Ложная аналогия

При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, т. е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью запутывания противника, т. е. являются со­фистическим приемом, или делаются неумышленно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знании относительно предметов А и В и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия. И. П. Павлов пишет о ложной аналогии доктора А. Т. Снарского, являвшегося его сотрудником: “В то время как Вульфсон собрал новый, придавший большую важность предмету материал относительно подробностей психи­ческого возбуждения слюнных желез, Снарский предпринял ана­лиз внутреннего механизма этого возбуждения, стоя на субъ­ективной точке зрения, т. е. считаясь с воображаемым, по анало­гии с нами самими, внутренним миром собак (опыты наши дела­лись на них), с их мыслями, чувствами и желаниями. При этом-то и произошел небывалый в лаборатории случай. Мы резко разо­шлись друг с другом в толковании этого мира... Д-р Снарский остался при субъективном истолковании явлений, я же, по­раженный фантастичностью и научной бесплодностью такого от­ношения к поставленной задаче, стал искать другого выхода из трудного положения”. Далее И. П. Павлов отмечает: “В самом деле, трудно же, неестественно было бы думать и говорить о мыслях и желаниях какой-нибудь амебы или инфузории”'. Изве­стно, что сознание человека качественно отличается от психики животных. В результате игнорирования или непонимания этого ко­ренного различия Снарский и пришел к ложной аналогии и ложно­му заключению, которые И. П. Павлов характеризовал как “фан­тастичность и научная бесплодность”.

В философии подобную ошибку делали в XIX в. “вульгарные” материалисты Л. Бюхнер, К. Фогт и Я. Молешотт, которые, про­ведя аналогию между печенью и мозгом, заключили, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь.

________________________

'Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нерв­ной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. //Цит. по: Жизнь науки. М„ 1973. С. 386.

 

Примером ложной аналогии является организмическая анало­гия Г. Спенсера, который выделял в обществе различные адми­нистративные органы и приписывал им функции, аналогичные тем, которые возникают при разделении функций между органа­ми живого тела.

На ложных аналогиях основаны и суеверия. Например, счи­тается, что разбитое зеркало - к несчастью, что если перед охотой проткнуть чучело зверя, то будет удача на охоте, т. е. удастся убить животное.