Пассионарность по Гумилеву

Понятие пассионарности изначально по Льву Николаевичу Гумилеву – «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью формировать «пассионарное поле» [Гумилев].

Пассионарии могут изменить окружение и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, способности вобрать некоторое количество излишней «энергии» - физической, психической, …»

Личности с повышенной пассионарностью с большой энергией преследуют некую, обычно нерациональную цель, исходят в своей деятельности не из персональной выгоды, а из более высокой цели (осознанной или неосознанной).

Психотип с повышенной к дееспособностью, сочетается в обществе с гармоничным типом и субпассионарием [Турчин].

N

Количество «Гармоничный тип»
членов

общества

Пассионарии

Суб
пассионарии

 
 


А – биологическая активность

Рис. 6 –ХХ. Распределение членов общества

Согласно «пассионарной теории этногенеза», [Панарин И.], именно динамика относительной численности пассионариев является ключом к пониманию подъемов и упадков этносов и, собственно говоря, ключом к пониманию мировой истории. Тип общества стал объясняться не его институтами или экономикой, а тем, какого рода люди доминируют в нем. [Фрумкин].

Фазы теории этногенеза: подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация [Гумилев]. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит “перегрев системы” - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики). В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для “собирания плодов земных” - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 – 20 веков. Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.