СОЗНАНИЕ – в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание») того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание). Нечто наглядно данное может быть осознано, поскольку оно может быть чувственно воспринято. Но возникает ли сознание одновременно с восприятием, это зависит от состояния организма (тела) и от состояния сознания) данность осознается не всегда в равной мере, так что можно различать степень сознания. Согласно существовавшему ранее взгляду, Я или моя душа останавливается перед «потоком сознания», т.е. перед нерасчлененным, хаотичным многообразием смутных образов, отдельные из которых внимание выделяет, анализирует, формирует в восприятия как таковые. Но этот взгляд неверен и может лишь ввести в заблуждение. Выражение «поток сознания» содержит в себе точно так же неправильное мнение, будто Я или душа может в какой-то мере наблюдать этот поток. Напротив, следует считать правильным, что сознание обладает структурой, определяющейся индивидуальным микрокосмосом и благодаря которой всякое содержание тотчас же принимает свою специфическую форму и к которой в процессе взаимодействия присоединяются др. элементы содержания. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соответствующей этому раздражению реакцией.
СОЗНАНИЕ КЛАССОВОЕ – социально-этическое понятие марксизма: пролетарий должен постоянно сознавать свою принадлежность к классу эксплуатируемых и свою солидарность с пролетариями всех стран. Классовое сознание – предпосылка активного участия в классовой борьбе.
СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ – термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческой группы (когда речь идет о групповом сознании) или вообще всем людям (когда речь идет о «сознании вообще»- или «надындивидуальном сознании»). Коллективное сознание в собственном смысле – как сознание коллектива – не существует, хотя имеется некоторая (остающаяся неосознанной) коллективная определенность, за которой могут развиться однородные, становящиеся осознанными чувства и волевые действия (покоящиеся на чувствах).
ОТРАЖЕНИЕ - категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции познавательного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия О. не существует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях. О. способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория О. наиболее активно разрабатывалась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма.
СОЗЕРЦАНИЕ – прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. В философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. В др. группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; б) созерцание в духе Платона, т.е. внутренний процесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, Бога – интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ(греч., букв. учение о феноменах) – учение о явлении. Феноменология означает у Гуссерля – исследование значения и смысла, наука о сущностях. Феноменология есть наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. Важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность, т.е. сознание есть сознание о чем-либо. «Сущность», которая имеет значение для целого ряда «индивидов» (индивидуальных данностей), объединяет, образует целую «область» индивидов, принадлежащих к соответствующей «сущности», т.е., напр., то, что утверждается о сущности «общности», имеет значение для всех действительных общностей. Последняя (абстрактнейшая, чисто формальная) всеобщность сущностей образует «областьдля-себя», исследование которой составляет конечную задачу феноменологии. Феноменология Гуссерля представляет собой наряду с философией жизни, экзистециализмом, онтологией одно из четырех крупнейших направлений, определяющих развитие современной философии. Существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается 'в ходе созерцания, при помощи смутных представлений, осмысления, оценки, в ходе практических действий; участие субъекта в этих процессах сознания сначала не интересует феноменологию. Мир превращается в «феномен мира». В этом смысле феноменология является наукой о конструировании мира (таким, каким он имеет значение сущего для человека, обладающего феноменологической установкой), о структуре бытия, которое для такого человека имеет значение идеальной предметности. Гуссерль считает свою феноменологию осн. наукой философии вообще; и действительно, как метод она оказала огромное влияние на развитие философии, в частности экзистенциализма, онтологии и логистики.
ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.
РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio – отодвигать назад, возвращать) – термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам. Одно из понятий феноменологии.
ФРЕЙДИЗМ – общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма – А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.
ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Зигмундом Фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. Затем он был разработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать».
АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы – это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.
НЕОФРЕЙДИЗМ– направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с амер. социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – термин, введенный психиатром Карлом Ютом для обозначения одной из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур мозга. Коллективное бессознательное отлично от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывающейся на опыте конкретного человека. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит архетипы, или общечеловеческие первообразы и идеи.
Тест 12:
Вопрос 1:Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга - …
а) переживание | б) -ощущение |
в) эмоция | г) - восприятие |
Вопрос 2:Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов - …
а) познание | б) чувствительность |
в) рассудок | г) отражение |
Вопрос 3:Качественное отличие сознания от физических явлений отрицалось сторонниками ...
а) объективного идеализма | б) диалектического материализма |
в) вульгарного материализма | г) субъективного идеализма |
Вопрос 4:Сознание как явление надындивидуальное, надбиологическое трактуют ...
а) материалисты | б) идеалисты |
в) дуалисты | г) метафизики |
Вопрос 5:Согласно теории отражения, первой и самой элементарной формой биологического отражения является ...
а) чувствительность | б) раздражимость |
в) безусловные инстинкты | г) условные инстинкты |
Вопрос 6:Согласно философии диалектического материализма, сознание является формой отражения ...
а) психической | б) социальной |
в) биологической | г) механической |
Вопрос 7:Общественно-историческая сущность сознания выражается в том, что сознание ...
а) не является продуктом социальной среды, но не может существовать вне общества | б) является продуктом социальной среды и не возникает вне общества |
в) является свойством всей материи | г) может существовать независимо от природного мира |
Вопрос 8:Сознание - это ...
а) мышление | б) материальное воспроизведение действительности |
в) активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идеальной форме | г) функция головного мозга, свойственная животным и человеку |
Вопрос 9:Основным способом существования сознания является ...
а) вера | б) чувства |
в) психические состояния | г) знание |
Вопрос 10:Вульгарный материализм утверждает, что сознание - это ...
а) субъективный образ объективного мира | б) вид материи |
в) субъективная реальность | г) отражение материи |
Вопрос 11:Диалектический материализм утверждает, что сознание есть ...
а) свойство всей материи | б) один из видов материи |
в) свойство высокоорганизованной материи | г) проявление мирового духа |
Вопрос 12:Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть ...
а) вид материи | б) продукт материи |
в) проявление мирового духа | г) вид энергии |
Вопрос 13:В структуру общественного сознания не входит ...
а) государство | б) религия |
в) нравственность | г) философия |
Вопрос 14:Уровнями общественного сознания являются ( несколько вариантов) …
а) теоретическое сознание | б) политическое сознание |
в) обыденное сознание | г) эстетическое сознание |
д) общественная психология | е) религиозное сознание |
Вопрос 15:Формами общественного сознания являются ( несколько вариантов) …
а) свобода | б) религия |
в) нравственность | г) идеология |
д) философия | е) наука |
Вопрос 16:Совокупность эмоций, настроений, взглядов, теорий общества на том или ином этапе его развития –
а) общественная идеология | б) общественная психология |
в) общественное сознание | г) индивидуальное сознание |
Вопрос 17:Предрасположенность индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир в соответствии с принятыми обществом взглядами и формами поведения называется ...
а) духовным миром человека | б) менталитетом |
в) традицией | г) бессознательным |
Вопрос 18:Сознание человека может осуществляться ...
а) только в чувственной форме | б) только в рациональной форме |
в) только в эйдетической форме | г) и в чувственной, и в рациональной, и в эйдетической формах |
Вопрос 19:Соответствие между философскими направлениями и характерным для них пониманием сознания:
1.Вульгарный материализм | а) сознание - проявление мирового духа |
2.Идеализм | б) сознание - свойство высокоорганизованной материи |
3.Диалектический материализм | в) сознание - вид материи |
Вопрос 20:Явления по степени сложности. Критерий сложности - принадлежность их к соответствующей форме движения материи:
а) научная деятельность | б) деформация тел в результате их столкновения |
в) рождение живого существа | г) замерзание воды |
Вопрос 21:Виды отражения по уровню сложности и организации:
а) реакция амебы на свет | б) реакция животного с помощью условных инстинктов |
в) реакция подсолнуха на солнце | г) познание человеком окружающего его мира |
Вопрос 22:Правильными утверждениями о соотношении сознания и психики являются (несколько вариантов):
а) «Сознание – одна из относительно самостоятельных сторон психической реальности человека» | б) «Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека» |
в) «Сознание и психика тождественны» | г) «Сознание – это часть психики» |
д) «Психика – одна из форм сознания» | е) «Сознание – материально» |
Вопрос 23:Характерными чертами самосознания являются (несколько вариантов): …
а) объективность | б) рефлексивность |
в) инстинктивность | г) врожденность |
д) предметность | е) субъективность |
Вопрос 24:Сознание и бессознательное ( несколько вариантов)…
а) взаимодействуют между собой и способны достигать единства | б) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека |
в) изолированы друг от друга | г) взаимосвязаны |
д) абсолютно противоположны | е) тожденственны |
Вопрос 25:Структура сознания, согласно З. Фрейду, состоит из…
а) Я и Не-Я | б) либидо, сублимации |
в) Эроса и Танатоса | г) Сверх-Я, Я, Оно |
Вопрос 26:Сферами психики человека, по З. Фрейду, являются ( несколько вариантов)…
а) «Я» | б) «Не-Я» |
в) «Оно» | г) «Мы» |
д) «Сверх-Я» | е) «не-Мы» |
Вопрос 27:Согласно Фрейду, структура человеческой личности включает в себя - ...
а) Оно", "Ты", "Я" | б) "Оно", "Я", "Сверх-Я"" |
в) "Ты", "Я", "Сверх-Я" | г) "Он", "Она", "Я" |
Вопрос 28:Понятие "коллективное бессознательное" ввел ...
а) Гуссерль | б) Юнг |
в) Фромм | г) Камю |
Вопрос 29:Одно из основных понятий в теории К. Юнга ...
а) разум | б) архетип |
в) свобода | г) душа |
Вопрос 30:Один из виднейших представителей психоанализа в философии ХХ века - ...
а) Э.Фромм | б) Б.Рассел |
в) А.Камю | г) М.Хайдеггер |
Вопрос 31:Главная причина антропосоциогенеза, по Фрейду:…
а) биологическая | б) - социальная |
в) - материальная | г) - экономическая |
Вопрос 32:Представители фрейдо-марксизма (2 варианта) :
а) Райх | б) Маркузе |
в) - Хорни | г) - Фрейд |
Вопрос 33:Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека:
а) иррационализм | б) психоанализ |
в) неопозитивизм | г) неокантианство |
Вопрос 34:Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного - …
а) миф | б) архетип |
в) психоанализ | г) структура |
Вопрос 35:Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о "коллективном бессознательном", определяющем социальное поведение людей - …
а) Райх | б) Юнг |
в) - Адорно | г) Лакан |
Вопрос 36:Основание психоанализа как философской концепции связано с именем ...
а) Ницше | б) Фрейда |
в) Рассела | г) Ясперса |
Вопрос 37:Религию как "общечеловеческий невроз навязчивости" определял ...
а) Ницше | б) Фрейд |
в) Маркс | г) Шопенгауэр |
Вопрос 38:Э. Гуссерль является создателем…
а) феноменологии | б) психоанализа |
в) герменевтики | г) персонализма |