Общая характеристика суждения

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о существовании предметов, связях между пред­метом и его свойствами или об отношениях между предметами.

Примеры суждений: “Космонавты существуют”, “Париж больше Марселя”, “Некоторые числа не являются четными”. Если то, о чем говорится в суждении, соответствует действительному положению вещей, то суждение истинно. Указанные выше сужде­ния являются истинными, так как в них адекватно (верно) отра­жено то, что имеет место в действительности. В противном слу­чае суждение ложно (“Все растения являются съедобными”).

Традиционная логика является двузначной, потому что в ней суждение имеет одно из двух значений истинности: оно либо ис­тинно, либо ложно. В трехзначных логиках - разновидности мно­гозначных логик - суждение может быть либо истинным, либо ложным, либо неопределенным. Например, суждение “На Мар­се есть жизнь” в настоящее время не является ни истинным, ни ложным, а неопределенным. Многие суждения о будущих единичных событиях являются неопределенными. Об этом пи­сал еще Аристотель, приводя пример такого неопределенного суждения: “Завтра необходимо будет морское сражение”1.

В простом атрибутивном суждении имеются субъект, преди­кат, связка и кванторное слово. В суждении “Некоторые птицы являются хищными” субъектом является понятие “птица”, предика­том - понятие “хищник”, кванторным словом - “некоторые”,

_____________________________________

1Аристотель. Об истолковании // Соч.: в 4-х т. М., 1978. т. 2. С. 102.

 

 

связка выражена словом “являются”. В суждении “Ледоколы су­ществуют” субъектом является понятие “ледокол”, а предика­том - понятие существования предмета; он выражен словами “то, что существует”.

Субъект атрибутивного суждения - это понятие о пред­мете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S (от латинского слова subjectum). Предикатом атрибутивного су­ждения называется понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р (от лат. praedicatum). Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире, или простым согла­сованием слов (“Все бабочки суть насекомые”, “Рим является столицей Италии”, “Некоторые книги не относятся к букинисти­ческим”). Перед субъектом суждения иногда стоит квантор­ное слово: “все”, или “ни один”, или “некоторые” и др. Квантор­ное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Простые суж­дения, о которых шла речь, называются ассерторическими.