Историческая справка теории игр

Основоположником теории игр признается Джон Нейман, внесший значительный вклад в математику, квантовую физику, создание атомной бомбы, цифровой ЭВМ и межконтинентальной баллистической ракеты [Рейнгольд]. Выпущенная в 1961 году книга «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» признается как положившая начало соответствующему разделу науки управления.

Интересно следующее высказываний ученого по поводу теории игр: «Жизнь состоит из обмана (блефа), уловок, вопрошания себя, какие мысли у другого по поводу того, что я задумал. Как раз на этом и строятся игры в моей теории».

Теория игр складывается на ряде допущений:

- противоборство игроков;

- обязательности участия, зависимости победы от итогов предпринимаемых в соответствии с правилами поведения;

- непременной рациональности действий всех игроков при выборе стратегии, обеспечивающей им максимальный выигрыш вне зависимости от последствий для остальных.

Правила не отражают в полной мере многообразия жизни, однако привлекательны возможностью описывать такие явления, как рынок, гонка вооружений, картельные сговоры, транспортные задачи и многое другое.

Теория игр создавалась в рамках корпорации RAND, которую еще называют «мозговым трестом», где проверенные на благонадежность интеллектуалы размышляли о немыслимом, в частности разрабатывали стратегии термоядерной войны. Поскольку гонка вооружений тесно связана с блефом и контрблефом теории игр, то новое поприще стало привлекательным для разработчиков стратегии ядерной войны.

Таким образом, в 1950 году ученые корпорации Rand создали четыре основополагающие игры в понимании Моргенштерна и фон Неймана:

-«Игру с трусом (Chicken game);

-«Тупик» (Deadlook);

-«Охоту на оленя» (Stag hunt);

-«Дилемму заключенного» (Prisoners Dilemma).

Игра с трусом широко представлена в фильмах, в которых двое нарушителей закона добиваются помилования и тот, кто первым отступает, проигрывает. Тупик представляет собой бесконечный обман: все игроки отказываются сотрудничать.

«Охоту на оленя» впервые описал Жан-Жак Руссо в 1755 году: «Если охотились на оленя, то каждый понимал, что для этого он обязан оставаться на своем посту; но если вблизи кого-либо из охотников пробегал заяц, то приходилось сомневаться, что этот охотник без зазрения совести пуститься за ним вдогонку и, настигнув добычу, весьма мало будет сокрушаться о том, что таким образом лишил добычи своих товарищей» [Рейнгольд].

Охота на оленя – классический пример задачи обеспечения общественного блага при искушении человека поддаться своекорыстию. Должен ли охотник остаться с товарищами и сделать ставку на менее благоприятный случай доставить крупную добычу всему племени, либо покинуть товарищей и вверить себя более надежному случаю, сулящему его собственной семье зайца?

Четвертая игра, выношенная в стенах RAND Мерилом Флуд и Мелвином Дрешером, привела к междисциплинарному понятию фокальной точки Шеллингера. Игра классически описывается так: «Двое мужчин, обвиненных в совместном нарушении закона, содержаться в полицейском участке раздельно.

Каждому сказано, что:

1) если один признается, а другой нет, то первый получит награду,

2) если признаются оба, штраф грозит обоим;

3) вместе с тем каждый может рассчитывать на то что, если никто их них не признается, оба выйдут сухими из воды.