УИЛЬЯМ ОККАМ

(ок. 1285 – 1349)

Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской мысли, особенно в философии науки. Под влиянием идей Оккама в поздней схоластике (XIV – нач. XV вв.) сформировалось философское течение оккамизм (или «терминизм»), которое быстро получило распространение во многих европейских университетах: в Англии (Кембридж), во Франции (Париж), в Германии (Гейдельберг, Лейпциг, Эрфурт), в Чехии (Прага), в Польше (Краков), в Италии (Падуя). Последователи Оккама сформулировали ряд философских и естественно-научных идей, которые способствовали формированию предпосылок для развития науки Нового времени.

 

Жизнь и труды

Обстоятельства жизни Оккама известны очень плохо. Согласно одной версии, он родился в деревне Оккам в графстве Суррей, расположенной недалеко от Лондона. Но существует также точка зрения, согласно которой местом рождения был существующий и доныне городок Оккам в Линкольншире приблизительно в 150 км юго-западнее Линкольна.

Дискуссионным остаётся и вопрос о дате рождения философа. Долгое время считалось, что он родился около 1300 г. Но после обнаружения документа, который свидетельствует о том, что двадцать шестого февраля 1306 г. Оккам был посвящён в иподьяконы, наиболее вероятной датой его рождения принято считать период между 1280 и 1285 г.

О социальном положении Оккама также нет никаких данных. Однако известно, что философское и теологическое образование он получил в Оксфордском университете, бывшем в то время вторым по значимости педагогическим и научным центром в Западной Европе после Парижского университета. В Оксфорде преподавали такие крупнейшие схоластики, как Роберт Гроссетест и Дунс Скот. Сначала он изучал философию и другие науки из официального свода, а затем – теологию.

В то время неотъемлемым элементом схоластического образования были диспуты, которые должны были обучить выпускников теологического факультета теоретически и практически искусству ведения дискуссий. Для получения учёной степени по окончании университета каждый студент должен был принять участие в публичном диспуте: студент выставлял определённые тезисы и должен был отстоять их, ответив на возражения оппонентов. Диспуты проходили в напряжённой эмоциональной атмосфере, и бывали случаи, когда они приводили к схваткам с применением физической силы. Уже в годы учёбы Оккам заслужил славу отменного диспутанта.

С Оксфордом связано и начало преподавательской деятельности, где он в течение четырёх лет читал лекции сначала по Библии, а затем – по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Его полемический талант и смелый способ аргументации принесли ему славу и прозвище, по традиции того времени, «doctor invicibilis» (непобедимый).

Наряду с преподавательской деятельностью Оккам занимается научной работой. В Оксфорде он заканчивает свой первый теологический труд «Комментарии (или Вопросы) к четырем книгам "Сентенций" Петра Ломбардского», который создавался им в течение 1317-1322 гг. В этой работе, касающейся теологической проблематики, вопросов смерти, «кар», «ада», и «спасения души», Оккам, по существу, дискутирует с реализмом Петра Ломбардского, оттачивая свой теологический номинализм.

Основные труды этого периода посвящены в основном теологическим проблемам. В 1324 г. Оккам пишет работу «О таинстве клятвы» (опубликована в 1490 г. в Париже, в 1491 г. – в Страсбурге, в 1504 и 1516 гг. – в Венеции, в 1930 г. – в штате Айова, США).

«Трактат о Божественном предопределении и предвидении» впервые был напечатан в 1496 г. в Болонье, а вторично издан в 1945 г. в Нью-Йорке. Сочинения Оккама под общим названием «Избранное в семи томах» были опубликованы в Париже в 1487 и 1488 г., в Страсбурге – в 1491 г.

Еще в Оксфорде Оккам приступил в 1319–1320 гг. к написанию фундаментального труда «Свод всей логики», который был завершён, по одной версии, в Авиньоне, следовательно, до 1328 г., по другой – в Мюнхене, не ранее 1340 г. Значимость этого основного труда сам философ определял следующим образом: «… Без этой науки (т.е. логики) невозможно умело использовать ни природоведение, ни теорию морали, ни какую бы то ни было другую науку». Первое издание «Свода всей логики» вышло в 1488 г. в Париже, затем в 1508, 1522 и 1571 гг. работа была опубликована в Венеции, а в 1675 г. – в Оксфорде. К логическим работам относится также «Трактат о книгах по теории логических ошибок», оставшийся в рукописи.

В 1496 г. была напечатана в Болонье работа «Уильяма Оккама прекрасное и весьма полезное толкование всей старой логики, а именно перфириевского учения о предикабилиях и аристотелевского учения о категориях с вопросами Альберта Малого из Саксонии». Исследователи отмечают, что логические работы Уильяма Оккама отличаются не только глубиной трактовки проблем, но и целостностью всего замысла, удачным подбором ясных примеров и интонаций.

Жизнь Оккама изобиловала драматическими событиями, связанными с религиозно-политической ситуацией в Европе. В то время в континентальных университетах преобладали доминиканцы. Однако в Оксфорде было сильным влияние францисканского ордена. У его истоков стоял богослов полуеретического направления Франциск Ассизский. Это был нищенствующий орден, членов которого еще называли миноритами. С 1256 г. францисканцы получили право преподавать в университетах. К концу XIII в. обострилась борьба между двумя течениями внутри францисканского ордена – конвентуалами и спиритуалами, В 1313 – 1314 гг. Оккам вступил в орден миноритов и примкнул к спиритуалам, идеи которых защищал с позиций преимуществ рационального познания.

Академическая деятельность Оккама была прервана в связи с его конфликтом с канцлером Оксфордского университета Лютереллом. Крайне консервативный последователь учения Фомы Аквинского, Лютерелл конфликтовал не только с Оккамом, но и со многими другими преподавателями университета. В конце концов по общему требованию он был смещён с должности канцлера. Но всё-таки главной мишенью его ненависти был Оккам. В 1323 г. бывший канцлер отправился в папскую резиденцию в Авиньон, где обвинил философа в распространении опасного учения. Оккам был вызван к папскому двору для разбирательства и в 1324 г. прибыл в Авиньон, где провёл четыре года, пока специальная комиссия занималась его делом.

После тщательного исследования труда Оккама «Комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского» папская комиссия в составе шести человек, куда входил и Лотерелл, 29 тезисов были признаны еретическими, 22 названы ошибочными, а несколько были определены как не представляющие значимости. Сюда относились комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречного поведения Христа, познания Бога, свойств Божества и Святой Троицы, а также теории идей. Определённого решения по итогам работы комиссии так и не было принято.

В ряде работ об Оккаме утверждается, что в Авиньоне Оккам находился под стражей в монастырской тюрьме, но никаких подтверждений этому нет. Зато известно, что в это время он продолжал работу над главным произведением своей жизни «Свод всей логики». А на третьем году пребывания в Авиньоне он принял участие в дискуссии по поводу апостольской бедности, и это событие оказало влияние на последующую судьбу и творчество Оккама, хотя до этого, по признанию самого философа, этот вопрос его совсем не занимал.

Дело в том, что вскоре после Оккама в папскую резиденцию был вызван генерал францисканского ордена Михаил Чезенский, ещё недавно бывший союзником папы в преследовании спиритуалов, а теперь оказавшийся в оппозиции к нему. Камнем преткновения в отношениях папы и генерала ордена оказался вопрос о собственности.

Поскольку францисканцы считались нищенствующим орденом, его монахи принимали обет апостольской бедности, отказываясь от владения как личным, так и общественным имуществом. Поэтому орден не имел права обладать каким бы то ни было имуществом. Однако фактически он собственностью обладал, благодаря особой процедуре, когда все пожертвования ордену передавались в собственность папе. А он предоставлял их в полное распоряжение ордена. Но в 1323 г. Папа Иоанн XXII объявил орден собственником этого имущества, что было отрицательно воспринято многими францисканцами, поскольку таким образом нарушался обет апостольской бедности. В том же году на капитуле ордена в Перуджи большинство монахов, возглавляемых Михаилом Чезенским, открыто выступили против папы. Генерал ордена с рядом его наиболее влиятельных сторонников был вызван для разбирательства в Авиньон, где и встретился с Оккамом. Михаил Чезенский увидел в английском философе вероятного и сильного союзника и поспешил привлечь его на свою сторону.

Размах процесса свидетельствовал о том, что речь шла не просто о политическом преследовании провинциальных миноритов, а о попытке папы идеологически разоружить оппозиционно настроенных францисканцев, в число видных теоретиков которых выдвигался Оккам. И когда Иоанн XXII объявил о созыве генерального капитула для избрания нового генерала ордена, Михаил Чезенский, понимая, что бороться с папой, находясь при его дворе, невозможно, решил бежать из Авиньона.

Побег состоялся двадцать шестого мая 1328 г., в числе бежавших был и Оккам. На лошадях беглецы добрались до побережья, в открытом море их поджидала галера. Оккам и его спутники благополучно прибывают в Венецию, затем в Пизу, а оттуда едут в Парму. Здесь, по случаю религиозного праздника св. Николая, Михаил Чезенский выступил с проповедью, в которой назвал Папу Иоанна XXII «стяжателем», «олухом» и «поджигателем войны», а также обвинил его в отклонениях от требований христианской морали. Шестого июня 1328 г. Оккама и тех, кто бежал вместе с ним, отлучили от церкви.

В феврале 1330 г. Оккам переезжает в Германию, где встречается с Людвигом Баварским. Согласно хронике, при встрече Оккам сказал: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!». Оккам нашел пристанище при монастыре францисканцев в Мюнхене и развернул здесь бескомпромиссную борьбу с папской курией, решительно оспаривая её стремление к полноте власти. После смерти Михаила Чезенского в 1342 г. Оккам фактически становится лидером мятежных францисканцев.

Среди работ Оккама выделяется ряд политических трактатов. Они направлены сначала против Иоанна XXII, затем против сменившего его Папы Бенедикта XII и, наконец, против Климента VI. Оккам призывает пап в мирских делах подчиняться государям, а в духовных – собору. Трактат «Труд девяноста дней» (созданный, по-видимому, в 1331 г.) был написан в защиту Михаила Чезенского от обвинений Иоанна XXII. В «Трактате о догмах Папы Иоанна XXII» (1335 – 1338 гг.) философ выступает убежденным защитником концепции апостольской бедности.

В трактате «Диалог» Оккам решительно осуждает главенство папы и иерархическую структуру католической церкви. По его мнению, церковь апостольских времён и римская католическая церковь существенно различаются. Первая образовалась из всех верующих во Христа, вторая стала ограничиваться рамками римской иерархии. Моральный и духовный диктат римской церкви, считал Оккам, находятся в явном противоречии со Св. Писанием.

В 1339 – 1342 гг. Оккам пишет один из наиболее значительных и популярных политических трактатов «Восемь вопросов о папской власти». Первый вопрос касается того, вправе ли один человек обладать верховной властью и в церкви, и в государстве? Второй вопрос: как произошла светская власть – непосредственно от Бога или нет? Третий вопрос: имеет ли право папа даровать светскую юрисдикцию императору и другим государям? Четвертый вопрос: даёт ли всю полноту власти германскому королю факт избрания его избирателями? Пятый и шестой вопросы: какие права приобретает церковь благодаря принадлежащему епископам праву помазания королей на царство? Седьмой вопрос: имеет ли силу акт коронации, если он совершён недостойным епископом? Восьмой вопрос: даёт ли германскому королю титул императора факт избрания его избирателями? Во времена Оккама это были вопросы практической политики.

До сих пор дискуссионными являются дата смерти Оккама и вопрос о том, имела ли место попытка философа примириться с Римом после смерти от апоплексического удара Людвига Баварского в 1347 г. На гробнице Оккама во францисканской церкви в Мюнхене значилась дата смерти десятое апреля 1347 г. (в 1802 г. останки философа были перенесены, и место его перезахоронения неизвестно). Но во многих источниках называется 1349 или 1350 гг.. Это вызвано тем, что между 1348 и 1349 гг. некий Уильям из Англии послал из Мюнхена вновь избранному генералу францисканского ордена орденскую печать (которая ранее хранилась у Оккама) с покаянным письмом, в котором отрекался от Михаила Чезенского и Людвига Баварского. Этот Уильям отождествлялся с Оккамом, и это давало повод считать факт примирения Оккама с церковью имевшим место и сомневаться в дате его смерти. В 1982 г. один из исследователей жизни и творчества Оккама Г. Галь достаточно убедительно утверждал в своей статье, что Уильям, пославший письмо, и Уильям Оккам – разные люди, и нет никакого повода предполагать, что перед смертью английский философ примирился с церковью.

Учение о бытии и философия природы

Оккам был и теологом, и философом, но в своих воззрениях опирался на концепцию двух истин, которая чётко разграничивала истины религиозные, основанные на Откровении, и истины науки, основанные на рациональности и логической очевидности. Он завершил начатую его предшественниками критику философских доказательств бытия Бога – проблемы, которая, по его мнению, является предметом религиозной веры, а не философии, опирающейся на доказательства. Под именем «Бог» Оккам понимает бесконечное существо, превосходящее бесконечное множество единичных вещей, взятых как порознь, так и вместе. Это значит, что Бог представляет собой актуальную бесконечность, в то время как, изучая явления природы, мы переходим от одной вещи к другой, которые обладают лишь потенциальной бесконечностью. Следовательно, Бог, как актуальная бесконечность, иррационален, и его бытие не может быть обосновано рационально. Не может быть рационально обосновано и наличие общих идей всего сущего в Божественном уме (например, идея сотворения мира, которая должна бы существовать в уме Бога до самого сотворения).

Это вовсе не свидетельствовало об антирелигиозной направленности мировоззрения Оккама. Более того, из иррациональности теологических проблем Оккам делает парадоксальный вывод: невозможность познать религиозные истины разумом только укрепляет веру, и приблизить человека к Богу, «научить Богу» способно только Откровение. Он был глубоко верующим человеком, но считал, что владения веры и разума не пересекаются.

Освободив философию от теологии, Оккам своими философскими работами подготовил почву для последующего развития естествознания. Значительный интерес представляет его учение о материи. Оккам стремится поставить категорию материи не на службу абстрактным схоластическим рассуждениям о «чистых сущностях», а использовать её для объяснения внешней реальности. Он решительно выступает против утверждения Фомы Аквинского о том, что никакая материя не может существовать без формы. Если форма начинает существовать в процессе становления вещи, то материя существует и до возникновения вещи.

Для того, чтобы обосновать это положение, Оккам использует введённое в обиход понятие первичной материи: «…Есть двоякая материя, прежде всего первичная материя, которая в силу своей сущности изначально не включает в себя никакой формы, а наделяется затем различной формой. И эта (первичная) материя есть одна и та же в любых подверженных возникновению и порче (предметах)».

Материя, по Оккаму, есть, прежде всего, субстрат вещи, то, что в ней предположено. В этом смысле она есть нечто, предшествующее любому предмету, один из необходимых принципов бытия. Оккам подчёркивает примат материи как некоторого содержания над формой, выдвигая тезис о том, что по отношению к форме материя (как содержание), безусловно, первична.

Анализ понятия материи Оккам сопровождает замечаниями о типичных случаях его употребления. Во-первых, термин «материя» употребляется в значении «предмет». Часто материя в логике употребляется не как то, что подвергается превращению, а как объект или предмет науки. Во-вторых, философ употребляет термин «материя» для обозначения частей целого: например полукруг есть часть круга, следовательно, полукруг – «материя» круга. В-третьих, «материя» может употребляться для обозначения вещества, из которого состоит какая-то вещь: например, медь является материей статуи. В-четвертых, «материя» в собственном смысле является одной из частей реального объекта (наряду с формой). Материя, считает философ, несотворима и неуничтожима, она не имеет ни начала, ни конца.

Как вечна материя, так вечно, по Оккаму, и движение. Движение не является ни специфической субстанцией, ни особым предметом в движущемся теле. Движение определяется самим телом. Важно отметить, что движение у Оккама не сводится только к механическому. Он различает движение механическое как перемещение вещи в пространстве без изменения её внутренних качеств и движение как изменение. Оккам говорит о движении как определяемом внутренним началом. Таким образом, Оккам приходит к идее понимания движения как самодвижения.

Чрезвычайно смелой для того времени была идея Оккама о материальной однородности космоса с подлунным миром. У мыслителя, разумеется, не было фактических данных для обоснования идеи, идущей вразрез со схоластическим представлением того времени. Эта идея сформулирована им следующим образом: «Так вот поэтому мне представляется, что на небе материя того же сорта, что и в подлунных предметах, поскольку множественность никогда не следует полагать без необходимости… Но все, что может быть объяснено из различий по ряду оснований, – это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания».

В качестве логического доказательства своей правоты Оккам прибегает к принципу простоты, или принципу бережливости, который впоследствии получил название «бритвы Оккама». Суть этого принципа можно сформулировать так: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Правда, у самого Оккама точно такой фразы нет, но есть другая, в значительной степени выражающая данный тезис: «Тщетно делать с большим то, что можно сделать с маленьким». Иначе говоря, если в науке нечто может быть истолковано без допущения какой-либо новой гипотезы, то нет и никакой нужды её допускать.

 

Теория познания и логика

Разграничив сферу веры и разума, Оккам вывел теорию познания и логику за пределы теологии и тем самым обеспечил рационалистическую и логически обоснованную основу для своего номинализма.

Мир состоит из отдельных вещей, и наука имеет дело с этими вещами, но пользуется понятиями («терминами») как инструментами для их познания. Оккам различает две разновидности знания: чувственное (или интуитивное) и абстрактное. Чувственное знание основано на восприятии единичных вещей и их переживании. Благодаря чувственному знанию можно выяснить, существует ли вещь или не существует. На чувственном восприятии основывается память, на памяти – опыт, а с помощью опыта формируется общее, в результате чего осуществляется переход от познания интуитивного к познанию абстрактному, сущностью которого является способность отвлекаться от единичных вещей. Относя понятия (термины) к инструментальной сфере науки, Оккам много внимания уделяет их анализу. В связи с этим и появилось название его учения «терминизм».

Термин – это простейший элемент знания, всегда выраженный словом. Оккам рассматривает два вида терминов – естественные и искусственные. Различие их определяется интенцией (направленностью сознания на определенный объект). Естественные понятия относятся к самим вещам и являются терминами первой интенции. Искусственные понятия относятся ко многим вещам и к отношениям между ними – это термины второй интенции.

Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами первой интенции. Термины второй интенции становятся предметом анализа в логике, которую интересует значение слов, а не физическое состояние вещей. Универсалии представляют собой понятия о понятиях, потому что они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи и потому относятся к терминам второй интенции. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума, тем не менее, они не лишены объективного значения. Хотя универсалии только знаки, но они замещают не любые предметы, а только те, которые имеют сходство между собой.

Таким образом, самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью, данной нам в интуитивном познании, действительно извещают нас об этой реальности или обозначают её. Поскольку о Божестве мы не имеем интуитивного познания, то не имеем и никакого основания для дальнейшей абстракции, и это значит, что о Боге мы не можем иметь и отвлеченного, и вообще любого познания. Следовательно, Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли.

Заключение

Номинализм Оккама окончательно разрывает связь между теологией и философией, верой и наукой, которая столетиями укреплялась и развивалась схоластикой, но которая ко времени Оккама становилась всё более слабой. Обе области становятся самостоятельными. Наука и вера, философия и теология развиваются по своим собственным закономерностям, что является, по существу, основой новой культуры. Творчество Оккама – это выражение нового философского духа, противоположного классической схоластике, – прежде всего, духа антидогматического.

В XIV–XVII вв. сочинения Оккама были хорошо известны. Его использовала Реформация в борьбе с католической церковью, на него ссылался Мартин Лютер. Труды Оккама по логике и философии оказали влияние на таких известных философов Нового времени, как Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм.