Общение - Диалог – Кластеризация

Возвращаясь в очередной раз к текущему состоянию дел сетевого общения, полезно изложить некоторые положения и понимание правильного, душевного диалога, опираясь на работу: Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001.

Правильный диалог по Флоренской

В главе "Экстраординарная самость", на стр. 30, написано, что "необходимо определить отличие нашего понимания духовной жизни личности от направления экстраординарной психологии". Оно содержится в основных характеристиках диалога: доминанте на Собеседника и вненаходимости.

Доминанта на Собеседника - это безраздельное, всецелое обращение к нему.

Самонадеянное упование на свои силы, разум, и способности означает отсутствие этой доминанты: эгоцентризм.

Доминанта на Собеседника - это самоотвержение.

Диалог не терпит насилия, нажима, любопытного вторжения в мир Собеседника. Исследовательская бесцеремонность и произвол отбрасывает такого исследователя прочь от духовного мира, и оно может оказаться в зловонной луже - низинах своего наличного Я.

Другое условие диалога - вненаходимость.

Ослепленный своим открытиями и достижениями человек не имеет понятия о неизмеримой дистанции, отделяющий творение от Творца. "Властелины человеческих душ" преисполнены чувством своей власти: они вообразили, что "человек может все".

Духовное Я человека недоступно волевым воздействиям, им нельзя овладеть и управлять: с ним можно встретиться лишь в диалогическом обращении. Овладение и управление человеком превращает его в объект: здесь "экстраординарная" психология смыкается с магией. Диалог там, где самоотречение. Психологическая магия там где самоутверждение, захват, "знание - сила".

Властное воздействие разрушительно влияет душу человека. Об этом писал А. Блок:

Есть игра: осторожно войти,

Чтоб вниманье людей усыпить;

И глазами добычу найти:

И за ней незаметно следить.