Учебное пособие
Редактор А. С. Пуртова
Подписано в печать
Гарнитура Times Формат 60x84 1/16
Уч.-изд. л. 13,3 Заказ № 4 Усл. печ. л. 13,5
Тираж 120 экз.
[1] Термин «философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости».
[2] Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 8.
[3] Такое мнение иногда приводит к утверждению об элитарности философского знания и его носителей. Классификация и талантливая саркастическая оценка подобных взглядов приводятся в работе А. Секацкого «Прикладная метафизика» (СПб., 2005).
[4] Чанышев А. Н. Введение в любомудрие. М., 2000.
[5] Часто в содержание философии включают историю философии, изучающую генезис и эволюцию философских идей и школ. История философии, так же как и история физики, педагогики, ветеринарии, экономических, политических и т. п. учений, может быть включена в учебные планы в виде отдельной учебной дисциплины по необходимости (в магистратуре, на философских, исторических факультетах).
[6] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993. С. 335.
[7] Азимов А. Вид с высоты. М., 1965. С. 10.
[8] Ершов М. Н. Введение в философию // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. С. 105.
[9] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 41.
[10] Пивоваров Д. В. Материализм: современный философский словарь. М., 2004. С. 376.
[11] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 29.
[12] Рассел Б. Проблемы философии. Новосибирск, 2001. С. 26, 27.
[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1961. С. 283.
[14] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975. С. 19.
[15] Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 95.
[16] Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.
[17] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 33.
[18] Цит. по: Карягин К. М. Сакиа-Муни (Будда) // Будда. Конфуций. Савонарола. Лойола. СПб., 1993. С. 313.
[19] Далай-лама XVI. Буддизм Тибета // Буддизм. Четыре благородных истины. М.; Харьков, 2001. С. 100–101.
[20] Донини А. Люди, идолы и боги. М., 1966. С. 342.
[21] Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М., 2003. С. 125.
[22] Иванов Г. В. История этики Древнего мира. СПб., 1997. С. 85.
[23] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 143–144.
[24] Там же. С. 144.
[25] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 144.
[26] Малявин В. Конфуций. М., 1992. С. 132.
[27] Там же. С. 192.
[28] Там же. С. 193.
[29] Там же.
[30] Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. С. 71–72.
[31] Там же.
[32] Конфуций. Я верю в древность / сост., перевод и коммент. И. И. Семененко. М., 1995. С. 87.
[33] Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983. С. 284.
[34] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 150.
[35] Там же.
[36] Бертронг Д. Мудрецы и бессмертные: религия Китая // Религии мира. Минск, 1994. С. 251.
[37] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 156.
[38] Платон. Соч. Т. 2. М., 1970. С. 183.
[39] Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1981. С. 11.
[40] Цит. по: Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. С. 23.
[41] Ибн аль-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995. С. 177.
[42] Цит. по: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. С. 134.
[43] Азизаддин Насафи. Зубдат аль-Хакаик // Суфизм в контексте мусульманской культуры. С. 74.
[44] Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. СПб., 2002. С. 7.
[45] Азизаддин Насафи. Указ. соч. С. 75.
[46] Трилесник Б. И. Жак Маритен и рационализм // Философские науки. 1980. № 6. С. 109–110.
[47] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 84.
[48] Там же. С. 390.
[49] Стёпин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 5.
[50] Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 10.
[51] Ойзерман Т. И. Философия Гегеля о могуществе разума // Вопросы философии. 1976. № 9. С. 119.
[52] Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. С. 109.
[53] Гусейнов А., Скрыпник А. Пессимистический гуманизм А.Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 142.
[54] Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994. С. 335–336.
[55] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633.
[56] Там же. С. 563.
[57] Аполлон в греческой мифологии бог Солнца, мудрости, гармонии. Дионис – бог веселья, плодородия и вина.
[58] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 646–647.
[59] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 634–635.
[60] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 9, 36.
[61] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 634.
[62] Свасьян К. А. Ф.Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 24.
[63] Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1998. С. 44.
[64] Конт О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону, 2003. С. 72.
[65] Там же. С. 73.
[66] Джемс В. Прагматизм. СПб., 1910. С. 47.
[67] Фрейд З. «Я» и «Оно». В 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 168.
[68] Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 95.
[69] Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 9.
[70] Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. С. 12.
[71] Шитиков М. М., Фокин Н. П. Критика неотомизма // Философские науки. 1978. № 4. С. 157.
[72] Цит. по: Субботин Ю. К. Сущность ценностной концепции неотомизма // Философские науки. 1972. № 3. С. 83.
[73] Там же. С. 84
[74] Там же. С. 88.
[75] Апофатическое представление Бога заключается в отказе наделения его свойствами тварного существа как «не то, и не это».
[76] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 50–51.
[77] Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1907. Т. 1. С. 9.
[78] Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. 1911. Кн. 1. С. 25.
[79] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 50.
[80] Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000. С. 181.
[81] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 90.
[82] Ясперс К. Духовная ситуация времени // Там же. С. 309.
[83] Там же. С. 311.
[84] Москвина Р. Р. Экзистенциализм // Современный философский словарь. М., 2004. С. 810.
[85] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
[86] Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 151.
[87] Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000. С. 122.
[88] Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 118.
[89] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
[90] Там же. С. 143.
[91] Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998. С. 89.
[92] Грюбель Р. Снос и цена // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. С. 31–41.
[93] Ерофеев В. Кризис вербального искусства или бессилие современного слова // Постмодернисты в посткультуре. М., 1998.
[94] Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. 1997. № 4. С. 22-25.
[95] Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 16.
[96] Костюк В. Н. Онтология изменяющегося научного знания // Философские науки. 1982. № 1. С. 39.
[97] Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
[98] Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 229–230.
[99] Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 5.
[100] Пивоваров Д. В. Религия // Современный философский словарь. М., 2004. С. 583–584.
[101] Вивекананда С. Философия йога // Сарасвати. М., 1992. С. 53.
[102] Вивекананда С. Бог и человек // Философия йога. Магнитогорск, 1992. С. 478.
[103] Вивекананда С. Философия йога. Магнитогорск, 1992. С. 54.
[104] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 19, 22.
[105] Вивекананда С. Философия йога. Магнитогорск, 1992. С. 90.
[106] Там же. С. 91.
[107] Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 52.
[108] Кочетов А. Н. Вселенная, время, пространство в мировоззрении буддистов // Философские науки. 1978. № 2. С. 120.
[109] Бхактиведанта Свами П. Бхагавад-Гита как она есть. М., 1990. С. 358–359.
[110] Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 334.
[111] Weizsacker C. P. Die Einheit der Natur. Studien. Munchen, 1972. S. 378.
[112] Цит. по: Бартош Я. К вопросу о формировании категории материи в истории философии // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 119.
[113] Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 148.
[114] Там же. С. 136.
[115] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 131.
[116] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 563.
[117] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 631–632.
[118] Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 142.
[119] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 315.
[120] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 128.
[121] Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 440.
[122] Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 141.
[123] Там же. С. 142.
[124] Фурман А. Е. Диалектическая концепция развития в современной биологии. М., 1974. С. 198.
[125] Кемеров В. Е. Развитие // Современный философский словарь. М., 2004. С. 577–578.
[126] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 526.
[127] Цит. по: Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. С. 57.
[128] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. М., 1973. С. 317.
[129] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 257.
[130] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М., 1957. С. 297.
[131] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 252.
[132] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956. Т. 1. С. 572.
[133] Шептулин А. П. Единичное, особенное и общее // Категории диалектики как ступени познания. М., 1971. С. 108.
[134] Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 148.
[135] Автономова Н. С. Структурализм в социологии // Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 334.
[136] Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии. Екатеринбург, 2003. С. 140.
[137] Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 174–175.
[138] Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М., 1984. С. 82–84.
[139] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956. Т. 2. С. 323.
[140] Головин И. И. Необходимость и случайность // Категории диалектики как ступени познания. М., 1971. С. 199.
[141] Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 237–238.
[142] Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 391.
[143] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 193.
[144] Спиркин А. Г. Указ. соч. С. 215.
[145] Там же.
[146] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 316.
[147] Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 11.
[148] Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973. С. 398.
[149] Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 351.
[150] Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 257.
[151] Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 259–260.
[152] Вейнерт Г. Происхождение человечества. М., 1935. С. 301.
[153] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 490.
[154] Гуревич П. С. Философия: учебник. М., 2003. С. 209.
[155] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
[156] Плотников В. И. Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1976.
[157] Цит. по: Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 20.
[158] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1957. С. 3.
[159] Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. С. 103.
[160] Успенский П. Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум. М., 1990. С. 393.
[161] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 62.
[162] Успенский П. Д. Указ. соч. С. 413.
[163] Ошо. Пока не умер. М., 1993. С. 47.
[164] Ошо. Горчичное зерно. Т. 1. М., 1993. С. 130.
[165] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 105.
[166] Евангелие от Матфея. 6: 19-20.
[167] Цит. по: Этическая мысль. М., 1988. С. 263.
[168] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 32.
[169] Там же. С. 38.
[170] Ефремов И. Лезвие бритвы. Челябинск, 1992. С. 404.
[171] Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 10–14.
[172] Спиркин А. Г. Философия: учебник. М., 2003. С. 350.
[173] Бхактиведанта Свами А. Ч. Бхагавад-Гита как она есть. Бомбей, 1990. С. 432.
[174] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 256.
[175] Бхактиведанта Свами А. Ч. Указ. соч. С. 641.
[176] Вивекананда С. Афоризмы йога Патанджали // Сарасвати. М., 1992. С. 115.
[177] Бхактиведанта Свами А. Ч. Указ. соч. С. 208.
[178] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 88.
[179] Там же. С. 90.
[180] Дидро Д. Сочинения. В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 368.
[181] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 91.
[182] Пивоваров Д. В. Отражение // Современный философский словарь. М., 2004. С. 498.
[183] Введение в философию: учебное пособие для вузов. М., 2002. С. 432–435.
[184] Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969.
[185] Утевский А. М. Некоторые аспекты противоречивых свойств биологических систем // Философские проблемы биологии. М., 1973. С. 106–107.
[186] Пивоваров Д. В. Идеальное // Современный философский словарь. М., 2004. С. 246.
[187] Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М., 1971. С. 187, 189.
[188] Пивоваров Д. В. Идеальное // Современный философский словарь. М., 2004. С. 250.
[189] Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М., 1970. С. 83.
[190] Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 247–248.
[191] Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 131.
[192] Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 123.
[193] Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 123, 128.
[194] Там же. С. 145.
[195] Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск, 1986. С. 14–15.
[196] Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 224–225.
[197] Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 55.
[198] Маркс К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966. С. 39.
[199] Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962.
[200] Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971.
[201] Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 35.
[202] Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Гроф С. Человек перед лицом смерти. М., 2002.
[203] Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1959. С. 6–7.
[204] Маркс К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. М., 1957. С. 441.
[205] Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985. С. 54.
[206] Барулин В. С. Социальная философия. М., 1993. С. 133.
[207] Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 646.
[208] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245.
[209] Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 77.
[210] Юридический энциклопедический словарь. М., 1994. С. 279.
[211] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С. 378.
[212] Булгаков С. Н. Сочинения. Т. 1. М., 1993. С. 193.
[213] Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 37.
[214] Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. С. 180–181.
[215] Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. М., 1990. С. 33.
[216] Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 47.
[217] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. М., 1974. С. 15.
[218] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1961. С. 259.
[219] Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373.
[220] [220] Сорокин П. Указ. Соч. С. 424.
[221] Цит. по: Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1956. С. 312.
[222] Плеханов Г. В. Там же. С. 333.
[223] Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. С. 193.
[224] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. С. 44.
[225] Там же. С. 47.
[226] Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 228.
[227] Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М.-Л., 1950. Т. 1. С. 243–244.
[228] Там же. С. 117.
[229] См.: Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения. В 2 т. М., 1961. Т. 1. С. 47–62.
[230] См.: Булгаков С. Н. Сочинения. В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 46–93.
[231] Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 323.
[232] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 43. М., 1974. С. 81.
[233] Гегель Г. В. Ф. Сочинения. В 14 т. М.-Л., 1929-1958. Т. 8. С. 19.
[234] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 390.
[235] Категории исторического материализма. М., 1980. С. 66.
[236] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. М., 1974. С. 222.
[237] Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая мысль. 1990. С. 243.
[238] Белл Д. Указ. соч. С. 245.
[239] Там же. С. 244.
[240] Там же.
[241] Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка. 1974. № 215.
[242] Белл Д. Социальные рамки нового информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 342.
[243] Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 56–57.
[244] Цит. по: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 23.
[245] Цит. по: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 29–30.
[246] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91.
[247] Там же. С. 93.
[248] Данилевский Н. Я. Указ. соч. С. 106.
[249] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1961. С. 283.
[250] Платон. Соч. В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 385.
[251] Ильин В. В. Познание и действительность // Философия: Университетский курс. М., 2003. С. 110.
[252] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 102–103.
[253] См.: Гургенидзе Г. С., Ильенков Э. В. Выдающееся достижение советской науки // Вопросы философии. 1975. № 6; Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Линкевич А. Е. Логика. Уфа, 2010. С. 8–14.
[254] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 36–39.
[255] Хазиев В. С. Трагедия категории «онтологическая истина» // Философская мысль. 2001. № 2. С. 20.
[256] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 134–135.
[257] Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977. С. 47–48.
[258] Чудинов Э. М. Указ. соч. С. 49–50.
[259] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 33.
[260] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 56.
[261] Стёпин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 59.
[262] Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989. С. 25–26.
[263] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 31.
[264] Современные проблемы теории познания диалектического материализма. В 2 т. М., 1970. Т. 2. С. 346.
[265] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 28–29.
[266] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 18.
[267] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1959. С. 497.