Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер). - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Интерес К Буддизму Таких Мыслителей, Как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Фон Гар...
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетельствовал об определенном кризисе европейской рационалистической традиции, критиками которой они выступали. Кризис выражался прежде всего в несоответствии того типа сознания, который выработала вся предшествующая европейская культура, новым (культурным, социальным и экономическим) реалиям XIX—XX вв., появившимся в результате складывания общемирового экономического рынка и развертывания общемировых интеграционных процессов. Не вдаваясь в анализ этого тезиса, развитие которого представляет задачу самостоятельного исследования, отметим, что формирование сознания, отвечающего требованиям новой ситуации, могло осмысливаться или как задача изменения внешней среды, где действует личность (в тех теориях, в которых «бытие определяет сознание», например в марксизме), или же как задача изменения сознания средствами самого сознания (как в большинстве идеалистических теорий). Допустимо предположить, что одним из мотивов внимания к буддизму в эпоху кризиса европейской рационалистической традиции было не просто стремление расширить кругозор европейца, но прежде всего потребность познакомиться с учением, выработавшим специальные методы именно сознательного овладения (и контроля) сознанием в целях радикального изменения его природы и достижения определенного идеального состояния (на языке буддизма это состояние называется «пробуждение», или бодхи, нирвана, или «угасание»). Следы такого внимания видны и в учении Шопенгауэра.
В отличие от многих своих современников Шопенгауэрне смотрел на буддизм как на «экзотическую диковинку», случайно завезенную из далекой страны любознательным путешественником. Его тянуло к буддизму не любопытство и не научный интерес, а своего рода «избирательное родство душ» — ощущение единства и близости своих духовных исканий тем, которые он обнаружил в учении Будды. Для него буддизм — это не застывшее в стадии «начала» движение абсолютного духа, не ностальгически желанное «царство детства» и «утраченная родина», иными словами, не страница далекого прошлого, покрытая пылью веков и представляющая лишь исторический интерес, а живая актуальная мысль, бьющаяся над разрешением тех же «проклятых вопросов», которые не дают покоя и ему самому. В этом смысле он вводит буддизм в круг современных проблем философии как равного партнера и собеседника, создавая тем самым предпосылки «компаративной философии», достигшей своего расцвета уже в середине XX в. Шопенгауэровский буддизм, разумеется, не претендует на адекватное воспроизведение оригинального учения в какой-либо его исторической форме. Это, безусловно, факт исключительно европейской интеллектуальной истории, свидетельствующий сам по себе о попытках впрыскивания в нее опыта чужих традиций.
Интерес к буддизму Фридриха Ницше в целом идет из того же источника, что и интерес Шопенгауэра,— из поисков альтернативных христианству и рационалистической традиции европейской философии путей изменения сознания. Подобно Шопенгауэру, Ницше осмысливает буддизм как важный опыт «расширения» сознания путем критики умозрительного и спекулятивного знания вообще и рационалистической философии в частности. Оценка Ницше буддизма Далеко не однозначна. Наряду с признанием его явных преимуществ по сравнению с христианством (больший реализм, культивирование душевного здоровья, вера в возможности человека и т. п.) в работах немецкого мыслителя можно найти и довольно резкую критику чрезмерной утонченности буддийских выкладок, его пессимизма и желания уйти от действительности. Однако, несмотря на критическую опенку, Ницше, по мнению многих исследователей его творчества, в своих взглядах обнаруживает примечательные параллели с буддийским учением.
В 18 — начале 19 вв. в философии преобладали просветительские идеи, тесно связанные с религиозно-идеалистическими традициями. А развитие философии во 2-й половине 19 в. связано с поисками путей национального освобождения Индии от британского господства. Созданное в 1875 Д. Сарасвати общество "Арья самадж" провозгласило лозунг "Назад к Ведам!" и в то же время проповедовало рационализм и монотеизм, "активизм" личности и идеи социального прогресса. С просветительскими и религиозно-реформаторскими идеями в сфере ислама выступил Сайд Ахмад-хан. Реформация индуизма особенно отразилась в учении Рамакришны Парамахансы, согласно которому все религии истинны и ведут к познанию единого бога. Популярность приобрели его гуманистические идеи служения ближнему как акта служения богу, осуждение кастового неравноправия и т. д. В области философии он был ведантистом, пытался синтезировать двайту, адвайту и вишиштха-адвайту.
В конце 19 — начале 20 вв. философская мысль развивалась под влиянием выдающегося просветителя С. Вивекананды, стремившегося содействовать пробуждению масс, исходя при этом из религии индуизма. Основой его философии послужила веданта; он развивал также теорию "универсальной религии". В 20 в. получило распространение религиозно-философское и общественно-политическое учение М. Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения
Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения человеком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственного и рационального, своего рода «мыслеобраз». Мифологи
Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи
Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были руководствоваться только внешними Египту источниками. В настоящее время они отошли на второй план, и только
Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсальный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пирамид»
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется
Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко
Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и связанные с этим культовые отправлени
Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинается, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова становится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных
Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль
Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в середине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность
Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи.
Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс
Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&
Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два
Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд ритуальны
Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма представляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наименование не принадлежит адептам данн
Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Раз
Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес
Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, естественно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр
Новости и инфо для студентов