Критический рационализм К. Поппера. - раздел Философия, Философия Философская Деятельность К. Поппера Началась С Участия В Венском Кружке Логич...
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма. Именно в полемике с ведущими представителями Венского кружка был сформулирован «критический рационализм». Критикуя аналитическую философию, Поппер отверг целесообразность тех операций со значением слов и выражений научного и обыденного языка, которые логические и лингвистические позитивисты объявляли единственным законным занятием философа. Поппер реабилитировал исконно философские вопросы, отказавшись рассматривать их как псевдо проблемы.
Отойдя от неопозитивизма, Поппер в то же время остался верен кругу тех проблем, которые поднимались логическими позитивистами, хотя и давал им свои решения. Так, одной из главных проблем критического рационализма остается вопрос о разграничении научных и псевдонаучных высказываний. Но Поппер вводит свой критерий демаркации - принцип фальсификации.
Отмечая уже отмеченные нами недостатки принципа верификации, Поппер в качестве аргумента его несостоятельности выдвигает приверженность принципа верификации методу индукции. Со ссылкой на Юма, он отмечает, что никакое сколь угодно большое количество фактов, подтверждающих некое общее высказывание или теорию, не может дать их достоверного подтверждения. Метод индукции Поппер не признает как метод научного познания, утверждая, что из отдельных фактов, как бы многочисленны они ни были, логически не вытекает какого-либо общего суждения или вывода.
Согласно логическому позитивизму, теория признается верифицируемой (т. е. истинной) тогда, когда ее положения можно свести к предложениям, доступным непосредственной чувственной проверке. Именно в этом и заключается, с точки зрения Поппера, несостоятельность этого принципа, так как общий вывод подтверждается суммой фактов. Поппер же полагает, что теорию можно считать научной лишь в том случае, если удастся указать на такие возможные в принципе события, которые бы ее опровергали, или фальсифицировали.
В своей философской автобиографии К. Поппер рассказывает, что к принципу фальсификации он пришел в поисках философской позиции для опровержения претензий марксизма на статус научной теории. Он обратил внимание на то, что сторонники марксизма постоянно ссылаются на многочисленные факты общественной жизни, как подтверждающие это учение, т.е. верифицирующие его. Осознав, что опровергнуть марксизм нельзя ссылкой на его неподтверждаемость, Поппер решил обратить против марксизма само обстоятельство его верифицируемости. Он заявил ,что научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она носит научный характер лишь постольку, поскольку исключает некоторый факты, т. е. явно не согласуется с ними.
Теорию делает научной, согласно Попперу, ее способность не допускать некоторые возможные события. Чем больше возможных фактов запрещает, исключает теория, тем более она научна. Марксист же никогда не согласиться признать, что есть факты, которые не согласуются с его теорией. Отсюда Поппер делает заключение о не научности марксизма и его догматическом доктринерском характере. Таким образом, из чисто идеологических задач Поппером был сформулирован принцип фальсификации и затем на его базе сконструирована субъективно-идеалистическая концепция истории науки и ее методологический анализ.
Нельзя не согласиться с Поппером, что опровергаемость имеет место в научном познании. Но в концепции Поппера она абсолютизируется как критерий научности. В действительности теория относительности не опровергла классическую механику как таковую, хотя и указала на факты и закономерности, которые с ней не согласуются. Теория относительности лишь опровергла мнение об универсальности классической механики. Отношение научной теории к фактам ее подтверждающим и ее опровергающим носит сложный диалектический характер и не так однозначно как у Поппера. Ограниченность принципа фальсификации была отмечена уже последователями Поппера, в частности И. Лакатосом, который отмечал, что практически не существует таких теорий, которые бы соответствовали всем без исключения экспериментальным данным. Следовательно их все надо признать, согласно принципу фальсификации, научными. Напрашивается вывод: принцип несостоятелен.
Сам Поппер в конечном счете вынужден был признать, что научные теории могут быть уточнены с помощью вспомогательных гипотез и тем самым объяснены противоречивые факты. «Все это показывает не только то, что некоторая степень догматизма плодотворна даже в науке, но так же и то, что с логической точки зрения фальсифицируемость или проверяемость не могут рассматриваться как очень жесткий критерий». Однако принцип фальсификации позволял не только противопоставить себя принципу верификации, но и иначе подойти к научному знанию вообще. Логические позитивисты, устанавливая научную осмысленность высказываний, имели дело с готовым, оформившимся научным знанием, с научным знанием в состоянии статики. Принцип фальсификации предполагал наличие некоторой динамичности знания. Это позволило Попперу выйти за рамки неопозитивизма и поднять новую проблему – проблему развития науки, научного знания. Именно этот вопрос и стал центральным в постпозитивизме.
Развитие знания, по Попперу, это смена одних гипотез другими. Этому вопросу он посвятил свой труд «Логика и рост научного знания» (русский перевод: М., Прогресс, 1983). Опровержение некоторой теории новыми эмпирическими данными, пишет Поппер, приводит к отказу от нее и ставит задачу объяснения этих новых фактов, для чего создается новая теория, которая рано или поздно будет опровергнута новыми, пока еще неизвестными фактами. Для Поппера наиболее ценным в этом процессе является критика как важнейший принцип научного, рационального мышления вообще. Он рациональную позицию отождествляет с критической. Отсюда название концепции – критический рационализм.
Наука имеет дело с теориями, которые в свою очередь содержат погрешности и подлежат критике и опровержению. Самая хорошая теория та, которая уже опровергнута и уступает место новой, и таким путем наука бесконечно прогрессирует. Опровержение теории, считает Поппер, больший успех для ученого, чем ее подтверждение. Таким образом, оказывается, что все научное знание отличается от обыденного своим гипотетическим характером.
Поппер предложил следующую схему роста научного знания:
Р1 – ТТ – ЕЕ – Р2, где:
Р1 – исходная проблема,
ТТ – предварительная теория,
ЕЕ – процесс критического обсуждения этой проблемы и отбрасывание заблуждений,
Р2 – новая проблема, возникающая после опровержения предварительной теории. Понятия гипотеза и теория у Поппера совпадают. По схеме получается, что «наука начинается с проблем и заканчивается проблемами». Теории или гипотезы выступают как предварительные решения проблемных ситуаций.
Но возникает вопрос, каким образом осуществляется выдвижение теорий или гипотез? Поппер говорит, что это происходит методом проб и ошибок. Этот метод и есть критический метод. Он позволяет, по мнению автора, подвергнуть суровой критике наши теории и выявить заблуждения.
Метод используется перманентно, а состояние науки – это конкуренция теорий, борьба их между собой и отбор лучших. Но, что значит лучших?Это те теории, которые имеют большую объяснительную силу по отношению к проблемам, которые мы пытаемся решить, большую правдоподобность. Так происходит процесс «роста знания». Термин «развитие знания» Поппер не употребляет, так как развитие предполагает преемственность в науке, присутствие движения знания от сущности первого порядка к сущности второго и т. д. Для Поппера каждая гипотеза автономна, а принимается она в результате публичного обсуждения и всеобщего признания. В последнем случае гипотеза становится общезначимой.
В концепции Поппера полностью отсутствует идея общественно-исторической природы познания. Познавательный процесс существует автономно от практической деятельности человека, от материальных и культурных условий. Именно автономный характер рассмотрения познания привел Поппера в конце 60-х годов в 1967 г. к концепции «третьего мира». Согласно Попперу следует различать три мира:
«первый мир» – мир физических объектов или физических состояний вещей;
«второй мир» – мир состояний человеческого сознания, мыслительных процессов, субъективного опыта, ощущений, другими словами, мир ментальности;
«третий мир» – мир объективного содержания мышления, утверждений, теорий, проблем, критических рассуждений. Другими слова, мир научных идей, поэтических мыслей, идеалов искусства и пр.
Этот последний мир вполне объективен и осязаем. Это мир книг, библиотек, географических карт, мир произведений живописи. Книги, согласно Попперу, содержат объективное знание независимо от того, прочитает их кто-нибудь или нет. Важно, что они потенциально могут быть прочитаны и поняты. «Второй мир» взаимодействует с «первым», «третий» взаимодействует непосредственно со «вторым» и только через него с «первым». Эта теория «третьего мира» чем-то напоминает мир «идей» Платона. Отрыв содержания мышления от мыслящего существа чреват уходом в объективный идеализм, в то время как концепция критического рационализма остается в рамках субъективно-идеалистического подхода.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Критический рационализм К. Поппера.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль
Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с
Функции науки в общественной жизни.
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо
Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к
Анализ науки как знания.
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн
Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на
Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о
Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько
Понятия «субъект» и «объект» познания.
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач
Проблема истины в процессе познания.
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными
Истина и заблуждение. Истина и ложь.
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб
Критерий истины.
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос.
Пе
Философские методы исследования.
Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт
Общенаучные методы эмпирического уровня.
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,
Общенаучные методы теоретического познания.
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн
Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов
Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой
Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления
Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей
Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции
Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де
Определение понятия формы научного познания.
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект
Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой.
Научные проблемы возникают при следующих условиях:
Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп
Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо
Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению
Тема 2. Специфика социального познания.
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль
Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально
Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а
Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения истинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж
Характеристика эмпирического уровня социального познания.
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср
Общая характеристика философии позитивизма.
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм
Трактовка науки в раннем позитивизме.
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо
Концепция науки эмпириокритицизма.
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест
Концепция науки в неопозитивизме.
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей
Концепция неявного знания М. Полани.
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н
Тематический анализ науки Д. Холтона.
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив
Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор
Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В
Тема 5. Постструктурализм.
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением
Тема 1. Возникновение античной науки.
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче
Тема 2. Средневековая наука.
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери
Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле
Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар
Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов