Пособие для организации самостоятельной работы Студентов по философии

Цветкова И.В.

Пособие для организации самостоятельной работы

Студентов по философии

Тольятти

 

ББК

 

 

Цветкова И.В. Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов по философии.

 

Данное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения, изучающих базовый курс «Философия». Данное пособие рекомендуется использовать в сочетании с учебниками. Пособие включает справочный материал, который позволяет студентам получить информацию об основных философских категориях, понятиях, периодах развития философской мысли, основных философских направлениях и проблемах. Изложение материала по каждой теме завершается тестовыми заданиями, которые рекомендуются студентам для самостоятельного выполнения. Данное пособие поможет студентам усовершенствовать знания по учебному курсу «Философия» и подготовиться к компьютерному тестированию.

Тема1 Предмет философии. Структура философского знания

Философия

Структура философии

Периодизация философии

Различные подходы к определению философии

Теория

Мировоззрение

Основной вопрос философии

Идеализм

Материализм

Субстанция

Монизм

Дуализм

Плюрализм антропология

Антропоморфизм

Логика

Натурфилософия

Эстетика

Этика

Аксиология

Функции философии

Тест1

Тема2 Античная философия

Античная философия

Периодизация античной философии

Миф

Риторика

Софисты

Милетская школа

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Пифагор

Гераклит

Парменид

Демокрит

Сократ

Платон

Аристотель

Эпикур

Стоицизм

Киники

Телеология

Диалог

Идея

Логика

Метафизика

Неоплатонизм

Плотин

Прокл

Тест2

Тема3 Философские учения Древней Индии и Китая

Буддизм

Брахман

Атман

Веды

Нирвана, принцип нирваны

Сансара

Китайская философия

Ян и инь

Дао

Даосизм

Конфуцианство

Тест3

Тема4 Средневековая философия

Средневековая философия

Патристика

Схоластика

Периодизация схоластики

Теология

Религия

Политеизм и монотеизм

Библия

Боэций

Универсалии

Реализм

Номинализм

Концептуализм

Августин Блаженный

Ибн Сина

Аверроизм

Фома Аквинский

Неотомизм

ОккамУильям

Тест4

Тема5 Философия Возрождения (Ренессанса)

Философия Возрождения

Периодиззация философии Возрождения

Гуманизм

Протестантизм

Протестантская Этика

Флорентийский платонизм

Кузанский Николай

Галилей Галилео

Бруно Джордан

МорТомас

Утопия

Индивидуализм

Пантеизм

Тест5

Тема6 Философия Нового времени (17в.)

Новое время

Наука

Научная картина мира

Бэкон Френсис

Идолы познания

Гоббс Томас

Декарт Рене

Спиноза Бенедикт

Локк Джон

Эмпиризм

Метод

Сенсуализм Врожденные идеи

Общественного договора теория

Либерализм

Тест6

Тема7 Философия Просвещения (18в.)

Просвещение

Деизм

Атеизм

Механицизм

Природа

Прогресс

Дидро

Вольтер

Руссо

Ламетри

Юм

Беркли

Гельвеций

Гольбах

Кондорсе

Монтескье

Тест7

Тема8 Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия

Диалектика

Кант

Периоды в творчестве Канта

Критика чистого разума» Канта

Априори

Антиномия

Критика практического разума» Канта

Критика способности суждения» Канта

Императив

Долженствование

Фихте

Шеллинг

Гегель

Снятие, снимать

Фейербах

Тест8

Тема9 Марксистская философия

Маркс

Энгельс

Материя

Материализм Исторический

Движение

Практика

Отчуждение

Общественно-экономическая формация

Революция

Развитие

Плеханов

Тест9

Тема10 Западная философия (50-е.г.г. 19в. – 20 в.)

Позитивизм философский

Неопозитивизм

Витгенштейн

Парадигма

Верификация

Поппер

Фальсификация

Шопенгауэр

Герменевтика

Понимание

Гадамер

Неокантианство

Ценность

Структурализм

Франкфуртская школа

Постмодернизм

Тест10

Тема11 Русская философия

Начальный период русской философии

Ломоносов

Славянофильство

Данилевский

Леонтьев

Западничество

Герцен

Чернышевский

Космизм

Федоров

Вернадский

Ноосфера

Соловьев

Тест11

Тема12 Сознательное и бессознательное как предмет философского анализа

Сознание

Сознание классовое

Сознание коллективное

Отражение

Созерцание

Феноменология

Феномен

Редукция

Фрейдизм

Психоанализ

Архетип

Неофрейдизм

Коллективное бессознательное

Тест12

Тема13 Философия проблемы познания

Познание

Гносеология

Категория

Субъект и объект

Сущность

Явление

Знак

Знание

Информация

Истина

Причина и следствие

Проблема

Рефлексия

Символ

Система

Сознание

Факт

Понятие

Ощущение

Тест13

Тема14 Философская антропология

Философская антропология

Философия жизни

Персонализм

Ницше

Экзинстенциализм

Экзинстенция

Кьеркегор

Хадеггер

Сартр

Свобода

Личность

Тест14

Тема15 Философия проблемы общества

Социальная философия

Социальная эволюция

Общество

Общественные отношения

Производство

Открытое общество

Модернизации концепции

Индустриальное общество

Информационное общество

Ростоу

Социальная Стратификация

Страта

Социальный институт

Социальный Контроль

Социальный Порядок

Социология

Тойнби

Тоталитаризм

Тоффлер

Глобальные проблемы человечества

Тест15

Тема 1. Предмет философии. Структура философского знания

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Слово «philosophos» впервые встречается у Пифагора, обозначая исследователя природы вещей. Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические критерии для обоснования своих положений.

Структура философии

Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования,…

Периодизация философии

Различные подходы к определению философии

  ТЕОРИЯ (греч. teoria - рассмотрение, исследование) - (1) - в широком смысле:… МИРОВОЗЗРЕНИЕ- система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому…

Вопрос 17. Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений - ….

а) общество б) природа
в) процессы г) Вселенная

 

Вопрос 18:Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений - …уровень.

а) социальный б) теоретический
в) эмпирический г) аксиологический

 

Вопрос 19:Вид духовного производства, представляющий собой творения специалистов в области эстетического освоения мира -

а) религия б) искусство
в) философия г) наука

Вопрос 20:Особенность морали, заключающееся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни:

а) всеобъемлющий характер б) - внеинституциональность
в) - императивность г) - воспитательный характер

Вопрос 21:Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида :

а) оценочно-императивная б) - прогностическая
в) - познавательная г) регулятивная

 

Вопрос 22:Форма мировоззрения, выражающая признание Абсолютного начала, Бога - …

а) искусство б) наука
в) философия г) религия

 

Вопрос 23:К формам рационального познания не относится…

а) понятие б) умозаключение
в) суждение г) ощущение

 

Вопрос 24:Под сознанием в философии понимают ( несколько вариантов)…

всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий форму непосредственного слияния человека и мира
высшую форму психического отражения действительности продукт общественной деятельности людей

 

Вопрос 25:Общим для философии, наряду с другими формами мировоззрения, является(-ются)…

а) способы описания предмета б) средства отображения предмета
в) реализуемые функции г) предмет

 

Вопрос 26:Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется…

а) натурфилософией б) социал-дарвинизмом
в) утопией г) метафизикой

 

Вопрос 27:Онтологией в философии называется учение о…

а) морали и нравственности б) бытии
в) Боге г) законах мышления

 

Вопрос 28:Функция философии, связанная с выявлением характера проблем, требующих изменения подсознательного аппарата частных наук, называется…

а) прогностической б) критической
в) аксиологической г) методологической

 

Вопрос 29:Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ___________ функцию.

а) аксиологическую б) прогностическую
в) методологическую г) гуманистическую

Вопрос 30:Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер.

а) частный б) всеобщий, предельный
в) стандартный г) конечный

 

Вопрос 31:Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет _______ функцию.

а) информационную б) эвристическую
в) критическую г) практическую

Вопрос 32:Аксиология – это учение о…

а) смыслах б) познании
в) ценностях г) бытии

Вопрос 33:Истинное суждение, с точки зрения объективного идеализма:

а) Основой мира является мировой разум б) Законы природы создаются мышлением человека
в) Бытие определяет сознание г) Материя первична

Вопрос 34:Материя есть первооснова всего существующего, - считают (несколько вариантов) ...

а) материалисты б) идеалисты
в) рационалисты г) скептики
д) сенсуалисты е) пантеисты

 

Вопрос 35:Истинные суждения, с точки зрения субъективного идеализма (несколько вариантов):

а) Законы природы создаются мышлением человека б) Основой мира является мировой разум
в) Бытие определяет сознание г) Сознание определяет бытие

 

Вопрос 36:Основой мира является сознание, считают(несколько вариантов)..

а) идеалисты б) материалисты
в) сенсуалисты г) агностики

 

Вопрос 37:Философскими являются вопросы (несколько вариантов):

а) В чем смысл существования человека? б) Возможны ли небелковые формы жизни?
в) Расширяется ли Вселенная? г) Познаваем ли мир?

 

Вопрос 38:Философскими не являются суждения(несколько вариантов):

а) Вечный двигатель невозможен б) Всякое явление причинно обусловлено
в) Мир познаваем г) Цель оправдывает средства
д) Возможно, что жизнь на Марсе есть е) Тише едешь- дальше будешь

 

Вопрос 39:Философские концепции, которые утверждают существование только одной субстанции ...

а) монизм б) дуализм
в) плюрализм г) деизм
д) гилозоизм е) пантеизм

 

Вопрос 40:Философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций ...

а) дуализм б) монизм
в) плюрализм г) деизм

 

Вопрос 41:Философские концепции, утверждающие существование множества субстанций ...

а) плюрализм б) монизм
в) деизм г) дуализм
д) пантеизм е) гилозоизм

 

Вопрос 42:Представление о Боге как о мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие - ...

а) деизм б) монизм
в) дуализм г) плюрализм
д) пантеизм е) гилозоизм

 

Вопрос 43:Философское учение, отождествляющее Бога и природу ...

а) деизм б) монизм
в) дуализм г) плюрализм
д) пантеизм е) гилозоизм

 

Вопрос 44:Философское учение о всеобщей одушевленности универсума - ...

а) дуализм б) плюрализм
в) пантеизм г) гилозоизм

 

Вопрос 45:Соответствие между понятиями и их определениями:

1.монизм а) философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций
2.деизм б) философская концепция, которая утверждает существование только одной субстанции
3.дуализм в) представление о Боге как о мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие

 

Вопрос 46:Соответствие между понятиями и их определениями:

1.плюрализм а) философское учение, отождествляющее Бога и природу
2.гилозоизм б) философская концепция, утверждающая существование множества субстанций
3.пантеизм в) философское учение о всеобщей одушевленности универсума

 

Вопрос 47:Cоответствие между основными философскими направлениями и утверждениями, выражающими их суть:

1.материализм а) Основой мира является мировой разум
2.объективный идеализм б) Законы природы создаются мышлением человека
3.субъективный идеализм в) Материя первична

 

Вопрос 48:Cоответствие между основными разделами философии и их содержанием:

1. онтология а) этика
2. гносеология б) учение о морали
3. учение о познании в) учение о бытии

 

Вопрос 49:Cоответствие между основными разделами философии и их содержанием:

1. логика а) эстетика
2. аксиология б) учение о законах и формах мышления
3. учение о прекрасном в) учение о ценностях

 

Вопрос 50:Хронологический порядок появления исторических типов мировоззрения:

а) наука б) религия
в) философия г) мифология

 

Вопрос 51:___________ функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

а) Аксиологическая б) Отражательно-информационная
в) Эвристическая г) Прогностическая

 

Вопрос 52:Предметом философии является(-ются)

а) положения Священного писания б) доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции
в) всеобщее в системе «мир – человек» г) физическая реальность

 

 

Тема 2. Античная философия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления. В рамках А.Ф. были конституированы онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии. Античность - эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого.

 

Периодизация античной философии

  МИФ - форма целостного массового переживания и истолкования действительности…  

Тема 3. Древняя Индийская и китайская философия

БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. -…   БРАХМАН (санскр. - священная сила) - обозначение ритуальной процедуры, заклинания (древнейшие тексты Вед); позже - это…

Тема 4. Средневековая философия

  ПАТРИСТИКА (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е.…  

Тема 8. немецкая классическая философия

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - определенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н.К.Ф. - это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма. Н.К.Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того, приверженность Н.К.Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. К числу такого рода принципов следует отнести: 1) сходное понимание всеми немецкими мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества: "философия, - писал Гегель, - есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении"; 2) формирование качественно нового облика этой философии осуществлялось ее авторами в виде философских систем; 3) ориентация на создание целостной диалектической концепции развития; 4) наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики - обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма.

ДИАЛЕКТИКА - философская концепция развития, как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно, в античности - искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного совместного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. В средние века Д. становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Особое место Д. приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой Д. явилась Д. Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Д., или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его Д. стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Гегель очень глубоко и конкретно внутреннюю природу самого противоречия. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма Д. понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом (сейчас - Калининград), где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен.

Периоды творчества Канта В интеллектуальной биографии К. традиционно различают 2 периода. Первый из них - "докритический" - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинной оценке живых сил") - до конца 60-х 18 в. В центре философских интересов К. в этот период находились вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) пронизаны уверенностью в возмоэности научного познания. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...". Философия т. наз. критического периода может быть датирована 1770 - годом написания диссертации на тему: "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира". Философия К. этого времени состоит из трех основных частей: гносеологии, этики и эстетики (объединенной с учением о целесообразности в природе). Каждой из трех частей соответствует одна из трех фундаментальных работ К. - "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Этот период потому называется критическим, что во всех сочинениях К. исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Метод проверки этих познавательных способностей и есть критический метод, или, как его еще называет К., трансцендентальный.

«Критика чистого разума» Канта - В работе "Критика чистого разума" (1781, второе исправленное издание, 1787) К.развивает концепцию научного знания. Не оспаривая тот факт, что всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств, К. развивает положение о том, что познание должно дополняться логически-априорным моментом, или формальным фактором, который только и придает ему вид настоящего научного, всеобщего и необходимого знания. При этом К. последовательно отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех видов знания - в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Одновременно он исследует общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм - чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). В трансцендентальной эстетике он обнаруживает априорные формы чувственности - чистые созерцания, с помощью которых разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобще объективное значение. Трансцендентальное истолкование чувственности и ее форм позволяет ему показать, как возможны априорные синтетические суждения в математике. Именно априорные формы - пространство и время - придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям. В трансцендентальной аналитике К. исследует рассудок и его синтез с чувственностью и одновременно отвечает на вопрос об условиях возможности априорных синтетических суждений в естествознании; демонстрирует как осуществляется синтез уже организованной априорными формами (пространством и временем) чувственности с рассудочными предпосылками, которые сам рассудок обязательно присоединяет к чувственному материалу. Эти предпосылки он называл чистыми понятиями рассудка или категориями, которые и представляют собой формы единства, прибавляемые к многообразию чувственности. В трансцендентальной диалектике К. исследует такую познавательную способность, как разум и в то же время отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в метафизике (или решает проблему о том, как возможна метафизика как наука). В отличие от рассудка и его категорий, применимых лишь в границах опыта, разум восходит за его пределы и начинает, по К., рассуждать о мире в целом, о природе как бесконечности, о свободе и Боге, доводя синтез опыта до безусловной, тотальной законченности. К. вводит понятие "идей разума", которые и соответствуют его потребности восходить к безусловному и которым, как оказывается, нет адекватных предметов - аналогов опыта, т. к. безусловное единство, мыслимое в них, никогда не может быть найдено в границах этого опыта. В случае, если разум начинает делать свои идеи предметом непосредственного исследования, он впадает в противоречия с самим собой, которые выступают у К. как антиномии чистого разума. Он считал, что в качестве науки метафизика возможна только через осуществление критического исследования чистого разума, т.е. как наука, основанная на познании самого разума, его природы, источников, границ, чистых принципов и т.д. Она мыслилась К. как состоящая из 3-х частей: 1) пропедевтики (трансцендентальной критики); 2) метафизики природы; 3) метафизики нравственности.

 

АПРИОРИ (лат. a priori, букв. — из предшествующего)— философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: "...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта". Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: "все", "вся" и т.д. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась в том, что каждый человек, начиная процесс познания, заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств.

АНТИНОМИЯ(греч. antinomia — противоречие в законе) — форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. Философский статус термин А. приобретает в работах Канта, который обозначил им глубоко противоречивое состояние человеческого разума ("спор разума с самим собой"), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира. Гегель, сопоставив А. Канта с апориями Зенона, пришел к выводу, что кантовские А. являют собой не более, чем то, что уже сделал Зенон. Гегель был убежден, что если следовать диалектике, которая хотя и содержит в себе предшествующую логику и метафизику, но развивает их дальше, то можно показать, что на деле каждое понятие, каждая категория также антономична. Противоречия, представленные в форме многообразных А., Гегель считал свидетельством диалектического характера познания. Гегель называл предрассудком прежней логики и обыденного сознания мнение, будто противоречие не такое существенное и имманентное определение, как тождество. Противоречие, подчеркивал Гегель, "есть корень всякого движения и жизненности". Важнейшим моментом научного понимания природы А. является признание неравноценности тезиса и антитезиса, из которых она складывается. Одна сторона А. всегда превалирует (доминирует) над другой, включает в себя другую. Так, концепцию развития следует трактовать в плане единства прогресса (тезис) и регресса (антитезис) с преобладанием (в данном контексте) первого над вторым. Бесконечное включает конечное, необходимость — свободу, целое — часть, содержание — форму, причина — следствие и т. п.

 

«Критика практического разума» Канта Этику К. следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии. Замысел т. наз. метафизики нравственности возник у К. еще в 60-е. Написав "Критику чистого разума", он вновь возвращается к этике, которой посвящены "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика нравов" (1797). В этике, как и в гносеологии, К. занят поисками общезначимых, т.е. независимых от смены общественных состояний, прогресса и т.д. законов человеческого существования. В роли главного такого закона К. формулирует т. наз. категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от всех чувств, эмпирических склонностей к выполнению этого закона: поступок будет нравственным, если он совершен исключительно из уважения к этому закону. Главными в этике для К. было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков.

 

Quot;Критика способности суждения" Канта

  ИМПЕРАТИВ (лат.) – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики… ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ – по Канту, определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью…

Тема 9. Марксистская философия

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-1895) - немецкий философ, социолог, основатель (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". В… ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - диалектической философии объективистского типа,…  

Тема 11. Русская философия

  Русская философия 18 века. Новые тенденции в развитии философии в России… ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (род. 8 нояб. 1711, дер. Денисовка, Архангельской губ. – ум. 4 апр. 1765, С.-Петербург) –…

Русская философия 19 века

  ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (род. 28 нояб. 1822, с. Оберце Орловской губ. –…  

Тема 12. Сознательное и Бессознательное как предмет философского анализа

СОЗНАНИЕ КЛАССОВОЕ – социально-этическое понятие марксизма: пролетарий должен постоянно сознавать свою принадлежность к классу эксплуатируемых и… СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ – термин, означающий совокупность всех сознательных… ОТРАЖЕНИЕ - категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции…

Тема 13. Философские проблемы познания и развития науки

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория…   КАТЕГОРИЯ (от греч. kategorein высказывать) – в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг…

Тема 14. Философская антропология

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне…   ПЕРСОНАЛИЗМ – философское направление, для которого человек является не мыслящим существом, а действующей, занимающей…

Тема 15. Философские проблемы общества

  СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - понятие, используемое для обозначения внутренне единой… ОБЩЕСТВО - понятие, фиксирующее предмет социальной философии. Общество определяется - в широком смысле - как…