Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется учение о мире, обществе и человеке, изложенного с помощью языка категорий. Но эти категории становятся фундаментом для последующего развития индийской философии.

Карма (букв, деяние) - результат предшествующих дейст­вий, от которых зависит будущее человека. Карма — это сам человек. Она также означает действие или поступок и являет­ся позитивным и негативным следствием поведения человека на протяжении всей его жизни. В зависимости от того, как он живет, он накапливает свою карму. Реинкарнация (перерож­дение души в новом теле) — продукт определенной кармы. Карма — это и универсальная справедливость и универсаль­ная истина. Карма подразумевает и перемещение души, и не­обходимость в конечном счете достичь освобождения. Она — закон существования Вселенной. Освобождение из-под действия закона кармы возможно, со­стояние освобождения называется в ведийской философии "мокша".

Сансара— постоянный поток перемен всего существующе­го, или колесо жизни, смерти и возрождения. Это тюрьма, в которой страдание и боль являются нормой и из которой бе­жать можно лишь по прошествии длительного времени и на­копления кармы. Мокша, или просветление, приходит лишь к немногим. Только через конечную реализацию своей истин­ной природы, или Атмана, человек может избежать сансары. Реализовать истинную природу можно только через позна­ние, что есть истина — дхарма.

Мокша — 1) состояние нерождаемости и неумирания, мо­мент в странствиях души, когда она освобождается от цепи рождений и смертей (сансары) и соединяется с Атманом; 2) духовное пробуждение, или истинное просветление.

Содержание категорий связано с основной концепцией буддиз­ма, согласно которой только человек занимает особое место в иерархии всех существ, так как он один имеет возможность спастись от безначальной сансары и достичь нирваны (стать архатом или буддой). Все другие существа, в том числе и бо­ги, не могут непосредственно достичь нирваны (для этого они должны родиться людьми), и в этом смысле они находятся на более низком уровне, чем человек, хотя и могут иметь качест­ва, которые ему недоступны (будды и некоторые бодхисаттвы и в этом отношении превосходят все остальные существа).

Сложность достижения человеком «просветления» связана еще с тем, что понятие «сансара» связана с космологическим представлением. Сансара в целом не имеет начала, каж­дый отдельный мир возникает, развивается и гибнет во време­ни. Существование одного мира продолжается в течение од­ной махакалыты, которая разделяется на четыре неисчисли­мые кальпы, каждая из них приравнивается к миллионам лет. Махакальпы бывают двоякими — "буддакалыты", когда в мире появляются будды, и "пустые кальпы", когда в мире не появляется ни одного будды. Общебуддийская мифология называет шесть будд, которые появились до Шакьямуни — Вишвабя Випашьина, Шикхина, Кракучханду Канакамуни, Кашъяпу - и одного будду, который появится в будущем — Майтрейю.

Формирование доктрины кармы происходит в учениях буддизма. Базовыми идеями являются прежде всего Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию.

Буддизм в значи­тельно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это стра­дание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначаль­ного рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неиз­менно сопровождает все проявления бытия.

Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслил­ся как своеобразный проект преобразования человека из сущест­ва страдающего и онтологически несчастного в существо свобод­ное и совершенное.