рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Аристотель Из Стагира (384 – 322 Гг. До Н.э.) Разрабатывает Основы Логики, Пр...

Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель Александра Македонского. По возвращении в Афины основал философскую школу Ликей в роще Аполлона Ликейского, а его учеников называли «перипатетики» («прогуливающиеся»).

В качестве строго научного метода Аристотель предлагает не диалектику, а аналитику, т.е. теорию аподиктического силлогизма («доказательного умозаключения»). Наибольшее внимание Аристотеля в логических исследованиях привлекали три проблемы:

1) вопрос о методе вероятностного знания (раздел аристотелевской «диалектики», рассматриваемой в «Топике»);

2) вопрос о двух основных методах выяснения уже не вероятного, а достоверного знания; эти методы – определение и доказательство;

3) вопрос о методе нахождения посылок знания – индукция.

Свод логических заключений у Аристотеля получил название «Органон» («орудия», «инструмент»).

По Аристотелю, познание происходит от единичного к общему, понимание высшего мира лежит не в созерцании запредельного мира «идей», а в наблюдении и изучении мира реальных, «природных» вещей.

Аристотель разрабатывает классификацию философии, которая делится на теоретическую (умозрительную) философию (принцип: знание ради знания), практическую (принцип: знание ради деятельности) и творческую (принцип: знание ради творчества).

Теоретическая философия включает в себя физическую, математическая, первую философию, в свою очередь включающей онтологию, состоящей из учении о категориях, учении о причинах бытия и учения о возможности и действительности, и теологии, науке о боге как небесном неподвижном и вечном двигателе.

Аристотель разработал 10 философских категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание.

В своем философском учении философ рассматривает четыре причины:

1) формальная причина, основной категорией которой является «форма» (эйдос, идея, чтойность, сущность, эссенция). Формы первичны, вечны и неизменны, они – общее по отношению к единичному. «Быть» для вещи означает иметь форму, конечноую осуществленность. Способность вещи быть чем-то определенным называется энтелехией (греч. entelechia – «законченность», «завершенность»);

2) материальная причина, основное понятие которой – «материя». Материя предстает как возможность, потенция вещи быть или не быть чем-то определенным (формальная и материальная причины являются структурным принципом вещи);

3) действующая причина, которая исследует источник движения;

4) целевая причина, рассматривающая целесообразность вещи.

В отличие от Платона, термин «эйдос» у Аристотеля принимает значение «формы». Аристотель отрицает самостоятельное, независимое от вещей существование идей. Эйдосы всеобщего космического становления образуют иерархию, на вершине которой неподвижный Ум как причина всего становления.

Аристотель различает также четыре типа движения, переходов от возможности к действительности:

1) возникновение и уничтожение;

2) количественные изменения;

3) качественные изменения;

4) перемещение вещи с места на место.

Движение к осуществленности, целевая причина – энтелехия.

Аристотелевское учение о физике включает три раздела:

1) финитизм – учение, утверждающее конечность космоса и его ограниченность в пространстве и отрицающее бесконечность и пустоту;

2) телеологизм – учение о высшей целесообразности, выражающейся в тезисе «бог и природа ничего не делают напрасно»;

3) дуализм «подлунного» (область 4-х элементов, всего изменчивого и преходящего) и «надлунного» (область «пятого элемента – эфира», область неподвижности и вечности) миров.

Как и Платон, Аристотель разработал учение о государстве и формах государственного устройства. Человек, по Аристотелю, – существо государственное, способное быть нравственно совершенным только внутри государства. Государство он определяет как «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Конечная цель государства (полиса) – достижение высшего блага, общего счастья (eudaimonia). Природа государства стоит выше индивиду, целое предшествует своей части. В состав государства входят отдельные лица, «ойкосы» (семьи) и селения, за исключением рабов.

Все государства Аристотель разделяет на «правильные» и «неправильные». В «правильных» государствах власть заботится об общей пользе, в «неправильных» - только о своей собственной. Существуют три «правильных» формы правления: монархия (власть одного), аристократия (власть богатого меньшинства) и полития (власть бедного гражданского большинства). Этим формам соответствуют три «неправильных»: тирания, олигархия и демократия.

Согласно Аристотелю, наиболее желательным государственным строем является аристократия – «правление лучших», но в тогдашних реальных условиях для большинства государств наиболее образцовой формой правления Аристотель считал политию. Идеальное государство основано на разделении труда и на недопустимости смешения сословий.

К эстетике Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) имеют отношение 4 произведения: «О поэтическом искусстве», «Риторика», «Политика» и 12-я книга «Метафизики».

Аристотелем руководит, как и Платоном, такое же стремление философски конструировать всякую вещь как некоего рода индивидуальность, а также и весь мир со всем его прошлым, настоящим и будущим. В этом сходство платонизма и аристотелизма. Различие в понимании целого и методе: у Платона – это синтез и объяснение, у Аристотеля – анализ и описание. В отличие от Платона, который целое трактует как некое новое качество по отношению к своим частям и как единство и борьбу противоположностей, то Аристотель в «Метафизике» дает понятие единства как меры, поясняя: «Быть единым это именно значит – существовать как данная отдельная вещь» (1053 а 18-19).

По Аристотелю, Ум – это некая вечная сущность, неподвижная и отделенная от чувственных вещей. Эта сущность не неделима, не имеет никакой величины. Это вечно подвижный, вечно живой, вечно действующий Ум, настоящая самая высокая красота. В уме мыслящее и мыслимое, субъект и объект отождествляются и находятся в абсолютном равновесии. Ум нематериален, но у него своя собственная, умопостигаемая материя. Ум – идея всех идей, он осмысляет собой всякую реальность. Ум Аристотеля не только есть космическое и надкосмическое мышление, не только космическое и надкосмическое умозрение, не только самодовлеющее созерцание и «мышление мышления», но и первый вечный двигатель, оформитель всего существующего. Он является принципом ценности для всего существующего, все существующее прекрасно только в приобщении к этому Уму. Учение об Уме у Аристотеля есть первое в античности учение о самодовлеющей эстетической ценности.

Аристотель сконструировал наивысшую красоту как красоту живого, одушевленного и наполненного умственными энергиями чувственного космоса.

Аристотелю принадлежит учение о потенции и энергии, которое совмещает идеальное и материальное в одном процессе смыслового становления, в едином процессе текучей сущности. Аристотель вводит термин «энтелехия», который обозначает все причины, без которых не может существовать ни одна вещь: материя, эйдос, или идея (форма), причинное происхождение вещи и ее целевое назначение. Энтелехия – диалектическое взаимодействие материи и эйдоса (формы), конечный результат перехода от возможности к действительности.

Прекрасное и благо рассматриваются Аристотелем как чистое бытие, это абсолютная разумность, осмысленность, лишенного всего материального, но предполагающая материю как необходимую область действия, созидания и осуществления. «Прекрасное» и «благо» сливаются в термине «калокагатия» (единство этически «хорошего» и эстетически «прекрасного»). Калокагатия у Аристотеля является внутренним объединением морали и красоты на основе создания и использования материальных благ.

В «Поэтике» Аристотель утверждает, что трагедия «при помощи сострадания и страха достигает очищения подобных аффектов». Понимание аристотелевского катарсиса («очищения») называют ноологическим (noys – «ум» и logos – «наука», «понятие», «слово»). По Аристотелю, все душевные силы постепенно освобождаются от потока становления, превращаются в некое единое средоточие, в ум, который не есть интеллектуальная сторона души, но который выше самой души и представляет собой высшую собранность всего растекающегося множества психической жизни в некое неподвижное самодовлеющее пребывание в одной точке. О сосредоточенности в уме нельзя сказать, что в нем преобладает момент чувства или момент интеллектуальный. В трагическом очищении дано просветление сознания, оно происходит в уме. Катарсис – сосредоточие в уме, умственно-энергийное состояние, и он стоит выше психических актов, в том числе страха и сострадания, но в то же время и связан с ними, так как представляет их необходимое завершение. Страх сопровождает собой наблюдение того, как умственная сущность отдается во власть тьмы, необходимости и саморазрушения; страх есть оценка трагического преступления в процессе его подготовки и совершения – с точки зрения нерушимой невинности и счастья. Сострадание – оценка преступника или его жертвы уже после совершения разрыва с невинностью. Очищение – оценка процесса возвращения отпавших частей бытия к первозданной чистоте, процесса восстановления и оправдания поруганного. Основные моменты механизма воздействия трагического мифа – «перипетия», «узнавание», «пафос», «страх», «сострадание» и «очищение».

Искусство Аристотель рассматривает как то, что говорит не о чистом бытии, а о его становлении, его динамике.

Мимесис (mimesis, «подражание») Аристотель трактует как творчество, к которому человек склонен по своей природе и тем самым отличается от всех остальных живых существ. Бытие, которое является предметом подражания, есть прообраз художественного произведения. Произведение должно заставлять сравнивать художественный образ с художественным первообразом.

Учение Аристотеля о бытии можно понимать как учение о символической выразительности вещи, или учение о вещах как о выразительных символах. Художественный предмет, по Аристотелю, является принципиально обобщенным построением, в противоположность анализируемым историком единичным вещам. В «Поэтике» Аристотель раскрывает задачу поэта говорить не о действительно случившемся, а о том, что могло бы случиться. Искусство – бытие не действительного, а возможного, еще вероятного.

Силлогическая логика, разработанная Аристотелем в «Аналитиках», – строго однозначная система выведения правильных выводов из бесспорных предпосылок. Рядом с областью чистой логической необходимости Аристотель допускает существование области диалектической логики (трактат «Топика»), т.е. условной логики, выводы которой более или менее вероятны и преследуют цели не истины, но только убедительности и правдоподобия. Топика – учение о методе, благодаря которому можно построить при помощи вероятных положений выводы по каждой предложенной проблеме при опоре на диалектическую логику.

Эстетика Аристотеля – вполне самостоятельная дисциплина, изучающая символическую выразительность и понимающая художественное бытие как онтологически нейтральное, когда не утверждается ни «да», ни «нет». Она обладает своей собственной неформальной, «топической» логикой, которую Аристотель именует «всевозможной», или «вероятностной».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги