Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.

Киники – название школа получила от насмешливого прозвищаПес, данного одному из ее представителей. Основатель киническойшколы – Антисфен. Согласно философу счастье – цель человеческойжизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, оннаходится в зависимости от материальных и социальных потребностей.Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делаетчеловека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д.Прославил же киническую школу эпатировавший людей своимповедением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский.Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел докрайности потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям.Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе). Приучал он себяи нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым отлюдей и их мнений. Философ просил подаяния у статуй, чтобы приучитьсебя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженнымфонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил АлександруМакедонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «незаслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание.Лукиан так описывает беседу Диогена с последователем: «Ты видишьперед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я противнаслаждений… Я – освободитель человечества и враг страстей»… Еслизахочешь быть киником.. прежде всего я сниму с тебя изнеженность…заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть чтопопало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботитьсяни о детях, ни о браке, ни об отечестве… Ведя такой образ жизни тыназовешь себя более счастливым, чем великий царь».

Эпикур. Представитель атомистического материализма, атеизмаи сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной имшколы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считалсоздание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этикадолжна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,физика – на теорию познания. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и поэтому не могут ошибаться. Восприятие – единственный критерий истины. Деятельность логического мышления – обобщение, индукция. Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При движении (условием которого является наличие пустоты) атомы отклоняются от прямого пути на небольшой угол и начинают описыватькривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает предметный мир. Согласно философу, критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа (т.о. эпикуреизм – это воздержанность и аскетизм, а отнюдь не без удержанное увлечение материальными удовольствиями!) Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страхперед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем мире, а в промежутке между мирами. Загробного мира не существует: душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей философии. Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атараксии. Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже проявление атараксии.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций, Марк Аврелий, Сенека. Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости (року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

 

ЛЕКЦИЯ 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIII вв.)

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI вв.)

План:

1. Основные черты и этапы средневековой философии.

2. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома Аквинский.

3. Спор об универсалиях: номинализм и реализм.

4. Основные направления и проблемы философии Эпохи Возрождения.

Ключевые понятия и слова: теология, теоцентризм, схоластика, патристика, реализм, номинализм, универсалии, божественное предопределение, пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, утопия, антропоцентризм, Реформация, протестантизм, секуляризация, натурфилософия, пантеизм.

 

1. Основные черты и этапы средневековой философии. Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог).

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план.

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) I-VIII вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.

2. схоластика («схолэ» - учеба) X-XIV вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.