Психо и социо тип пассионария

Психотип пассионария в сильной степени совпадает с понятием экстраверсии [Ямайкина].

Экстравертность/интровертность – это шкала выбора информации из внешней среды, уровень энергичности и состояние здоровья, определяющие общее отношение к жизни, активное или пассивное.

Экстраверсия – это:

– широкий круг интересов и готовность получать самую разнообразную информацию из внешнего мира;

– желание воздействовать на окружающую среду и изменять ее;

– желание померяться силами с другими людьми и обстоятельствами.

Все эти качества более свойственны детскому возрасту и здоровым молодым людям.

С возрастом человек все менее охотно воспринимает информацию извне к сведению, все более – к размышлению. Шкалу экстраверсия/интроверсия можно представить себе также как резервуар для воды (информации). Чем больше в резервуаре пустого, незаполненного пространства, тем более человек склонен его наполнять и дальше. Он сравнивает вновь поступающую информацию с уже имеющейся в памяти, со стереотипами, в зависимости от этого принимает или отвергает ее.

Взросление и старение коррелируют с уменьшением энергии, с ухудшением здоровья, понижением работоспособности. Человек начинает разделять информацию на “нужную” и “ненужную”. У него появляется внутренний мир (степень заполнения резервуара), который зачастую для него более интересен, чем внешний. Экстраверсию-интроверсию с этой точки зрения можно представить ещё как забор между внутренним и внешним миром. Чем он выше и крепче, тем больше доля интровертности в психике. Кроме того, человек начинает не только потреблять информацию, но и производить ее, вариться в собственном информационном соку. “Жизнь для меня не столько то, что я делаю и говорю, сколько то, что я думаю и чувствую” – Альберт Эйнштейн. Таким образом, в возрастном развитии человек движется от экстраверсии к интроверсии.

Экстравертность-интровертность регулируется, по-видимому, и уровнем (концентрацией в крови) половых гормонов. У человека и других видов животных существует поисковый инстинкт, более развитый у самцов. Мальчики и мужчины в среднем более любопытны и активны (т.е., более экстравертны), чем девочки и женщины.

Физиологически данные психотипы различаются тестом «четырех лимонных капель» [Хьелл].

С социологической точки пассионарность близка к понятиям инновационной и маргинальной личности.

Понятие инновационной личности введено Э. Хагеном, которым утверждается, что она помогает рождению изменений, революционизирующих жизненные ценности и стандарты. И прямо противоположна авторитарной личности, характерной для традиционного общества.

Происхождение инновационной личности по Хагену связано с специфическими историческими обстоятельствами, которые он назвал «выходом за пределы статуса» с переходным состоянием маргинальности, под которым понимаются «личности и группы, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаемыми ни одним из них как его полноправные участники» [Филатова, стр.81].

История пассионарности подробно рассмотрена К. Фрумкиным. Некоторые авторы, в частности Игорь Панарин на основе пассионарности выводят новую теорию евразийского государства [И. Панарин]. Хотя посылка Игоря Панарина возникновения суперэтноса, выглядит некоторой подстройкой под текущий момент.

Пассионарность можно связать с понятиями групповой динамики и коллективной солидарности, теорией асабии, разработанной средневековым ученым и политическим деятелем Ибн Халдуном, теорией социального капитала Патнама и Фукуямы, теорией социальной сплоченности Дюркгейма.