рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема истины в процессе познания.

Проблема истины в процессе познания. - раздел Философия, Философия   В Научно Познавательной Деятельности Принципиальное Значение ...

 

В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание. Так, Парменид делил все знание на знание по истине и знание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое.

Впервые ясное определение истины дал Аристотель, назвав истиной знание, которое в своем содержании соответствует действительности. Вопрос о том, что есть истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний объективной реальности. Можем ли мы постичь истину сразу? И другие вопросы. Весь комплекс вопросов составляет теорию истины.

Очевидно, что истина может характеризовать только знание человека и возникает вопрос, где она присутствует, в самих предметах, или в человеке? В истории философии мы встречаем разные ответы на этот вопрос. Так, сенсуалисты считали, что истина непосредственно дается чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Другими словами, первые предполагали ее присутствие в самих предметах, вторые – в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины можно назвать онтологическим.

Но ответ на вопрос о том, что есть истина, лежит несколько в иной – гносеологический - плоскости. Конечно, вне познавательной деятельности человека проблема истины не возникает. Но какое знание является истинным? То знание, которое в своем содержании соответствует действительности. Такая концепция получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля. Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется объективной истиной. Другими словами, истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи, языка и т. п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует объективно как любой другой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание – это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, - материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины. Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности.

Другим вариантом концепции истины является, так называемая, когерентная (лат. – связность, согласованность) концепция. С точки зрения этой концепции главный признак истины – это логическая связность, непротиворечивость знания. Это понимание истины, как и первое, тоже берет начало у Аристотеля, основоположника формальной логики. Этот взгляд на истину носит формальный характер, и в этом его недостаток, поскольку, к примеру, идеально непротиворечивое высказывание может абсолютно не соответствовать действительности, т. е. быть ложным.

В конце ХIХ – начале ХХ века складывается прагматическая концепция истины. Ее суть в следующем: истина – это нечто субъективное, то, что может быть полезным, выгодным для субъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже общезначимого характера. Очевидна близорукость такого понимания истины и совершенная непригодность его применительно к науке, особенно фундаментальной.

При всех недостатках, только классическая концепция истины применима к науке. Ее мы и будем придерживаться в дальнейшем изложении материала.

Другой важный вопрос в проблеме определения истины: что может быть объектом истинного знания? Платон, например, считал, что истинным может быть знание лишь о вечных и неизменных идеях. Что касается знаний об изменчивых явлениях действительности, то истинность на них не распространяется, поскольку они не могут быть проверены чистым умозрением и логическими рассуждениями. Их Платон пренебрежительно называл мнениями. Сама истина тоже представляется ему как некая сверх эмпирическая идея и одновременно вневременное свойство прочих «идей».

Взгляды Платона использовались средневековыми мыслителями. Так, Августин проповедовал учение о врожденности истинных понятий и суждений. Это же положение поддерживал в Новое время и Декарт, считавший некоторые исходные врожденные идеи абсолютными истинами и источниками познавательной дедукции.

Учение Аристотеля об истине развивает средневековый схоласт Фома Аквинский (1225 – 1274). Он определяет истину как соответствие интеллекта и вещи. При этом понятия, образуемые интеллектом, истинны в той мере, в какой соответствуют вещам природы, а сами вещи природы истинны в такой мере, в какой соответствуют понятиям божественного интеллекта, т. е. содержащимся в уме Бога понятиям. Непротиворечивость Фома считал самоочевидным и безусловным принципом мышления и бытия, а также критерием истинности рационального познания.

Материализм Нового времени стоял на догматических позициях в трактовке истины. Он понимал под истиной знание абсолютно завершенное, раз и навсегда данное и абсолютно противоположное заблуждению. Он стремился отыскать и абсолютный критерий истины, чаще всего видя в нем абсолютную очевидность ощущений или абсолютную очевидность разума. Отход от метафизической трактовки истины наметился в немецкой классической философии, в частности у Фихте и Гегеля. Гегель впервые понял истину как процесс развития знания. Но только в рамках диалектико-материалистической философии удалось сформировать подлинно научную теорию истины.

Преобразование теории познания, в целом, и теории истины, в частности, началось с изменения схемы познавательного процесса. В домарксистской, да и в современной западной философии, процесс познания рассматривается как отношения объект-субъект. В диалектическом материализме схема познавательного процесса приняла вид: объект – предметно-практическая деятельность – субъект. Предметно-практическая деятельность или практика ставит задачи и цели субъекту познания, она же выступает и средством проверки истины, т. е. выявляет меру соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку сама практика изменчива, находится в постоянном развитии, то с введением ее в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости проникает и в саму теорию познания. Тем самым диалектический материализм отказывается от традиционного представления об истине как о чем-то вечном, неизменном, что может быть установлено раз и навсегда.

Таким образом, диалектико-материалистическая концепция познания предполагает:

1) признание объективного существования внешнего мира и отражения его в процессе познания;

2) признание объективного мира постоянно изменяющимся и развивающимся;

3) признание практики, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяющимися и развивающимися;

4) признание знания, вырастающего на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяющейся и развивающейся объективной истиной.

Таким образом, объективная истина есть процесс постоянного обогащения знания новым содержанием, вследствие того, что постоянно развивается сам внешний мир как объект познания науки.

В этом процессе развивающейся объективной истины выделяют относительную и абсолютную истины.

Относительная истина это объективное знание, но оно неполно, не исчерпывающе, не завершено. В.И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (т.29, с. 227). В процессе познания человек не может сразу целиком и полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Этим и объясняется существование относительной истины.

Абсолютная истина представляет собой исчерпывающее знание о предмете, о тех или иных его свойствах и отношениях. Если знание не может быть опровергнуто при дальнейшем прогрессе научного исследования, то мы имеем дело с абсолютной истиной.

Абсолютная истина может быть рассмотрена: 1) как результат исчерпывающего изучения отдельных сторон исследуемого объекта; 2) как констатация существующего конкретного факта (например, Луна – спутник Земли); 3) как момент содержания относительной истины, который сохраняется как неизменное в прогрессирующем человеческом знании; 4) как тот предел, та цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина – это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Часто спрашивают, можно ли достичь абсолютную истину? Агностики отвечают – нет. Причем доказывают это тем, что в реальной научной практике мы имеем дело с относительными истинами. Каждая из них со временем оказывается не вполне точной и заменяется другой. Следовательно, вполне полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее объект, тем труднее достичь абсолютной истины.

Диалектико-материалистическая концепция не противопоставляет друг другу абсолютную и относительную истины. Это не две самостоятельные истины наряду с объективной, а разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и пр. И в этом смысле истина всегда конкретна. Признать этот научный принцип – значит подходить к истине не отвлеченно, не в отрыве от жизни, но в связи с конкретными условиями, исторически. Это положение особенно существенно для общественно-исторического и гуманитарного знания. Всякую истину, говорил Ленин, можно превратить в абсурд, если распространить ее за пределы ее действительной применимости.

Однако искажение истины возможно и другим способом. Например, абсолютизацией достигнутой истины или умалением ее относительного характера. Такая позиция называется догматизмом. И, наоборот, абсолютизацией относительной истины и признанием ее субъективной по своему характеру. Такая позиция называется релятивизм.

Догматизм и релятивизм представляют собой разновидности метафизического способа мышления. Догматизм возводит в абсолют момент устойчивости в содержании знания, а релятивизм – момент изменчивости, текучести. Догматики рассматривают вещи и их отражения в нашем сознании в статическом состоянии, в отрыве от вечно изменяющейся действительности. Они склонны оперировать раз установленными положениями в любом конкретном случае без учета того, что обстановка изменилась и требует иного подхода, корректировки теоретических положений, приближения их к новым условиям. Нарушая принцип конкретности истины, догматики превращают знания, истинные в одних условиях, в универсальную схему, которая будто бы подходит к любым условиям, а на деле искажает действительность.

Релятивисты исходят из принципа: раз все в мире преходяще, то научная истина отражает лишь данный момент, поэтому то, что вчера было истиной, сегодня оказывается заблуждением. Если в жизни нет ничего устойчивого и мысли не на чем остановиться, то признание объективной истины есть химера, а познание вообще невозможно. Релятивизм, следовательно, подрывает веру в силу научного познания. Критикуя релятивизм, В.И. Ленин ссылаясь на Гегеля, подчеркивал, что диалектика включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к нему.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема истины в процессе познания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
  Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания.
  Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме.
  Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона.
  Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 5. Постструктурализм.
  Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги