Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.

Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Разнородность источников китайского буддизма обусловливала и двойст­венность его вероисповедного характера: вначале он был в равной мере хинаянистским и махаянистским. В даль­нейшем различие между этими направлениями здесь стер­лось, как в силу того что первый, теряя свое своеобразие, все больше приближался ко второму, так и в силу процесса, который советский исследователь Л. С. Васильев назвал китаизацией буддизма.

Вначале проповедниками новой религии в Китае были иноземцы. С середины III в. началось регулярное посвя­щение в монахи самих китайцев. К этому времени уже существовали монастыри, на китайский язык были пере­ведены десятки сутр и другие сочинения буддийской ли­тературы. В течение ближайших столетий буддизм завое­вывал все большее количество приверженцев. В конце V в. в Южном Китае было уже около 2 тыс. монастырей, где «спасалось» 32 тыс. монахов и послушников, в VI в. монастырей было уже 2846, а их обитателей 82 700 чело­век. На севере страны к VII в. насчитывалось 30 тыс. монастырей и около 2 млн. монахов и послушников9. На­ряду с мужскими монастырями появились и женские.

Государственные власти относились сначала выжида­тельно и пассивно к распространению буддизма, но уже в конце IV в. император Сяо У-ди объявил себя будди­стом и построил лично для себя дворцовый храм. Та­ким образом, буддизм стал государственной религией, правда, без того монопольного права, которым в других случаях пользуется государственная религия. В дальней­шем отношение государства к буддизму подвергалось в Ки­тае колебаниям от наибольшего благоприятствования в одни эпохи до запрещения и преследований в другие. Пе­риод V—VIII вв. считается «золотым веком» китайскою буддизма. Тем не менее на отдельных этапах его последо­ватели подвергались ограничениям и даже преследованиям. Это происходило тогда, когда возраставшая экономическая мощь и идеологическое влияние буддийской религии ста­вили под угрозу силу светской власти в Китае, а богат­ство монастырей и храмов разжигало аппетиты импера­торов. В таких случаях большое количество монастырей и храмов закрывалось, их имущество, и прежде всего зем­ли, подвергалось секуляризации, монахи лишались подат­ных и прочих привилегий. Подобные меры были предпри­няты в 446 г. императором У-цзуном.

С начала распространения буддизма в Китае идеологи даосизма и конфуцианства проявляли к нему полную тер­пимость. Больше того, они даже использовали ряд эле­ментов буддийского вероучения и культа в своем религиоз­ном обиходе. Сам Будда был включен в даосский пантеон, где занял место рядом с Хаунди и Лао-цзы. Значительно меньшей была готовность конфуцианства к синкретизации с буддизмом, но серьезного сопротивления этому процес­су оно тоже не оказало.