Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.

АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он считался и где расположен наиболее древний храм Амона - Карнакский. Жена Амона - богиня неба Мут, сын - бог луны Хонсу, составляющие с Амоном фиванскую триаду. В эпоху ХVШ династии Нового царства Амон стано­вится всеегипетским богом. Амона отождествляют с Ра (Амон-Ра), он почитается как "царь всех богов", считается богом-творцом, создавшим все сущее. Амона ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов. В разное время Амон отождествлялся с Монту (Амон-Ра-Монту), с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Пта, Хепри, Себеком, Хнумом.

АТОН ("диск солнца") - в египетской мифологии олицетворение солнечного диска. Изображался в виде солнечного диска с руками-лучами и символом жизни "анх". Расцвет культа Атона относится ко времени Амен­хотепа IV Эхнатона. Первоначально Атон - одна из ипостасей солнечных богов («Атум в своем Атоне», «тело Ра – Атон»), но затем было запрещено поклоняться другим богам». Считалось, что Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе.

АТУМ - в египетской мифологии один из древнейших богов Солнца, деми­ург, изображаемый человеком с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта на голове. Атум создал сам себя, возникнув из первобытного хаоса -Нуна вместе с первозданным холмом, с которым Атум часто отождествлялся. Сам себя оплодотворив, мастурбируя и глотая собственное семя, Атум родил, выплюнув изо рта, первую божественную вару - бога воз­духа Шу и влаги Тефнут, от которых произошла земля - Геб и небо - Нут. В свою очередь, от Геба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Атум и его потомство составили в совокуп­ности девять божеств, знаменитую гелиопольскую эннеаду. Атум отождествлялся с Пта, с Хепри (Атум-Хепри), Аписом (Апис-Пта), Осирисом ("Живой Апис-Осирис - владыка неба Атума с двумя рогами на голове"). Впоследствии почитание Атума было отте­снено культом Ра, отождествленного с ним (Ра-Атум).

АНУБИС - в египетской мифологе Анубис - повелитель уме­рших, изображаемый в виде лежащего шакала черного цве­та, или декой собаки Саб, или человека с головой ша­кала. Анубис-Саб считался судьей богов ("саб" –«судья»). В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, но постепенно функции Анубиса перешли к Оси­рису, и Анубис оказался в кругу богов, связанных с мистериями Оси­риса. Важнейшей функцией Анубиса становится подготовка тела покой­ника к бальзамированию и превращению его в мумию, а также возложе­ние на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в «ах» ("просветленного", "блаженного").

ГОР ("высота", "небо") - в египетской мифологии божество света, борющее­ся с силами мрака. Гор изображался в виде сокола, че­ловека с головой сокола, крылатого солнца. Символ Гора - солнечный диск с распростертыми, крыльями. Гор - сын Исиды и Гора Бехдетского- Гор - сын Исиды, действует как мститель за своего отца Осириса. Ипостась Гора - Гор-Сематауи, т.е. Гор - объединитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараоны Египта являлись "служителями Гора", преемниками его власти над страной. Своими крыльями Гор охранял царя. Имя Гора было обязательным компонентом в пятичленной титулатуре фараонов.

ИСИДА - в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ жен­ственности, семейной верности. В греко--римскую пору Исиду называли "та, у которой тысяча имен". Исида - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Се­та, мать Гора. Образ Богоматери с младенцем на руках восходит к Исиде с младенцем Гором. Иногда Исиду изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Греки отождествляли Исиду с Деметрой.

ОСИРИС - в египетской мифологии бог производительных сил, царь загроб­ного мира, научивший ладей сеять злаки, сажать виноградники, выпекатъ хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Изображался Осирис в виде человека, тело которого окрашено в зеленый цвет. Подобно всему растительному миру Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, однако даже в мертвом Осирисе жизненная сила сохраняется. Осирис - старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, брат Исиды, Нефтиды, Сета, отец Гора. Осирис - четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, наследуя власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Каждый умерший фараон, а затем и каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом (т.е. считалось, что подобно Осирису, умерший оживет после смерти). Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимала судьей загробного царства, взвешивающим сердце покойника на веса где на одной чаше лежало сердце умершего, а на другой – изображение Маат. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, Осирис считался богом земных глубин, из пота рук которого вытекает Нил. Во времена Нового царства Осирис был отождествлен с богом Ра (Ра-Осирис) и его стали изображать с солнечным дисков на голове. В эллинистическое время культ Осириса слился с культом священного быка Аписа, образуя образ бога Сераписа (Осириса-Аниса), он при­обрел широкую известность в Египте и за его пределами.

ПТА - в египетской мифологии демиург, создавший первые восемь бо­гов (своих ипостасей),мир и все в нем существующее языком и сердцем, т.е. задумав творение в сердце и назвав задуманное языком. Пта стоит во главе мемфисской эннеады богов, а поскольку глава гелиопольской эннеады Атум также восходит к Пта, то к Пта восхо­дят и девять богов Гелиополя. Пта изображали в виде человека в одеянии, плотно облегавшем и закрывавши его тело, кроме кистей рук, держащий посох "уас". Женой Пта была Сехмет, сыном - Нефертум. Женами Пта называ­лись также Маат, Баст, Тефнут. Душа Пта - Апис, язык его - Тот. С развитием религиозного синкретизма Пта был отождествлен с большинством египетских богов: Татененом, Осирисом, Нуном, Тотом, Атумом, Амоном, Ра, Себеком.

РА - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый то соколом, то огромным котом, то человеком с голе­вой сокола, увенчанной солнечным диском и змеей. Ра - создатель мира и людей, возникших из его слез, отец богов, отец царей. Плывя по небесному Нилу в барке Манджет, Ра видит все, что делается на земле. Через бо­га божественного слова Ху и богиню мудрости Сиа Ра отдает распоряжения, требующие неукоснительного выполнения. В разное время Ра был отождествлен с Атумом (Ра-Атум), Горем (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра), Пта, Осирисом, Хнумом, Хепри, Се­беком. Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (считавшаяся Оком Ра).

ТОТ - в египетской мифологии бог мудрости, счета и письма, изображаемый в виде человека с головой ибиса а палеткой писца в руках. Тоту приписыва­лось создание всей интеллектуальней жизни Египта. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат, жрецами Тота были гермопольские номархи. Как божество астральное Тот отождествлялся с луной - Тот считался сердцем бога Ра и изображался позади этого бога. Как бог луны, Тот вел счет дням, месяцам, годам. Он разделил время на отрезки, его называли "владыка времени". Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи. Тот управляя языками и считался языком бога Пта. Как визирь бегов и писец эннеады, Тот присутствовал на суде Осириса. Он записывал результат взвешивания сердца умершего, охранял каждого покойника и вел его в царство мертвых.

ХАТОР ("дом Гора") - в египетской мифологии богиня неба, небесная ко­рова, родившая солнце, изображалась женщиной с голе­вой, рогами и ушами коровы. Хатор была жена Гора Бехдетского, мать Гора-Се­матауи. Хатор охраняет фараона, дарует плодородие, вы­ступая богиней-матерью. С Хатор отождествляли Ихет, Мут, Нут, Иусат. Древние грека отождествляли Хатор с Афродитой. С возвышением культа Ра Хатор стала считаться его дочерью, солнечным Сном. Хатор была отождествлена с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почиталась в образе львицы. С Хатор связан культ финиковой пальмы, сикоморы (их образ она принимала). В поздний период Хатор отождествлялась с Исидой, Таурт, Нейт, Баст, Небтуи.