рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОДЖЕР БЭКОН

РОДЖЕР БЭКОН - раздел Философия, Средневековые философы: жизнь и идеи (Ок. 1214 – После 1292) Многие Исследователи Средне...

(ок. 1214 – после 1292)

Многие исследователи средневековой философии полагают, что если бы Роджер Бэкон жил в XV – XVI вв., его деятельность могла бы быть более продуктивной и значимой для последующего развития науки.

Но Бэкон жил в XIII в., когда в европейской культуре столкнулись две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, это была открывшаяся возможность познакомиться с арабской и античной философской и научной литературой. После изгнания мавров из Толедо, богатого традициями арабской и еврейской науки, там, а затем в Палермо, образовались мощные центры, занимавшиеся переводами литературы с арабского языка на латинский. Благодаря этому европейцы познакомились с работами выдающихся арабских ученых, таких как Ибн-Рушд, Авиценна, Аль-Фараби и др., которые занимались не только богословско-философскими проблемами, но и развитием положительного научного знания. Благодаря осуществлённым переводам, европейцам стали доступны наиболее значительные произведения арабской науки – медицины, математики, астрономии, оптики.

Вместе с работами арабских мыслителей переводились и труды античных философов и учёных. Вначале это были переводы с арабского языка, поскольку арабы давно были знакомы с ними. Затем Роберт Гроссетест и Вильем из Мербеке стали переводить античных авторов с греческих подлинников. Европейским учёным открылось всё богатство работ Платона, Плотина, Секста Эмпирика, Галена, Евклида и других великих умов античности. Особенно большое значение имели переводы Аристотеля, которого до сих пор европейцы знали только как логика, а теперь они познакомились и с его естественно-научными работами, и с его «Метафизикой». Наследие античных и арабских учёных стало мощным стимулом и катализатором для развития европейской культуры и науки, интереса к естественно-научному знанию.

Рост городов и возрастание городского населения, изменение потребностей, усиливающаяся тяга к знаниям сильно осложнили положение церкви. Именно тогда, почти одновременно, возникли два монашеских ордена – францисканский и доминиканский, – которые видели своё главное предназначение в искоренении ереси. Хотя по степени противоеретического рвения они и отличались друг от друга (особой непримиримостью отличались доминиканцы), задача у них была одна: укрепление папской власти, преследование всякого проявления инакомыслия, усиление влияния католичества. Возникшие ордены стали орудием папства в усилении его власти и пресечении вольнодумства. Члены их осуществляли надзор за школами и университетами, зачастую возглавляли богословские кафедры, были цензорами и судьями работ, трактатов и высказываний учёных и богословов.

Учёные того времени, в сущности, правоверные католики, не помышляли о разрушении основ католической веры, а, напротив, пытались придать ей большую убедительность через рациональное обоснование религиозных догматов. Тем не менее они должны были тщательно следить за тем, чтобы их рациональные гипотезы и положения не перешли ту грань, за которой их авторов могли бы обвинить в посягательстве на незыблемость основ Св. Писания и библейских догматов.

Роджер Бэкон не всегда справлялся с подобной задачей и жестоко расплачивался за это. Он был энциклопедически образованным человеком, написал много работ, оставил след во многих отраслях научного знания, но так и не создал собственной научной системы, и поэтому влияние его на современников было невелико. Зато его высоко оценивали в Новое время, порой даже преувеличивая его действительное значение.

Жизнь и деятельность.

В биографии Роджера Бэкона много «белых пятен». До сих пор даже даты рождения и смерти обозначены как относительные. Из жизнеописания выпадают целые десятилетия, нет достаточно достоверных сведений ни о месте пребывания, ни о характере его деятельности. Но даже те сведения, которые существуют, дают достаточное представление о напряжённости жизни Бэкона, направлениях его научной деятельности и основных его идеях.

По мнению большинства исследователей, Роджер Бэкон родился близ Ильчестера в Соммершите в богатой семье. Поэтому долгое время он имел возможность тратить для образования и научной деятельности на приобретение необходимой литературы, инструменты и оборудование до двух тысяч фунтов. Однако в бурное время правления короля Генриха III, когда оппозиция королю, опиравшемуся на иностранцев и союз с римской курией, местных баронов, горожан и верхушки крестьянства, привела к гражданской войне, семья Бэконов очень пострадала: имущество её было разорено, многие члены семейства были изгнаны.

Образование Бэкон получил в Оксфорде. Закончив обучение в университете (между 1236 и 1240 гг.) и став магистром искусств, он уезжает в Париж, тогдашний центр мыслящей Европы, и начинает там свою преподавательскую деятельность на факультете искусств. Здесь он читает лекции по Аристотелю, в основном занимаясь изложением идей, содержащихся в «Физике» и «Метафизике», и их комментированием. Во время пребывания в Париже Бэкон приобрел известность, получил степень доктора философии и почетный титул «Удивительный доктор» (или «Изумительный доктор»). Но в целом деятельность и атмосфера Парижского университета разочаровали его.

Годы, когда Бэкон был в Париже, были очень оживлёнными. Два монашеских ордена – францисканский, который в университете представлял Александр из Гэльса, и доминиканский, представителями которого были Альберт Великий и восходящий гений богословия Фома Аквинский, задавали тон и направление богословским диспутам. Тщательное изучение Аристотеля, перед которым Бэкон преклонялся, и систематическое изучение арабских писателей позволяли ему отчётливо видеть ошибки участников дискуссий, отсутствие систематических знаний, соединённых с непомерным апломбом и уверенностью в непогрешимости их собственных позиций. Неудивительно, что очень скоро многие из преподавателей и профессоров университета стали объектом отнюдь не безобидных насмешек со стороны Бэкона. Так, о работе Александра Гэльского «Сумма теологии» он говорил, что она тяжела, как лошадь, и весьма сомнительна с точки зрения авторства. А по поводу Вильгельма Овернского Бэкон утверждал, что дважды опровергал его заблуждения во время диспутов в Парижском университете.

В 1247 г. Бэкон покидает Париж и возвращается в Оксфорд, а в 1250 г. становится членом ордена францисканцев. Всё это время он много работает. Преподаёт в университете, хотя эта деятельность занимает у него незначительное место. Теперь его больше занимает не столько философия сама по себе, сколько наука. Он изучает математику, оптику, языки (греческий, еврейский, возможно, арабский). В это же время им были написаны его первые работы: «Оптика», «Метафизика», «О знаках», «О распространении видов».

Слава Бэкона быстро распространяется в Оксфорде, хотя его постоянно подозревают то в занятиях алхимией, то в нарушении церковных догматов. Из-за этого он часто попадает в сложные переделки. Наука того времени была тесно связана с алхимией и астрологией, которые, в сущности, были частью физической науки. Подозрения в занятиях алхимией (а возможно, и черной магией), но в ещё большей степени нападки на невежество и порочность духовенства существенно осложнили его жизнь. Вступая в орден францисканцев, который был во многом либеральнее доминиканского, Бэкон, скорее всего, рассчитывал на поддержку орденского руководства и братьев по ордену. Однако отношения его со старшими братьями по ордену вскоре испортились. В одном из писем Папе Римскому он жалуется, что его беспрестанно нагружают всевозможными обязанностями, и что он подвергается наказаниям с «невыразимой жестокостью»: наказывают его голодом, держат под строгой охраной и никого не допускают к нему.

Положение его ещё ухудшилось, когда генералом ордена стал Бонавентура. Он запретил Бэкону заниматься преподавательской деятельностью в Оксфорде, велел оставить город и отдал его под надзор ордена в Париже. Здесь он в течение десяти лет оставался под присмотром, терпел лишения и не мог издать ничего из им написанного.

Одно время показалось, что помощь может прийти от Ги де Фулькази, папского легата в Англии, который был наслышан о Бэконе ещё во времена его работы в Оксфорде и сочувственно относился к его идеям. В 1265 г. Бэкон встречался в Париже с кардиналом, просил его о поддержке и помощи. Кардинал предписал прислать ему сочинение, предполагая, что оно уже готово. В 1266 г. Ги де Фулькази становится Папой Климентом IV и в письме Бэкону напоминает о книге, а также предлагает ему изложить свои взгляды на проблемы университетского образования, церковной жизни и др.

У Бэкона, по-видимому, уже были сделаны многие наброски. Но ему нужны были средства для приобретения книг и оборудования, а их у него не было. Помощи от родных он получить не смог: семья к этому времени была разорена. Возможно, какую-то помощь ему оказали его друзья. Так или иначе, за очень короткий срок он написал и отправил папе «Большое сочинение» – свой самый значительный труд. Эту работу Бэкон считал началом энциклопедии, которую он намеревался написать. В ней автор рассмотрел причины человеческих заблуждений, отношение философии и теологии, важность изучения языков и для философии, и для теологии, обосновал ведущее место математики для всех наук.

Вскоре он направляет папе ещё две работы: «Малое сочинение», которое представляет собой дополнение к «Большому сочинению», а также «Третье сочинение». Все три работы представляют собой, помимо собственно теологических и философских взглядов, предложения реформ как в области университетского образования, так и в церковной жизни вообще. Но было уже поздно. В 1268 г. Климент IV умер, так и не успев оказать сколько-нибудь существенной помощи учёному. Правда, перед этим он успел дать ему разрешение вернуться в Оксфорд.

Бэкон снова продолжает интенсивную научную деятельность. С 1268 по 1277 г. он написал книги «Философский компендиум», «Общая физика» и ряд других работ. Ему приписывается авторство работы «Зеркало астрологии», в которой выявляется связь между магией, астрологией и алхимией и утверждается, что они являются вершинами естествознания. Это, скорее всего, ошибка. Бэкон на самом деле увлекался астрологией, но об отношении его к магии лучше всего свидетельствует его «Послание о тайных действиях искусств и природы и ничтожестве магии». Вероятнее всего, автором «Зеркала астрологии» является Альберт Великий.

В 1277-78 гг. генерал ордена Иероним из Асколи начинает преследовать Бэкона за его убеждения, а также за нападки на духовенство. По некоторым сведениям, собратья по ордену к тому же хотели добиться, чтобы Бэкон открыл им секреты получения золота (которых он, разумеется, не знал). Так или иначе, в 1278 г. философ был заключен в тюрьму, где и провел четырнадцать лет. Сочинения же философа-естествоиспытателя по приказу генерала ордена были прикованы цепями к столу в библиотеке Оксфорда. В 1292 г., уже, по-видимому, будучи на свободе, он пишет свою последнюю работу «Теологический компендиум» и вскоре умирает.

 

Основные идеи Роджера Бэкона

Интерес к научному знанию в период позднего Средневековья имел под собой определённые основания. С одной стороны, это было ускорение социально-экономического развития Европы, в основе которого лежало интенсивное развитие производительных сил, ремёсел и сельского хозяйства, сопровождавшееся различными изменениями орудий труда и средств производства (усовершенствование водяного колеса, металлургических процессов, появление механических часов и т.д.). С другой стороны, сказалось влияние арабской философии и науки, а также переводы античных авторов по физике, оптике, астрономии и другим естественным наукам, ставшие доступными для европейцев XII-XIII вв.

Однако в это время научная мысль в Европе продолжает развиваться преимущественно в рамках теологического мировоззрения. Главную задачу учёные видели в том, чтобы с помощью науки обосновать рационалистически мощь божественной мудрости и соотнести научные знания с проявлениями божественной сути в природе.

Роджер Бэкон не был здесь исключением. Философия, с его точки зрения, есть раскрытие божественной мудрости посредством науки и искусства. Поэтому один из наиболее важных вопросов для него – теория познания, которая призвана была обосновать необходимость существования всех естественных наук.

Истина, по Бэкону, полностью дана в Св. Писании, а все науки служат для её разъяснения: «Как в кулаке собирается всё то, что развернуто в ладони, так и вся мудрость, полезная человеку, заключается в Священном Писании, но не полностью разъяснена, и ее разъяснение есть каноническое право и философия». Из этого следует и понимание Бэконом природы человеческого знания.

Если мудрость от Бога, то и всё знание – тоже от Бога. Но каким образом человек обретает знания? Основываясь на работах Аристотеля и Авиценны, философ проводит различие между интеллектом действующим и интеллектом возможным. Возможный (человеческий) интеллект пассивен и сам по себе к познанию не способен. Действующий же интеллект (прежде всего интеллект божественный, а затем и ангельский) иллюминирует, «освещает», «просветляет» человеческую душу, сообщая ей способность к познанию. Получив образ предмета через органы чувств, человек с помощью божественной иллюминации оказывается способным к познанию вещей.

Несмотря на это теологическое обоснование процесса познания, Бэкон, будучи поклонником и последователем Аристотеля, Авиценны и своего современника Гроссетеста, противопоставлял схоластическим теолого-философским построениям конкретные достижения экспериментального знания, которое, однако, невозможно без божественной благодати. Видимо, поэтому он совершенно не ценил логику, считая, что она не даёт приращения научного знания, а только формирует способность, умение правильно выражать свои мысли, и потому считал её, наряду с риторикой и грамматикой, наукой лишь о словах.

Важен для Бэкона и вопрос о способах познания. Он рассматривает два способа познания: с помощью доказательства, основанного на рассуждении, и опыта, на котором основывается всякая наука. «Доказательства, – полагает учёный, – приводят нас к заключению, но оно не подтверждает и не устраняет сомнение так, чтобы дух успокоился в созерцании истины, если к истине не приведет путь опыта… Если какой-нибудь человек, никогда не видавший огня, докажет с помощью веских доводов, что огонь сжигает, повреждает и разрушает вещь, то душа слушающего не успокоится, и он не будет избегать огня до тех пор, пока сам не положит руку или воспламеняющуюся вещь в огонь, чтобы на опыте проверить то, чему учат доводы. Удостоверившись же на опыте в действии огня, дух удовлетворится и успокоится в сиянии истины. Следовательно, доводов недостаточно. Необходим опыт».

Опыт, с точки зрения Бэкона, также бывает двояким: один основан на чувственном восприятии, в том числе с использованием инструментов (например, для наблюдения за небесными светилами), другой – это внутренний опыт, нечто вроде мистического озарения. Познание идёт, прежде всего, от наших органов чувств через последующее абстрагирование и выделение идей к рациональному познанию, к разуму.

Кроме того, Бэкон считал, что существовал еще и праопыт, которым Бог наделил святых отцов и пророков. Они вообще не опирались на органы чувств, потому что Бог открыл для них истину через внутреннее озарение, а потому единственная и совершенная мудрость заключена в Св. Писании. Ветхозаветные старцы и пророки оказались первыми философами и учёными. Некоторые учёные античности, такие как Аристотель, не будучи христианами, заимствовали от пророков часть их опыта и с тех пор стали называться философами, в то время как до этого они называли себя мудрецами. Человек, считал Бэкон, всегда будет стремиться к абсолютной истине, но он будет находить лишь ту её часть, которую Бог захочет сообщить людям.

Ограниченность познания зависит и от человеческих заблуждений, которые, был уверен Бэкон, являются величайшими препятствиями на пути к постижению истины. Причин таких заблуждений четыре: 1) доверие сомнительному авторитету (правда, говоря о недостойных авторитетах, философ, конечно, исключал Св. Писание и труды отцов церкви); 2) привычки и традиции («это передано нам от отцов, это привычно, это общепринято, следовательно, этого надо и придерживаться»); 3) мнение несведущей толпы; 4) невежество, выдаваемое за всезнание.

Последняя причина представлялась Бэкону самой опасной, потому что «от этой смертоносной чумы происходят все бедствия человеческого рода, ибо из-за этого остаются непознанными полезнейшие, величайшие и прекраснейшие свидетельства мудрости и тайн всех наук и искусств». Но ещё хуже то, полагал философ, что люди, слепые от мрака этих четырёх препятствий, не ощущают собственного невежества, а напротив, обороняют и защищают его. Более того, погрузившись в глубочайший мрак заблуждения, они полагают, что находятся в полном свете истины.

«Истинное знание надо искать в природе», – сказал Роджер Бэкон и тем самым опередил своего знаменитого однофамильца Френсиса Бэкона на 300 лет.

Главными сферами философии и науки Бэкон считал три отрасли знания: математику, физику и этику. Вратами и ключом для всех наук является математика, «ибо не зная её, нельзя знать ни прочих наук, ни мирских дел», – утверждал Бэкон, указывая на значение математики не только для науки, но и для богословия. И обосновывает это утверждение рядом положений:

1. Математика – единственная наука, которая достоверна и ясна.

2. Принципы математики врождены человеческому уму, поэтому математика самая лёгкая из всех наук.

3. Даже самые грубые духовные люди, не способные к изучению других наук, способны изучить математику.

4. Обучение надо начинать с того, что сообразно с детским умом. Математика относится именно к знаниям такого рода. Поэтому обучение надо начинать именно с математики.

5. Всякое сомнение проясняется с помощью достоверного знания. Но именно в математике мы можем достичь безошибочной истины и всей несомненной достоверности, потому что в ней необходимо иметь доказательства, исходящие из подлинных и необходимых причин.

6. Кроме того, в математике имеется и чувственный опыт в виде чертежей, исчислений и т.д., очевидных для ощущений.

7. Лишь у одной математики имеются неоспоримые доказательства, исходящие из необходимых причин.

Все науки основываются на математике и только тогда прогрессируют, когда могут быть подведены под математические принципы. Эти идеи Бэкон подтверждает, показывая, в частности, приложение геометрии к действию естественных тел. Он уверен, что его метод может быть применён к изучению света звёзд, морских приливов и отливов, движению весов. Таким образом, Бэкон предвосхитил значение и роль математики в дальнейшем развитии научного знания.

В физике учёный выделяет несколько дисциплин, в число которых входят оптика, астрономия, алхимия, медицина, техника и др. Физика – это наука о естественных деятелях и их действиях, или эффектах. Структура взаимодействия в природе включает в себя деятеля, претерпевающую часть («материальное начало» или просто «материю») и результат. Все субстанции (т.е. любая конкретная вещь), а также некоторые акциденции (свойства вещей), такие, как холод, тепло, влага, сухость, свет, тон, запах, вкус, активны и вследствие этого производят определенные действия.

Первым таким действием является вид, т.е сила действующего. С помощью этих видов совершаются все действия и происходят все изменения в природе. Все виды возникают и распространяются сообразно единым законам. Поэтому оптика, изучающая законы возникновения, распространения и действия видимых видов, прежде всего – света, позволяет объяснить любое явление геометрически, в линиях, и является универсальной наукой, дающей возможность получения математически точного знания любого природного действия.

Роджер Бэкон редко принимал участие в философско-богословских дискуссиях. Но, тем не менее, он не мог не откликнуться на один из самых злободневных вопросов того времени – на вопрос об универсалиях. Здесь он занимал позицию умеренного реализма, полагая, что видовые и родовые сущности укоренены в единичных вещах, подчёркивая тем самым объективное существование единичного: ведь Бог начал создание человечества с Адама, единичного существа. Он, кажется, готов был признать и объективное существование общего, но считал, что философия должна это ещё обосновать.

Заключение

В Новое время особое признание получили смелые догадки Бэкона относительно будущих изобретений и открытий: им высказывались идеи о создании очков, подзорной трубы, телескопа, безопорного моста, самодвижущихся повозок и кораблей, метательного аппарата и аппарата для подводного погружения.

Но наследие Роджера Бэкона еще ждёт своих исследователей. Многие его работы все ещё существуют в виде рукописей, а изданные – в большинстве своем – на латинском языке и хранятся в разных местах: в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в национальной библиотеке Парижа, в библиотеке комитета Оксфордского университета, в библиотеке Ватикана и других местах.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековые философы: жизнь и идеи

ВВЕДЕНИЕ... Предлагаемая читателям книга Средневековая философы жизнь и идеи является продолжением популярной серии книг для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОДЖЕР БЭКОН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС ТЕРТУЛЛИАН
(ок. 160 – после 220) Одним из самых ярких мыслителей Средневековья был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Он стоял у истоков религиозной средневековой европейской философ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(ок. 335 – ок. 394 гг.) Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, младший брат Василия Великого, друг Григория Богослова, представитель патристики. Внёс весомый вклад в раз

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354 – 430) Виднейшим из западных отцов церкви был Аврелий Августин – крупнейший философ периода патристики. Его учение стало определяющим духовным фактором средневекового

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
(ок. 810 – ок. 877) Иоанн Скот Эриугена – философ, который попытался объединить в своих воззрениях итоги развития мысли в христианстве на Востоке и Западе. Он создал довол

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1033 – 1109) Жизнь и деятельность Ансельма Кентерберийского совпали с одним из наиболее сложных периодов средневековой европейской истории. С распадом империи Ка

ПЬЕР АБЕЛЯР
(1079 – 1142) Пьер Абеляр – один из самых значительных представителей философской мысли Средневековья, оказавший огромное влияние на духовную жизнь своего времени и остави

ИОАНН РОСЦЕЛИН
(ок. 1050– после 1120) Иоанн Росцелин — французский философ раннего средневековья, попытавшийся решить проблему универсалий с позиций номинализма. Никаких

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(ок. 1240 – 1284) Французский философ, основатель западно-европейского (т. н. «латинского») аверроизма. Современники прозвали его «Великим». Жизнь и труды

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
(1193 – 1280) Альберт Великий, иначе св. Альберт, Альберт Кёльнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, домини

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225/1226 – 1274) ФомаАквинский является самым видным и влиятельным философом-схоластиком западноевропейского средневековья.   Жизнь и труды

БОНАВЕНТУРА
(1217 – 1274) Бонавентура (что означает «благое пришествие») из Боньяреи (настоящее имя – Джованни Фиданца) – средневековый схоласт. Святой римско-католической церкви, ген

МАЙСТЕР ЭКХАРТ
(ок. 1260 – 1327) Немецкий мистик-богослов, доминиканец. Фамилия Экхарт в переводе с древневерхненемецкого означает «твёрдый как меч», что вполне соответствовало натуре эт

ИОАНН ДУНС СКОТ
(1265/1266 – 1308) На переломе XIII и XIV вв. развивалась философская деятельность Иоанна Дунса Скота, последнего и самого оригинального представителя золотого века средне

УИЛЬЯМ ОККАМ
(ок. 1285 – 1349) Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги