рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Буддизм И Джайнизм Как Религиозные Течения Возникают В Маурийский Период (Iii...

Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-культурным укладом, с различными религиозными верованиями и способами хозяйствования. Объединить в целое этот слож­ный организм могла религия, моделирующая достижение абсолютного единым для каждого человека и всех людей способом.

Можно выделить четыре основные линии, которые харак­теризуют религиозную ситуацию империи Маурьев: брахма­низм, который распространен среди индоариев на террито­рии всей империи Маурьев, две новые религии, которые воз­никают из оппозиции брахманизму — джайнизм и буддизм; и, наконец, оставшиеся на Юге Индии древнейшие верова­ния, которые существовали до прихода ариев и которые дол­гое время сохраняли свою самобытность, оказывая обратное воздействие на брахманизм, буддизм и джайнизм.

Буддизмвозник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся, прежде всего, на светскую власть царей. С одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии, а с другой стороны – именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение другого «благородного» сословия – варны кшатриев (воинов и светских правителей – царей).

В опоре буддизма даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую была скрыта существен­ная опасность, в полной мере проявившаяся в период так назы­ваемого упадка, приведшего к практически полному исчезнове­нию буддизма на его родине (УП-ХШ вв.). Собственно, никакого упадка не было. В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрыва­лись диспуты, тантрические йогины-махасиддхи ("великие со­вершенные") собирались на свои мистические пиршества и пре­давались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари по­степенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии - индуизма. С прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали по­кровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказа­лась под властью завоевателей-мусульман. Таким образом, в Ин­дии буддизм был "царской религией", что не мешало ему одно­временно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, по­скольку носителем религиозной и вообще идеологической орто­доксии было в Индии жреческое сословие брахманов.

Середина I-го тыс. до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии. Неудивительно, что "слабое звено" брахманизма - государства северо-востока Индии - стало опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ри-туализмом и формальным благочестием, а также с определенны­ми противоречиями и конфликтами между брахманами (жречест­вом) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древ­неиндийских царей).

О том, что такие конфликты имели место, мы косвенно зна­ем по произведениям поздневедийской и пуранической литерату­ры (пураны - «древние» - авторитетные тексты средневекового индуизма). Так, в некоторых поздних Упанишадах (Упаншиады - часть ведического корпуса брахманских текстов Откровения, со­держащих религиозно-философское учение брахманской тради­ции, прежде всего, доктрину единства атмана - "я", "души" - и абсолютного духа - Брахмана) появляется фигура кшатрия, кото­рый не только превосходит брахманов своей мудростью и учено­стью, но и наставляет их относительно природы атмана. Тако­вым, например, в Упанишадах выведен современник Будды царь Магадхи Аджаташатру. В пуранах рассказывается о том, как бог Вишну воплотился в свирепом богатыре Парашураме ("Раме с топором"), чтобы уничтожить кшатриев, восставших против гос­подства брахманов. Следует также обратить внимание на то об­стоятельство, что и Будда, и Вардхамана Махавира (основатель джайнизма)были выходцами именно из кшатрийской, а не брахманской варны.

Основы вероучений джайнизма и его эстетический смысл. В джайнских трактатах — сутрах — содержится учение об освобождении от уз сансары, достигаемое путем трех 'сокро­вищ" джайнизма: правильного знания (вероучения), правиль­ного видения (истины), правильного поведения. Практичес­кий путь спасения сводится к строжайшему соблюдению эти­ческих предписаний и суровой аскезе.

В основе догматики джайнизма лежит "правильное воззре­ние" — представление о двух вечных, несозданных сущностях -дживах (души активные, воспринимающие, действующие) и адживах (неживые, неодушевленные начала). Число джив бесконечно. Соединяясь с кармической материей, они обрета­ют грубое кармическое тело и рождаются в виде живых су­ществ. При этом дживами наделены не только животные и растения, но и элементарные частицы материи — земли, во­ды, огня, воздуха, ветра. Существует вечный круговорот джив, но поскольку дживы качественно различны в зависи­мости от количества органов восприятия (один орган воспри­ятия у растений, пять органов восприятия у высших живот­ных, людей и богов), создается своеобразная иерархия живых существ, высшее место в которой занимает человек, так как только он может прекратить действие закона кармы и до­стичь освобождения. Уничтожение кармы может быть достиг­нуто через подвижничество, а предотвращение нового прито­ка "кармического вещества" обеспечивается строгой дисцип­линой. Она сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия, т.е. ненанесения вреда всем живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомуд­рия (брахмачарья), а также отказа от собственности и воздер­жанности от суетных привязанностей (апаригараха).

Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разре­шалось заниматься сельским хозяйством, так как оно было свя­зано с уничтожением растений и убийством насекомых и мел­ких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процежи­вать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким су­ществам, живущим в воде и в воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насе­комых, а с наступлением темноты вообще не выходили из до­ма.

Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джаинской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и празд­ники. Джайнский ритуал включает три вида действий: ритуал мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовую службу.

Храмовая служба начинается ранним утром. Храмовый служащий — пуджари — после совершения омовения откры­вает храм. При этом он произносит слово "ниссахи", формулу, которая свидетельствует о том, что он оставил мир и все мир­ское позади. Пуджари приводит в порядок храмовые помеще­ния, обязательно окрашивает специальной пастой тело тирт-ханкара. Затем он совершает жертвоприношение перед изоб­ражением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв позу "йогамудрасана", он повторяет гимны и мантры. В конце богослужения пуджари звонит в колокол победы и по­кидает храм, говоря "ависсахи", что означает его возвраще­ние в мир. Второе богослужение начинается в 10 часов утра. Совершив обязательное омовение, пуджари, прикрыв тело бе­лым платком, входит в храм. Он вновь делает омовение ста­туй, подносит им священную пищу, еще раз совершает очи­щение всех изображений, читая мантры. В это время происходит жертвоприношение цветами и подношение сваетике. По окончании службы иуджари звонит в колокол и покидает храм. Вечерняя служба проста. Пуджари вступает в храм, зажигает лампы и курения. Лампу с пятью светильни­ками он подносит статуе божества, читает мантры, звонит в колокол и уходит произнося формулу "ависсахи".

Особые храмовые ритуалы связаны с созданием священных образов джин. Обряд создания (пратишха) предваряется мно­гочисленными приготовлениями. Место, где будет создаваться священное изображение, очищается. Затем астролог выбира­ет благоприятное время для проведения церемонии. После за­вершения создания священного образа его обмывают и празд­ничная процессия сопровождает его в храм. Во время ритуала явления божества совершают поклонение покровителям сто­рон света. Глава ритуала освящения именуется "пратиштха-гу-ру". Священнодействие начинается с церемонии бхутабали (разбрасывания ритуального печенья), на которую приглаша­ются духи и божества, чтобы они вкусили жертвенных даров. После чтения мантр поклоняются благим божествам. В этот момент совершают омовение священного изображения. В хра­ме всем божествам приносят благое питье, гирлянды цветов. Пуджа (ритуал), сопровождаемая чтением мантр и гимнов, длится 8 дней. Подобные церемонии могут происходить при почитании изображений различных божеств, перед различ­ными священными символами. Близкие по типу ритуалы проводятся при обновлении священных образов. Раз в году происходит специальная храмовая процессия — ратхаятра — в память о процессии мирового монарха Махападмы, покрови­теля тиртханкаров, главного покровителя джайнизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги