегеля Г. Штейнталя (см.: Академические
школы в русском литературоведении. С. 214-215), он был решительно чужд идеям
классического идеализма. Учение Веселовского, отмечает И.К. Горский, связано с
особенностями переходного периода русской истории между 1861 и 1905 гг., которые
обусловили разные стороны его мировоззрения. Отчасти из-за резко отрицательного
отношения к идеализму Гегеля он непроизвольно тяготел к недооценке его диалектики. При
этом Веселовскому нельзя отказать в сильно развитых элементах диалектического
мышления, однако последовательным диалектиком он не был (см.: Горский U.K. Александр
Веселовский и современность. С. 198-199).

С. 191

162 Жан-Поль — псевдоним немецкого писателя И.П. Ф. Рихтера (1763 — 1825); таким
образом, А.Н. Веселовский объединяет псевдоним и настоящее имя. Цитата дана в
сокращении, в новейшем русском переводе она читается так: “...драма гораздо объективнее
эпоса, личность поэта вытесняется за самое полотно его картины, и драма должна
выговориться в эпической цепочке лирических моментов <...>. Странно,

- 360 -


но органично смешение и взаимопроникновение объективного и лирического в драме. Ведь даже ни одно из действующих лиц не может описывать трагического героя, — ибо покажется, что поэт суфлирует душам <...>. Что присутствует здесь и лирика, об этом, кроме характеров, каждый из которых — сам объективный лирик, заявляют прежде всего хоры древних, эти праотцы драмы, пылающие лирическим огнем у Эсхила и Софокла; сентенции Шиллера и многих других — это маленькие хоры, это как бы народные пословицы на более высоком уровне” (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. Ал. В. Михайлова. М., 1981. С. 243 244).

163 Каррьер Филипп Мориц (1817-1895) — немецкий философ и эстетик, испытавший
влияние Гегеля. Здесь А.Н. Веселовский упоминает и цитирует его труд: Carriиre М. Das
Wesen und die Formen der Poesie. Leipzig, 1894. S. 172, 225.

164 Carriиre M. Die Kunst im Zusammenhang dei Kulturentwicklung und die Ideale der
Menschheit. B. I-V. Leipzig, 1863-1873. B. II. S. 108, 227; Каррьер М. Искусство в связи с
культурным развитием и идеалы человечества / Пер. Е. Корша. М., 1874.

165 Ионийский, дорийский, эолийский — диалекты древнегреческого языка, каждый из
которых преимущественно соответствовал отдельным видам и родам поэзии.

166 В лекциях В. Ваккернагеля по поэтике (Wackernagel W. Poetik, Rhetorik und Stilistik.
Akademische Vorlesungen. Halle, 1873) система литературных жанров рассматривалась в
сравнительно-историческом аспекте.

167 Benloew L. Les lois de 1'histoire. Paris, 1881.

168 Lacombe P. Introduction a 1'histoire litteraire. Paris, 1898.

169 “Лирика, по существу, предшествует всем поэтическим формам, потому что вообще
чувство рождает поэзию, в нем искра, ее зажигающая; поэзия предшествует всем
поэтическим формам как лишенный облика огонь Прометея, членящий и одушевляющий
облики, фигуры, формы” (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. С. 276).

170 Переводчик эстетических трудов Г.В. Гегеля на французский язык сопроводил их
издание (Hegel G.W. Esthetique / Trad. pax Benard. Paris, 1840-1841, 5 v.) своим аналитико-
критическим разбором курса эстетики немецкого философа, включенным позднее и в его
русское издание (М., 1859-1860).

С. 192

171 См.: Talvy. Versuch einer geschichtlichen Charakteristik der Volkslieder germanischer
Nation. Leipzig, 1840; Schipper J. Altenglische Metrik. Bonn, 1881; Westphal R., Rossbach A.
Metrik der Griechen. 2 Aufl. 1868. B. II; Croiset A. La poesie de Pindar et les lois du lyrisme grec.
Paris, 1895.

172 Gautier L. Les йpopйes franзaises. Paris, 1878. 2. ed. V. 5. P. 3-5.

173 См. Mullenhof K. De antiquissima Germanorum poesi chorica. 1845; Wackernagel W.
Altfranzцsische Lieder und Leiche. Basel, 1846. S. 180; Litiencron R. von. Die historische
Vцlkslieder der Deutschen vom XIII bis XVI Jahrhundert. Leipzig, 1865. B. I. S. 70-72; Uhland L.
Abhandlung ьber die deutschen Volkslieder // Uhlandsschriften zur Geschichte der Dichtung und
Sage. Stuttgart, 1866; Geijer E.G. Altschwedische Balladen, Mдrchen und Schwдnke samt einigen
dдnischen Volksliedern / Ьbers. von G. Monike. Stuttgart, 1836. Работы немецкого поэта и
одного из создателей германистики Людвига Уланда (1787-1862) сыграли значительную роль
в выработке концепции А.Н. Веселовского. См.: Жирмунский В.М. Историческая поэтика
А.Н. Веселовского и ее источники // Записки / ЛГУ. Сер. филол. науки. 1939. Вып. 3.

- 361 -


С. 193

174См.: Lazarus M., Steinthal H. Einleitende Gedanken tiber Volkerpsychologie, als Einleitung zu einer Zeitschrift fur Vцlkerpsychologie und Sprachwissenscpaft // Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft. 1860. B. 1. S. 49.

175 См.: Paris G. Histoire poйtique de Charlemagne. Paris, 1865. P. l-2j

176 Краткий обзор существующих разногаасий см.: Маркевич Щ. Основные проблемы
науки о литературе. С. 169-201: Литературные роды и жанры (здесь же приведена
библиография).

177 См. примеч. 8 к ст. 1; примеч. 5 к ст. 2.
С. 195

178 Речь идет о:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая поэтика

http www i u ru biblio search aspx book id... А Н Веселовский Историческая поэтика...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Три главы из исторической поэтики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I . Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических
родов* Попытка построить генетическое определение поэзии с точки зрения ее содержания и стиля на эволюции языка-мифа1 будет по необходимости не полна, если не с

II. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии
Мы видели, как из хорового синкретизма выделились при условиях, которые мы пытались уследить, формы эпики, лирики и драмы; как из связи хора вышли певцы, продолжавшие его песенное предание; как, с

III. Язык поэзии и язык прозы
Никто не задумается ответить на вопрос, предполагаемый этим заглавием, и ответит фразой, выражающей огульное впечатление, в котором личные вкусы, как бы они ни были разнообразны, сошлись в единстве

Из введения в историческую поэтику
Впервые: ЖМНП. 1893. Май. Ч. 293. С. 1-22. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 30-57; ИП. С. 53-72; Поэтика. С. 35-48. Печатается по: ИП. С. 42 1 См. об этом, н

Из истории эпитета
Впервые: ЖМНП. 1895. Дек. Ч. 302. С. 179-199. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 58-85; ИП. С. 73-92. Печатается по: ИП — с сокращениями. С. 59 1 Выдвинутое А.

Эпические повторения как хронологический момент
Впервые: ЖМНП. 1897. № 4. Ч. 310. Отд. 2. С. 271-305. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 86-129;ИП. С. 9 3-124. Печатается по: ИП- с незначительными сокращениями. С. 76

Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля
Впервые: ЖМНП. 1898. № 3. Ч. 216. Отд. 2. С. 1-80. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 130-225; ИП. С. 125-199; Поэтика. С. 603-622. Печатается по: ИП — с сокращениями. Как указыва

Lt;II.> Поэтика сюжетов
Впервые: Собр. соч. Т. 2. Вып. 1. С. 13-148: Последующие публикации: ИП. С. 493-596; Поэтика. С. 623-629 (Введение и глава 1). Печатается по: ИП. С. 493-501: Введение и глава 1. Незавершен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги