Коллективные сетевые действия

Дореформенное поколение выросло под знаменем бесклассового общества и всеобщего равенства, на остатках идеологии и лозунгов социализма и коммунизма.

Ради понимания положения дел следует вспомнить собственное мироощущение. В частности, пионерскую линейку 1961 года, посвященную 21 съезду КПСС, на котором было провозглашено, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В котором «от каждого по способностям и каждому – по потребностям!».

Помню также и официоз начальства и тихое грустное отношение Учителя истории к данным лозунгам и моменту.

Однако по прошествии в терминах социоистории – 2 шагов истории, 2–х поколений – и нынешнее поколение, смею констатировать:

«Будет жить в условиях социального неравенства!»

Далее рассматриваются основные положения теории социальной стратификации, в формировании которой социальная сеть Пассионариев может занять важное место.

Под социальной структурой общества понимается совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии. [Филатова, стр. 87].

Среди элементов социальной структуры по иерархии социологи выделяют социальную группу как совокупность людей, объединенных общим целями и деятельностью и социальный институт, как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, регулирующих различные виды человеческой деятельности и организующих их в систему. Как примеры последнего – институт семьи, образования, науки, производства.

Классифицируя социальные слои, американским социологом Т. Парсонсом выделены 3 группы признаков: - приобретенные от рождения (этническая принадлежность, пол и социальное положение родителей, физические и интеллектуальные особенности), во-вторых, связанные с выполнением социальных ролей (профессия, образование, роль отца и матери) и, наконец, «элементы обладания» - способности, материальные и духовные ценности, привилегии и товары.

Так или иначе, но реально существующее общественное неравенство дифференцировано по совокупности разделяющих признаков и разные социальные школы дают несовпадающие объяснения. Представители функционалистских теорий полагают, что некоторые виды деятельности общественно более важны, поэтому и люди, выполняющие эти функции должны быть более квалифицированными и высокооплачиваемыми.

Более 100 лет назад Э. Дюркгейм объяснял неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие, и сами люди талантливы в разной степени. И поэтому общество для привлечения самых одаренных должно способствовать вознаграждению их заслуг. Данная концепция получила название «поощрение самых лучших».

Стратификация также может быть связана с социально-экономической неоднородностью труда. Социально неоднородный труд позволяет одним людям присваивать власть и собственность и является причиной иерархии.

Сторонники теории конфликта в качестве первого компонента рассматривают имущественное неравенство, учитывая также влияние престижа и карьеры, а также авторитет, влияние и политическую власть.

Вместе с явными социальными ограничениями и недостатками, социальное неравенство выполняет и позитивную функцию – служит стимулом социального развития, социальной мобильности.

Впервые понятие социальной мобильности было введено Сорокиным в работе «Социальная мобильность» (1928). Понимается переход индивидуума или социальной группы из одной социальной позиции в другую.

Идеальной структурой Автору представляется общество, основанное на различных видах собственности, со слоями-стратами, осознающими свои интересы, которые представлены в парламенте или другом выборном органе, вырабатывающем законы и следящим за их исполнением.