Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи.

Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойственности, тождественности тела и сознания. Вообще сознание занимает центральное место в этом учении: и сансара, и нирвана — два разных состояния одного и того же сознания; пробуждение (нирвана) — постижение природы сознания как такового. Это сознание недвойственно с телом и единосущно ему. Поэтому приверженец Ваджраяны — монах-йогин — стремится работать не только с сознанием, но и с психофизической целостностью своего организма, недвойственного по природе. Поэтому в учении Алмазной Колесницы важна работа с различными психофизическими и энергети­ческими структурами тела. Кроме видимого и ощущаемого; (психофизического) тела есть еще энергетическое, наделенное особыми каналами (нади), по которым циркулирует энергия (прана). Три канала считаются важнейшими: центральный, идущий вдоль позвоночного столба, правый от него и левый. Монах-йогин стремится ввести боковые каналы в централь­ный канал, который в обычном (профанном) состоянии без­действует, сплавить их в единое целое, получить таким обра­зом эликсир просветления и направить его в мозг.

Такого рода упражнения предполагают длительную трени­ровку, двигательную и особенно дыхательную гимнастику, а также умение визуализировать систему энергетических каналов. Работа с энергетикой организма позволяет великим йогинам достичь сверхъестественных способностей, о которых су­ществует множество ваджраянских преданий.

Духовно-практическая система Ваджраяны стала ведущей в позднем индийском буддизме, особенно в VIII—XII вв. и была в таком же виде унаследована формировавшейся синхронно центральноазиатской традицией (прежде всего тибетской). Она является своеобразным синтезом буддизма и древних индоарийских и дравидских традиций, но дальнейшие исторические и духовные события в Индии привели к растворению буддизма в индуизме.

Носителями эстетико-философского знания в традиционной Индии являются сутры и шастры. Сутра — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи. Шастры — систематизированная совокупность знаний о мире и о жизни. Шастры обозначаются древнеиндийские кодексы по разнообразным отраслям знания. Даршана-шастры (воззрение) — шесть направлений индийской философии, ведущие начало от Вед: Миманса, Веданта, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли одна другую. Внутри каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста – сутры.