рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество как система

Общество как система - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   Сферы Общественной Жизни. Рассматривая Общес...

 

Сферы общественной жизни. Рассматривая общество как целостный социальный организм, в нем можно выделить три относительно самостоятельные сферы, отличающиеся друг от друга закономерностями своего функционирования и ролью в общественном развитии. Это материально-производственная, политическая и духовная сферы общественной жизни. Отдельные авторы (В. С. Барулин) настаивают на выделении четвертой сферы общества – социальной, включая в ее содержание общности людей (классы, этносы и т. п.).

Материально-производственная жизнь общества. К. Маркс считал эту сферу основной, определяющей все остальные сферы общественной жизни: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[203]. Эта идея составляет основу социальной философии марксизма – исторического материализма. Видимо, она является правильной для анализа такого состояния общества, когда в нем большинство составляют люди, преимущественно ориентированные на удовлетворение материальных потребностей. В таких обществах, где экономическая целесообразность доминирует над нравственностью, люди, подобные А. Сахарову, мало влияют на процессы принятия законодательных, исполнительных и судебных решений. В обществах, где духовность рассматривают лишь как декоративное украшение к материальному благополучию и политическому положению человека, А. Сахаров, Н. Бердяев, З. Валиди, Махатма Ганди, А. Мень, Мухаммад, Иисус всегда находятся в оппозиции, их сажают в тюрьмы, изгоняют из страны или просто убивают. Как показывает сегодняшняя практика, люди выбирают в органы власти тех, кто обещает снизить цены на мясо, хлеб и водку, а не тех, кто строит религиозные храмы, общеобразовательные школы и университеты. Мы живем в сильно материализованном обществе и должны это учитывать, если хотим понять, что движет этим обществом. Поэтому экономический детерминизм Маркса в нынешней ситуации с ее минимумом действия духовных факторов, думается, вполне оправдан. Но его нельзя абсолютизировать, ибо в истории есть периоды, когда духовный фактор выходит вперед, производя социальные изменения огромных масштабов. Вспомним, какие радикальные повороты претерпела человеческая история под влиянием религиозных идей Будды, Иисуса или Мухаммеда.

Главное содержание материальной жизни общества составляет производство материальных благ. Оно (производство) предполагает наличие трех элементов: субъекта труда, средств труда и предмета труда, которые образуют производительные силыобщества.

Субъектом труда является человек. В определенных случаях в качестве субъекта труда правомерно рассматривать трудовой коллектив или даже все человечество. Это зависит от задач философского или социологического анализа. Но традиционно субъектом труда не считают животное или машину. Они рассматриваются как средства, а иногда как предметы труда.

Субъекту труда противостоит объект труда, который традиционно в отечественной литературе называют предметом труда. Им может быть любой объект, подлежащий обработке трудом, – земля, нефть, машины, животные и т. д. Для увеличения эффективности труда человек с древнейших времен применяет средства труда, в которые входят орудия труда, средства связи, производственные помещения, дороги.

Наряду с производительными силами, в отечественной социологии труда всегда рассматривается другое понятие – производственные отношения. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью», – писал Маркс по этому поводу[204].

Производственные отношения делят на четыре вида: 1) отношения, возникающие по поводу владения средствами производства; 2) отношения, связанные с распределением продукта производства; 3) отношения, связанные с потреблением (в первую очередь, потреблением предмета труда и средств труда – сырья, инструментов, техники, электроэнергии и т. п.); 4) отношения, связанные с обменом (обмен видами деятельности, технологиями, сырьем и т. п.).

Среди этих отношений главную роль играют отношения собственности. Именно они влияют на характер отношений распределения, обмена и потребления. Если средства производства принадлежат всем, то получается один тип общества, подобный первобытному.

Если же средства производства принадлежат только части населения, то возникают эксплуататорские общества с сильно поляризованными интересами своих членов. Таким образом, тип производственных отношений, где главную роль играют отношения собственности, определяет характер общества. Но от чего зависит установление в обществе того или иного типа производственных отношений? Маркс связывал это с характером и уровнем развития производительных сил. Действительно, если производственные отношения – это отношения между людьми, то они будут детерминированы прежде всего уровнем профессионализма и других личностных качеств работников. А эти характеристики в свою очередь зависят от того, в каких условиях работает человек, какими технологиями пользуется. Повседневное использование ЭВМ, роботов, лазеров создает новый тип работника, сильно отличающегося от рабочего, орудующего ломом и лопатой. Таким образом, в рамках производительных сил постоянно идет развитие и средств труда, и субъекта труда. Изменения, происходящие в человеческом компоненте производительных сил, существенным образом влияют на отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Зависимость производственных отношений от производительных сил в марксистской социальной философии выражена в виде закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производительные силы составляют ведущую сторону процесса производства: изменяясь, они вызывают трансформацию производственных отношений. Как правило, производительные силы в своем развитии опережают существующие производственные отношения. Поэтому последние тормозят развитие производительных сил. Но если производственные отношения приводятся в соответствие производительным силам, то они стимулируют их развитие.

Материальная жизнь человека во многом определяет его политические интересы. Подвергающийся жестокой эксплуатации работник вряд ли поддержит на выборах политиков, оправдывающих правомерность такой эксплуатации. Зависимость политических взглядов человека от его материальной жизни является выражением зависимости политической сферы общественной жизни от материально-производственной. Рассмотрим это отношение более подробно.

Политическая сфера общественной жизни. Общество нуждается в управлении. Совокупность институтов уп­равления, взятая вместе с их функционированием, и составляет то, что принято называть политической сферой общества. Политикаэто область социальной реальности, связанная с организацией, регулированием и контролем общественной жизни.

Исследуя вопрос о сущности политической сферы, В. С. Барулин и Г. Г. Филиппов пришли к выводу, что главным признаком этой сферы является организация людей. «Именно организация общественных процессов, институтов и деятельности формирует ту реальную социальную силу, которая становится собственной, подлинной основой политической власти», – пишет Г. Г. Филиппов[205]. В. С. Барулин определяет организацию как «сознательно и целенаправленно создаваемый людьми институт для координирования, направления, руководства и т. д. какими-то общими делами, общими интересами»[206].

Политика неразрывно связана с властными отношениями, властью над людьми. Такая связь вполне объяснима: даже для того, чтобы организовать жизнь небольшого коллектива, руководитель должен обладать возможностью воздействовать на людей, которыми ему поручено руководить. Когда граждане определенного государства не хотят, чтобы ими руководили таким образом, политические отношения в нем могут приобрести антагонистический характер. Такие периоды в обществе называют социальными революциями. К наиболее острым проявлениям политики относится война, которая возникает из-за вопроса о распределении власти между отдельными классами, этносами, государствами. Если же власть в государстве захватывается отдельным человеком или отдельной небольшой группой людей, то такое явление называют политическим переворотом.

Таким образом, наличие в чьих-то действиях стремления к власти делает эти действия политическими. Например, действия какой-то социальной группы, направленные на проведение досрочных выборов президента страны, являются явно политическими в отличие, скажем, от демонстрации в защиту домашних животных, организованной той же группой. Однако политика и власть не идентичны. Политика шире власти, политические отношения не сводятся только к властным отношениям. Например, нынешние отношения между Россией и Бразилией можно называть политическими, хотя эти отношения не характеризуются через понятия «господство» и «подчинение».

Политическая жизнь общества – сложный феномен, включающий в себя множество составляющих. Из них, если исходить из их важности для понимания особенностей этой сферы жизни, можно выделить пять: субъект политики, политическая структура, объекты политики, орудия политики, политическое сознание. Рассмотрим их более подробно.

Субъекты политики – это носители политической деятельности. Можно выделить два взаимосвязанных субъекта политики: политические институты и политические деятели. К политическим институтам относятся организации и учреждения, связанные с регулированием общественной жизни. Важнейшим среди них является государство – главный носитель политической власти. Известный исследователь общества М. Вебер связал функционирование этого института с наличием отношения господства людей над людьми, опирающегося на легитимное (узаконенное) насилие как средство управления[207].

Другим важным политическим институтом является политическая партия. По своему происхождению это наиболее активная и организованная часть класса либо другой социальной общности, выражающая и защищающая его интересы. Однако в 1980-х годах стали появляться партии, не имеющие ясно очерченной классовой основы. Они стали возникать на базе каких-либо социальных движений и по своей структуре отличаются от партий классического типа. Например, партия «зеленых» в ФРГ возникла на базе экологического движения. Она не имеет постоянного партийного лидера, общей программы, нет в ней и оформленного постоянного членства. С учетом существования подобных объединений политическая партия может быть определена как «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении»[208]. Правящая политическая партия играет значительную роль в разработке экономического и политического курса страны, в формировании правительства, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Наряду с государством и политическими партиями существуют и такие политические институты, для которых вопросы, связанные с завоеванием или укреплением власти, не являются первостепенными. Эти вопросы они решают обычно лишь в контексте тех проблем, которые объявляются приоритетными в их программах и уставах. К таким институтам относятся профсоюзы, пацифистские движения, экономические союзы и т. п. Задачи, решаемые ими, прямо или косвенно затрагивают интересы государства, политических партий или отдельных руководителей, но не связаны явно с намерением захватить власть или укрепить ее. Например, действия профсоюзов, направленные на увеличение заработной платы и пенсий, в условиях экономического кризиса могут привести к отставке правительства.

Другим субъектом политики являются политические деятели. Среди них следует выделить политических лидеров. В политологии принято говорить о трех типах лидеров, различающихся по характеру и масштабам деятельности: а) лидеров малых групп; б) лидеров общественных движений (организаций, партий и т. п.), не занимающих ключевых позиций в государстве; в) лидеров государственного уровня власти (короли, президенты, спикеры и т. п.). Следует оговориться, что одно и то же лицо может выполнять роль и лидера малой группы, и лидера государственного уровня. Например, президент страны может быть членом небольшой группы единомышленников, с которыми он в неформальной обстановке обсуждает важнейшие проблемы, влияющие на судьбу страны. К особому типу лидеров относятся вожди. Свойственный патриархально-родовым и раннефеодальным обществам, этот тип лидерства находит место и в современном мире. Как правило, он возникает в авторитарных обществах и государствах с тоталитарным режимом.

К политическим деятелям, видимо, следует относить и ведущих политических обозревателей, руководителей идеологических служб, крупных политологических и социологических центров, играющих заметную роль в формировании общественного мнения и распространении политических идей.

Политические институты и политические деятели являются основными элементами политической системы общества. Термин «политическая система» в литературе употребляется в разных смыслах. В отечественных источниках обычно в содержание этого понятия включают лишь политические институты – государство, политические партии и такие «полуполитические» организации, как профсоюзы, комсомол и т. п. Любой человек, знакомый с понятием «система», скажет, что это однобокое понимание этого термина. Действительно, система есть единство элементов и структуры. Элементы сами по себе еще не есть система. Тридцать солдат не являются взводом, если отсутствует соответствующая взводу их организация в единое войсковое подразделение. Для того, чтобы создать из элементов систему, нужна структура. Под структурой в теории систем принято понимать способ организации элементов. Таким образом, под политической структурой следует понимать способ организации субъектов политики в определенную целостность, функционирующую по заданным правилам («правилам политической игры», представляющим нормы политической жизни). Иногда крупные изменения в политической жизни связаны только структурными перестановками. Например, в политической жизни России произошли бы сейчас заметные изменения, если бы президент страны подчинялся парламенту (например, избирался бы парламентом).

Субъект политики предполагает наличие объекта политики. Объектами политики являются те фрагменты реальности, на которые направлена деятельность субъектов политики. Чаще всего в качестве объекта политики выступают те или иные элементы социальной реальности (этносы, религиозные объединения, социальные группы, рынки сбыта, отдельные личности и т. п.). Но объектом политики могут быть и природные феномены – нефть, земля, участки водной поверхности, охотничьи угодья и т. п.

Для повышения эффекта воздействия на объект субъект политики нередко использует орудия политики. К ним относятся средства, используемые для реализации политического решения. Чаще всего в качестве орудий политики выступают армия, специальные службы, дипломатический корпус, средства массовой информации, религиозные и этнические организации, политические партии и движения, отдельные личности.

Наконец, анализ политической жизни общества был бы неполным, если бы мы не рассмотрели такой важный ее компонент, как политическое сознание. Оно включает в себя знания и чувства граждан, имеющие отношение к деятельности тех институтов и людей, которые ответственны за организацию жизни в обществе. Для определения уровня развития политического сознания, его качественного своеобразия применяют термин «политическая культура». Степень развития политической культуры является важнейшим фактором политической стабильности. Характер большинства конфликтов с большими человеческими жертвами в некоторых районах планеты во многом определяется низким уровнем политической культуры организаторов и участников политических акций. Разность политической культуры прибалтийских и среднеазиатских народов очень сильно повлияла на ход событий в Прибалтике и государствах Средней Азии после распада СССР.

Политическая жизнь общества тесно связана с его материально-производственной сферой. Характер политической структуры, тип государства, отношения между классами и другими социальными общностями во многом определяются экономикой. Политика в основном детерминирована экономическими интересами ее субъектов. Экономика выступает по отношению к политике ее материальной основой. Бедное государство вынуждено принимать иные политические решения, чем богатое. Партии, обладающие большими материальными возможностями, имеют больше шансов победить на выборах, чем те, кто не имеет денег даже на рекламу.

Духовная жизнь общества. Духовную жизнь общества можно кратко охарактеризовать как сферу общественной жизни, связанную с производством и трансляцией духовных ценностей.

Центральной категорией научного анализа духовной сферы общества в отечественной социальной философии традиционно считают понятие «общественное сознание». Общественное сознание – это распространенные в обществе политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, научные и философские взгляды людей, их чувства, настроения и переживания, выражающие отношение к протекающему общественно-историческому процессу. Оно включает в себя ту часть духовной культуры, которая не опредмечена. Поэтому в него не входят, например, книги, произведения архитектуры, живописи, ноты, места паломничества и т. п. Общественное сознание – ядро духовной жизни общества, ибо оно присутствует во всех сферах жизнедеятельности людей; вся духовная культура представляет собой продукт развития и функционирования общественного сознания.

В отечественной социальной философии общественное сознание рассматривается в двух аспектах: познавательном (гносеологическом) и социологическом. В познавательном аспекте его рассматривают как знание об обществе. При этом обнаруживается наличие двух его уровней – обыденного и теоретического сознания, различающихся глубиной отражения социальных процессов.

В социологическом аспекте общественное сознание рассматривается с точки зрения выполняемых им в обществе функций. В результате такого взгляда в нем выделяют такие компоненты, как идеология и общественная психология. Рассмотрим сначала уровни общественного сознания.

Обыденное сознание есть распространенные в обществе знания, представления и установки, основывающиеся на непосредственном повседневном опыте людей. «По своему содержанию обыденное сознание представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов»[209].

Теоретическое сознание – это научные знания и представления, претендующие на отражение сущности социальных процессов.

В социологическом аспекте анализа в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию.

Общественная психология – это господствующие в обществе интересы и потребности, чувства и настроения, традиции и обычаи, взгляды и идеи, выражающие отношение людей к реальным социальным процессам. Явления, отраженные в общественной психологии, не столько понимаются, сколько переживаются в виде симпатий или антипатий, доверия и недоверия, ненависти или безразличия. Так же, как и обыденное сознание, общественная психология носит несистематизированный характер, формируется стихийно и исторически предшествует идеологии.

Идеология представляет собой теоретически оформленную систему взглядов класса, партии или другой общественной группы. Она выступает в форме политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов. Разрабатывается специальными людьми – идеологами, которые представляют интересы определенного класса, партии, религиозной общности и т. п. Эти социальные общности осознают через идеологию свои общие интересы, цели, свое место в обществе, отношение к другим общностям. Идеология выступает как основа их самосознания.

Идеология и теоретическое сознание общества во многом совпадают, хотя идеология включает в себя и некоторые взгляды, функционирующие на уровне обыденного сознания. Теоретическое сознание содержит в себе не только идеологические, но и внеидеологические принципы, нормы, методы и теории (например, общепринятые социологические методы исследования).

Кроме указанных выше компонентов в общественном сознании выделяют элементы, получившие название форм общественного сознания. Под формами общественного сознания подразумевают такие его сферы, которые отличаются друг от друга предметом и способом отражения объектов социальной реальности, а также выполняемыми в обществе функциями. Как видно из определения, здесь общественное сознание рассматривается одновременно и в познавательном, и в социологическом аспектах.

Выделяют следующие формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религию, науку, философию.

Политическое сознание представляет собой совокупность знаний и чувств граждан, связанных с деятельностью институтов и отдельных людей, ответственных за организацию общественной жизни. Будучи формой общественного сознания, оно обладает всеми его характеристиками: имеет обыденный и теоретический уровни, идеологическую и психологическую формы функционирования. Политическое сознание является сложным феноменом, предметом отражения которого выступают стороны социальной жизни, связанные с вопросами организации совместной жизни граждан. Средством отражения политического сознания являются как концептуальные феномены (теории, гипотезы, принципы и т. п.), так и образы, иносказания, символы, чувства и т. п. Его роль заключается в познании закономерностей развития политических процессов и формировании соответствующего общественного мнения по поводу власти и ее решений.

Как известно, политики, завоевавшие власть, стараются ее закрепить с помощью права. Право всегда идет за политикой. Частью права является правосознание.

Правосознание есть «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представлению о том, что является правомерным или неправомерным[210]. Оно, как и все формы общественного сознания, имеет теоретический и обыденный уровни. На теоретическом уровне разрабатываются правовые принципы и нормы, дается обоснование их справедливости, критикуются варианты правового регулирования, отражающие интересы других социальных групп. Поэтому теоретический уровень права в значительной мере представляет собой правовую идеологию, т. е. систему правовых взглядов, основывающихся на определенных классовых позициях. Правда, правовая идеология, будучи адресована не только и не столько теоретикам, а широким слоям населения, не может не учитывать особенности обыденного сознания. Поэтому она включает в себя его определенные элементы. Прежде всего речь идет о компонентах правового обыденного созна­ния, рассчитанных на воздействие с помощью эмоциональных, внерациональных средств. По этой причине правовое сознание на обыденном уровне во многом есть правовая общественная психология, т. е. привычки, чувства, эмоции людей, возникающие в сфере правовых отношений. Однако обыденное правосознание несколько отличается от правовой общественной психологии: оно содержит не только внерациональные компоненты, но и часть правовых знаний, проникающих туда через правовую идеологию.

В отличие от других форм общественного сознания, правосознание отражает те явления общественной жизни, где имеют место правовые отношения. Правосознание отличается и способом отражения реальности: в нем в большей степени доминируют нормативные формы организации информации. Если же рассматривать правосознание в аспекте выполняемых им функций, то сразу бросается в глаза главная его роль в обществе – регуляция общественных отношений.

На правосознание влияет и мораль, а не только политическое сознание. Моралькак форма общественного сознания (нравственное сознание) есть общепринятые нормы и оценки человеческого поведе­ния, поддерживаемые силой общественного мнения. Главное в морали – нравственные нормы, т. е. воспроизводимые в каждом поколении правила поведения. В отличие от правовой нормы, нравственная норма возникает стихийно, тиражируется силой примера и поддерживается силой общественного мнения. В морали нравственная норма выступает в роли повеления, обращенного ко всем людям. Но поскольку люди различны, то и отношение к этим нормам различно. По этой причине мораль классова. Но люди не только отличаются друг от друга, они и похожи друг на друга. У нас есть черты разъединяющие, но есть и черты объединяющие. По этой причине мораль содержит не только классовые, но и общечеловеческие нормы. Она и классова, и общечеловечна.

По способу отражения мораль мало чем отличается от правосозна­ния: социальная реальность отражается в ней прежде всего в виде норм и идеалов.

Чем лучше нравственное сознание способствует регуляции отношений между людьми, тем оно прогрессивней. Однако из-за неоднозначности решения вопроса о социальном прогрессе и его критерии, есть смысл оговориться, что здесь подразумевается под нравственным прогрессом. На наш взгляд, речь должна идти о постепенном вытеснении из морали классовых норм и замене их общечеловеческими. Примером здесь может послужить искусство, где общечеловеческий момент выражен более заметно, чем в морали, правовом и политическом сознании.

Если, с одной стороны, мораль тесно связана с правосознанием, то с другой стороны она активно взаимодействует с искусством. Искусство как форма общественного сознания (эстетическое сознание) представляет собой отражение и оценку реальности с помощью художественных средств. Предметом отражения искусства является не только социальная реальность, но и внутренний мир человека, и природа. По способу отражения искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что в нем преобладает образное отражение действительности, окрашенное эмоциями. Кроме того, в искусстве субъективность отражения рассматривается не как недостаток, а как достоинство художника. Еще одной отличительной чертой способа отражения в искусстве считают то, что его образы, в отличие от научных и правовых теорий, объединяют в себе и нравственную оценку, и эстетический идеал, и эмоциональное состояние, и жизненный опыт человека. Главной функцией искусства является воспитательная. Воздействуя не только на разум, но и на чувства людей, высокохудожественные произведения искусства способствуют формированию у них тех взглядов, идеалов и образцов поведения, с помощью которых воспроизводятся основы человеческой культуры. Ценность произведения искусства определяется уровнем выразительности вопло­щенных в нем общечеловеческих ценностей.

Религия как форма общественного сознания (религиозное созна­ние) есть распространенные в обществе взгляды и чувства, связанные с верой в существование другого – духовного и истинного – мира как цели человеческой жизни. Вот как характеризуется религия в одной из лучших книг о ней, написанных в XX веке:

«1. Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он черпает свой главный смысл.

2. Истинной целью нашей жизни является гармония с этим высшим миром.

3. Молитва, или внутреннее общение с духом этого горнего мира – «Бог» ли это или «закон» – есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире»[211].

Предмет религиозного сознания – идеальный (потусторонний) мир и путь к нему. Если религия и рассматривает природу и общество, то только через призму решения своей главной задачи – указание истинного пути к Богу.

Главным средством отражения истины, по мнению сторонников религии, является озарение, мистический опыт, который трудно объяснить словами.

Основная функция религии, видимо, – в «спасении души», установлении внутренней гармонии в человеке, которая должна привести его к гармонии с социальной реальностью и природой. Согласно многим теологам, религиозное сознание развивается от минимального состояния до максимальной точки, которая и есть постижение Бога через откровение. Правда, путей к Богу много. Поэтому не следует навязывать людям лишь одну разновидность религии.

Наука как форма общественного сознания представляет собой теоретически систематизированное знание о природе, обществе и человеке. Предметом отражения науки являются закономерные связи, существующие в реальности. Средством научного отражения действительности служат в основном концептуальные конструкции – теории, гипотезы, понятия, умозаключения.

Социальная функция науки прежде всего познавательная. Знание здесь рассматривается как средство, способное оказать помощь в решении практических задач на основе изучения закономерностей функционирования мира и его частей.

Главной особенностью науки является ее «привязанность» к практике. «Научное знание действенно или, иначе говоря, оно технично... Математика имеет «познавательную ценность» не тем лишь, что представляет увлекательную игру логического воображения, но и тем, что на нее может опираться техника, и дифференциальное исчисление оказывается пригодно при постройке железнодорожного моста», – пишет С. Н. Булгаков[212]. Как эволюционирует практика, так развивается и наука. Например, если практическая жизнь в обществе милитаризована, то наука в нем во многом ориентирована на решение военных задач. Наука нужна постольку, поскольку она помогает обществу решать проблемы выживания. Конечно, это не означает отрицание относительной самостоятельности науки, которая подчиняется и своим внутренним законам развития.

Еще большей самостоятельностью, чем наука, обладает философия. Она представляет собой совокупность общезначимого для всех людей знания о мире и проблемах человеческого существования. Предметом отражения философии являются универсальные ценности. Средством отражения служат как концептуальные средства (они доминируют, например, в позитивизме), так и художественные средства (философия Ницше, Камю).

Особенностью развития философии является ее тесная связь, прежде всего, со всей духовной культурой человечества, неотделимость от нее. Невозможно, например, провести грань между теологией (теоретической религией) и религиозной философией, фундаментальными проблемами теоретической физики и философским учением о бытии и познании, вечными вопросами искусства, сформулированными Ф. Достоевским и Л. Толстым, и центральными проблемами философии экзистенциализма.

Завершая характеристику форм общественного сознания, необходимо отметить ряд закономерностей, касающихся всех их:

1. Все формы общественного сознания взаимосвязаны между собой, и изменения в какой-либо из них, так или иначе, отражаются на других.

2. Они связаны с общественным бытием и представляют собой различные формы отражения тех или иных сторон материальной жизни людей.

3. Все они прямо или опосредованно влияют на общественное бытие.

Основные субъекты общественной жизни. Общество постоянно изменяется. Причиной этого являются как природные, так и социальные факторы. Засухи и сильные похолодания, землетрясения и наводнения могут сильно повлиять на жизнь общества. Но социальные факторы по силе своего воздействия на ход истории часто не уступают природным катаклизмам. Войны и революции, жестокие экономические кризисы и крупные научные открытия, появление новых религий и народов могут коренным образом изменить жизнь людей, их ориентиры. Социальные детерминанты исторического процесса всегда связаны с деятельностью человека. Особенно сильно влияют на развитие общества организованные группы людей. К наиболее крупным социальным группам относятся этносы, классы, страты.

Этносы. Этнос в переводе с греческого означает народ. Этот термин получил распространение в отечественной науке, заменив не совсем удачное понятие марксистской социологии «историческая общность людей». Активный сторонник такой замены академик Ю. В. Бромлей так определяет этнос: «Этнос ... может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований»[213].

М. С. Комаров, соглашаясь с таким определением, выделяет следующие специфические признаки этноса:

1. Общий язык, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

2. Общая история, способствующая формированию чувства близости, родства.

3. Особенности жилищных построек, выражающих специфику материальной и духовной культуры этноса.

4. Особенности семейно-бытовой жизни (убранство жилья, брачные обряды и традиции, взаимоотношения в семье, между родственниками, особенности пищи).

5. Нормы повседневного поведения (нормы общения, приветствия, обращения и т. п.).

6. Гигиенические правила[214].

Среди множества признаков этноса специалисты ищут основной его признак. К настоящему времени четко наметились следующие подходы к определению этого главного этнообразующего признака: 1) социологический; 2) биологический; 3) психологический.

Специфика социологического подхода заключается в том, что этнос рассматривается здесь как элемент социальной системы. Известно, что знание элемента системы предполагает знание самой системы. Объяснение главного в этносе тогда возможно только при знании основных механизмов функционирования общества. Ярким примером такого подхода к объяснению сущности этноса выступает марксизм. Согласно марксистской социальной философии, главным детерминантом общественного развития является экономика. Руководствуясь этим положением, И. В. Сталин в своем определении нации выделял общность экономической жизни в качестве главного ее признака. Основной причиной межэтнических конфликтов марксисты считают экономические противоречия между народами.

Представители биологического направления в социологии на первый план выдвигают генетические или иные биологические особенности представителей этноса. Наиболее радикальные идеи в этом направлении высказали основатели расово-антропологической школы Ж. Гобино и Ж. Лапуж, взгляды которых могут быть охарактеризованы как расизм. Заметный интерес этнографов и социологов вызывает биоэнергетическая теория Л. Н. Гумилева. Рассмотрим ее главные идеи.

Центральным пунктом учения Л. Н. Гумилева является идея пассионарности. Вот как объясняет это понятие сам автор: «Пассионарность – это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников»[215]. Появление в обществе подобных пассионариев Л. Н. Гумилев объяснял мутациями: «Появившийся в генетике вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, новую системную целостность»[216]. Распространение пассионарной энергии происходит по двум каналам: через наследование и индуцирование пассионарности у окружающих. Второй способ распространения может быть описан как физический процесс. Пассионария (Ромула, Чингисхана, Мухаммада и т. п.) можно представить в виде чрезвычайно сильного излучателя поля определенной частоты. Такое поле способно индуцировать (провоцировать) у окружающих поведение, соответствующее колебаниям этого поля. Происходит как бы заражение пассионарностью определенного количества людей. Из них и формируется праэтнос, который Л. Н. Гумилев называл корсонцией. Это еще не этнос, а только его зародыш. Она может иметь форму религиозной общины, дружины, разбойничьей группы, философской школы и т. п. Далеко не все консорции выживают, но если условия благоприятствуют их развитию, то они превращаются в этносы.

Этнос, согласно Л. Н. Гумилеву, подобно биологическому организму имеет свое время рождения, детства, юности, зрелости и старости. И, как всякий организм, исчерпав свою энергию (утратив пассионарность), умирает. Нормальный цикл жизни этноса равен примерно 1200 лет.

В психологическом подходе к объяснению сущности этноса главный акцент делается на чувстве принадлежности индивида к определенной общности, члены которой отличаются от других стереотипом поведения, языком, культурой и историей. С этой точки зрения основным, определяющим признаком этноса является национальное самосознание. Не проживание на какой-то территории, не знание языка, не исповедование определенной религии, не характер производственной деятельности делают человека башкиром, немцем или чеченцем. Так что делает человека евреем, башкиром или татарином? К какому этносу принадлежит ребенок, отцом которого является украинец, а матерью – русская? Согласно психологическому подходу, подобные вопросы должны решаться только на основе личной убежденности человека о его принадлежности к тому или иному этносу. Видимо, к трем рассмотренным выше точкам зрения нужно подходить не как к взаимоисключающим, а как к взаимодополняющим друг друга взглядам на природу этноса.

Классы. В отечественном обществознании, испытавшем сильное влияние марксизма, традиционно большое внимание уделялось учению о классах. Согласно В. И. Ленину, классами называются «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[217]. Из определения видно, что в основе марксистского деления общества на классы лежит экономический признак – степень владения экономическими рычагами управления.

Причины возникновения и исчезновения классового деления людей марксисты также усматривают в сфере экономики. Они считают, что в первобытном обществе классов не было, так как производительность труда была такой низкой, что не давала возможности производства прибавочного продукта – экономической основы существования паразитирующего класса. Когда же человек смог производить больше, чем потреблял сам, появилась возможность существования людей за счет этого излишнего продукта. Пленного воина теперь стало выгодней не убивать, а заставлять работать: ведь он мог прокормить и себя, и своего неработающего хозяина. Так появляются рабы и рабовладельцы.

Росту производительности труда способствовали общественное разделение труда и специализация работника на земледелии, скотоводстве, ремесленничестве или торговле. Ф. Энгельс считал это важнейшей причиной классового разделения общества.

Марксисты полагают, что в идеальном обществе (коммунизме) классов не будет. В. И. Ленин связывал их исчезновение также с ростом производительности труда. Он писал, что при коммунизме производительность труда достигает такого высокого уровня, что становится возможной реализация принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В таком обществе каждый становится богатым, исчезает надобность в эксплуатации чужого труда. При этом исчезает и государство – главное орудие классовой эксплуатации.

До наступления эпохи коммунизма на Земле, считают марксисты, классовая борьба составляет главное содержание исторического процесса, является источником самодвижения общества. Вот как писал об этом Ф. Энгельс: «Именно Маркс открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба – совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов»[218] Кульминационным пунктом развития классовой борьбы является социальная революция, в результате которой общество переходит на более высокую ступень исторической лестницы.

Нужно отметить, что марксистская теория классов наталкивается на ряд проблем при ее применении для объяснения конкретной социальной реальности. Например, к какому классу следует отнести работника, который ежедневно по восемь часов стоит у станка и производит продукт, но одновременно владеет акциями данного предприятия? По характеру труда – он рабочий, а по отношению к средствам производства – совладелец средств производства! Можно ли причислять к одному классу подсобного рабочего, получающего минимальную заработную плату и живущего в общежитии, где нет горячей воды, и высококвалифицированного слесаря, имеющего комфортабельное жилье, автомобиль и зарабатывающего в 10–15 раз больше? Относятся ли к одному классу министр обороны и прапорщик?

Подобные вопросы приводят к необходимости более подробной характеристики внутриэтнического и внеэтнического деления людей. Попыткой их решения является теория социальной стратификации.

Страты. Понятие «страт», означающее на английском языке пласт, слой почвы, стало применяться в социологии XX века для обозначения социальных слоев. Основы теории социальной стратификации заложил еще М. Вебер. Большой вклад в ее развитие внес русский эмигрант П. Сорокин. Он критиковал коммунистический принцип равенства людей и говорил, что в реальной жизни люди всегда не равны. Существуют, по крайней мере, три причины неравенства людей. Первая из них – неравенство доходов, что является основой экономического неравенства. Вторая – неравенство в обладании властью, что выражается в политическом неравенстве людей. Третья – характер социальной роли, выполняемой человеком в обществе, что лежит в основании ранжирования людей по шкале престижности профессии (санитарка, медсестра, врач, профессор, академик и т. д.). П. Сорокин и Т. Парсонс пишут и о существовании другой – горизонтальной стратификации общества. Основу ее составляет деление людей по цвету кожи, полу, религиозной принадлежности, политическим взглядам и т. д.

В любом обществе имеет место постоянное движение из одних страт в другие. П. Сорокин пишет о наличии двух типов социальной мобильности: горизонтальной и вертикальной. «Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое ... все эти примеры горизонтальной социальной мобильности»[219].

Вертикальной мобильностью называют перемещение индивидов из одного социального пласта в другой по нисходящей или восходящей линии. Примером восходящей социальной мобильности является служебный рост постового милиционера до министра внутренних дел. Примером нисходящей социальной мобильности может послужить перемещение человека от уровня министра до уровня осужденного.

П. Сорокин делает следующие выводы относительно вертикальной социальной мобильности:

1. Вертикальная мобильность имеет место во всех обществах, но ее интенсивность меняется в зависимости от типа общества и его состояния.

2. Во всех обществах существуют препятствия для людей, стремящихся перейти из одного страта в другой. Отсутствие таких препятствий приводит к анархии и распаду общества. «В конечном итоге историю делают люди. Люди, занимающие положения, которым они не соответствуют, могут «успешно» разрушить общество, но не могут создать ничего ценного, и наоборот»[220].

Социологи выделяют семь основных социальных «лифтов», пользуясь которыми можно подниматься из низших стратов в высшие. Это армия, бизнес, брак, образование и наука, политика, профессиональные организации (спортсменов, писателей, художников и т. п.), церковь. Самым быстрым «лифтом» считают брак (удачный брак может сделать нищего миллионером). Самым медленным многие считают «лифт» образования и науки, а самым быстрым – брак.

Личность как субъект исторического процесса. Роль личности в истории. Личность – это характеристика человека как социального существа. Личность является важнейшей составной частью общества, без которой немыслима общественная жизнь. Как этот «социальный атом» может повлиять на ход истории? Если исключить наличие какой-то потусторонней силы, то исторический процесс представляет собой сумму или, скорее всего, конгломерат действий преследующих свои цели людей. В этом смысле каждый из нас в определенной мере творит историю. Но – в какой? На Земле сейчас проживают около 8 млрд. человек. Если представить направление движения истории как равнодействующую всех этих 7 млрд. сил, то вклад отдельной личности в развитие общества окажется столь малой, что им можно и пренебречь. Хочет отдельный индивид или не хочет того, чтобы история двигалась в желаемом им направлении, события все равно будут развиваться по-своему. В этом смысле говорят об объективности социальных законов, их независимости от воли и желания отдельных личностей. Исходя из этого положения, Э. Бернштейн (1850–1932) говорил, что нет смысла применять радикальные меры по изменению общественного строя, если социальная революция все равно произойдет. «Зачем создавать партии, способствующие лунному затмению, если лунное затмение все равно произойдет?», – спрашивал он.

Другой известный немецкий политический деятель О. Бисмарк (1815–1898) говорил: «Мы не можем делать историю; мы должны ожидать, пока она сделается. Мы не ускорим созревания плодов тем, что поставим под них лампу; а если мы будем срывать их незрелыми, то только помешаем их росту и испортим их»[221].

Возражая Бисмарку, Г. В. Плеханов пишет, что история не делается сама по себе, она есть продукт как объективных, так и субъективных факторов. К такому выводу он приходит после анализа вопроса о свободе личности в обществе. Действительно, о какой свободе человека в обществе можно говорить, если законы общества объективны? Хочу я или нет, общество будет развиваться по-своему, а мне, чтобы не быть уничтоженным этой огромной социальной силой, остается подчиниться ей, плыть по течению реки истории, которую я никогда не смогу повернуть в обратную сторону. Решение проблемы Плеханов находит в определении свободы, данной Б. Спинозой: «Свобода есть осознанная необходимость». Личность настолько свободна в определенной ситуации, насколько полны его знания об этой ситуации. Человек, не знающий законы, царящие в тюрьме и нравы ее обитателей, менее свободен в этом учреждении, чем вор-рецидивист, для которого «тюрьма – мать родная». Следователь, проработавший по своей специальности пять лет, чувствует себя на работе более свободно, чем молодой специалист, который занимается этой работой лишь пять недель. Конечно же, и осужденный, и следователь равно зависят от ситуации, в которой в данный момент находятся. Поэтому можно говорить лишь о степени свободы человека. Личность не может быть абсолютно свободной. Даже тиран, обладающий казалось бы неограниченной властью, зависит от боеспособности своей армии, состояния бюджета своего государства и т. д. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, – говорил К. Маркс.

Из всего этого вытекает следующий вывод: более свободный человек может сильнее влиять на ход общественного развития. Почему? Потому что он знает, как будут развиваться события. Человек, знающий, например, о надвигающейся катастрофе, может предупредить людей и сделать менее значительными последствия этой катастрофы. Если бы немецкие политики конца 1920-х годов знали об отрицательных последствиях национал-социализма, может быть и не было бы второй мировой войны. В этом смысле личность может влиять на ход истории. «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других»[222].

Некоторые идеи Плеханова в определенной мере согласуются с мнением известных философов XX века Х. Ортега-и-Гассета и К. Ясперса, которые усматривают причины надвигающейся гибели европейской культуры в том, что руководство обществом в демократических государствах все более и более переходит от аристократов к людям «толпы». К. Ясперс пишет, что приобщение государственных деятелей, поли­тиков к толпе стало в XX веке всеобщей нормой. При этом полагают, что масса обладает разумом более высокого порядка, чем отдельная личность. «Некоторые предполагают, что массы куда-то ведут и что истина состоит в том, чтобы знать это и соответственно действовать. Между тем массы сами по себе не обладают свойствами личности; они ничего не знают и ничего не хотят, они лишены содержания и служат орудием того, кто льстит их общим психологическим влечениям и страстям. Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другим, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны; могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами»[223].

Х. Ортега-и-Гассет считает, что люди всегда делились на два типа – подвижников и обывателей. Первые требовательны к себе, движимы долгом и нравственностью. Вторые «не требуют от себя никаких особых усилий. Для них жить – значит не меняться, быть постоянно тем, что они есть, им не понять тех, кто стремится к самоусовершенствованию; такой человек плывет по течению как поплавок»[224]. И вот теперь обыватели, используя возможности демократии, решили управлять обществом. «Характерным для нынешнего момента является то, что посредственность, зная, что она посредственность, имеет нахальство повсюду утверждать и всем навязывать свое право на посредственность»[225]. Люди, не обладающие специальными качествами для управления людьми, ориентирующиеся на низкие моральные и эстетические стандарты, оказываются сейчас у власти благодаря тому, что они представляют массу. Но готовы ли «кухарки» (термин В. И. Ленина) управлять обществом? Опираясь на поддержку масс, играя на чувствах наименее культурной и неспособной части населения, в 1917 году в России к власти пришли большевики. Политика, право, мораль, которыми они руководствовались, отражали интересы шариковых и швондеров – типичных представителей «народных масс», удачно отраженных М. Булгаковым в «Собачьем сердце». Опираясь на низшие чувства и настроения немецкого обывателя, в Германии в 1933 году пришли к власти национал-социалисты. Последствия обоих этих событий известны.

Таким образом, объективные законы складываются в результате деятельности преследующих свои цели субъектов. Тогда направление истории зависит от характера этих целей. Если в обществе берут верх животные стремления и духовность не в почете, то такое общество для своих членов строит ад на Земле, огнем которого могут быть охвачены и другие народы.

Выводы:

1. В общественной жизни можно выделить три относительно самостоятельные сферы: материально-производственную, политическую и духовную. Основу материальной сферы жизни общества составляет производство материальных благ, которое зависит от качества производительных сил и типа производственных отношений. Политическая сфера есть область общественной жизни, куда относятся организации и процессы, связанные с государственной властью. Главным политическим институтом выступает здесь само государство. Духовной называют сферу общества, связанную с производством и трансляцией духовных благ. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны: изменения в одной вызывают изменения в других.

2. Кроме внешней детерминации общественных явлений со стороны природы, существуют мощные внутренние детерминанты общественной жизни. Это деятельность отдельных личностей, партий и общественных движений, классов, стратов, каст, этносов и других социальных групп, которых можно назвать субъектами истории. Одним из самых значительных и древнейших субъектов истории является этнос – исторически сложившаяся в определенном регионе устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием.

3. Другим крупным субъектом истории выступают классы. По мнению марксистов, именно борьба классов за доминирование в обществе является основным источником социального развития. В зарубежной науке вместо понятия «класс» употребляют «понятие «страт». Наиболее активная часть класса (страта) образует политическую партию.

4. Важнейшим субъектом истории выступает личность. Роль личности в истории определяется как объективными факторами, так и особенностями самого этого субъекта. Хорошее знание личностью ситуации в обществе, объективных закономерностей общественного процесса делает возможным более эффективно влиять ей на ход социального развития.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ... Ключевое место в системе мировоззрения отведено философии ориентированной на осмысление фундаментальных проблем...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество как система

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  Учебное пособие   Уфа 2012 УДК 1 ББК 87 О-75     Рецензенты: д. фило

Историко-философский процесс. Критерии типологизации
  Наличие множества философских учений вызывает необходимость в их классификации. При этом нужно помнить, что всякая классификация определяется выбором критериев (оснований или принци

Философия Древнего Востока
  Первым способом понимания человека и общества явилась мифология. Миф – это древнее народное сказание, о творении мира о легендарных героях; о происхождении жизни на земле и явлениях

Античная философия
  Древнегреческая философия доклассического периода.Начало возникновения древнегреческой философии относится к концу VII–VI векам до н. э. В этот период привычный укл

Средневековая философия
Европейская средневековая философия. Развитие философской мысли периода Средневековья было пронизано проблемами религии и носило ярко выраженный религиозный характер. Церковь моноп

Философия эпохи Возрождения
  Все лучшее от античности и христианства воплотились в складывающиеся в эпоху европейского Возрождения взгляды на человека и общество. Выдающиеся люди этого периода – Франческо Петра

Философия Нового времени
  Р. Декарт. Идеи античного рационализма находят свое логическое завершение лишь в XVII–XIX столетиях, которые ученые называют золотыми веками рационализма. Цветущая

Философские направления XIX века
  Несмотря на большие достижения науки и техники, в XIX веке начинается радикальный пересмотр парадигм культуры, основанной на идеалах рационализма. Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше преду

Западноевропейская философия XX века
  Классический психоанализ и неофрейдизм. Взгляды Ницше оказались не только одним из идейных источников экзистенциализма – под их влиянием сформировались философские

Учение о бытии
  И. Кант говорил, что самыми удивительными для нас являются две вещи: звездное небо над нами и моральный закон в нас. Великий философ в этих словах выразил наличие у человека вечного

Учение о развитии
  Понятие развития. Существует мнение, что идею развития в самом общем виде впервые выразил Гераклит. Вот что пишет по этому поводу Платон: «Гераклит говорит где-то,

Человек, его происхождение, сущность и смысл существования
  «Мы живем, но мы совершенно не знаем, кто мы есть, откуда мы, почему мы есть, для какой цели мы есть, куда мы движемся, каков смысл жизни. Обо всех этих вопросах у нас нет ни мал

Проблема сознания в философии
  Что такое сознание? Выделение сознания как предмета философского анализа, по мнению М. К. Мамардашвили, начинается с Платона, с его учения о «мире идей», противосто

Философия истории
Под термином «философия истории» принято понимать раздел социальной философии, имеющий своим предметом исследование общества в его развитии, динамике. Главные вопросы, которые ставят и пытаются реш

Проблема познания в философии
  «Нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших теорий знания», – писал Н. О. Лосский. Как добиться, чтобы результаты познания были более

Научное познание
  Характерной особенностью человеческой культуры в последние три столетия является нарастающее влияние в ней науки. Наука все глубже проникает в промышленность, строительство, сельско

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Рассмотрение философских проблем, поиск ответов на исконно философские вопросы способствуют формированию духовно-нравственных основ профессиональной деятельности будущих специалисто

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  Учебное пособие     Редактор А. С. Пуртова Подписано в печать Гарнитура Times Формат 60x84 1/16 Уч.-изд. л.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги