рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.

Веды и ведический корпус в индийской эстетике. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Религия Ведийского Периода Проходит Два Этапа — Ранневедийский И Поздневедийс...

Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправления. На раннем этапе кро­вавые жертвы, включая и человеческие, сопровождались ма­гическими заклинаниями с обильными пирами и возлияния­ми сомы. Сома — дурманящий напиток, приносимый в жерт­ву богам и дающий им бессмертие и власть. Ритуальный на­питок приготовлялся из сока растения сомы, современное на­звание которого неизвестно.

Руководили ритуальной церемонией специальные жрецы, подразделявшиеся на ряд категорий.

Практика жертвоприношений описана в священных текс­тах ариев, оформленных на рубеже II — I тыс. до н.э. — Ведах. Слово "веда" означает "знание". Веды — это собрание (самхиты) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях, древнейший памятник индийской ре­лигиозной литературы. Авторами Вед считаются мудрецы-провидцы (риши), которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведичес­ких гимнах. В Ведах запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружающем мире и о месте человека в нем. Всего Вед четыре, что соответствовало делению жреческих функций на церемонии жертвенного обряда, а также четырем стадиям жизни, через которые человек обязан был пройти.

На протяжении веков менялись языки народов Индии и их религиозные представления. Веды, сохранившие значение священных текстов, стали малопонятными. Потребовались комментарии к ведам, и они были созданы внутри тех же самых школ, в которых складывался и ведический канон.

Усилиями жрецов-брахманов в поздневедический период были составлены Брахманы— прозаические тексты, содер­жащие ритуальные и мифологические прояснения и коммен­тарии ко всем четырем ведам. Время составления Брахман — Х-VII вв. до н.э. В этот же период создается и вторая группа текстов — "Араньяки" ("лесные книги"), предназначенные для отшельников и раскрывающие всю символику жертвенного акта аскезы.

К третьей группе ведической литературы относятся Упанишады. Они возникли на основе разработки тех мест из комментариев-брахманов и тех Араньяков, в которых разъяснялся смысл магии и символики обрядов и жертв. В Упанишадах разработаны учения о единстве живой и неживой природы, о круговороте рождений, ставшие основой индийской философии.

Основной источник мифологии ведийской эпохи — самхиты Ригведы. В основе ведийской картины мира лежат отношения между человеком и божеством. Вселенная, по представлениям древних индийцев, состояла из трех сфер-миров (лока): земли, воздушного пространства, неба — и часто называлась "трилока" (три мира).

Существовали и мифы о женских божествах: Адити ("Безграничная") — мать богов, сама никем не рожденная; Ушас — заря, Сарасвати (священная река) и др. Древние индийцы верили в существование не только благодетельных божеств (дэвов), но и их антагонистов — демонов— асуров. Космическая победа богов над демонами приводит к обновлению мира, Солнца и всех производительных сил природы. Когда асуры — силы хаоса — отступают, в мире уста­навливаются гармония и порядок. Но асуры — это и братья богов, притом старшие. Более того, некоторые боги в ранних книгах Ригведы тоже называются асурами. Ведийская мифология не знает верховного бога: даже Ин­дра, царь богов, был скорее просто военным вождем или божественным кшатрием.

Выделя­ют шесть древнейших Упанишад: Брихадараньяка, Чхандогья, Тайттирия, Айтарея, Каушитаки и Кена. Самые древ­ние и самые авторитетные — Брихадараньяка и Чхандогья. Как и многие другие древнеиндийские тексты, Упанишады анонимны, но отдельные фрагменты и даже целые тексты ос­вящены именем того или иного авторитетного пророка. Наи­более известные авторы Упанишад — Шандилья, Яджнявакья и Уддалака. Упанишады создавались в течение длительного периода и во много определили характер классических фило­софских систем в Индии (см. далее). Упанишады — сокровен­ное знание, передаваемое от учителя к ученику, — представ­ляют собой тексты-поучения, построенные в диалогической форме и адресованные ученикам. Диалоги моделировали пе­рестройку сознания тех, кому они предназначались. Способ изложения в них может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют скорее интуитивную, чем логическую последовательность.

Согласно глубинной мировоззренческой установке Упани­шад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве пер­сонификаций, но с точки зрения конечной истины оно — выс­шая объективная реальность и внеличностный абсолют — брахман.

Он невыразим, не может быть описан через набор призна­ков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

Божество и человек обладают общей (единой) сущностью. Человек связан с божеством через свое светлое духовное начало (Атман), которое находится в плену у стихийных мировых начал (страстей). Высшая цель человеческой жизни — освобождение от уз мирского бытия для восстановления единосущности с божеством, которая забылась из-за невежества и неведения. Достигнуть этой цели можно путем получения истинного знания. Правильное познание и почитание истинно­го брахмана и Атмана, которые по сути тождественны, — вот высшая заслуга, приносящая блаженство. Именно к этому по- знания и подводят наставления Упанишад.

В них развиваются также важные для индуизма понятия праны (тонкой жизненной энергии), пуруши (духовного принципа, противопоставляемого материи), кармы (закона причинно-следственной зависимости), сансары (перево­площения индивидуального Атмана в разных телах, круговорот жизней и смертей). Человек мыслится в Упанишадах влитым в космос, и поэтому этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями.

Таким образом, Упанишады содержат богатый комплекс философских идей, которые были плодом творчества многих мудрецов на протяжении нескольких веков. Опираясь на наследие предшественников, они развивают эти идеи на ином уровне, чем гимны Ригведы. делая центром внимания не бо­жественный мир, а человека.

На учения Упанишад опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии. Их влия­ние можно обнаружить в ранней буддийской философии, по­зднее — во многих направлениях средневековой индийской философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи Упанишад находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. — в западной фило­софии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Веды и ведический корпус в индийской эстетике.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги