Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.

Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель Александра Македонского. По возвращении в Афины основал философскую школу Ликей в роще Аполлона Ликейского, а его учеников называли «перипатетики» («прогуливающиеся»).

В качестве строго научного метода Аристотель предлагает не диалектику, а аналитику, т.е. теорию аподиктического силлогизма («доказательного умозаключения»). Наибольшее внимание Аристотеля в логических исследованиях привлекали три проблемы:

1) вопрос о методе вероятностного знания (раздел аристотелевской «диалектики», рассматриваемой в «Топике»);

2) вопрос о двух основных методах выяснения уже не вероятного, а достоверного знания; эти методы – определение и доказательство;

3) вопрос о методе нахождения посылок знания – индукция.

Свод логических заключений у Аристотеля получил название «Органон» («орудия», «инструмент»).

По Аристотелю, познание происходит от единичного к общему, понимание высшего мира лежит не в созерцании запредельного мира «идей», а в наблюдении и изучении мира реальных, «природных» вещей.

Аристотель разрабатывает классификацию философии, которая делится на теоретическую (умозрительную) философию (принцип: знание ради знания), практическую (принцип: знание ради деятельности) и творческую (принцип: знание ради творчества).

Теоретическая философия включает в себя физическую, математическая, первую философию, в свою очередь включающей онтологию, состоящей из учении о категориях, учении о причинах бытия и учения о возможности и действительности, и теологии, науке о боге как небесном неподвижном и вечном двигателе.

Аристотель разработал 10 философских категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание.

В своем философском учении философ рассматривает четыре причины:

1) формальная причина, основной категорией которой является «форма» (эйдос, идея, чтойность, сущность, эссенция). Формы первичны, вечны и неизменны, они – общее по отношению к единичному. «Быть» для вещи означает иметь форму, конечноую осуществленность. Способность вещи быть чем-то определенным называется энтелехией (греч. entelechia – «законченность», «завершенность»);

2) материальная причина, основное понятие которой – «материя». Материя предстает как возможность, потенция вещи быть или не быть чем-то определенным (формальная и материальная причины являются структурным принципом вещи);

3) действующая причина, которая исследует источник движения;

4) целевая причина, рассматривающая целесообразность вещи.

В отличие от Платона, термин «эйдос» у Аристотеля принимает значение «формы». Аристотель отрицает самостоятельное, независимое от вещей существование идей. Эйдосы всеобщего космического становления образуют иерархию, на вершине которой неподвижный Ум как причина всего становления.

Аристотель различает также четыре типа движения, переходов от возможности к действительности:

1) возникновение и уничтожение;

2) количественные изменения;

3) качественные изменения;

4) перемещение вещи с места на место.

Движение к осуществленности, целевая причина – энтелехия.

Аристотелевское учение о физике включает три раздела:

1) финитизм – учение, утверждающее конечность космоса и его ограниченность в пространстве и отрицающее бесконечность и пустоту;

2) телеологизм – учение о высшей целесообразности, выражающейся в тезисе «бог и природа ничего не делают напрасно»;

3) дуализм «подлунного» (область 4-х элементов, всего изменчивого и преходящего) и «надлунного» (область «пятого элемента – эфира», область неподвижности и вечности) миров.

Как и Платон, Аристотель разработал учение о государстве и формах государственного устройства. Человек, по Аристотелю, – существо государственное, способное быть нравственно совершенным только внутри государства. Государство он определяет как «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Конечная цель государства (полиса) – достижение высшего блага, общего счастья (eudaimonia). Природа государства стоит выше индивиду, целое предшествует своей части. В состав государства входят отдельные лица, «ойкосы» (семьи) и селения, за исключением рабов.

Все государства Аристотель разделяет на «правильные» и «неправильные». В «правильных» государствах власть заботится об общей пользе, в «неправильных» - только о своей собственной. Существуют три «правильных» формы правления: монархия (власть одного), аристократия (власть богатого меньшинства) и полития (власть бедного гражданского большинства). Этим формам соответствуют три «неправильных»: тирания, олигархия и демократия.

Согласно Аристотелю, наиболее желательным государственным строем является аристократия – «правление лучших», но в тогдашних реальных условиях для большинства государств наиболее образцовой формой правления Аристотель считал политию. Идеальное государство основано на разделении труда и на недопустимости смешения сословий.

К эстетике Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) имеют отношение 4 произведения: «О поэтическом искусстве», «Риторика», «Политика» и 12-я книга «Метафизики».

Аристотелем руководит, как и Платоном, такое же стремление философски конструировать всякую вещь как некоего рода индивидуальность, а также и весь мир со всем его прошлым, настоящим и будущим. В этом сходство платонизма и аристотелизма. Различие в понимании целого и методе: у Платона – это синтез и объяснение, у Аристотеля – анализ и описание. В отличие от Платона, который целое трактует как некое новое качество по отношению к своим частям и как единство и борьбу противоположностей, то Аристотель в «Метафизике» дает понятие единства как меры, поясняя: «Быть единым это именно значит – существовать как данная отдельная вещь» (1053 а 18-19).

По Аристотелю, Ум – это некая вечная сущность, неподвижная и отделенная от чувственных вещей. Эта сущность не неделима, не имеет никакой величины. Это вечно подвижный, вечно живой, вечно действующий Ум, настоящая самая высокая красота. В уме мыслящее и мыслимое, субъект и объект отождествляются и находятся в абсолютном равновесии. Ум нематериален, но у него своя собственная, умопостигаемая материя. Ум – идея всех идей, он осмысляет собой всякую реальность. Ум Аристотеля не только есть космическое и надкосмическое мышление, не только космическое и надкосмическое умозрение, не только самодовлеющее созерцание и «мышление мышления», но и первый вечный двигатель, оформитель всего существующего. Он является принципом ценности для всего существующего, все существующее прекрасно только в приобщении к этому Уму. Учение об Уме у Аристотеля есть первое в античности учение о самодовлеющей эстетической ценности.

Аристотель сконструировал наивысшую красоту как красоту живого, одушевленного и наполненного умственными энергиями чувственного космоса.

Аристотелю принадлежит учение о потенции и энергии, которое совмещает идеальное и материальное в одном процессе смыслового становления, в едином процессе текучей сущности. Аристотель вводит термин «энтелехия», который обозначает все причины, без которых не может существовать ни одна вещь: материя, эйдос, или идея (форма), причинное происхождение вещи и ее целевое назначение. Энтелехия – диалектическое взаимодействие материи и эйдоса (формы), конечный результат перехода от возможности к действительности.

Прекрасное и благо рассматриваются Аристотелем как чистое бытие, это абсолютная разумность, осмысленность, лишенного всего материального, но предполагающая материю как необходимую область действия, созидания и осуществления. «Прекрасное» и «благо» сливаются в термине «калокагатия» (единство этически «хорошего» и эстетически «прекрасного»). Калокагатия у Аристотеля является внутренним объединением морали и красоты на основе создания и использования материальных благ.

В «Поэтике» Аристотель утверждает, что трагедия «при помощи сострадания и страха достигает очищения подобных аффектов». Понимание аристотелевского катарсиса («очищения») называют ноологическим (noys – «ум» и logos – «наука», «понятие», «слово»). По Аристотелю, все душевные силы постепенно освобождаются от потока становления, превращаются в некое единое средоточие, в ум, который не есть интеллектуальная сторона души, но который выше самой души и представляет собой высшую собранность всего растекающегося множества психической жизни в некое неподвижное самодовлеющее пребывание в одной точке. О сосредоточенности в уме нельзя сказать, что в нем преобладает момент чувства или момент интеллектуальный. В трагическом очищении дано просветление сознания, оно происходит в уме. Катарсис – сосредоточие в уме, умственно-энергийное состояние, и он стоит выше психических актов, в том числе страха и сострадания, но в то же время и связан с ними, так как представляет их необходимое завершение. Страх сопровождает собой наблюдение того, как умственная сущность отдается во власть тьмы, необходимости и саморазрушения; страх есть оценка трагического преступления в процессе его подготовки и совершения – с точки зрения нерушимой невинности и счастья. Сострадание – оценка преступника или его жертвы уже после совершения разрыва с невинностью. Очищение – оценка процесса возвращения отпавших частей бытия к первозданной чистоте, процесса восстановления и оправдания поруганного. Основные моменты механизма воздействия трагического мифа – «перипетия», «узнавание», «пафос», «страх», «сострадание» и «очищение».

Искусство Аристотель рассматривает как то, что говорит не о чистом бытии, а о его становлении, его динамике.

Мимесис (mimesis, «подражание») Аристотель трактует как творчество, к которому человек склонен по своей природе и тем самым отличается от всех остальных живых существ. Бытие, которое является предметом подражания, есть прообраз художественного произведения. Произведение должно заставлять сравнивать художественный образ с художественным первообразом.

Учение Аристотеля о бытии можно понимать как учение о символической выразительности вещи, или учение о вещах как о выразительных символах. Художественный предмет, по Аристотелю, является принципиально обобщенным построением, в противоположность анализируемым историком единичным вещам. В «Поэтике» Аристотель раскрывает задачу поэта говорить не о действительно случившемся, а о том, что могло бы случиться. Искусство – бытие не действительного, а возможного, еще вероятного.

Силлогическая логика, разработанная Аристотелем в «Аналитиках», – строго однозначная система выведения правильных выводов из бесспорных предпосылок. Рядом с областью чистой логической необходимости Аристотель допускает существование области диалектической логики (трактат «Топика»), т.е. условной логики, выводы которой более или менее вероятны и преследуют цели не истины, но только убедительности и правдоподобия. Топика – учение о методе, благодаря которому можно построить при помощи вероятных положений выводы по каждой предложенной проблеме при опоре на диалектическую логику.

Эстетика Аристотеля – вполне самостоятельная дисциплина, изучающая символическую выразительность и понимающая художественное бытие как онтологически нейтральное, когда не утверждается ни «да», ни «нет». Она обладает своей собственной неформальной, «топической» логикой, которую Аристотель именует «всевозможной», или «вероятностной».