рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА - раздел Философия, Средневековые философы: жизнь и идеи (Ок. 810 – Ок. 877) Иоанн Скот Эриугена – Философ, ...

(ок. 810 – ок. 877)

Иоанн Скот Эриугена – философ, который попытался объединить в своих воззрениях итоги развития мысли в христианстве на Востоке и Западе. Он создал довольно глубокую для своего времени систему, которая в определённой степени предупредила выводы немецкой классической философии. Он был ирландцем, пантеистом, самым глубоким представителем неоплатоновского движения в западной христианской философии.

Жизнь

Биографические сведения об Иоанне Скоте Эриугене довольно скудны. Для своего времени Эриугена был необычайно образован, блестяще знал греческий язык и даже писал стихи на греческом.

Как указывают оба его прозви­ща, он был ирландского происхождения (Эриугена – происходящий из Эрина). Девятое столетие (эпоха интенсивных нормандских вторжений) стало не­благоприятным для Ирландии, откуда многие учёные мо­нахи эмигрировали на континент. Одним из них был Иоанн Скот. Он прибыл во Францию око­ло 840 г. по приглашению реймского епископа Гинкмара, чтобы принять участие в теологическом споре о Божест­венном предопределении. Результатом участия в этом споре Эриугены стал его трактат «О пре­допределении».

Молодой ирландец, видимо, не имевший даже священнического сана, показал такое глубокое понимание христианского вероучения, что был приглашён ко дво­ру французского короля Карла Лысого, бывшего покровителем наук, пользовался его особым расположением. Эриугена стал руководителем дворцовой школы. Покровительство монарха позволило ему вести спокойную жизнь учёного, сохранить независимость по отношению к требованиям церковных кругов, избежать многих наказаний. Если можно верить этому сообщению, то однажды король, обедая с Иоанном, спросил его: «Что отделяет Скота от скота?». На это Иоанн ответил: «Только ширина обеденного стола».

По прось­бе Карла в конце 50-х годов Иоанн Скот осуществил пе­ревод с греческого на латинский язык неизвестных до того времени в Западной Европе произведений Дионисия Ареопагитика и прокомментировал их. В 860 г. перевод Иоанна был послан папе Николаю. Тот был весьма недоволен переводом этих произведений, осу­ществлённым без его санкции, но не смог помешать этому ввиду воли короля. Библиотекарь папы, прекрасный знаток греческого языка Анастасий был поражён тем, что человек из далёкой варварской страны мог обладать такими глубокими познаниями в греческом языке.

Вслед за этим Эриугена перевел ком­ментарии к «Ареопагитикам» византийского теолога и философа VII в. Максима Исповедника и произведение «О творении человека» Григория Нисского. Они произвели сильное впечатление на Иоанна Скота, и он написал собственное сочинение из пяти книг – одно из основ­ных творений средневековой философии – под названием «О разделении природы» в форме диалога между «Учителем» и «Учеником». В последующие го­ды своей жизни Эриугена комментировал произведения Боэция. Он был знаком также с фрагментами платонов­ского «Тимея» (в версии Халкидия и Цицерона), а также с «Категориями» Аристотеля. По обычаю своего времени, Эриугена писал и стихи, хотя не был поэтом по призванию.

Для своего времени он – удивительное явление, так как был практически единственным способным к систематическим рассуждениям и обладавшим уникальными спекулятивными способностями. Большинство его мыслителей-современников были теологами, Эриугена же был настоящим философом. Ему принадлежат слова: «Никто не достигнет небес, кроме как с помощью философии…».

Когда и где Эриугена окончил жизнь, достоверных сведений нет. По мнению ряда авторов, под конец жизни Эриугена стал монахом и пресвитером. Переселившись в Англию, он был учителем в одном из аббатств и через несколько лет погиб от рук своих же учеников.

Церковная власть осудила учение Эриугены ещё при его жизни за нетрадиционность воззрений и за явные симпатии философа к восточным мыслителям. В 1204 г. учение Эриугены было признано еретическим. Папа Гонорий III буллой от 23 января 1225 г. потребовал немедленного уничтожения всех экземпляров сочинения «О разделении природы». Всё же несколько экземпляров сохранились, и в первый раз это сочинение было напечатано в 1681 г. В 1685 г. книга «О разделении природы» была внесена в Индекс запрещённых книг.

Соотношение Бога и мира

Основной проблемой, рассматриваемой Эриугеной, было соотношение Бога и мира, которых он объединяет в едином понятии «природа», понимаемой не в физическом смысле, а абстрактно. Такое отождествле­ние не могло не привести автора «Разделения природы» к пантеистическим воззрениям. Эриугена исходит из платоновской идеи, согласно которой Бог есть начало, сердцевина и конец мирового процесса движения всех вещей: «Бог есть во всем..., он существует как сущность всего».

Эриугена развивает учение о циклическом движении от Бога к миру и обратном воз­вращении бытия к тому же единому Богу. Философ различает четыре формы единой природы.

Первую ступень этого процесса Эриугена называет природой не сотворённой, но творящей. Здесь он имеет в виду Бога-отца христианской религии, пребывающего в абсолютном единстве, бесконечно возвышающегося над всей множественностью и порождающего всё сущее. Бог – это таинственное и непознаваемое существо, он непостижим ни для какого разумения и даже для разумения анге­лов. К нему не приложима ни одна философская категория, ибо он выше всех и всяческих сущностей. Но он всё же становится видимым и слышимым в своих божественных проявлениях – теофаниях. Божественное бытие обнаруживается в бытии всех вещей, в их порядке. В этом можно увидеть своего рода мистицизм философа.

Вторую ста­дию божественно-космического процесса. Эриугена называет природой сотворённой и одновре­менно творящей. Первая природа как Бог-Отец порождает вторую природу, которая является божественным умом, логосом, платоновским миром идей. Эти бестелесные идеи также не имеют начала во времени, но они постоянно творятся первой природой.

Третью природу Эриугена называет сотворённой и нетворящей. Это уже мир конкретных предметов, единичных теофаний, т.е. мир, созданный в пространстве и времени, но другого мира уже не создающий.

Если на первой стадии Бог выступает как единое начало, то на второй происходит его умножение, выражающееся во многих идеях. На третьей же стадии происходит дальнейшее умножение бытия, достигающее своей предельной стадии. Возникает бесчисленное множество единичных вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама материальность призрачна. Самостоятельной материи не существует вообще, т.к. материя – это лишь одна из теофаний, богоявлений. Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, познать богоявления и таким образом приблизиться к Богу. Знание заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности, конечность телесной жизни и бесконечность жизни духовной. «Тело – наше, – пишет Эриугена, – но мы – не тело».

Четвертая природа одновременно и несотворённая и нетворящая. Она является концом циклического развития. Это конечная цель всякой жизни, сотворённой Богом. Вся природа, пройдя предыдущие стадии своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, конкретные элементы мира на этой стадии теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность и воссоединяются в своём первоначале – Боге. Бог в качестве первой природы был началом всего космического процесса, в качест­ве второй и третьей он составил его середину. Превра­тившись в четвертую природу, он стал его концом, целью всего мирового движения. И человек должен уподобиться Сыну Божьему, который, вочеловечившись, указал людям истинный смысл их пребывания на земле – возвращение к Божественному единству и вечной жизни.

 

Человек и мир

В отличие от христианская идеологии, которая подчёркивала ничтожность человеческого существования перед лицом всемогущего Бога, Эриугена стремился максимально подчеркнуть ценность и роль человека, судьба которого оказывается решающей для судеб всего космоса.

Как мы видели, на стадии первой природы господствует божественное первоединство, на второй стадии оно сменяется общими бо­жественными идеями. Но грехопадение человека, в соот­ветствии с ветхозаветным мифом, приводит к раздробле­нию общих идей на бесчисленное множество единичных вещей, а единая идея человека распадается на множество человеческих единиц. И в дальнейшем существовании ми­ра человек, по существу, оказывается в фокусе его измене­ний. Необходимость человеческого искупления определя­ет переход к четвертой стадии в развитии космоса. Само же искупление достигается тем, что человек (соответст­венно и все единичные вещи) утрачивает свое индивиду­альное существование и возвращается к Богу в облике общих идей.

В этих мыслях Эриугены можно увидеть од­ну из фундаментальных идей пантеизма, а именно – нормальным состоянием человеческого существова­ния является состояние общности, а эмпирическая еди­ничность существования человека представляет собой уклонение от этого состояния и искажение его. Отсюда система Эриугены не просто теоцентрическая, как у Августина и подавляющего большинства других учений Средневековья: теоцентризм автора «Разделения природы» переплетается здесь с антропоцентризмом.

Возможно, что под влиянием именно этих идей автор «Разделения природы» подчеркнул свой интерес к чело­веку, написав: «...Важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины – сначала познать и возлюбить человеческую природу... Ведь если человеческая приро­да не ведает, что совершается в ней самой, как она хочет знать то, что обретается превыше её?». Самопознание человека мыслится как усло­вие познания мира. Тот же, кто не вступает на путь само­познания и познания человеческой природы, приравнива­ется к «бессловесным скотам». К тому же самопозна­ние – главный путь «к чистейшему созерцанию первообраза», т.е. Бога.

К проблеме человека имеет отношение и учение Эриугены о предопределении. Он стоял на позиции, признающей единственное предназначение. Единый Бог, считает Иоанн Скот, не может быть сразу источником как добра, так и зла, спасения одних и осуждения других. Наряду с божественной любовью к людям существует также и свобода воли человека. Только при наличии обеих этих предпосылок возможны как спасение, так и осуждение в день Страшного суда.

Осуждение не может входить в планы божественного провидения и руководства миром. Предназначение есть знание, которое дано от Бога, а знание может касаться только того, что есть. Грех же не является таковым (он есть только отсутствие добра, подобно тому, как смерть есть только отсутствие жизни). О том, чего не существует, не может быть и знания. Следовательно, не может быть для того, что не существует, и предназначения. Грех должен быть полностью отнесён за счёт свободной воли человека. Другое дело – человеческое спасение, неразрывно связанное с его добродетелью. К нему божественное пре­допределение действительно имеет прямое отношение. Поэтому предназначение только одно – для избранных.

 

Учение о познании

Призывом к самопознанию не исчерпывается ис­толкование Эриугеной познавательного процесса. Важнейшим состав­ным элементом его учения о познании стала древняя концепция единства микро- и макрокосмоса. Иоанн Скот воспринял её в платоновской версии, введя определённые христианско-монотеистические поправки. Первой, сугубо божественной части природы в человеческом духе соответствует внечувственный разум (intellectus), второй части – рассудок (ratio), третьей – внутреннее чувство (sensus interior), иногда отождествляемое с па­мятью.

Познание начинается с деятельности внешних чувств. Они передают свои впечатления внутреннему чувству. Затем рассудок познает уже не вещи, а их бестелесные прототипы в бо­жественном уме – логосе. Разум направлен на высшую, божественную природу, которая, од­нако, непознаваема. Но познание посредством разума приближает человека к ангелам. А его рассуждения на стадии рассудка присущи ему имен­но как человеку. Чувствительность же уподобляет его лишённым духовного начала животным.

Жизнь указывает на близость человека к растениям, а существование объеди­няет его со всеми вещами. В этой аналогии микро- и макро­космоса наиболее сильно подчёркнуты обособленность чувственного человека, принадлежащего к миру множест­венных вещей, и всеобщность духовного человека, стре­мящегося к Богу.

Непознаваемость Бога даже для разума, этой высшей познавательной способности, преодолевается на пути он­тологического объединения, которое принимает у Эриугены мистический ха­рактер. Это объединение достигается в результате смерти человека, когда его душа утрачивает телесную оболочку. При воскресении же тел и их соединении с душами (в день Страшного суда) снова – уже в потустороннем мире – восстанавливается единство человеческого микрокосмо­са. В третьей фазе потустороннего существования вновь обретённое человеческое тело трансформируется в дух. И в четвёртой фазе этот дух сначала постигает божествен­ные идеи и, наконец, полностью сливается с Богом.

Заключение

Для представителей позднейшей схоластики философия играла роль «служанки богословия». Она должна была давать лишь средства к рациональному обоснованию и систематизации уже готового содержания. Для Эриугены сама религия отождествляется с философией как свободным исследованием истины. Разум в своей деятельности не должен бояться никаких авторитетов. Он, по мнению Иоанна Скота, по природе выше и прежде любого авторитета и сам даёт силу всякому авторитету. Авторитет должен быть разумным, чтобы иметь обязательное значение для разума. Авторитет Св. Писания признаётся Эриугеной, но при предположении его безусловной разумности. Откровение не должно стеснять свободу разума, напротив – оно должно стимулировать его самодеятельность.

Эриугена был хорошо знаком и с восточным, и с западным богословием. Это дало ему возможность убедиться в непримиримых разногласиях по ряду пунктов в среде самих богословов. И он ставит судьёй над ними собственный разум. Иоанн Скот не был ни схоластиком в собственном смысле слова, ни мистиком, выступая в качестве дискурсивно мыслящего философа. По своему содержанию философия Иоанна Скота Эриугены представляет собой попытку соединить строгий монизм с христианским теизмом.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековые философы: жизнь и идеи

ВВЕДЕНИЕ... Предлагаемая читателям книга Средневековая философы жизнь и идеи является продолжением популярной серии книг для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС ТЕРТУЛЛИАН
(ок. 160 – после 220) Одним из самых ярких мыслителей Средневековья был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Он стоял у истоков религиозной средневековой европейской философ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(ок. 335 – ок. 394 гг.) Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, младший брат Василия Великого, друг Григория Богослова, представитель патристики. Внёс весомый вклад в раз

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354 – 430) Виднейшим из западных отцов церкви был Аврелий Августин – крупнейший философ периода патристики. Его учение стало определяющим духовным фактором средневекового

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1033 – 1109) Жизнь и деятельность Ансельма Кентерберийского совпали с одним из наиболее сложных периодов средневековой европейской истории. С распадом империи Ка

ПЬЕР АБЕЛЯР
(1079 – 1142) Пьер Абеляр – один из самых значительных представителей философской мысли Средневековья, оказавший огромное влияние на духовную жизнь своего времени и остави

ИОАНН РОСЦЕЛИН
(ок. 1050– после 1120) Иоанн Росцелин — французский философ раннего средневековья, попытавшийся решить проблему универсалий с позиций номинализма. Никаких

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(ок. 1240 – 1284) Французский философ, основатель западно-европейского (т. н. «латинского») аверроизма. Современники прозвали его «Великим». Жизнь и труды

РОДЖЕР БЭКОН
(ок. 1214 – после 1292) Многие исследователи средневековой философии полагают, что если бы Роджер Бэкон жил в XV – XVI вв., его деятельность могла бы быть более продуктивн

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
(1193 – 1280) Альберт Великий, иначе св. Альберт, Альберт Кёльнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, домини

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225/1226 – 1274) ФомаАквинский является самым видным и влиятельным философом-схоластиком западноевропейского средневековья.   Жизнь и труды

БОНАВЕНТУРА
(1217 – 1274) Бонавентура (что означает «благое пришествие») из Боньяреи (настоящее имя – Джованни Фиданца) – средневековый схоласт. Святой римско-католической церкви, ген

МАЙСТЕР ЭКХАРТ
(ок. 1260 – 1327) Немецкий мистик-богослов, доминиканец. Фамилия Экхарт в переводе с древневерхненемецкого означает «твёрдый как меч», что вполне соответствовало натуре эт

ИОАНН ДУНС СКОТ
(1265/1266 – 1308) На переломе XIII и XIV вв. развивалась философская деятельность Иоанна Дунса Скота, последнего и самого оригинального представителя золотого века средне

УИЛЬЯМ ОККАМ
(ок. 1285 – 1349) Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги