Основные категории индийской эстетики.

Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко артикулировал, сделал формообразующей ча­стью своего учения и уже в завершенном виде вновь "передал" индуизму.

Учение о карме является доктринальным стержнем буддиз­ма. Само слово "карма" может быть переведено как "дело", "дей­ствие" (и никоим образом не как "судьба" или "участь", как это иногда думают); на китайский язык "карма" переводится словом "е", которое в современном языке даже имеет значение "занятие", "специальность" или "профессия". В ведийские времена под кар­мой понималось не всякое действие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либо обряда), дающее желаемый результат, или "плод" (пхала). Постепенно значение этого поня­тия расширилось и оно стало означать любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова - акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Кстати, сама эта триада "тело, речь, мысль" является очень древней и фиксируется не только в индийских, но и в ранних иранских тек­стах (гаты "Авесты", священного текста зороастрийцев— маздеистов), что указывает на его глубокие индоевропейские корни.

Карма- это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость сле­дующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют "заброшенностью": страну, в кото­рой родится человек (если обретается именно человеческая фор­ма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические ха­рактеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к но­вому рождению и так далее и так далее. Этот круговорот рожде­ний-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хоте­ний. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существо­вание любое живое существо. Сансара безначальна, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребыва­ет в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существо­вание чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучи­тельным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции - в отличие от нетрадиционных форм оккультизма вроде теософии переход из жизни в жизнь об­разует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и пере­ход от одной формы страдания к другой.

Буддийские тексты постоянно говорят о том, что человече­ское тело —редкая драгоценность и обретение его - великое сча­стье, поскольку лишь человек способен достичь освобождения и поэтому в высшей степени неразумно пропустить столь редкую возможность.

С одной стороны, в Упанишадах формулируются два понятия, которые раскрывают проблему самопознания, это понятия «атман» и «брахман».

Брахман — 1) священное слово, молитва; 2) безличная аб­солютная основа всего существующего, приходя к ее понима­нию человек достигает мокши. Описывается отрицательным способом: то, что вне времени, вне пространства, вне слов, вне образа, нетленное, немыслимое, невидимое; 3) в европей­ской философии брахман тождественен гегелевской абсолют­ной идее.

Атман — то, что делает нечто или некто самим собой, сущ­ность, самотождественность. Обычно понятие Атмана приме­няется к живым существам: 1) мой организм, который и есть я сам; 2) носитель ощущений удовольствия или неудовольствия, желаний, воли, познания, праведности или неправедности; 3) чистое бессодержательное сознание; 4) абсолютные субъект, познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира — брахману. Таким образом, в основе философского учения Упанишад лежит идея тождества Брахмана с Атманом. С этим положе­нием тесно связано учение о карме.

С другой стороны, важнейшая буддийская доктрина - учение о несуществова­нии индивидуального субстанциального простого и вечного "я", или души (атмана), называемое обычно на санскрите анатмава-да. Эта буддийская доктрина отличает буддизм как от большин­ства неиндийских религий, так и от других религий Индии (ин­дуизма, джайнизма), признающих учение о "я" (атман) и душе (джива).

Почему буддизм отрицает существование вечного "я"? Буддизм, утверждает, что именно чувство "я" и возникающая из него привязанность к "я" есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что об­разует клеши - омраченную аффективность, затягивающую жи­вое существо в трясину сансарического существования. Какое же именно "я" отрицается буддизмом? Отрицается именно индивидуальное "я", личность как сущность, простая и вечная тождественная самой себе суб­станция.

Центральная и по сути единственная проблема буддийского учения - живое существо (человек) и его освобождение. Все са­мые, казалось бы, абстрактные, проблемы, обсуждавшиеся на протяжении столетий буддийскими философами, только кажутся таковыми. Буддизм - учение вполне прагматическое, и знание ради знания его интересует очень мало. Буддийский мыслитель - не древнегреческий философ, на досуге предававшийся поискам истины ради самой истины. Это монах, стремящийся к освобож­дению сам и желающий привести к нему других людей. Именно освобождение - побудительный мотив буддийского философст­вования. Что такое человек, как устроено его сознание, каковы механизмы его функционирования и как его надо преобразовать, чтобы из страдающего сансарического существа человек превра­тился в свободное, из профана - в святого, из существа омрачен­ного - в существо просветленное? Отсюда и интерес буддизма к психологии и изучению сознания. К проблематике же, непосред­ственно не ведущей к освобождению или нейтральной относи­тельно этой цели буддизм относился весьма прохладно. В ответ на различного рода абстрактные метафизические вопросы, не имеющие к тому же адекватного выражения в языке (таковых буддийская традиция насчитывает четырнадцать), Будда хранил "благородное молчание". Хорошо известна также притча о ране­ном человеке, которую однажды Будда поведал своим ученикам, донявшим его как-то весьма абстрактными вопросами. Вот, ска­зал Будда, в глаз человеку попала отравленная стрела, и пришел врач, способный исцелить его. Но тот человек сказал врачу, что не даст ему вынуть стрелу, прежде чем врач не расскажет ему все о своих предках, родственниках, изучаемых им науках, а также не ответит и на другие его вопросы. Такой человек, заключил Будда, умрет раньше, чем узнает все, что его интересует. Параллель вполне понятна: Будда - врач, а его неразумные ученики подоб­ны раненому из притчи. Буддизм, правда, утверждает, что Будде присуще всезнание (сарваджняггга), то есть ему ведомы и все ис­тины метафизического порядка. Однако это всеведение обретается в акте пробуждения, для достижения которого следует усердно практиковать Благородный Восьмеричный Путь, а не предаваться пустым словопрениям (как это любили делать странствующие философы—шраманы) или бесполезным (и бесцельным) интел­лектуальным играм, которым те же шраманы и ортодоксальные брахманы были весьма привержены.

Несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее, существует состояние, в котором страдания больеш нет, и что это состояние достижимо. Истина о прекращении страдания раскрывается в понятии «нирвана»(синоним - ниродха, прекращение).

Нирвана (мокша) — 1) в религиозном смысле — наивысшее состо­яние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарического су­ществования к другой. Только человек может достичь нирва­ны и стать Буддой. Теоретически о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (но и эти слова не описывают нирвану полностью);

2) в мифологическом смысле — состояние Будды, которое вначале было связано только с Буддой Шакьямуни, а затем число будд возрастает до бесконечности. Кроме будды к нирваническим существам относятся дхьяни-будды (будды созер­цаний) и бодхисаттвы (те, чья сущность — просветление);

3) в философском смысле — прекращение волнения дхарм, остановка потока сознания, состояние Ничто, которое харак­теризуется как Сверх-бытие.

В Маурийскую эпоху складываются основные школы буд­дийской философии. Можно выделить теоретические положе­ния, свойственные всем школам буддийской философии:

1) все вещи обусловлены, нет ничего, что существовало бы само по себе;

2) поэтому все вещи вследствие изменения условий, от которых они зависят, подвержены изменениям; нет ничего по­стоянного;

3) поэтому нет никакой души, нет бога и никакой другой по­стоянной субстанции;

4) однако настоящая жизнь течет непрерывно, порождая по закону кармы, другую жизнь, подобно тому, как одно дереве своими семенами порождает другое дерево, которое продол­жает жить, тогда как первое засыхает.

Эти первоначальные истоки философских теорий, содержащиеся в учении Будды, были развиты его последователями в Индии и вне ее.