Теория игр и модели влияния

Подходы теории игр, разработанные в середине прошлого века для решения задач противостояния в холодной войне, позволяют взглянуть на сетевое общение и иногда противоборство с математических и общечеловеческих позиций.

Теорией игр называют раздел прикладной математики, исследующий модели принятия решений в условиях несовпадения интересов сторон (игроков), когда каждая сторона стремится воздействовать на развитие ситуации в собственных интересах. Последнее время формируется новое направление – сетевые игры, акцентирующее внимание на формировании сетевых структур как устойчивых связей между игроками в условиях несовпадения интересов и/или различной их информированности.

Математическая модель теории игр и экономического поведения была предложена в 1944 году Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргерштерном.

Пример игрового подхода к анализу сетевых взаимодействий - «Парадокс 2-х задержанных» приведен в книге Говарда Рейнгольда «Умная толпа». Игроки с конфликтующими интересами, в рассматриваемом примере – 2 задержанных, допрашиваются независимо в соседних комнатах. Условия таковы, что при признании каждый получает, скажем, по 1 году заключения, при сдаче партнера – свободу самому и 2 года заключения для подельника.

Аналогичные линии или стратегии поведения наблюдаемы и в реальной сетевой жизни, скажем в рамках обсуждений социальной сети www.MoiKrug.ru или www.VKontakte.ru.

Чего хотят участники сетевых обсуждений? За что борются? Да как и в обычной жизни – за приоритет, лидирующее положение в группе.

Уровни субъектов конфликтов и противоборств:
Личность – Группа – Сообщество – Сама Социальная сеть.

Последнее требует некоторого комментария. Сети борются за клиентов – как среду влияния, воздействия, получения рекламных отчислений, размещения контекстной рекламы.