рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 4. Средневековая философия

Тема 4. Средневековая философия - Самостоятельная Работа, раздел Философия, Пособие для организации самостоятельной работы Студентов по философии Средневековая Философия - Стандартная Периодизация - 5-15 Вв...

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - стандартная периодизация - 5-15 вв., тысяча лет существования средневековой культуры. Первый этап средневековой христианской философии (наряду с христианской, существовала арабская, т.е. мусульманская, и еврейская С.Ф.) - патристика 2-8 вв. Иногда различают апологетическую и систематическую патристику. Апологетический период, идущий вслед за апостольским, дает нам целый ряд известных христианских писателей и мыслителей (Юстин Философ, Татиан, Тертуллиан и др.). Апологеты вели борьбу с расцветшим к середине 2 в. гностицизмом (Василид, Валентин, Марнион). Рубеж 2/3 вв. - момент самого зарождения систематического богословия. В центре этой богословской жизни стояла знаменитая Александрийская школа (Климент Александрийский, Ориген). Наиболее же крупным представителем западной патристики, безусловно следует признать Аврелия Августина. В своих многочисленных произведениях он выдвигает ряд идей, надолго определивших пути развития западного богословия и философии. "Бог и моя собственная душа" - вот две темы, которые экзистенциально интересовали его. Патристика участвовала в закладывании самих основ символического менталитета Средневековья. На основе патристики в 9 в. начинает складываться схоластика, которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов".

 

ПАТРИСТИКА (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также Учителя церкви). Обычно проводят следующее деление: 1) Апостолические отцы, примыкающие Непосредственно к апостолу Павлу. 2) Апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100 – 167 после Р. X., затем Афинагор, вторая пол. 2 в.). Ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая пол. 2 в.). Завершает этот период Тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295-378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой – в отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента Александрийского была еще не систематизированной, Ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия). 4) В 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догма о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсебий Кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что Платон и вообще греч. философия оказали влияние – через Ветхий завет, в частности, – на Моисея. Три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием Платона и Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) С кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики.

 

СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый) – Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой. Схоластику отличает метод: постановка вопроса; разыскание оснований как "за", так и "против"; решение, предлагаемое и разъясняемое категорически; его обоснование посредством силлогизмов; и заключение, способное служить опровержением всех возражений против данного решения. Главное устремление схоластики, в том, чтобы показать: между разумом и откровением нет действительного противоречия. От античной философии С. унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррационально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов, и работу с текстом: "вычитывание" ответов на все вопросы из соответствующих религиозных текстов. Эволюция С. органично связана с эволюцией в средневековой культуре образования и образованности: городских школ( ранняя С.), университетов (зрелая С. Парижским и Оксфордским университетами). С. предполагает специальную подготовку (школу), предваряющую самостоятельные занятия теологией, а именно - изучение "семи свободных искусств", состоящих из первой ступени, тривиума (лат. trivium - троепутье), включающего в себя освоение грамматики, диалектики (основ формальной логики), и риторики (красноречия и стилистики, и второй степени), квадриума (лат. quadrivium - четверопутье) - геометрии (с включением элементов географии и космографии), арифметика, астрономия и музыка. Развитие С. осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины", знания и истины веры при неоспоримом примате веры. Классическая западная культура немыслима вне схоластического средневековья: во-первых, благодаря С. в истории европейской культуры не "прервалась связь времен": именно она явилась звеном преемственности, сохранив многие аспекты содержания античного философского наследия; во-вторых, С. внесла вклад в развитие логики (становление европейского стиля мышления); вплоть до эпохи Просвещения и немецкой классики философия пользовалась категориальным аппаратом, в разработанным в рамках и усилиями С., многие схоластические термины вошли в обиход современного философствования.

 

Периодизация схоластики: С. проходит в своем развитии следующие периоды: I. Классическая (средневековая) С, в свою очередь распадающаяся на этапы: 1) ранняя С. (11-12 вв.); представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцелин (ок. 1050-1122), Гийом из Шампо (ок. 1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (ок. 1060 - ок. 1154), Жильбер Порретанский (1080-1154), Алан Лилльский, Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180) и др. 2) зрелая или поздняя С. (13-14 вв.); представители: Альберт фон Большнтедт (ок. 1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура; Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281), Николай Орем (ок. 1320-1382), Уилльям Оккам, Жан Буридан, Раймунд Луллий (1235-1315) и др. II. Неосхоластика или "вторая С." - ряд течений католической философской мысли, ориентированных на возрождение С, осуществляемое в рамках: 1) контрреформации (15-16 вв.); представители: Томмазо де Вио Гаэтанский (1469-1534), Франческо де Сильвестри Феррарский (1474-1528), Франче-ско де Виттория (1483-1515), Суарес, Габриэль Васкес (1550-1604) и др. 2) отчасти "католической реставрации" (18-19 вв.) и 3) неотомизма.

 

ТЕОЛОГИЯ(греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие) - феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции постижения сущности и бытия Божьего. Возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм. Бог как личность сообщает человеку знание о себе через слово, как в "живом откровении", так и в "текстах откровения". Эта абсолютная и непреложная истина "слова Божьего" и выступает исходной основой Т. - доктрины о сущности и бытии Бога. Центральной проблемой для Т. выступает проблема богопознания. Т. характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам. Развитие трех названных версий Т. осуществляется во многом параллельно: с одной стороны - опора на канонические тексты, восходящие к Библии, с другой - использование при их толковании традиции античной философии. По формулировке Вольтера, "платонизм - это отец христианства, а иудаистская религия - его мать". Следуя этой традиции, к Т. можно отнестись как к теоретической дисциплине (что и было сделано европейской культурой в 1-й половине 13 в. с открытием теологического факультета Парижского университета).

 

РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, понимаемой, в качестве Бога. Р. предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения тайной силе. Р. отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Содержание Р. не может быть предметом знания, и потому не подлежит сопоставлению с параметрами шкалы Истинное - Ложное, выступая предметом индивидуальной веры, принятой в результате свободного выбора. В доктрине, этике и ритуале Р. раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Даже самые высокоразвитые Р. в своей истории оказывали на людей не только гуманное, прогрессивное воздействие, но также и регрессивное, подавляющее, реакционное. Этот идейный трагизм присущ истории любой Р.

 

ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly - много, гао-nos - один, theos - Бог) - религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним верованиям, включая различных духов, приходит вера в богов, наделяемых определенным обликом, именем и культом. Переход от П. к М. был обусловлен укреплением рабовладельческого строя, созданием монархий. Один монарх и царь - один Бог. В результате почитание многих богов сводится к поклонение одному Богу. Классическими примерами П. могут служить пантеоны богов древних религий греков, римлян, славян.

БИБЛИЯ (греч. biblia — книги) — собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были созданы на протяжении 13 в. до н.э. — 11 в. н.э.), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения. Б. состоит из Ветхого Завета, признаваемого Священным Писанием иудеями и христианами, а также Нового Завета, признаваемого только христианами. Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском языках, Новый — на древнегреческом. Б. отображает четыре мировоззренческих принципа, связанных с историческим развитием. Исходным принципом явилась идея родоплеменного Бога, "Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова", который "вывел Израиль из земли Египетской". Второй принцип восходит к иудейским пророкам. По их мнению, Бог пребывает вне постижения и достигаемости и являет себя только в исторических событиях. Пророки, повествуя о грядущей истории, становятся тем самым Его вестниками. Явление Бога в истории они называли "днем суда", или "днем Господа". Третий принцип возник из потребности найти опору уже в индивидуальном жизненном пути человека. Эта тема, главным образом, отражена в книгах Иова и Екклесиаста. Наличие в мире зла — основная проблема, волнующая на этом этапе. Четвертый принцип связан со становлением новозаветной эпохи. Бог, в лице Иисуса Христа обращается уже не к "народу", а к каждому человеку. Развивается тема индивидуальной ответственности, поэтому основной "метафизической" оппозицией выступает оппозиция человек — дьявол.

БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) - римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям". Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Б. впервые сформулировал проблему универсалий. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом.

УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis - общий) - общие понятия. Проблема У. включает такие фундаментальные философские проблемы, как: проблема соотношения единичного и общего; проблема соотношения абстрактного и конкретного; проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная); проблема онтологического статуса идеального конструкта; проблема соотношения бытия и мышления и т.д. Ранние варианты решения проблемы У. связаны с античной традицией и задают два варианта ее решения: с одной стороны, философская модель Платона, наделяющая общие понятия (идеи) онтологическим статусом; единичное в данном контексте выступает как результат ограничения общего), с другой - концепция Аристотеля, в рамках которой У. мыслятся в качестве сущностей, вторичных по отношению к сущностям первичным, т.е. обладающим индивидуальным бытием и непосредственно данных в чувственном восприятии. Проблема У. была сформулирована Порфирием: существуют ли "роды" и "виды" самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае представлены ли они в чувственных явлениях или не представлены? "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля было переведено Викторином и Боэцием на латынь и, легло в основу схоластики.

 

РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный) – признание универсалий идеями или типами, существующими до вещей (universalia ante rem) или существующими в самих вещах (universalia in re) как объективные умственные сущности, субстанции. Начиная с Августина, Р. синтетически объединяет в своем содержании установки платонизма с христианским креационизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца - у Августина; предбытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой - у Ансельма Кентерберийского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуализирующаяся в свободном волеизъявлении Божьем - у Иоанна Дунса Скота и т.п.).

 

НОМИНАЛИЗМ(лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - направление средневековой схоластики, один из вариантов решения проблемы универсалий, противостоящий реализму. Номиналисты считали универсалии понятиями нашего ума, существующими "после вещей" (universalia post rem). Крайние номиналисты вообще полагали их пустой знаковой стороной или оболочкой слова. В раннем средневековье взгляды Н. высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках спора об универсалиях оформление номиналистическою позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и - особенно - Иоанна Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122). Крайний Н., полагет реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин). Умеренный Н. усматривает основания имени в свойствах сходных вещей (концептуализм, терминизм). Н. выступает в историко-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма: в средневековой философии - Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ(лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номи­нализма, занимающее в вопросе об универсалиях пози­цию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фун­дирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рам­ках стоицизма; в качестве особого направления фило­софской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: осно­воположник — Петр Абеляр; наиболее последователь­ный представитель — Иоанн Солсберийский. К. Абеля­ра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей — Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. наибо­лее радикальных выразителей позиций номинализма и — соответственно — реализма. Преодолевая крайнос­ти последних, Петр Абеляр полагает невозможным счи­тать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей, ни только звучанием голоса. Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциаль­но, но в последней присутствуют признаки, выражаю­щие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, — именно эти признаки позволяют отне­сти вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Петру Абеляру, универса­лия как общее понятие есть результат деятельности че­ловеческого ума, обобщающего реальные свойства вещей, характеризуемых одним и тем же "со­стоянием" . В отличие от Петра Абеляра, Ио­анн Солсберийский, проанализировав все представленные в схоластике ва­рианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финального решения.

 

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ(Augustinus Sanctus) (354-430) Аврелий — христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме — святым и Учителем Церкви. Сын язычника и христианки. До принятия христианства (387) увлекался манихейством и скептицизмом. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка). Ярый противник инакомыслящих, жестоко боролся с ересями. Пытался превратить платоновские "идеи" в "мысли Творца перед актом творения", а "сверхчувственный мир" — в иерархию христианского неба с Богом во главе. Ему принадлежит высказывание: "верую, чтобы понимать", в котором подчеркивается приоритет веры перед разумом. А. утверждал, что Бог "от века" предназначил одних людей к спасению, других — к адским мукам независимо от их поступков. Человеческую волю он считал слепым орудием воли Божьей. Онтология А. построена вокруг учения о Боге как принципе бытия. А. одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности и развития общества, его истории. Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха. Проблема развития общества изложена А. в его основном сочинении "О граде божьем". Социальная философия А. базировалась на представлении о целенаправленности истории. Согласно А., есть два вида человеческой общности: мир земной как достояние дьявола (государственность) и противоположный ему мир божий, который представлен католической церковью. Отсюда задача церкви — одолеть мир дьявола, обратив все человечество в "истинную веру". Содержание мировой истории А. сводит к этой борьбе, которая должна "церковь воинствующую" превратить в "церковь торжествующую"А. Сыграл важную роль в разработке католической догматики. Он фактически разработал христианское учение о божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и т.д. По существу в его учении христианская церковь получала теоретическое (богословское) обоснование своей доктрины. Авторитет А. в вопросах философии и теологии в эпоху средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до 13 в., до Фомы Аквинского.

 

ИБН СИНА (латинизированная транскрипция - Авиценна) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980-1037) - среднеазиатский ученый, философ и врач. Жил в Бухаре и Иране. Оставаясь приверженцем ислама, он сыграл большую роль в распространении философского наследия античного мира, много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных знаний. Будучи сторонником учения Аристотеля, И.С. иногда отступал в сторону неоплатонизма. И.С. признавал вечность материи, рассматривал ее как причину единичных вещей, выступал против суеверий. Мир, по учению И.С., возникает путем эманации из божества в силу непреложной необходимости, а не по божьей воле. Мир материален и вечен как и сам Бог. В природе все причинно взаимосвязано, миру присуща естественная закономерность. И.С., хотя и признавал существование Бога, но расходился с некоторыми догматами ислама, за что заслужил репутацию вольнодумца и преследовался мусульманским духовенством. Основное сочинение И.С. "Книга знания" содержала краткое изложение его взглядов.

 

 

АВЕРРОИЗМ — направление в западноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля. Аверроэс и его последователи развили учение о вечности материи и движения, о несотворенности Богом мира. Бытие Бога А. признавал только в качестве первопричины сущего, перводвигателя, но не творца, в качестве чистого разума, а не волевого начала. Аверроисты разрабатывали теорию двойственной истины, с помощью которой обосновывали независимость философского знания от откровения и теологии, отделяли и даже противопоставляли знание вере, философию — теологии. Аверроисты утверждали всеобщую причинную связь природных явлений, усматривали в закономерном движении небесных светил естественную необходимость, которой подчинено все происходящее на земле, включая общественную жизнь, смену государств и религий ("законов"). Аверроисты разрабатывали учение о "единстве интеллекта", согласно которому не только Бог ("активный интеллект"), но и человеческий ум ("пассивный интеллект") представляет собой единую нематериальную субстанцию. В средневековую эпоху господства религии А. получил широкое распространение среди мыслителей Западной Европы, хотя и преследовался католической церковью.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов (титул Ангельского доктора), монах-доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Родился в Акуино (Италия) в семье графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался сначала в бенедиктинском монастыре, в 1244 вступил в орден доминиканцев. Ученик Альберта Великого. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Доктор теологии (1257). Возглавил борьбу в Парижском университете против Сигера Брабантского и приверженцев аверроизма. В 1323 был причислен католической церковью к лику святых, а в 1567 признан "учителем церкви". Основные сочинения: "Сумма философии, об истинности католической веры против язычников" (1261-1264) и "Сумма теологии" (не окончена, 1265-1273). Теологически осмысливая аристотелевскую философию, Ф.А. пытался обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание, которые, по его мнению, не противоречат друг другу. Если же выводы науки вступают в противоречие с верой, то это свидетельствует, по Ф.А., о неправильном ходе рассуждений. В то же время Ф.А. считал, что есть рационально постижимые догматы веры (существование Бога, бессмертие души и др.) и рационально непостижимые (сотворенность мира, троичность Бога, первородный грех), которые сверхразумны и не постижимы наукой. Они познаваемы только верой и теологией. Философия используется теологией лишь для более доступного изложения истин откровения. Признавал значимость телесного ("человек не есть только душа, но и некое соединение души и тела"), примат интеллекта над волей. Цель человека видел в достижении загробного блаженства, а средством его достижения считал добродетельную жизнь. Однако достичь блаженства нельзя без божественной благодати. Ф.А. считал, что все виды власти - от Бога, но отдавал предпочтение монархии, допуская возможность свержения несправедливого правителя. В то же время церковную власть ставил выше светской, считая, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть "от Христа". Основной принцип философии Ф.А. - гармония веры и разума. С 1879 (Энциклика Льва XIII "Этерни патрис") философская система Ф.А. была признана "единственно истинной философией католицизма", став основой неотомизма.

НЕОТОМИЗМ- современная версия (собственно новейший - третий - период развития) томизма, начало которого относится к 1879, когда папа Лев XII провозгласил энциклику "Aeterni Patris", где выражалась необходимость "восстановления в католических школах христианской философии в духе св. Фомы Аквинского". Вскоре в ряде образовательных центров были утверждены кафедра томизма (Ватикан, Лу-вен, Пуллах). Необходимость реставрации томизма была аргументирована появлением множества философских школ, которые, свободно развиваясь, оказывали значительное влияние на сознание католиков, внося в него настроения, противные христианству.

УИЛЬЯМ (Оккам (Ockham, Occam) (ок. 1285-1349) - английский философ, логик и теолог, монах-францисканец. Противоречивые интерпретации У.О. как видного представителя схоластической традиции, с одной стороны, и как ее разрушителя - с другой, обусловлены тем, что в его учении обрели свою логическую завершенность почти все основные проблемы схоластики. Так, У.О. уделил внимание разработке концепции "двух истин": сфера разума и область веры должны быть разграничены. Теологические истины (их источником является Священное писание), по У.О., невозможно доказать с помощью философских аргументов, и наоборот - научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру. Последовательное стремление У.О. отделить разум от веры, а логику и теорию познания - от метафизики и теологии обеспечивают рациональный характер и логическую обоснованность его номинализма. Спор об универсалиях выходит за рамки теологии. Абстрактное познание всегда базируется на познании интуитивном - в таком ключе интерпретируется знаменитая "бритва Оккама". "Сущностей не следует умножать без необходимости" - этот принцип постулирует приоритетность понятий, выводимых из интуитивного познания. Эмпирический пафос учения У.О. базируется на признании У.О. реально существующими только единичных вещей. Универсалии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума. Независимость мышления У.О. проявилась не только в его философских и логических идеях, но так же и прежде всего в его политических трактатах. Он отстаивал идеал евангельской бедности, выступал против претензий папы на светскую власть, за приоритет мнения общины самих верующих (consilium sapicntium) перед авторитетом папы в вопросах веры.

 

Тест 4:

Вопрос 1:Представители средневековой философии:

а) Аврелий Августин б) - Фома Аквинский
в) - Диоген Лаэртский г) - Гераклит Эфесский
д) - Марк Аврелий е) - Панеций Родосский

Вопрос 2:Представители средневековой философии:

а) Иоанн Росцеллин б) -Уильям Оккам
в) - Диоген Лаэртский г) - Гераклит Эфесский
д) - Марк Аврелий е) - Парменид Элейский

Вопрос 3:Хронологические рамки патристики ... вв.

а) VII-X б) VIII-XI
в) XI-XV г) II - VI

Вопрос 4:Период истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи - …

а) схоластика б) патристика
в) средневековье г) античность

 

Вопрос 5:Вера противопоставлялась в средневековье ...

а) разуму б) - умению
в) - чувству г) - желанию

Вопрос 6:Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве ...

а) бога б) - человека
в) - природы г) - космоса

Вопрос 7:Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой

а) теология б) -патристика
в) – схоластика г) - логика

Вопрос 8:Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для ...

а) обоснования догматов веры б) - развития частных наук
в) - построения основ общества г) - утверждения гуманистических идеалов

Вопрос 9:Умонастроение характерное для средневековой философии:

а) дуализм б) - пантеизм
в) - гуманизм г) - политеизм

- деизм

Вопрос 10:Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о ...

а. цикличности исторического процесса б. - бесцельности истории
в. - целенаправленности истории г. - неизменности общественного бытия

Вопрос11:Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

а) возможность познания б) - чувство прекрасного
в) - вера в Бога г) - чувство справедливости

Вопрос 12:Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью...

а) схоластика б) патристика
в) средневековье г) античность

Вопрос 13:Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа :

а) западноевропейская христианская б) - русская средневековая
в) - немецкая классическая г) - марксистская

Вопрос 14:Средневековый автор изречения "верую, чтобы понимать" - ...

а) Фома Аквинский б) - Пьер Абеляр
в) - Августин Блаженный г) - Альберт Великий

Вопрос 15:Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии ...

а) реализм б) - номинализм
в) - догматизм г) - универсализм

Вопрос16:Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела:

а) Фома Аквинский б) - Авиценна
в) - Абеляр г) Августин Блаженный

Вопрос 17:Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями -

а) реализм б) - номинализм
в) - догматизм г) - универсализм

Вопрос18:Представители номинализма в средневековой философии:

а) Иоанн Росцеллин б) -Уильям Оккам
в) Аврелий Августин г) Тертуллиан
д) - Фома Аквинский е) - Иоанн Дунс Скот

Вопрос 19:Собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии -… .

а) Откровение б) - Ветхий Завет
в) - Пятикнижие г) – Новый завет

 

Вопрос 20:Священная книга мусульман - ...

а) Коран б) - Веды
в) - Пятикнижие г) – Новый завет

Вопрос 21:Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

а)символизм б) дуализм
в) рационализм г) деизм

Вопрос 22:Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это… .

а) аскетизм б) утилитаризм
в) гедонизм г) натурализм

Вопрос 23:Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского - …

а) исихазм б) политеизм
в) неотомизм г) монотеизм

 

Вопрос 24:Учение арабского философа, оказавшее влияние на философские взгляды Фомы Аквинского - …

а) аверроизм б) символизм
в) концептуализм г) монотеизм

 

Вопрос 25:Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания:

а) религиозное сознание б) - религиозная идеология
в) - религиозная философия г) религиозная психология

Вопрос 26:Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства :

а) фетишизм б) - магия
в) - анимизм г) - религия

Вопрос 27:Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений :

а) фетишизм б) - анимизм
в) - магия г) тотемизм

Вопрос 28:Религии, сложившиеся в древних государствах, отражавшие социально-политические и другие отношения - …

а) монотеистические б) первобытные
в) политеистические г) национальные

Вопрос 29:Позиций номинализма придерживался ...

а) Сенека б) Платон
в) Плотин г) Росцелин

Вопрос 30:Выдающимся представителем зрелой схоластики, основателем томизма был

а) Уильям Оккам б) Фома Аквинский
в) Филон Александрийский г) Альбер Великий

Вопрос 31:Согласно Ф.Аквинскому, бытие Бога может быть доказано ... путем(ями)

а) пятью б) одним
в) тремя г) двумя

 

Вопрос 32:Общие понятия существуют "до вещей" в божественном уме, "в самих вещах" как их сущность и "после вещей" как результат деятельности человеческого ума - утверждал ...

а) Росцелин б) Ф.Аквинский
в) Д.Скотт г) В.Оккам

Вопрос 33:Согласно Ф.Аквинскому, сущность и существование соединены вместе в ...

а) природе б) человеке
в) чувственно воспринимаемых вещах г) Боге

Вопрос 34:Ф.Аквинский в споре об универсалиях занимал позицию ...

а) крайнего реализма б) умеренного реализма
в) умеренного номинализма г) концептуализма

Вопрос 35:Единственно истинной философией католическая церковь признает учение ..

а) Августина Блаженного б) Аристотеля
в) Ф.Аквинского г) Ансельма Кентерберийского

 

Вопрос 36:Личное спасение является смыслом жизни в…

а) антропологии б) религии
в) экзегетике г) гедонизме

 

Вопрос 37:Согласно Ф.Аквинскому, Бог является ...

а) творцом мира из ничего б) только перводвигателем
в) тождественным природе г) душой мира

Вопрос 38:Ф.Авкинский утверждал, что материя ...

а) не созданная никем и независимая от Бога субстанция б) есть развертывание божественной сущности
в) создана Богом из ничего г) последняя ступень деградации божественного абсолюта

 

Вопрос 39:Ф.Авкинский полагал, что философия приходит к истине посредством ...

а) опыта б) разума
в) интуиции г) опыта и разума

Вопрос 40:«Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

а) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие» б) «все сущее есть благо»
в) «не следует умножать сущности сверх необходимого» г) «возлюби ближнего своего, как самого себя»

 

Вопрос 41:Ф.Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в ...

а) опыте б) откровении
в) человеческой душе г) науке

 

Вопрос 42:Ф.Аквинский, решая вопрос об отношении веры и разума, исходил из того, что …

а) философия не может быть автономной по отношению к религии б) религия и философия одним и тем же способом приходят к истине
в) религия возвышается над философией г) философия возвышается над религией

 

Вопрос 43:Страна – центр опытной науки в средние века - ...

а) Франция б) Англия
в) Германия г) Италия

Вопрос 44:Глава номиналистов ХIV века - ...

а) Августин б) Росцелин
в) Абеляр г) Оккам

Вопрос 45:Борьбе со схоластическим реализмом служила знаменитая "бритва" …

а) Скотта б) Буридана
в) Оккама г) Оригена

Вопрос 46:Соответствие между понятиями и их определениями:

1.креационизм а) особенность мышления, для которого высшей реальностью, является Бог
2.провиденциализм б) учение о создании мира Богом из ничего
3.Теоцентризм в) понимание истории как проявление воли Бога  

 

Вопрос 47:Соответствие между понятиями и их определениями:

1.экзегетика а) оправдание Бога за существующее на земле зло
2.провиденциализм б) искусство толкования религиозных текстов
3.теодицея в) понимание истории как проявление воли Бога

 

Вопрос 48:Cоответствие между понятиями и их определениями:

1.патристика а) совокупность теологических и философских доктрин, созданных отцами церкви в II - VIII веках
2.номинализм б) учение, согласно которому общее существует объективно, независимо от человеческого сознания
3.схоластика в) средневековая христианская философия, характеризующаяся особым интересом к формально-логической проблематике
4.реализм г) учение, согласно которому общее не существует, а понятия есть лишь имена

 

Вопрос 49:Имена средневековых философов в порядке их рождения:

а) Ансельм б) Августин Блаженный
в) Ф.Аквинский г) Оккам

 

Вопрос 50:Согласно Ф. Аквинскому, бытие и сущность…

а) совпадают в человеке б) совпадают в Боге
в) совпадают в природных явлениях г) никогда не совпадают

 

 

Вопрос 51:В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос…

а) свободе воли человека б) соотношении бытия и небытия
в) познании мира г) возможности построения идеального государства

 

Тема 5. Философия Возрождения (Ренессанса)

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ - особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования. По словам Гегеля, в эту эпоху различие между теологией и философией представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени. Свое название Ф.В., как и эпоха в целом, получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы не была велика роль античного философского наследия в формировании идей 14-16 вв., их не следует рассматривать в качестве простого усвоения античности или ее возрождения; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т.д., главным образом в сторону перевеса учения Платона над Аристотелем. Главной предпосылкой формирования Ф.В. была глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры. Падение авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы - все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа.

Периодизация философии возрождения Хронологически первым этапом или периодом в эволюции Ф.В. стал т.наз. гуманистический период (середина 14 - середина 15 вв.), резко противопоставивший средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку (антропоцентризм), и, более того, признавший ценность человека как личности с ее правом на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека, принцип равенства, справедливости и человечности стали здесь не просто нормой отношений между людьми, но и главным критерием оценки всего существующего. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего колоссальный переворот в нравственно-мировоззренческом корпусе культурных идей.

У истоков гуманизма стояла грандиозная фигура Данте, идеи которого были продолжены и развиты Ф. Петраркой, Эразмом Роттердамским, Мором, М. Монтенем и др. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог, спор в движении к истине. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом мы обязаны разработкой принципиально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное, природное предназначение. Следующим ярким этапом Ф.В. был неоплатонический, связанный с постановкой и разработкой гл. обр. онтологической проблематики, и представленный флорентийскими платониками (Плетон, Фичино, Мирандо-ла), Николаем Кузанским и др. мыслителями (с середины 15 до первой трети 16 вв.). Всех этих философов объединяло пантеистическое представление о мире, отождествление Бога и природы, идея о его "совечности" миру и наделение природы всеми необходимыми силами творения вещей. Натурфилософский период в Ф.В. (2-я половина 16- нач. 17 вв.) представлен выдающимися учеными того времени - Леонардо да Винчи, Коперником, Бруно, Галилеем и др. Этим мыслителям был свойственен естественнонаучный, во многом натуралистический, подход к пониманию мира, широкое использование достижений тогдашнего естествознания, попытки переосмысления философских оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии.

 

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса). Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Валла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции.

ПРОТЕСТАНТИЗМ(лат. protestans - протестующий) - 1) Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть, того и вера". Оформление П. связано с деятельностью Лютера и Кальвина. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Лютер публично сжигает папскую буллу 1520 и отрицает богоустановленность церковной иерархии. Вероучение П. основывается на двух основных положениях: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Для понимания Библии не нужно никаких посредников (т.е. священников), никакой традиции (предания) - для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и Церковь не в праве взять ее на себя. П. пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в первые годы христианства. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их осмысления как служения людям, обществу. Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рационализация. Церковные организации П. насчитывают на настоящий момент более 400 млн. человек. Наибольшее распространение П. получил в США, ФРГ, Скандинавских странах, Великобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. нашли свое выражение в создании всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948).

 

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - система норм и ценностей, а также огбразцов поведения в рамках протестантизма В историческом разворачивании традиции протестантизма претерпевают существенную эволюцию. Исходная протестантский принцип "даром данной благодати" заменяется принципом "заслуженной благодати", обретаемого посредством мирского служения людям. Христианство интерпретируется как учение о бытии человека в миру, в условиях которого образ Христа указует человеку его место "рядом с ближним" - "в борьбе за справедливость". Протестантизм гораздо большее внимание уделяет моральному совершенствованию, нежели другие христианские конфессии. Важнейшей сферой совершенствования индивида мыслится в П.Э. труд, и под дарованной благодатью понимается призвание, профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя задатки и способности, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности - как моральный долг перед Богом. В силу этого трудолюбие есть, с точки зрения П.Э., высшая ценность. Леность же греховна, ибо праздный "не услышал" Божьего призыва. Концепция призвания дополняется другими протестантскими моральными добродетелями: бережливость и приумножение капитала (начиная от Лютера: получить меньшую прибыль при возможности получить большую - значит, с точки зрения П.Э., согрешить перед Богом), трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п. В качестве феномена европейской культуры П.Э., с одной стороны определяется факторами, характерными для процесса перехода от традиционного к индустриальному обществу, с другой - сама выступает фактором становления и развития буржуазного общества.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ - направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное против схоластики, основанной на учении Аристотеля. Временной период развертывания: 1459-1521. Деятельность Ф.П. носила крайне противоречивый характер: борьба с церковной схоластикой уживалась с поисками новой религии будущего, открывающей путь к подлинной истине. Основателем Академии Ф.П. стал грек-византиец Плетон (Плифон). М. Фичино (1433-1499) начинает свою деятельность как переводчик текстов Платона, Плотина и Прокла на латинский язык. Бог рассматривался как бесконечное высшее существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения. Мир состоит из ряда ступеней, среди которых ниже всего располагается безжизненная пассивная материя, затем идет разумная душа, ангелы и Бог. Интересны рассуждения Фичино о человеке и его особом месте в мире, о срединном положении души между божественным и материальным. Душа наделена способностью к познанию, благодаря чему все ступени бытия вновь возвращаются в божественное единство. Идеи Фичино об историческом характере всех существующих религий, представляющих собой этапы развития всеобщей, естественной религии, сыграли роль в развитии философии Нового времени. Крупным представителем Ф.П. является П. делла Мирандола (1463-1494), прославившийся главным образом своей речью "О достоинстве человека". Человек - микрокосмос, он соединяет в себе земное, животное и небесное начала, из которых первое состоит из воздуха, воды, земли и огня; животное - тело и пища человека; небесное - его способность к познанию и разум. Гуманистично звучит идея Мирандолы о человеке как кузнеце своего счастья и будущего; от самого зависит, опустится ли он до животного или вознесется до божественного. Эти идеи Мирандолы стали своеобразным гимном человеку. Представители Ф.П. оказали большое воздействие на многих последующих философов - Ф. Патрицци, Бруно, а также Спинозу и Лейбница. Своей активной переводческой и издательской деятельностью они значительно расширили базу для ознакомления европейских интеллектуалов того времени с идеями Платона и античного неоплатонизма.

 

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания. Н.К. один из предшественников дифференциального исчисления в математике, автор первой географической карты Европы, реформы юлианского календаря, и астрономической модели, определившей, идеи коперниканского гелиоцентризма. Философская концепция Н.К., представляющая собой уникальное явление в культуре 15 в., может быть рассмотрена: а) как подводящая итоги развития средневековой философской традиции; 2) в качестве пролога философии Возрождения (гуманизм, пантеизм, эмпиризм, натурализм и др.); 3) как предвосхищение философских идей Нового времени,; 4) даже как генетический исток классической европейской теории познания. Н.К. ориентируется на неоплатонизм и математизированную модель бытия, трактующую Бога как актуальную бесконечность, статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" означает "развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность. Божественное бытие, т.обр., мыслится Н.К. как абсолютная возможность (posse-est), "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью (est). "Развертывание" Бога в мир дополняется в качестве своего семантического противовеса "свертыванием" (complicatio) мира, возвращением его в лоно Божественного абсолюта. Поскольку мир сам по себе принципиально безграничен, постольку бытие не может быть центрировано каким-либо одним определенным способом: "Машина мира имеет свой центр... повсюду, а свою окружность - нигде, потому что Бог есть и окружность, и центр". Такое понимание мироздания с одной стороны, приводила к пантеизму ("Бог везде и нигде"), а с другой - предвосхищала астрономические открытия Нового времени и гелиоцентрическую теорию Коперника. Единство мира обеспечивается, по Н.К., его "интеллигенцией", т.е. интегральным божественным смыслом. В этом контексте выстраивается концепция человека Н.К.: "человек есть его ум", и именно поэтому он занимает в иерархии мира высшую позицию ("лишь немного ниже ангелов"). Представление о человеке как микрокосме наполняется у Н.К. новым содержанием. Человек как познающий субъект характеризуется Н.К. с позиций оптимизма: человеческий ум (mens), способен познать "развертывание" Бога в природу. Чувственное познание подчинено рассудку как сдерживающему страсти и упорядочивающему данные чувственного опыта. С одной стороны, трактовка рассудка Н.К. определяется влиянием номинализма (в варианте концептуализма): в рассудке "нет ничего, что не существовало бы в ощущении". С другой же - рассудок сам по себе имеет своей целью формирование "имен", запечатлевающих результаты его абстрагирующей деятельности. Разум как высшая способность человеческого ума –определяется богоданностью. Он мыслится Н.К. в качестве творческой способности "умозрения", которая "постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное". - "Разум, простирая полет свой", поднимается до постижения бесконечности, "интеллигенции", мировой души как феноменов абсолюта. Н.К. полагает Бога, в отличие от тварного мира, принципиально непознаваемым: разум может лишь асимптотически приближаться "к истине, как многоугольник к кругу". Регулирующая роль разума по отношению к рассудку заключается, в отказе от претензии на обладание абсолютной истиной. Применительно к предмету разума правомерна формула "совпадения противоположностей" (coincedenica oppositorum). Что же касается "абсолютного максимума", то "нет никакого противопоставления абсолютному максимуму, ибо он выше всякой противоположности". т.п.). И в целом, "Бог обнимает все, даже противоречия". Важным прикладным аспектом этой идеи является программа объединения Западной я Восточной христианских церквей в глобальном католическом единстве. Объективно концепция Н.К. оказала значительное влияние на оформление круга идей философии Возрождения (флорентийский платонизм и концепция человека Бруно, непосредственного ученика Н.К.), философии Нового времени (картезианство, монадология Лейбница и связанное с ней открытие дифференциального исчисления) и даже немецкой классической философии.

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (1564-1642) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, физик, основоположник классической механики, астроном, математик, один из основателей современного экепериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Первым серьезным изобретением Г. были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Г. в 1609 построил свой первый телескоп с 3-х кратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Г. безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника. После публикации Г. "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Инквизиция принудила Г. отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их падения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Г. заложил основы классической динамики. В природе, по Г., ничто не уничтожается и не порождается, мир вечен и бесконечен, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Г., - наблюдение, а основа науки - опыт. Г. утверждал, что задача ученых "...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии". В изучении природы Г. выделял два основных метода познания: планомерно поставленный эксперимент (аналитический, или «резолютивный») и синтетический (или «композитивный»), т.е., который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе предположений. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает математика. Сочинения Г. по литературе положили начало итальянской научной прозе.

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппе (1548-1600) - итальянский естествоиспытатель, натурфилософ и поэт, доминиканский монах, бежал из монастыря (1576). Приговорен к смертной казни инквизицией за ересь. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. - гениальный поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма, Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду. Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., "божественным бытием в вещах"). Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Мировая же душа у Б. - носитель "всеобщего ума", универсального интеллекта. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием "мировая душа". Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., "другие миры так же обитаемы, как и этот") планетами движутся по собственным орбитам. "Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем". (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой "неподвижных" звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной). 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов - месте сожжения Б. - в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

 

MOP (More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) - английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве - "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516). (Дословно "утопия" означает "нигдея" - место, которого нет). В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда "овцы поели людей". Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще. М. требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность М. рассматривал как главную причину всех социальных бедствий. М. требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству.

 

УТОПИЯ (греч.: оu -отрицательная частица, topos - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты, социально-политических реформ. С середины 19 в., У. все больше превращаются в специфический, жа

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Пособие для организации самостоятельной работы Студентов по философии

Пособие для организации самостоятельной работы.. Студентов по философии.. Тольятти..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 4. Средневековая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философии
Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывает в эти категории свои смыслы, по-своему пр

Периодизация философии
Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический п

Различные подходы к определению философии
Согласно Платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретическ

Периодизация античной философии
Античная философия, включает эллинскую и эллинско-римскую. философию,. Эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до Р. X.) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Арис

Тема 3. Древняя Индийская и китайская философия
  БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хар

Quot;Критика способности суждения" Канта
Эстетика К. изложена в первой части его "Критики способности суждения". Согласно К., прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, а только сво

Тема 9. Марксистская философия
МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Основную задачу своего творчества, М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы

Тема 11. Русская философия
Начальный период РУССКой ФИЛОСОФИи - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования во

Русская философия 19 века
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) - религиозно-философское течение русской общественной мысли к. 30 - н. 60-х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб Ро

Тема 12. Сознательное и Бессознательное как предмет философского анализа
СОЗНАНИЕ – в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «

Тема 13. Философские проблемы познания и развития науки
ПОЗНАНИЕ– усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. В познании, т. о., содержится оценка,

Тема 14. Философская антропология
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера, Г. Пл

Тема 15. Философские проблемы общества
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги