Хотя и говорят, что информация правит миром, но на настоящий момент преждевременно говорить об социальных сетях как средствах массовой коммуникации, несмотря даже на заявленные десятки и сотни миллионов участников наиболее популярных сетей и блоговых площадок. Однако, по мере нарастания мощи ресурсов, специализации и популярности, может стать предметом рассмотрения.
Типовыми функциями массовой коммуникации по Лассуэлу являются мониторинг состояния и координация действий различных частей общества, передача социального наследия от одного поколения к другому (культурная трансмиссия) и развлечения [Черных].
В самом общем виде под коммуникацией понимается акт общения, связь между двумя и более лицами, основанная на взаимопонимании, обмен информацией. Другой подход – переход от говорения Одного к действиям Другого, принуждение другого к выполнению того или иного действия путем перекодировки вербального - невербального канала восприятия [Почепцов].
Как информационный процесс, в коммуникации различают отправителя (коммуникатора, передатчика сообщения), канал или средство передачи информации, собственно сообщение, и получателя информации, который ее в дальнейшем интерпретирует [Филатова].
С позиций способов распространения и передачи информации выделены коммуникации через средства массовой информации, с помощью печатных и электронных средств, коммуникации через организации и коммуникации через межличностные контакты, очные и виртуальные – социальные сети.
Следующее по важности понятие – массовая коммуникация, под которой понимается процесс передачи информации с помощью технических средств большим рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Изучая возможности социальных сетей с позиций средства массовой информации, следует остановиться на развитых в социологии подходах к анализу массовой коммуникации [Филатова]. Исторически, в качестве примера следует упомянуть характеристику М. Вебером прессы как «капиталистического предприятия», понимание массовой коммуникации как общения членов массы. Понятие «масса» трактовалось социологами как агрегатное состояние индивидов, соединенных случайной информацией в случайных условиях, характеризующихся непредсказуемостью, спонтанностью и неопределенностью реакций.
Место социально-сетевого общения можно определить на основе сравнения с опосредованным общением в условиях массовой коммуникации и межличностным общением.
Табл. 2-2. Опосредованное и сетевое общение
Межличностное общение | Массовая коммуникация | Социально-сетевое общение |
Отсутствие опосредованности | Опосредованность техническим средствами | Обратная связь и «голосование ногами» |
В основном отдельные индивиды и группы (клубы) | Общение больших социальных групп | Возможность формирования групп и вещания на них |
Ориентированность социальная, так и индивидуально-личностная | Ярко выраженная социальность общения | Сочетание социальной и личностной ориентированности |
В большей мере спонтанный характер | Организованный, институциональный характер | Потенциально - сочетание лучшего |
Более свободное общение | Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм | Как модерация, так и немодерируемое общение |
Попеременная направленность | Однонаправленность и фиксация коммуникационных ролей | Разумное сочетание |
Индивидуальный характер «коммуникатора» | Коллективный характер «Коммуникатора» | Сочетание |
Реципиент – отдельный человек | Массовая анонимная и разрозненная аудитория | Сочетание |
Единичность, приватность, непериодичность | Массовость и публичность, соц- актуальность и периодичность | Сочетание лучшего |
Непосредственное восприятие | Двухступенчатость восприятия сообщения преимущественно | Сильная критичность восприятия |