Коллективная солидарность - асабия

Социологическое понятие асабия - переводится как чувство группы или коллективная солидарность и восходит к работам средневекового арабского мыслителя Ибн Халдуна.

Расширенное толкование – способность защищать себя, оказывать сопротивление и предъявлять свои требования [Турчин].

Основные положения теории асабии, разрабатывавшейся для объяснения истории области Магриба в Северной Африке, применимы для понимания группового поведения виртуального сообщества (группы) социальной сети.

Аргументация Ибн Халдуна начинается с посылки, что человек не может жить вне группы и нуждается в сотрудничестве и поддержке товарищей и лишь крепко спаянная группа может обеспечить защиту. Принадлежность к коллективу необходима также для приобретения ремесленных и технических навыков и для интеллектуального общения.

Следующий постулат – различные группы имеют различные способности для совместных действий. Отсюда вытекает понимание иерархической природы этнических групп, где каждый уровень имеет собственную асабию. Для того, чтобы не распасться, группа более высокого уровня должна иметь более сильную асабию. Кроме того, Ибн Халдун подчеркивал, что лидерство или правление в группе должно принадлежать семейству или роду, имеющему самые сильные и естественные права управлять другими асабиями.

Разработанная теория также объясняет как создается и разрушается асабия. Асабия по Ибн Халдуну является результатом «социального общения, дружеских связей, длительных знакомств и товарищеских отношений».

Один из главных пунктов теории, рассмотренный ученым – это соотношение коллективной солидарности и силы государства. В ограниченном маломасштабном аграрном обществе Магриба, которое рассматривалось, способность к коллективному действию трактовалась как ключ к выживанию. Ограниченные общества, в модельном примере Ибн Халдуна – общества «Пустыни» имеют лишь необходимые предметы и не подвергаются влиянию роскоши «Горожан».

Интересен в историческом и человеческом плане цикл – обладающие более высокой асабией племена «Пустыни» побеждают цивилизованных «Горожан» с низкой асабией и основывают правящую династию. Однако в условиях цивилизованной жизни асабия неизбежно снижается, и приблизительно через 4 поколения становится настолько низкой, что государство разрушается в результате конфликтов.