рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕКЦИЯ 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Лекция, раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия План: 1.сущность Человека. Биологическое И Социальн...

План:

1.Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

2 Смысл и назначение человеческого бытия.

3. Индивид. Индивидуальность. Личность.

4. Деятельность и ее основные виды.

Ключевые понятия и слова: человек, индивид, индивидуальность, личность, гедонизм, аскетизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга, деятельность, потребность, целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие.

1.Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека. Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек – это живая система, представляющая единство трех составляющих:

1) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)

2) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)

3) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)

Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и самопреодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры. Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим – это предмет научных дискуссий.

Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека. Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (XVIII в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже XIX-ХХ вв. продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была – плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику – учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.

Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность – социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой. В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек – это целостная система, открытая миру и возможностям.

2. Смысл и назначение человеческого бытия.Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовалмногих мыслителей на всем пути развития философии. В разныевремена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку оноткрывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – длявсех времен и народов невозможно, поскольку наряду собщечеловеческими, вечными истинами, он включает нечтоспецифическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей.

В истории философии можно выделить следующиеосновные концепции смысла жизни:

1.Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

2.Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.)

4. Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека

6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее достижения.

3. Индивид. Индивидуальность. Личность.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередкоупотребляются как синонимы для описания человека. Однако в нихесть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разныхсторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельногопредставителя биологического рода людей. Индивидуальность –характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называетсясоциализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:

1) физическая личность или физическое Я – это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека.

2) социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.

3) духовная личность – ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни. Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип – «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения. Третий тип – люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична. Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.

4. Деятельность и ее основные виды.Все живые существа являются активными, они движутся ивзаимодействуют с окружающей средой. В своей жизнедеятельностиживотные приспосабливаются к окружающей среде. Человек же нетолько приспосабливается к среде, но и активно преобразует ее. В современном мире человек во многом живет уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных биологических потребностей. Все это говорит о том, сколь важное значение имеет деятельность человека. Деятельность – это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах.

Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую (например, игра – это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и творческую. Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности:

- человек обеспечивает себя средствами существования – пищей, одеждой, жильем и т.п. – это хозяйственная, экономическая деятельность;

- посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество – это социальная деятельность;

- своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры – «вторую природу».

Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны. Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель – это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности. Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. Потребности и мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удовлетворение многочисленных потребностей. Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности. Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями. Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Американский психолог А. Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятся: физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д..; потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их «экзистенциальными» - от латинского слова, означающего существование): устойчивости условий жизни, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Вторичные, более высокие потребности, включают в себя: социальные: потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т.п.; престижные: в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса; духовные: потребность в самовыражении, в творчестве, в самореализации. При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более-менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий. Известную типологию социальных действий разработал немецкий социолог Макс Вебер. Он выделил четыре их основных типа.

1.Целерациональное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

2. Ценностно-рациональное действие – это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т.п.). Это можно назвать самоценным действием. Например, когда капитан последним покидает тонущий корабль, он совершает такое действие, руководствуясь не чувством самосохранения, а чувством долга.

3. Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. Это, например, приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.

4. Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. М.Вебер доказывал, что по мере исторического развития обществ в их возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что М.Вебер называл «рационализацией мира». Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия

ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕКЦИЯ 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ
План: 1. Происхождение и предмет философии. 2. Философия и мировоззрение. 3. Философия и наука. 4. Специфические черты философского знания.

ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
План: 1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. 2. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа.

Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.
Киники – название школа получила от насмешливого прозвищаПес, данного одному из ее представителей. Основатель киническойшколы – Антисфен. Согласно философу счастье – цель человечес

Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома Аквинский.
Августин Блаженный, IV в. (сильное влияние Платона). Богвысшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины,определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир изничего по своей

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
План: 1. Основные проблемы и направления этого периода. 2. Рационализм и его представители. 3. Эмпиризм и его представители. 4. Философия эпохи

МАРКСИЗМ
План: 1. Немецкая классическая философия. Учения И.Канта и Ф.Гегеля. 2. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Ключевые

ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХ вв.
План: 1. Главные черты и направления постклассической философии. 2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон 3. Основные философские направления

ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XI-XX вв.
План: 1. Этапы развития русской философии. Основные темы и проблемы. 2. Основные направления русской философской мысли: краткая характеристика. К

Основные направления русской философской мысли: краткая характеристика.
Илларион, XI в. («Слово о Законе и благодати») – объясняет суть христианского учения; утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ
План: 1. Понятие бытия и субстанции. 2. Категория материи. Ее атрибуты и формы. Уровни организации живой и неживой материи. 3. Основные формы движения. П

ЛЕКЦИЯ 9. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
План: 1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция. 2. Происхождение сознания. 3. Сознание и бессознательное. Ключевые слов

ПОЗНАНИЕ
План: 1. Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический и рациональный. Формы познания. 2. Проблема познаваемости мира и истины. Диалектика абсолютной и

ОСМЫСЛЕНИЯ
План: 1. Природа и общество: основные этапы развития. 2. Проблемы социальной экологии. Ключевые понятия и слова: природа, ноосфера, экол

ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
План: 1. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества: четыре подсистемы. 2. Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной фило

ЛЕКЦИЯ 14. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
План: 1. Специфика глобальных проблем человечества. 2. Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.
Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие необратимо разрушительный ха

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги