Источники древнеегипетской религии.

До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только древнегреческие тексты заслуживают особого внимания.

С тех пор как Египет стал известен грекам, его необычная культура и, прежде всего, религия привлек­ли к себе их внимание и вызвали живой интерес. Греческие мысли­тели, посещавшие эту страну, по­стоянно сообщали те или иные све­дения о египетских богах и их культах. Однако от большинства этих текстов до нас дошли мало­численные отрывки. О Египте и его религии Геродот пишет во вто­рой и третьей книге своей «Исто­рии». Он выводит происхождение греческих богов из Египта, точно так же, как и другой путешественник, Диодор, который посе­тил Египет в 1 в. до н.э. Самым значительным памятником гречес­кой литературы о египетской ре­лигии, дошедшим до нашего вре­мени, является сочинение Плу­тарха «О Исиде и Осирисе», со­ставленное им на основании вер­ных источников.

В противовес греческим ис­точникам древнеегипетские (после того как стало возможно обратить­ся к их содержанию) тексты огромное количество информации о египетской истории и теории религии. Практически нет таких текстов, которые не имели бы никакого зна­чения для понимания религии. Медицинские тракта­ты, частные письма имеют не меньшее значение, чем собственно религиозные тексты. Более того, все па­мятники древнеегипетского искусства различных эпох обладают ярко выраженным религиозным содержани­ем, поэтому их необходимо включить в число ярчай­ших источников для изучения древнеегипетских куль­тов. Храмы, пирамиды, гробницы, обелиски были по­священы, прежде всего, религиозным целям. Девяно­сто процентов дошедших до нас папирусных текстов -религиозного содержания. В большинстве своем весь этот материал посвящен погребальным ритуалам, и его содержание раскрывает смысл погребения и заг­робной жизни. Сказания о божествах содержатся в не­большом количестве текстов, кроме того, их понима­ние затрудняется ссылками на другие, совершенно не­известные, сказания. Рассмотрим характеристики важ­нейших памятников религии Древнего Египта по ис­торическим эпохам.

Для изучения периода Древнего царства источ­ников сравнительно немного. Это тексты, которые вы­сечены в гробницах в Саккара недалеко от Мемфиса, относящихся к IV, V и VI династиям, а также в гроб­ницах Медума (еще более древние) и гробницах VI династии в Асуане на южной границе Египта. Эти над­писи представляют собой краткие формулы, содержа­щие имена богов смерти и других богов, которым слу­жили умершие жрецы. Три большие пирамиды не со­держат вообще никаких надписей, зато пять малых

пирамид в Саккара содержат около 4000 строк религиозных текстов. Это пирамиды Унаса (последний царь V династии), Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (четыре первые царя VI ди­настии). Эти тексты представ­ляют собой изречения и молит­вы, которые должны обеспечить умершему пропитание с помо­щью богов. Целый ряд заклинаний должен предотвратить голод и жажду для умершего, а также избавить его от змей и скорпионов. Другие гимны и молитвы обраща­ются к богам, которые могут оказать расположение мертвому в загробной жизни. И, наконец, еще один ряд текстов предназначен для того, чтобы возвратить действующую силу глазам, рту и всем частям тела умершего. Это древнейшие из известных сегодня тек­стов. Более обширный материал дают гробницы Среднего периода. Это, прежде всего, гробницы Сиу-та и Бени-Хасана, а также гробницы Фиванской рав­нины. Большое значение имеют стелы с надписями, находившиеся в гробницах (преимущественно из Аби­доса). Религиозное содержание имеют и папирусы Сред­него царства, например папирус, содержащий «Настав­ления Птахотепа» (о том, как следует обращаться с людьми), а также поучение царя Аменемхата сыну.

Затем следует темный период нашествия гиксосов, от которого почти не сохранилось источников по египетскому культу. Начиная с XVIII династии, ис­точники становятся чрезвычайно обильными и содер­жательными.

В эпоху Нового царства появляются многочис­ленные надписи и изображения на стенах храмов, со­держание их весьма разнообразно. Целую литературу заключают в себе фиванские гробницы царей. Наи­большее значение для истории религии имеет знаме­нитая «Книга мертвых», которая, впрочем, не имеет определенной формы и содержания. Само название книги чрезвычайно условно. Другие варианты назва­ния — «Выход из дня», «Выход в течение дня», «Кни­га усовершенствования умершего». Это своеобразное руководство для умершего, карта загробного мира, и все его тексты предназначены для мертвого человека и для его пользы. Существуют многочисленные вари­анты сборников текстов, которым дается такое назва­ние и которые в Древнем Египте считались необходи­мыми для умершего и клались вместе с ним в могилу.

«Книга мертвых» состоит из очень разных элементов. Сегодня принята редакция, включающая в себя 165 глав, различных по древности и содержа­нию. 15 глава включает в себя гимны в честь солнца. 17 глава излагает очень древнюю теологическую и космогоническую систему. 64 глава иногда называет­ся «Глава, излагающая в одной главе все главы об исходе дня». 125 глава -наиболее часто цитируемая, в ней описан суд, где перед судилищем Осириса над умершим произносится судебный приговор. 130 и следующая главы рассказы­вают о путешествии мертвого в ладье бога Ра.

Другая важнейшая группа религиозных текстов — это те, которые дошли до нас из фиванских гробниц фараонов. Все они возникают в эпоху Нового царства и раскрывают господствующий тогда солнечный культ. В основном это торжественные песни разных богов, приветствующие солнце в то время, когда ладья бога Ра достигает вечером входа в загробный мир. Длинные тексты сол­нечных гимнов содержатся и в некоторых погребальных папирусах «Книги мер­твых». Из гробниц фараонов нам известен миф о Ра, истребившем грешный человеческий род и вновь воссоздавшем порядок на небе и на земле. И, наконец, самые большие и самые важные тексты - это «Книга о том, что находится в Дуат» (место, где обитает солнце в течение ночи) и «Книга о вратах». «Книга о том, что находится в Дуат» была известна повсеместно: кроме полного и иллю­стрированного издания, сохранившегося в царских гробницах, до нас дошло и сокращенное издание этого произведения, без рисунков, в большом количестве экземпляров. Подобно «Книге мертвых» это писание также клали в могилу вместе с умершим. В нем повествуется о путешествии солнца в его лодке во время 12 ночных часов, причем добавляется, что оно содержит полную копию текстов, начертанных на стенах «таинственного дома» (гробницы Осириса). «Книга о вратах» трактует о том же предмете, но с другой точки зрения. Царские гроб­ницы сохранили и другие тексты, некоторые из них написаны тайнописью и снабжены символическими изображениями.

Наряду с многочисленными религиозными тек­стами Древний Египет оставил для нас и богослужеб­ные книги. С ритуалом культа Осириса в его Абидосском храме мы знакомимся по иллюстрированному его описанию на стенах храма. Описание службы богу Амону в фиванском святилище сохранилось в одном папирусе. Существует также описание ритуала, совер­шавшегося при бальзамировании трупа — частично уже в пирамидных надписях, частично на папирусах и в гробницах позднейшего времени.

Огромную важность для изучения религии Древ­него Египта имеет магическая литература периода Нового царства. Это гимны в честь солнца и заклина­ния против крокодилов, змей, диких зверей, против «злого глаза». Один из папирусов содержит большой отрывок легенды о боге Ра. Большая часть магичес­ких папирусов заключает заклинания против болез­ней и демонов и указания насчет приготовления и ос­вящения амулетов. Медицинские руководства также содержат магические формулы, но не только — в них ставятся диагнозы болезней и назначаются рецепты, которые современная наука признает верными. Иног­да в них попадаются намеки на болезни богов и упо­минаются магические средства, которыми они выле­чились. В одном из папирусов имеется руководство к выбору дней, представляющее собой календарь счастливых и несчастных дней со множеством мифических заметок, касаю­щихся истории богов.

С религиозной поэзией Нового царства мы знакомим­ся по целому ряду гимнов, обращенных к различным богам; все они носят характер соеди­нения множества богов в единое божество, и поэтому представляют особый интерес. Много гимнов в честь Осириса, Ра, Амона-Ра, Нила и т.п. В них очень часто повторяются одни и те же стихотворные формы, по­тому что каждого бога называют высочайшим, отцом богов, создателем вселенной и т.д. Гимны из эпохи фа­раона Аменхотепа IV (Эхнатона) в честь бога солнца Атона, сохранившиеся во многих списках в гробницах Телль-ель-Амарна, дают нам единственные сведения об его учении.

В самые поздние времена египетской истории вновь входят в обиход тек­сты, употреблявшиеся почти 3000 лет назад. Снова погребения украшаются на древний лад. Храмы, построенные и украшенные в эпоху Птолемеев и римского владычества, покрыты мифологическим надписями и изображениями; важней­шие из них - в Дендерах, Эдфу и Еснехе. В эту эпоху создаются священные произведения, которые клались умершему в могилу, например, «Книга о вздо­хах», пользующаяся особым почтением у жрецов и жриц Амона-Ра. Она содер­жит заговоры, посредством которых Исида оживила тело своего брата Осириса. Другая подобная книга - «Книга о происхождении вечности». Одними из изве­стнейших священных текстов были «Жалобные песни Исиды и Нефтиды», они пелись в большие праздники в честь Осириса в храме этого бога двумя женщи­нами, изображающими двух божественных сестер — Исиду и Нефтиду, оплаки­вающих своего умершего брата.

До сих пор открываются новые тексты, которые расширяют и уточняют наше представление об истории древнеегипетской религии. Поэтому любой об­зор источников будет неполным и односторонним. Тем не менее, изучение древ­неегипетской религии следует связывать с исследованием самих памятников этой культуры, а лишь затем переходить к их интерпретациям.