Эстетика К. изложена в первой части его "Критики способности суждения". Согласно К., прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой, т.е. это "незаинтересованное удовольствие", доставляемое созерцанием формы предмета. Прекрасное у К. во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела всеобщее и необходимое значение. Высшим видом искусства К. объявляет поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала. В своей философии истории К. отказывается от теологического понимания истории и рассуждает в духе традиционных просветительских идей, объясняющих ее исключительно естественными причинами. Большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними. Важное место в социально-исторической философии К. занимали также проблемы войны и мира, а также установления состояния "вечного мира" между государствами. В трактате "К вечному миру" (1795) он подробно анализирует и формулирует главные средства достижения и сохранения мира. Учение К. представляет собой исходное звено в преемственном ряду систем философского идеализма, обозначаемых общим термином немецкая классическая философия (хотя само оно последовательно идеалистическим не являлось).
ИМПЕРАТИВ (лат.) – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства» (см. также "Золотое правило
ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ – по Канту, определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива. Согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще. Несвободно осуществляемое действие не имеет этического значения.
ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (род. 19 мая 1762, Раменау, Оберлаузитц – ум. 27 янв. 1814, Берлин) – великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию «наукоучением». Фихте устанавливает в этом смысле три «деятельности» Я: 1) Я полагает себя, 2) Я полагает не-Я, 3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры; не-Я – понятие природы и материи; отношение между ними – понятие воли человека, борющейся против косности. Итак, первоначально существует только абсолютная деятельность – Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе, т.е. полагает вне себя, и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое, т. о., также является «деятельностью» Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи; мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, как олицетворенный материал нашего долга. Все, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это, прежде всего, совершенствование тела и духа и участие в общественных делах, ибо труд в духовном мире, может быть только общим. С др. стороны, все граждане имеют не только право на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, труд и на участие в доходах от государственного хозяйства.
ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (род. 27 янв. 1775, Леонберг, Вюртемберг – ум. 20 авг. 1854, Бад-Рагац, Швейцария) – нем. философ; преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. С позиций нем. идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая в конце концов трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика.
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (род. 27 авг. 1770, Штуттгарт – ум. 14 нояб. 1831, Берлин) – выдающийся нем. философ; Свою весьма своеобразную философию Гегель считает завершением всей западной истории философии. Его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греч. философии и христ. субъективизма (Кронер). Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (Спиноза), но и как субъект (Фихте, Шеллинг). Гегелевскую систему можно считать .завершением философии Нового времени. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, – абсолют. Абсолют – Бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание», т.е. философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля, является поэтому «самосознанием Бога» в человеке; но сущность Бога – т. к. он является духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Система Гегеля состоит из .трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика – на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся по содержанию от первой. Развитие совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в неадекватную ему форму материальной природы и, т. о., создает противоречие. Принцип диалектического развития – это движение, являющееся результатом противоречия. Подлинное «возвращение» духа из его «инобытия» (т.е. природы) совершается только в человеке. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология), на ступени «являющегося сознания» (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою субстанцию как идентичную. Такую же эволюцию совершают формы «объективного духа», созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность). В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы. Над образованиями объективного духа стоят три формы «абсолютного духа», т.е. созерцания, представления и знания абсолютного тождества субстанции и субъекта. В искусстве это единство только «созерцается», идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство «представляется» в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог (т.е. мышление мышления) и человек (т.е. чувственное наличное бытие); только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель – возвышение конечной сущности человека к бесконечному. Это единение с божественным разумом есть мистическая цель гегелевской философии. Но наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Результатом гегелевской системы явилось учение Карла Маркса. Диалектическое мышление Гегеля Маркс применил к политической экономии и философии истории. Значительным было также влияние Гегеля на историографию.
СНЯТИЕ, СНИМАТЬ (нем. aufheben) в диалектике Гегеля (в соответствии с многозначностью слова «снимать») поднимать на более высокую ступень, сохранять, а также уничтожать (отрицать). Полагаемое в тезисе снимается, т.е. отрицается, в антитезисе, а затем через отрицание отрицания снова выступает как полагаемое, но уже на более высоком уровне относительно принятого исходного пункта диалектического развития. Это приводит к синтезу, который, снимая тезис, сохраняет его в себе в более совершенной форме.
ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его учителя - Гегеля. В 1839 Ф. была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали: "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой - человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся в антропологию. Философия Ф. – антропологический материализм. Особое значение имела книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена. Критика религии становится основной темой творчества Ф. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие.
Тест8:
Вопрос 1:Представители Немецкой классической философии:
а) Л. Фейербах | б) - Ф.Шеллинг |
в) - О. Шпенглер | г) - Г. Зиммель |
д) - Н. Макиавелли | е) - Б. Рассел |
Вопрос 2:Немецкая классическая философия - преемница идей:
а) Возрождения | б) Просвещения |
в) - Реформации | г) - Средневековья |
Вопрос 3:Фамилия автора произведения "Критика чистого разума" - …
а) Л. Фейербах | б) - Ф.Шеллинг |
в) И.Кант | г) Б.Рассел |
Вопрос 4:Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого "парные суждения, каждое из которых исключает другое" - …
а) противоречие | б) противоположность |
в) антиномия | г) развитие |
Вопрос 5:Период деятельности И. Канта характеризующийся работой "Всеобщая естественная история и теория неба" - …
а) политический | б) творческий |
в) докритический | г) материалистический |
Вопрос 6:Явление, данное в опыте, чувственном познании - …
а) ноумен | б) вещь |
в) феномен | г) понятие |
Вопрос 7:Категорический императив И. Канта развивает принципы…
а) морали | б) - развития |
в) - движения | г) - познания |
Вопрос 8:Субъективный принцип нравственности, по Канту -… .
а) свобода | б) разум |
в) долг | г) истина |
Вопрос 9:Фихте является последователем ...
а) Л. Фейербаха | б) - Ф.Шеллинга |
в) И.Канта | г) Гегеля |
Вопрос 10:Представитель немецкой классической философии, основывавшийся на позициях антропологического нравственно-природного дуализма:
а) Кант | б) - Фихте |
в) - Гегель | г) - Шеллинг |
Вопрос 11:Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений - …
а) наука | б) диалектика |
в) логика | г) математика |
Вопрос 12:Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей -… .
а) логика | б) критика |
в) аналитика | г) диалектика |
Вопрос 13:Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности - …
а) аналитика | б) натурфилософия |
в) естествознание | г) гносеология |
Вопрос 14:Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю - …
а) Божественная сущность | б) Мировая Воля |
в) Мировой Дух | г) Абсолютная истина |
Вопрос 15:Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - …
а) ноумены | б) символы |
в) феномены | г) заблуждение |
Вопрос 16:Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - …
а) история | б) движение |
в) эволюция | г) развитие |
Вопрос 17:Философия Фейербаха:
а) антропологический материализм | б) - географический детерминизм |
в) - субъективный идеализм | г) - механистический материализм |
Вопрос 18:Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее "конца", т. е. предполагаемых результатов :
а) Кант | б) - Платон |
в) - Маркс | г) - Декарт |
Вопрос 19:Диалектика процесса познания и мышления людей называется:
а) субъективной | б) - объективной |
в) - трансцендентной | г) - метафизической |
Вопрос 20:Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития - …
а) продвижение | б) снятие |
в) возвышение | г) затруднение |
Вопрос 21:Категория диалектики парная категории "необходимое" - …
а) вероятное | б) случайное |
в) хаотичное | г) закономерное |
Вопрос 22:Ключевым моментом диалектической концепции является принцип...
а) противоречия | б) - системности |
в) - дополнительности | г) - запрета |
Вопрос 23:
Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени -
а) вероятности | б) - историзм |
в) цикличности | г) -последовательности |
Вопрос 25:Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту
а) ощущение | б) рассудок |
в) разум | г) восприятие |
Вопрос 26:Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении…
а) «человек человеку друг, товарищ и брат» | б) «человек человеку волк» |
в) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей» | г) «человек человеку бог» |
Вопрос 27:На позиции материализма и атеизма стоял такой мыслитель немецкой классической философии, как…
а) Л. Фейербах | б) И. Кант |
в) Ф. Шеллинг | г) Г. Гегель |
Вопрос 28:На позиции материализма и атеизма стоял такой мыслитель немецкой классической философии, как…
а) Л. Фейербах | б) Г. Гегель |
в) И. Кант | г) Ф. Шеллинг |
Вопрос 29:«Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», - считал…
а) У. Оккам | б) Демокрит |
в) Н. Макиавелли | г) И. Кант |
Вопрос 30:В философии Г.В.Ф. Гегеля изменения социальной действительности детерминируются…
а) демографическими факторами | б) действиями выдающихся личностей |
в) географической средой | г) саморазвитием абсолютной идеи |