Эстетические идеи в ранней индийской литературе.

Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два вида авторитетной религиозной литературы. Первый – шрути («услышанное»), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения. Второй – смрити («воспоминание»), воспринимается литература, созданная человеком, и обладает меньшим авторитетом. Ведийские гимны свидетельствуют о вы­сокой философской культуре ариев и служат источниками фи­лософских категорий для более поздних философских систем. Без них невозможно понять последующее развитие индийской философской мысли, которая генетически и логически связана с гимнами Вед, с заложенными в них принципами от­ношения к миру, к человеку к его познанию.

Первая из них — простейшая и одновременно самая труд­ная — успех, достижение богатства, карьера. Все это объеди­нено понятием артха. Следующая задача, отличающаяся от первой — чувственное наслаждение, любовь — кама. Третья — выполнение долга, т.е. обязанностей перед родственника­ми, властью и богами — дхарма. И, наконец, четвертая, стоя­щая особняком и в определенной степени противостоящая первым трем — освобождение от цепи перевоплощений, сли­яние с Абсолютом — мокша. Четырем целям соответствуют четыре возраста человека, четыре ашрамы, на которые делится человеческая жизнь.