Позиция автора – эволюционная эпистемология и социальные инновации, рациональный конструктивизм, не забывая слов Ф.Тайгера: «Ваше будущее зависит от многих вещей, но, прежде всего, от вас самих».
Конструктивизм – это такая философская, прежде всего эпистемологическая позиция, полагающая, что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его [Князева].
Социальный конструктивизм образно возможно описать фразой Гераклита: «Ничто никогда не есть, но все становится!».
Обустраивая, строя свое окружение – изменяется и сам человек. Из представлений конструктивистов о том, что человек создает окружающий мир и самого себя в нем, выводится ряд следствий.
Во-первых, множественность реальностей и проблему их соизмеримости, переводимости и взаимопонимания субъектов, живущих в разных персептивных и концептуальных мирах.
Во-вторых, это проблема ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности разных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми.
И, в третьих, если субъект не отражает сознание, а создает реальность, то по каким законам он ее создает.
На последнее, в контексте разрабатываемого проекта «Виртуальной горы» или социальной сети Пассионариев следует обратить особое внимание. Активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, субъект не встречает никакого сопротивления от реальности – оно буквально «залипает в реальности».
Радикальный конструктивизм как элемент философии предлагаемого, дополняется элементами эволюционной эпистемологии, нелинейной динамики и синергетики, теорией коллективного действия и моделями сетевых игр.
Обосновывая философскую концепцию – конструируя будущее, вместе с тем признается, что «творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции» (сложной социотехнической системы).
Универсалии «виртуального солнечного общества»
Данный раздел – смысловое ядро, от которого в сильной степени зависит успех «Виртуального солнечного модуля», который - безусловная утопия, продолжающая философские традиции «Утопии» Томаса Мора и «Города-Солнца» Томмазо Кампанеллы.
Выстраивая виртуальное сообщество цивилизационной направленности, необходимо сформулировать систему его ценностей, отталкиваясь, например, от работы [Кульпин] и традиционной системы моральных ценностей христианства, буддизма и конфуцианства – www.relig.info
Таблица 2-ХХ. Ценности – Сущности - Универсалии
Традиционные общества | «Виртуальное общество» | |||
Запад | Китай | Япония | Универсалии | |
Ценность объект | ЛИЧНОСТЬ | ГОСУДАРСТВО | ГОСУДАРСТВО | - СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ЗНАНИЕ - РАЗВИТИЕ - СОТРУДНИЧЕСТВО - Добродетель - Природное равенство людей - Электронная демократия |
Ценности 2-го уровня | СВОБОДА РАВЕНСТВО БРАТСТВО | МИР ПОРЯДОК ТРАДИЦИИ | ЗНАНИЕ ПОРЯДОК МИР | |
Ценности 3-го уровня | ТРУД ЭКВИВАЛЕНТ СОБСТВЕН-НОСТЬ | ИЕРАРХИЯ РИТУАЛ ПРОШЛОЕ | СЛУЖЕНИЕ ЗАКОН, ПРАВО ТРАДИЦИИ | |
Вектор | РАЗВИТИЕ | СТАБИЛЬНОСТЬ | РАЗВИТИЕ | |
Использовано: Кульпин Э.С. Становление системы основных ценностей Российской цивилизации. | ОРИЕНТИРОВОЧНО И ПОДЛЕЖИТ КОНСТРУИРОВАНИЮ |
Конструирование ценностей, за которым могут пойти «сетевые народные массы», наверное, самая сложная задача в данном гипотетическом проекте, ориентированном на поиск технологий и сетевых инструментов поддержки социальных преобразований.